Профилактика раннего семейного неблагополучия
Своё выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.
Проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.
Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;
- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
низкая материальная обеспеченность;
отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
алкоголизм одного или обоих родителей;
эмоционально напряженная атмосфера в семье;
неуспеваемость школьников в учебе;
плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
неорганизованный отдых и досуг детей;
неумение найти дополнительный заработок;
незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.
Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.
Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.
Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.
Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
организация досуга детей, организация летнего отдыха;
информирование о работе различных служб;
психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
организация благоприятной социальной среды в семьях;
помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
помощь в выборе образовательного пути;
обучение способам повышения самооценки;
консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
индивидуальное консультирование;
взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работу с неблагополучными семьями нужно вести дифференцированно. В работе с неблагополучными семьями я использую следующие приемы:
1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
Формы работы с неблагополучной семьей:
- советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
- консультации специалистов;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- консультации по выполнению домашнего задания;
- вовлечение в различные классные и школьные мероприятия;
- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)
- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия).
Какие вопросы может задать педагог родителю из неблагополучной семьи во время беседы?
Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)
Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.)
Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
1.Совместная работа:
Органы социальной защиты;
Управление образования;
Органы внутренних дел;
Здравоохранение;
Служба занятости населения;
ОДН.
2.Источники информации о семейном неблагополучии:
Классные руководители;
Воспитатели д/с;
Педагоги школы;
Врачи;
Участковый инспектор;
Родственники;
Соседи;
Друзья.
3.Дополнительные источники:
Документы социально-медицинского патронажа;
Документы социально-психологической службы школы;
Материалы психодиагностики;
Результаты рейдов;
Жалобы и заявления граждан;
Материалы о правонарушениях;
Преступления несовершеннолетних.
4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка:
Нарушение поведения
Бродяжничество;
Агрессивность;
Хулиганство;
Правонарушения;
Аморальные формы поведения;
Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Нарушения развития детей
Низкая успеваемость;
Неврастения;
Отсутствие навыков личной гигиены;
Неуравновешенность психики;
Подростковый алкоголизм;
Подростковая проституция;
Болезни;
Недоедания;
Уклонения от учёбы.
Нарушения общения
Конфликты с учителями;
Частое употребление неформальной лексики;
Суетливость или гиперактивность;
Конфликты с родителями;
Контакты с криминогенными группировками.
5.Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:
Принудительное лечение;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Административные штрафы;
Постоянный патронаж;
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Таким образом, проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – одна из главных задач педагогов.
В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.
Задача всего педагогического коллектива, работающих с подростками, воспитывающихся в неблагополучных условиях, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой)