СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика речевых нарушений

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений у детей.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика речевых нарушений»

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Речевые нарушения детей – очень серьезная проблема в настоящее время. И с каждым годом все больше детей нуждается в помощи логопеда. В чем причина? Что в связи с этим необходимо знать родителям?

Речевые нарушения разнообразны:

! Дислалия – нарушение произношения звуков.

! Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой.

! Ринолалия – тяжелое речевое нарушение, связанное с грубыми анатомическими аномалиями (расщелины нёба, верхней губы, крыльев носа; аномальный прикус). Речь ребенка непонятна, с носовым оттенком.

! Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. В речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

! Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок понимает обращенную речь, но не умеет ее воспроизводить или не понимает чужой речи, но в некоторых случаях автоматически повторяет чужие слова ( вместо ответа ребенок повторяет сам вопрос).

! Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. Утрачиваются навыки произношения или понимания чужой речи.

Конечно, в случаях тяжелых нарушений речи родителям обязательно нужно обращаться к специалистам, выполнять все назначения и рекомендации.

Причинами речевых нарушений также могут являться

- ухудшение экологической обстановки,

- увеличение числа патологий беременности,

- увеличение количества родовых травм,

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости,

- различные социальные причины.

Отрицательное воздействие на формирование речи могут оказать

  • неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок,

  • дефекты речи взрослого,

  • ограниченное языковое общение с ребенком.

Беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь – если в семье этого нет, то у ребенка формируется задержка не только речевого, но и психического развития.

Возникнув, речевые нарушения не исчезают самостоятельно, а закрепляются, отражаются на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его, становятся причиной возможных затруднений обучения в школе. Например, если вовремя не исправить нарушение произношения звуков, впоследствии, во время обучения в школе, у ребенка проявляются нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Плохое воздействие на развитие речи оказывает телевидение. Если оно заменяет ребенку раннего возраста (от 1 года до 4 лет) общение с близким человеком, значит, ребенок больше молчит, занимая при просмотре телепередач пассивную позицию, принимает информацию (хорошо, если она положительная), не участвуя в обсуждении, не задавая вопросов и не получая ответов. Для детей постарше (5-7 лет) длительные телепросмотры также вредны для формирования речи, так как это самый активный период речевого развития. Старайтесь смотреть вместе с ребенком, сами выбирайте для него видеофильмы и телепередачи, поясняйте и рассуждайте вместе, задавайте вопросы и отвечайте на вопросы, заданные вам. И обязательно ограничивайте телевизионное общение во времени.

Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являться причиной возникновения речевых дефектов у детей. В этом случае ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков, что в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей в первую очередь необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте, не «ломая язык» и не «сюсюкая», подстраиваясь под малыша. Этим вы лишаете его правильного образца речи, так как речь ребенка формируется в общении с вами. На звукопроизношении вредно сказывается длительное сосание соски или пальца. Постарайтесь вовремя отучить малыша от этих привычек.

Никогда, даже если вы устали, не говорите ребенку «некогда», «отстань», этим вы снижаете его речевую активность, его мыслительную деятельность.

Читая ребенку, беседуя с ним, отвечая на его вопросы, вы развиваете и совершенствуете его речь (более подробно читайте об этом в статье «Развитие речи дошкольника в семье»). Внимательно слушая ребенка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь. Если вы обратились к логопеду – обязательно выполняйте все задания и рекомендации. Не забывайте про артикуляционную и пальчиковую гимнастику, занимайтесь логоритмикой (движение + речь). Все это положительно отразится на формировании речи вашего ребенка. Совершенствуйте вместе с ним и свою речь. Будьте своему ребенку другом и помощником!

Желаю успехов!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!