СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика раннего семейного неблагополучия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальным педагогам и педагогам-психологам. Профилактика раннего семейного благополучия. Как вывить такие семьи, какую помощь может школа им оказать.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика раннего семейного неблагополучия»

Профилактика раннего семейного неблагополучия

Своё выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. 

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива, позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.

Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;

- подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);

- тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

  • низкая материальная обеспеченность;

  • отсутствие доверительных отношений между членами семьи;

  • алкоголизм одного или обоих родителей;

  • эмоционально напряженная атмосфера в семье;

  • неуспеваемость школьников в учебе;

  • плохая адаптация ребенка к среде сверстников;

  • неорганизованный отдых и досуг детей;

  • неумение найти дополнительный заработок;

  • незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;

  • низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, коммуникативной, регулятивной, создание атмосферы счастья) и не оправдывает ожиданий общества.

Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли.

Ведь семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому школе не безразлично, что происходит в семье.

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;

  • организация досуга детей, организация летнего отдыха;

  • информирование о работе различных служб;

  • психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);

  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;

  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;

  • организация благоприятной социальной среды в семьях;

  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);

  • помощь в выборе образовательного пути;

  • обучение способам повышения самооценки;

  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;

  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);

  • учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;

  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;

  • индивидуальное консультирование;

  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работу с неблагополучными семьями нужно вести дифференцированно. В работе с неблагополучными семьями я использую следующие приемы:

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

Формы работы с неблагополучной семьей:

- советы по преодолению сложных жизненных ситуации;

- консультации специалистов;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- консультации по выполнению домашнего задания;

- вовлечение в различные классные и школьные мероприятия;

- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)

- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;

- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия).

Какие вопросы может задать педагог родителю из неблагополучной семьи во время беседы?

  1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)

  2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.)

  3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

  4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

  5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

1.Совместная работа:

  • Органы социальной защиты;

  • Управление образования;

  • Органы внутренних дел;

  • Здравоохранение;

  • Служба занятости населения;

  • ОДН.

2.Источники информации о семейном неблагополучии:

  • Классные руководители;

  • Воспитатели д/с;

  • Педагоги школы;

  • Врачи;

  • Участковый инспектор;

  • Родственники;

  • Соседи;

  • Друзья.

3.Дополнительные источники:

  • Документы социально-медицинского патронажа;

  • Документы социально-психологической службы школы;

  • Материалы психодиагностики;

  • Результаты рейдов;

  • Жалобы и заявления граждан;

  • Материалы о правонарушениях;

  • Преступления несовершеннолетних.

4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка:

Нарушение поведения

  • Бродяжничество;

  • Агрессивность;

  • Хулиганство;

  • Правонарушения;

  • Аморальные формы поведения;

  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

Нарушения развития детей

  • Низкая успеваемость;

  • Неврастения;

  • Отсутствие навыков личной гигиены;

  • Неуравновешенность психики;

  • Подростковый алкоголизм;

  • Подростковая проституция;

  • Болезни;

  • Недоедания;

  • Уклонения от учёбы.

Нарушения общения

  • Конфликты с учителями;

  • Частое употребление неформальной лексики;

  • Суетливость или гиперактивность;

  • Конфликты с родителями;

  • Контакты с криминогенными группировками.

5.Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:

  • Принудительное лечение;

  • Лишение родительских прав;

  • Консультирование;

  • Обучающие консультации для родителей;

  • Помощь общественных организаций;

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Пропаганда семейных ценностей;

  • Административные штрафы;

  • Постоянный патронаж;

  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Таким образом, проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – одна из главных задач педагогов.

В заключении можно выделить основные формы и методы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

  1. Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.

  2. Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.

  3. Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

Задача всего педагогического коллектива, работающих с подростками, воспитывающихся в неблагополучных условиях, которые сами они изменить пока не в состоянии, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л.Н.Толстой)