СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика школьной дезадаптации среди обучающихся пятых классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия:

Активизация сильных сторон личности старшеклассника, формирование адекватного мнения о ГИА, снижению стресса в экзаменационный период через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара

Просмотр содержимого документа
«Профилактика школьной дезадаптации среди обучающихся пятых классов»

Конспект Классного часа для учащихся 9-х, 11-х классов

Тема: «ГИА – это не страшно»


Проводил: педагог-психолог Ильина Н.С.

Целевые группы: выпускники 9,11 классов

Цель занятия:

Активизация сильных сторон личности старшеклассника, формирование адекватного мнения о ГИА, снижению стресса в экзаменационный период через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара

Задачи:

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ГИА.

2. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.

3. Помощь в преодолении психологического барьера, мешающего успешной сдаче ГИА

4. Познакомить выпускников с процедурой и содержанием апелляции на ГИА;

Планируемые результаты:

На занятиях участники тренинга научатся и узнают как:

 перестать бояться ГИА и стать более уверенным;

 контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;

 развить установку на успешную сдачу ГИА;

 преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ГИА.


Оборудование:

 чистые листы формата А 4,

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы и приемы: прием «Ассоциация», прием «Расшифровка», прием «Синквейн», методы: мозговой штурм, работа в парах и в группе, самотестирование учащихся.

План занятия:

1. Что такое ГИА? (прием «Ассоциация»)

2. Как можно изменить отношение к ГИА (техника «Расшифровка»).

3. Что мне даст ГИА (мозговой штурм).

4. Упражнение "Откровенно говоря"

5. Упражнение «Мои ресурсы»

6. Рефлексия (прием «Синквейн»).


Ход проведения занятия:

1.Вступление психолога.

2. Что такое ГИА? Занятие лучше начать приемом «Ассоциация». Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ГИА» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Задание:

1. ГИА- … (напишите 10 ассоциаций). (время 5 минут)

Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся.

2. Знаками «+» или «-» обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.

3. Подсчитайте количество «+» и «-. Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.

Вывод:

У многих учащихся слово «ГИА» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ГИА вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ГИА ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ГИА сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результаты. Наличие негативногоэмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.

Предлагает учащимся выполнить тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» . Рекомендуется подчеркнуть, что это популярный тест и его результаты не имеют научного характера. Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.


Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1. Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2. Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3. Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю

0

1

2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту

0

1

2

6. Я склонен к грусти

2

1

0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим

2

1

0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9. Я легко расстраиваюсь

2

1

0


Ключ к тесту

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы.

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

После ознакомления с результатами ведущий уточняет, всем ли понятно значение слова «стресс».

Затем участникам предлагаются тренинговые занятия. Где нужно ответить:

Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс?


Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте -(недостаток времени).

Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников.

Затем ведущий предлагает участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота.

В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске).

Можно обсудить:

Чем вызвана необходимость режима дня в школе?

Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника?

Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему?

Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?


3. Как можно изменить негативное отношение к ГИА?

Техника «Расшифровка»:

Условие:

1. нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как «единый», «государственный», «экзамен».

2. Разрешается ругаться.

3. Обязательно составить 10 словосочетаний.

Г

И

А


Учитель пишет все предлагаемые учащимися словосочетания.

Задание:

1. По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера)

2. Распределите все 10 словосочетаний по эмоциям: «+»- фраза вызывает положительные эмоции, минус- фраза несет негативные эмоции, «0»- фраза нейтральная.

3. Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше?

4. Определите, кем вы являетесь в большей степени:

 «оптимист» (больше плюсов),

 пессимист (минусы)

 «пофигист» (больше нулей),

 реалист (если есть все эти знаки).


В итоге получается что-то вроде «естественный громкий эксперимент», «ель голубая эндемичная», «едкий гнусный экскремент», «евнух грабил Эдуарда», «ехали гости электропоездом».


Обратите внимание, что количество плюсов стало больше, чем при выполнении первого задания. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ГИА постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ГИА с другой стороны.


4. Что может мне дать ГИА? (мозговой штурм).

Задание учащимся:

Ребята, подумайте , что может лично вам дать ГИА в случае успешной сдачи экзамена? Запишите на листке все возможные варианты.

Техника:

Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в ГИА. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ГИА?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос.

Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает все, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Вывод учащихся.

Упражнение «Откровенно говоря»

Участникам говорят: "Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними". Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.
Содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах...
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам...
Откровенно говоря, когда я забываю о предстоящем экзаменационном стрессе...
Откровенно говоря, когда я прихожу домой...
Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов...
Откровенно говоря, когда у меня свободное время...
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку...
Откровенно говоря, когда я волнуюсь...
Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями...
Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах...
Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию...
Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
При обсуждении участникам задаются следующие вопросы:

  • Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?

  • Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?

  • Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент?


Упражнение «Мои ресурсы»

Учащимся выдаются чистые листы, которые они должны разделить на 2 части. Детям необходимо в первой части листа написать «Мои сильные черты/Чем я могу похвалиться», а во второй части листа «Чем это поможет мне на экзамене». Далее проходит обсуждение.


«Рефлексия».

Обмен мнениями.

В конце занятия все садятся в круг. Учитель предлагает ряд вопросов:

Понравилось вам занятие?

Что вам запомнилось в большей степени?

Что нового для себя вы узнали?

Была вам эта тема интересна? Почему?


Заключительное слово:

Осталось немного времени, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Поднажмите на учебу. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось», ходите на курсы и к репетиторам. Не рассчитывайте на "списать" или "мне помогут" - это не пройдѐт и скачать готовые ответы на ЕГЭ тоже. Экзамен будет будет действительно сложным. Рассчитывайте только на свои силы, больше вам никто здесь не поможет!


Литература:

  1. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

  2. Чибисова М. "Мифология о ЕГЭ: способы работы с негативными установками"//Школьный психолог.- -2010 .-№ 9.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!