СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации логопеда родителям детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:

1.Дуть на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики, играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).

2.Дуть на привязанные к натянутой ниточке снежинки, лёгких разноцветных птичек. Сдувать с руки пушинки. Дуть на мыльные пузыри.

3.Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, мыльному пузырю.

Игра «Эхо»- Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей тихо произносит звук (а), другая громко. Можно употреблять сочетания ау, уа, иа, ио.

«Вьюга»- Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя: «Вьюга начинается» тихо произносят: у- у - у; по сигналу «Сильная вьюга» громко произносят: у – у – у; по сигналу «Вьюга затихает» произносят тише, по сигналу «Вьюга затихла» - замолкают.

«Гудок» - Дети становятся в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук (у) сначала громко, а затем постепенно всё тише и тише.

«Кто кого»- Воспитатель вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше другого тянет звук, тот выигрывает.

«Усатый кот»- Кто либо из детей – кот, притаившись, подходит произносит вполголоса: «Я усатый жадный кот, слышу ваш мышиный ход», а остальные дети мышки – тихо проходят мимо него и шепчут: «Тише мыши, кот всё ближе». Кто скажет громко, того кот хватает.

«Буря в стакане воды»- Наполняем стакан водой, опускаем коктейльную трубочку, дуем с силой так, чтобы образовались пузыри.

«Фокус»- Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посередине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Для игры соревнования вызываются два ребёнка. Выигрывает тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.

Комплекс упражнений для активизации мышц языка:

«Весёлый язычок»- Жил язычок в своём домике. Проснулся и осмотрелся. Взглянул за калиточку(язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз) - «часики».Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком проводим ласкательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молоком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (облизывание зубов под губами). Сделал всё язычок и опять решил поиграть. Увидел качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при открытом рте вверх – вниз, вверх – вниз, всё выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щёлкаем кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошёл в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы).

«Толстячки – худышки»- Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3 – 5 секунд.

«Ступеньки»-Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести чашечку на верхние зубы, а затем – за верхние зубы. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении.

«Не разбей чашечку»- Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3 – 5 секунд, не разрушая чашечки.

«Кучер»- Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук.





































































Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников



















Пальчиковая гимнастика — это не только стимул развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. 

Чем выше развита двигательная и координаторная активность руки, тем лучше развивается речь, тем меньше трудностей ребенок будет испытывать, когда будет учиться писать.

Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.

Рекомендации для разучивания игр:

Не проводите игр холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы: говорите, то тише, то громче, определите где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, « не замечайте», если ребенок на первых порах делает, что-то неправильно, поощряйте успехи!

Этапы разучивания игр.

Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый помогает.

Пальчиковые упражнения любимы всеми детьми, дарят им тактильный и эмоциональный контакт.

Пальчиковый тренажер – это пособие, необходимое для развития мелкой моторики, включающий в себя застежки, шнуровки, пуговицы, прищепки и т. д.

ПРИМЕРЫ « ПАЛЬЧИКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ», изготовленных своими руками.





















































































«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». 

( А. С.Макаренко)



ПАЛЬЧИКИ – НЕПОСЕДЫ или о значении пальчиковых тренажеров в развитии и коррекции речи детей»











При произнесении свистящих звуков губы слегка растянуты в улыбку. Зубы сближены. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лопатка»

Язык широкий положи
И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3. «Качели»

Язычок на крылечке полежал –
И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

4.​ «Горка»

Выше горка поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

5.​ «Дудочка»

Дудочка, дуди сильней,
Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

6.​ «Колесо»

Покатилось колесо,
Отвалилось, вот и всё…
Колесо, вернись назад!
Пожалей мой самокат!

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперёд, а затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперёд – назад в форме валика.

7.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,
По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б )Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

8.​ «Чьи зубы чище?»

Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи и внутри
Не болели чтоб они.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

9.​ Упражнение в произнесении звука [И ]

В игровой форме (например, петь мелодию на звук [И ]) отрабатывается произнесение звука.

10.​ «Заборчик»

Язычок поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.





























































Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции свистящих звуков

[С], [З], [Ц]





















При произношении шипящих звуков губы округлены и слегка вытянуты вперёд. Зубы сближены, но не соприкасаются. Расстояние между ними 2 – 5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к верхним зубам и образует с ним щель.

1.​ «Наказать непослушный язычок»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2.​ «Лопатка»

Язык широкий положи
И спокойным удержи.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10.Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3.​ «Парус»

Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

4.​ «Качели»



Язычок на крылечке полежал –
И на качели побежал.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

5.​ «Дудочка»

Дудочка, дуди сильней,
Созовём мы всех друзей!

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».

6.​ «Маляр»

Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Всё до дальнего угла!Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

7.​ «Вкусное варенье»

Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем…
С губ сотрём следы варенья,
Угощенья – объеденья!

Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

8.​ « Лодочка»

Лодочку могу свернуть
И на ней отправлюсь в путь,
Как ни высока волна,
Лодке не страшна она!

Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

9.​ «Язык перешагивает через зубы»

А потом пошёл гулять,
По ступенечкам шагать.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

10.​ «Чашечка»

Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.


11.​ «Болтушка», «Индюк»

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

12.​ Пощёлкать кончиком языка

Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

13.​ «Лошадка»

Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

14.​ «Грибок»

Лошадка шла, шла
И грибок нашла.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

15.​ «Гармошка»

На гармошке он сыграет,
И песенку споёт…

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.



























































Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции шипящих звуков

[Ш],[ Ж],[ Ч],[ Щ]



























Многим из нас приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Слова, льющиеся из маленького ротика, мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать.

Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, проходящей через все дыхательные пути: от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее все повторяется.

Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Из-за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) им не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсегоему не достает в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Таким образом, родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить его правильному дыханию.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие речевого дыхания. Заниматься можно один раз в неделю, по одной игре.

«Цветочек»- вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».

«Перышко»- сдуть перышко с ладони.

«Листья летят»- вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.

«Платочек» - подуть на цветной носовой платочек.

«Жук полетел»- сдуть бумажного жука со стола.

«Покатай карандаш»- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.

«Рыбки плавают»- подуть на модуль «Рыбки» (вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, например к люстре).

«Пускание мыльных пузырей»- учить делать длительный выдох через рот.

«Птичка летает»- подуть на бумажную птичку, прикрепленную за ниточку.

«Свистульки»- учить извлекать звук из свистулек.

«Шарик воздушный летит»- подуть на воздушный шарик.

«Самолет»- подуть на бумажный самолет, подвешенный на ниточке.

«Прокати шарик»- вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе (любой легкий шарик, например теннисный).

«Елочный дождик»- подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.

«Свеча»- задуть свечу резким выдохом.

«Погрей руки»- вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.

«Снежинка»- подуть на кусочек ваты.

«Бурлящая вода»- подуть в воду через трубочку.

«Морские гонки»- через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

«Бабочка»- сдуть бабочку с цветка.









































































«Развитие речевого дыхания у ребенка»

















Если ребенка не увлекают развивающие игры и пособия – предложите ему настоящие дела, в которых ребенок может тренировать мелкую и общую моторику, внимание, память, речевое развитие, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.

Игры на развитие речи:

Очень важно называть все своими именами — кухонные приборы и технику, виды продуктов из которых готовите, их предназначение и полезность. Используйте в речи глаголы: наливаю воду, мою овощи, чищу яблоки, нарезаю, солю – это поможет развить ассоциативное мышление.

Вкусные слова. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не "съедите" все. Можно поиграть и в "кислые ", "соленые", "горькие" слова.

Отгадай. Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Необычный ужин. Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть звук «С» (например: сыр, салат,суп).

Порядок на кухне. Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник), [Л] (ложки, вилки).

Ищем слова на кухне. Какие продукты можно положить в борщ, компот.

Формирование лексико-грамматической стороны речи (образование слов):

Назови прибор. Как одним словом назвать прибор, который режет овощи? (Овощерезка).Выжимает сок? (Соковыжималка).

Назови сок. Какой сок получается из яблок? (яблочный),из моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

Игры по формированию сложных скоординированных движений руки:

Художники. Раскрошить скорлупу от яиц на кусочки. Предложить ребенку выкладывать рисунок или узор на картон, тарелку и т.д. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов выкладывать на столе, листе бумаги узоры, попутно изучая формы и цвета.

Картины солью и другими продуктами. Пока на плите варится обед, нарисуйте вместе с малышом на листе картона зимний пейзаж. Нанесите кисточкой на крыши домов и ветки деревьев толстым слоем клей (лучше ПВА) и сверху посыпьте солью. Когда клей высохнет, остатки соли можно стряхнуть. С помощью такой техники можно сделать пляж, платье куклы и так далее.

Дайте ребенку разные сухие продукты — горох, фасоль, рис, макароны, воздушную кукурузу, спагетти. На бумаге, намазанной клеем, пусть он расположит их так, как ему подскажет фантазия.

Игры, способствующие развитию усидчивости:

Золушка. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок.

Найди предмет. Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.

Настольный хоккей. Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта «простая» игра тренирует ловкость и координацию движений.

Игры на развитие общей моторики:

Боулинг. Если позволяют размеры кухни, расставьте на полу одну или несколько пустых пластмассовых бутылок. Пусть малыш сбивает эти «кегли» маленьким мячиком.

Ты слышал? Положите три камешка или стеклянных шарика в пустую жестяную кружку, и попросите ребенка осторожно пройти по кухне, так чтобы шарики не гремели. Всякий раз, когда вы услышите шум, спрашивайте: «Ты слышал?». Попробуйте сами бесшумно пройти по кухне.

Игры на развитие памяти:

Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

Игры на развитие воображения:

Юный кулинар. Предложите ребенку проявить фантазию, украшая ваши блюда. Подготовьте зелень, маслины, ломтики овощей, орехи, варенье и другие «материалы». Из них можно сделать смешные рожицы, цветы, выложить мозаику на приготовленном блюде, и так далее.

Игры на логическое мышление:

Четвертый лишний. Взрослый выкладывает овощи (помидор, огурец, картошка) и один фрукт (лимон). Ребенок должен исключить лишнее. Аналогично игра проводится с посудой (тарелка, кружка, салатник и ложка).

Все эти игры стимулируют общение, активизируют высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное - дети мыслят, творят, думают, ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить домашние дела и занять ребенка.

Желаю успехов!











Современной маме. Развивающие игры на кухне.

























«Фефекты фикции»

Вашему малышу три года… Вроде бы он и развивается вполне нормально, однако говорит почему-то не очень хорошо? Овладевать звуками кроха начинает с самого раннего детства. Только у кого-то из малышей этот процесс проходит гладко и без эксцессов, а у кого-то долгое время никак не получается выговорить то или иное слово. В общем, давайте не будем больше мудрить, а поговорим о причинах неправильных звуков.

Знакомство со звуками.

Для начала родителям следует запомнить, что звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Поэтому-то карапузы так коверкают слова, вызывая у родителей одновременно и смех и гордость. Кстати, смеяться не стоит, иначе кроха в следующий раз ни за что не скажет требуемого слова. Помните как в фильме: «Девочка, скажи РЫБА», а малышка в ответ: «СЕЛЕДКА!».

Особенные причины.

При нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам малыш должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих крохе своевременно овладеть правильным произношением звуков. Так что здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной помощи логопеда. Кроме того, вам следует помнить и о том, что есть некоторые причины, которые с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, поэтому тут следует не пропустить момент и как можно скорее обратиться к специалистам.

Если у вашего малыша…

1 Неправильное строение челюстей и зубов. Если у вашего малыша зубки деформированы, неправильно расположены или отсутствуют вовсе, то это вполне может стать причиной неправильного произношения слов. Также дефекты дикции могут проявляться из-за слишком выступающей вперед верхней или нижней челюсти. При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более всех других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильного артикулирования условие- образование очень узкой (1-2 мм) щели между верхними и нижними резцами. В этом случае врачи рекомендуют поставить малышу так называемые пластинки-скобы. Они исправят прикус, вернув речи нормальное звучание.

2 Слишком большой или слишком маленький язык. Этот дефект встречается не часто, но он также затрудняет нормальноеартикулирование звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования. Этот дефект в речи можно устранить лишь при помощи специальных логопедических упражнений.

3 Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное - он не может подниматься вверх. От этого более страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки». Произношение же свистящих звуков, не требующих поднимания языка вверх, здесь обычно не нарушается. Избавиться от этого недуга можно при помощи несложной операции, когда крохе слегка подсекают уздечку.

4 Расщелина верхней губы. Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П, Б, М), в образовании которых активно участвуют губы. Этой проблеме чаще всего сопутствуют расщелины твердого и мягкого неба, что приводит к появлению гнусавости и к дефектному произношению почти всех звуков речи. Избавиться от этой проблемы самостоятельно невозможно, поэтому при первой же возможности обратитесь к помощи врачей. Причем операцию (врачи сшивают губу) делают в основном в грудном возрасте.

5 Недостаточная подвижность речевых органов. На самом деле это не одна проблема. Слабая подвижность речевых органов состоит из нескольких нюансов. Чаще всего встречаются парезы (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильногоартикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Но в этом случае межзубное произношение вызвано совсем иной причиной, чем при отмеченном выше открытом прикусе. Избавиться от этого можно только при помощи специальных логопедических упражнений.

Занимаемся самостоятельно

Упражнения для укрепления мышц речевого аппарата. Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 3-5 раз в день по 5-6 минут.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как веселые лягушки

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули – перестали.

И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы буззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону-

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Лягушка – слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично под счет.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта.

Качели.

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживать 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий напряженный язык. Удерживать 5-10 сек.

Лопаточка – иголочка. Чередование положений языка: широкий – узкий.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводить по спинке языка от середины к кончику.

Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков

Возраст в годахЗвуки

1 – 2А, О, Э, П, Б, М

2 - 3И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х ,Й

3 - 5С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ

5 - 6Л, Р

«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»

Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.

· Одна из хорошо известных логопедам ошибка связана с заменой, казалось бы, уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [ш] ребенок заменяет его звуком [с]; «ширость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и не подается исправлению, необходимо обратиться к логопеду.

· Другой, более распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются словами, придуманными их малышом. Конечно же, мы можем восторгаться словотворчеством малыша, но мы ни в коем случае не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное слово. Таким поощрением мы закрепим неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое ребенком слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Вы должны очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его вслед за вами.

· Типичной ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной более легкой для ребенка формы. К примеру: «вставаю», вместо «встаю», то есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи отметили, что когда ребенок усваивает какую-либо одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие.

· Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания образуются детьми по усвоенным ими образцам. Например: «Возьмем все стулы и сделаем поезд», - предлагает трехлетний Женя своему приятелю. «Нет, - возражает тот, здесь мало стулов».

· Ошибки наблюдаются и в окончаниях существительных, и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще, следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными. Прилагательные составляют всего около 3-4% от других частей речи. Прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом, или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, умный.

Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он на какое-то время может замолчать, но главное он может потерять к вам доверие.