СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  презентации по профилактике профессионального выгорания педагогов представлен мой опыт работы в данном направлении. Для специалистов будет интересно в практической работе использовать методологию предупреждения эмоционального выгорания. Надеюсь мой опыт заинтересует специалистов в этой области. Жду ваших отзывов.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания.»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Синдром профессионального сгорания – это не только личная проблема отдельного человека, но и всего учреждения, в котором он работает. Он приводит к нарушению микроклимата в коллективе, снижению эффективности работы, изменению отношения сотрудника к коллегам и обучающимся. Педагог – психолог Лариса Александровна Жабина г. Хабаровск, 2017 год

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Синдром профессионального сгорания – это не только личная проблема отдельного человека, но и всего учреждения, в котором он работает. Он приводит к нарушению микроклимата в коллективе, снижению эффективности работы, изменению отношения сотрудника к коллегам и обучающимся.

Педагог – психолог Лариса Александровна Жабина

г. Хабаровск, 2017 год

 Синдром «эмоционального сгорания» свойственен людям, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с людьми, эмоциональным перенапряжением.  Это представители системы профессий системы «человек-человек»: врачи, педагоги, юристы, социальные работники, актеры.  Любая работа, в основе которой лежит общение с людьми способствует развитию так называемого синдрома «сгорания».  Это проявляется в виде разочарования в профессии, склонности оставить эту профессию, ухудшения психического и физического здоровья, снижения устойчивости браков.

Синдром «эмоционального сгорания» свойственен людям, чья работа связана с интенсивным, тесным общением с людьми, эмоциональным перенапряжением.

Это представители системы профессий системы «человек-человек»: врачи, педагоги, юристы, социальные работники, актеры.

Любая работа, в основе которой лежит общение с людьми способствует развитию так называемого синдрома «сгорания».

Это проявляется в виде разочарования в профессии, склонности оставить эту профессию, ухудшения психического и физического здоровья, снижения устойчивости браков.

Последствия профессионального выгорания:  Чувство усталости и опустошенности – у  80 % Депрессивное состояние - у 68 %  Недостаток энергии, энтузиазма - у 40 %  Отрицательные установки в отношении работы и жизни - у 15%  Утрата способности видеть положительные результаты - у 60 %

Последствия профессионального выгорания:

Чувство усталости и опустошенности – у 80 %

Депрессивное состояние - у 68 %

Недостаток энергии, энтузиазма - у 40 %

Отрицательные установки в отношении работы и жизни - у 15%

Утрата способности видеть положительные результаты - у 60 %

  Термин «синдром сгорания», введенный в 1974 г. американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером, использовался для характеристики психического состояния людей, чья работа связана с интенсивным общением и эмоциональным перенапряжением.  Качественные требования, предъявляемые к специалистам : коммуникабельность, эмпатия (проникновение во внутренний мир другого человека за счет сопричастности к его переживаниям); принятие личных устремлений, инициатив и индивидуальных особенностей клиентов; гуманизм и милосердие.   Следовательно, это требует больших психологических и физиологических затрат, что приводит к перенапряжению, перегрузкам, стрессу и эмоциональному, физическому и умственному истощению.

Термин «синдром сгорания», введенный в 1974 г. американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером, использовался для характеристики психического состояния людей, чья работа связана с интенсивным общением и эмоциональным перенапряжением.

Качественные требования, предъявляемые к специалистам :

  • коммуникабельность, эмпатия (проникновение во внутренний мир другого человека за счет сопричастности к его переживаниям);
  • принятие личных устремлений, инициатив и индивидуальных особенностей клиентов;
  • гуманизм и милосердие.

Следовательно, это требует больших психологических и физиологических затрат, что приводит к перенапряжению, перегрузкам, стрессу и эмоциональному, физическому и умственному истощению.

 Синдром «сгорания» включает в себя три составляющие: 1. Эмоциональное истощение 2. Деперсонализацию (цинизм) 3. Редукцию профессиональных достижений  Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошённости и усталости, вызываемое работой.  Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда, т.е. бесчувствие и негуманное отношение к людям.  Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Синдром «сгорания» включает в себя три составляющие:

1. Эмоциональное истощение

2. Деперсонализацию (цинизм)

3. Редукцию профессиональных достижений

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошённости и усталости, вызываемое работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда, т.е. бесчувствие и негуманное отношение к людям.

Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

 Группы симптомов эмоционального выгорания: Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошённости, неопределённое чувство беспокойства и тревоги, чувство разочарования, снижение уровня энтузиазма, раздражительность, обидчивость, неуверенность, равнодушие, бессилие. Психосоматические: повышенная утомляемость, чувство истощения на протяжении всего дня, восприимчивость к показателям внешней среды, частые головные боли, расстройства ЖКТ, отсутствие аппетита или переедание, что ведёт к избытку или недостатку веса, нарушение сна и бессонница. Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания, жёсткость и ригидность мышления, сконцентрированность на деталях, неспособность принимать решения. Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе, усиленное сопротивление к выходу на работу, мысли о смене работы, профессии. Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми, дистанцирование от коллег и клиентов, стремление к уединению, осуждение клиента, циничное отношение к нему.

Группы симптомов эмоционального выгорания:

  • Эмоциональные: чувство эмоциональной опустошённости, неопределённое чувство беспокойства и тревоги, чувство разочарования, снижение уровня энтузиазма, раздражительность, обидчивость, неуверенность, равнодушие, бессилие.
  • Психосоматические: повышенная утомляемость, чувство истощения на протяжении всего дня, восприимчивость к показателям внешней среды, частые головные боли, расстройства ЖКТ, отсутствие аппетита или переедание, что ведёт к избытку или недостатку веса, нарушение сна и бессонница.
  • Нарушение познавательных процессов деятельности: трудности с концентрацией внимания, жёсткость и ригидность мышления, сконцентрированность на деталях, неспособность принимать решения.
  • Неприятие профессиональной деятельности: неприязнь к работе, усиленное сопротивление к выходу на работу, мысли о смене работы, профессии.
  • Нарушение социальных связей: растущее избегание контактов с людьми, дистанцирование от коллег и клиентов, стремление к уединению, осуждение клиента, циничное отношение к нему.
  Фазы развития синдрома выгорания:  1. Предупреждающая фаза  2. Снижение уровня собственного участия  3. Эмоциональные реакции  4. Фазы деструктивного поведения  5. Психосоматические реакции  6. Разочарование   Факторы, способствующие развитию выгорания:  1.Социально-демографические:  - возраст,  - пол,  - стаж работы,  - семейное положение,  - образование  2.Личностные особенности:  - личная выносливость,  - индивидуальные стратегии сопротивления,  - локус контроля,  - предрасположенность стрессу,  - самооценка,  - невротизм,  - экстраверсия

Фазы развития синдрома выгорания: 1. Предупреждающая фаза 2. Снижение уровня собственного участия 3. Эмоциональные реакции 4. Фазы деструктивного поведения 5. Психосоматические реакции 6. Разочарование Факторы, способствующие развитию выгорания: 1.Социально-демографические: - возраст, - пол, - стаж работы, - семейное положение, - образование 2.Личностные особенности: - личная выносливость, - индивидуальные стратегии сопротивления, - локус контроля, - предрасположенность стрессу, - самооценка, - невротизм, - экстраверсия

  Причины и симптомы «синдрома выгорания» Личностный фактор Ролевой фактор Организационный фактор  Факторы, способствующие возникновению «выгорания»: Смена профессии, места или вида деятельности Резкое повышение или понижение статуса на работе Неблагоприятный психологический микроклимат в коллективе (конфликт с коллегами, администрацией) Целостная несформированность личности   Представление об успешности в карьере, связанные с трудоголизмом не верны, так как он является разновидностью психологической зависимости, и появление «трудового запоя» является не чем иным, как погружение человека в работу и уход от проблем и неудач в других сферах.

Причины и симптомы «синдрома выгорания»

  • Личностный фактор
  • Ролевой фактор
  • Организационный фактор

Факторы, способствующие возникновению «выгорания»:

  • Смена профессии, места или вида деятельности
  • Резкое повышение или понижение статуса на работе
  • Неблагоприятный психологический микроклимат в коллективе (конфликт с коллегами, администрацией)
  • Целостная несформированность личности

Представление об успешности в карьере, связанные с трудоголизмом не верны, так как он является разновидностью психологической зависимости, и появление «трудового запоя» является не чем иным, как погружение человека в работу и уход от проблем и неудач в других сферах.

 Профилактика синдрома «выгорания». Использовать любую возможность, для того, чтобы разомкнуть привычный круг рабочего общения. После завершения работы, НЕ обсуждать работу. Всегда находить время для отдыха, чтобы к началу нового рабочего цикла организм восстановил силы, правильно организовывая перерывы, сон и отдых. Использовать правило «пяти минут», во время которого раз в час делать пятиминутный перерыв, чтобы отдохнуть, не думая о проблемах, заниматься физкультурой, открыть окно, умыться.  Отдых – это время, когда нужно забыть обо всех проблемах, не пытаясь держать в голове другие дела, расслабиться и переключиться.  «Скидывайте с себя дневные проблемы вместе с одеждой»,- сказал Наполеон Бонапарт. «Это трудно, но этому можно и нужно учиться»,- сказал Г. Архангельский.

Профилактика синдрома «выгорания».

  • Использовать любую возможность, для того, чтобы разомкнуть привычный круг рабочего общения. После завершения работы, НЕ обсуждать работу.
  • Всегда находить время для отдыха, чтобы к началу нового рабочего цикла организм восстановил силы, правильно организовывая перерывы, сон и отдых.
  • Использовать правило «пяти минут», во время которого раз в час делать пятиминутный перерыв, чтобы отдохнуть, не думая о проблемах, заниматься физкультурой, открыть окно, умыться.

Отдых – это время, когда нужно забыть обо всех проблемах, не пытаясь держать в голове другие дела, расслабиться и переключиться.

«Скидывайте с себя дневные проблемы вместе с одеждой»,- сказал Наполеон Бонапарт.

«Это трудно, но этому можно и нужно учиться»,- сказал Г. Архангельский.

Способы предупреждения синдрома «выгорания». Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без административного давления. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, релаксации. Удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (других профессий) во взаимоотношениях с которыми существует баланс. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих. Открытость новому опыту. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и жизни.

Способы предупреждения синдрома «выгорания».

  • Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью, сочетание работы с учебой, исследованиями, написанием научных работ.
  • Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без административного давления.
  • Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, релаксации.
  • Удовлетворительная социальная жизнь, наличие нескольких друзей (других профессий) во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
  • Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.
  • Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
  • Открытость новому опыту.
  • Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивного результата в работе и жизни.
Обдуманные обстоятельства (не следует брать на себя большую ответственность, чем он сам). Чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу. Участие в семинарах, конкурсах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно. Участие в работе профессиональных групп, дающее возможность обсудить возникновение личных проблем, связанных с работой, хобби, доставляющих удовольствие.
  • Обдуманные обстоятельства (не следует брать на себя большую ответственность, чем он сам).
  • Чтение не только профессиональной литературы, но и другой литературы для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу.
  • Участие в семинарах, конкурсах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом.
  • Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно.
  • Участие в работе профессиональных групп, дающее возможность обсудить возникновение личных проблем, связанных с работой, хобби, доставляющих удовольствие.
Способы эмоционального восстановления Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции, так как получаемые от клиентов эмоции могут накапливаться. Возможность выполнять свои желания, так как многие специалисты живут в мире, где царит «надо». Возможность переключиться и погрузиться. Временно выполнить другую роль, выйти за пределы иерархии. Сбалансированность нагрузок. Участие в работе профессиональных групп. Пребывание в профессиональной субкультуре, среди коллег. Работа со специальной литературой. Повышение уровня квалификации.

Способы эмоционального восстановления

  • Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции, так как получаемые от клиентов эмоции могут накапливаться.
  • Возможность выполнять свои желания, так как многие специалисты живут в мире, где царит «надо».
  • Возможность переключиться и погрузиться. Временно выполнить другую роль, выйти за пределы иерархии.
  • Сбалансированность нагрузок.
  • Участие в работе профессиональных групп.
  • Пребывание в профессиональной субкультуре, среди коллег.
  • Работа со специальной литературой.
  • Повышение уровня квалификации.
Условия применения техник психорегуляции Регулярность психотехнических упражнений. Оценка и выбор упражнений, наиболее эффективных и понравившихся. Применение упражнений утром, сразу после сна или вечером, перед сном, а так же при возникновении напряжённых моментов в течении дня. Продолжительность упражнений должна быть 4-15 минут.  Упражнения, рекомендуемые для профилактики «выгорания»: «Кто я?», «Образ жизненного пути», «Мне 70 лет», «Прожить месяц», «Продумайте свои жизненные планы», «Проблема», «Зубной кабинет», а также психотехнические упражнения: «Внутренний луч», «Пресс», «Дерево», «Босс», «Шляпа», «Руки», «Настроение», «Зеркало», «Дыхание», «Резервуар», «Я – ребенок», «Животное» и др Погружение в мудрость: пословицы, поговорки, афоризмы, мысли великих людей, которые подтолкнут вас на правильное решение.

Условия применения техник психорегуляции

  • Регулярность психотехнических упражнений.
  • Оценка и выбор упражнений, наиболее эффективных и понравившихся.
  • Применение упражнений утром, сразу после сна или вечером, перед сном, а так же при возникновении напряжённых моментов в течении дня.
  • Продолжительность упражнений должна быть 4-15 минут.

Упражнения, рекомендуемые для профилактики «выгорания»:

«Кто я?», «Образ жизненного пути», «Мне 70 лет», «Прожить месяц», «Продумайте свои жизненные планы», «Проблема», «Зубной кабинет», а также психотехнические упражнения: «Внутренний луч», «Пресс», «Дерево», «Босс», «Шляпа», «Руки», «Настроение», «Зеркало», «Дыхание», «Резервуар», «Я – ребенок», «Животное» и др

Погружение в мудрость: пословицы, поговорки, афоризмы, мысли великих людей, которые подтолкнут вас на правильное решение.