Подготовила: учитель-логопед МОУ ОШ №3 Пантелеева Н.В.
Ошибки звукового анализа
Пропуск одной или нескольких букв:
Перестановки букв:
Санки – «снки»
чулан - «чунал»,
Кричат – «крчат»
ковром - «корвом»
Здоровье – «дорве»
Брат – «бт»
Девочка – «девча»
Ошибки звукового анализа
Вставки гласных букв :
Школа- «шекола»
Девочка - «девочика»
Ноябрь - «ноябарь»
Ошибки фонематического восприятия
Звонкие и глухие парные согласные:
Лабиализованные гласные:
Д-Т - «тавно», «сыдый», «деди», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный»
О-У - «звенит рочей», «по хрупкуму льду», «сизыйголобь», «дедошка»
Б-П - «попеда», «бодарил», «пельё», «польшие»
В –Ф – «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли»
Ё-Ю - «клёква», «лёбит», «замюрзли», «салёт»
Ошибки фонематического восприятия
Сонорные:
Свистящие и шипящие : С-Ш – «шиски», «восли», «шажали», «шушим» Аффрикаты: Ч-Щ – «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича»
Р-Л - «хородный», «смерый», «крюч»
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание частей слова:
- «и дут», «я сный», «с вой», «за пели»,
«по шёл», «на бухли»
- «б рат», «по просил», «д ля»
Ошибки на уровне слова
Слитное написание слов:
Контаминации— соединение частей разных слов:
- «ветки елии сосны, кдому», «надерево»
«перведивес»-первые дни весны
«изрками» - изрыта норками
- «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора»
Ошибки на уровне предложения (словосочетания)
Ошибки в падежных окончаниях:
Нарушение предложных конструкций
листья падают с деревьях,
мальчики выбегут из дерева,
в лесу много шишков
ученик встанет с парты,
торт возьмем от стола
Ошибки на уровне предложения (словосочетания)
Ошибки согласования существительного с числительным:
пять деревов, деревей, стулов
пять куклов
Оптические ошибки
У-и: «риководил» – руководил
Р-Г: «Ралка» – Галка
Н-К, т-п, к-п: «Ка вепку плёна» - На ветку клёна
Ч-У: «Улан» – Чулан
Е-З: «Зхал» - Ехал
б-д: «подеда» - победа
Наиболее часто встречаемые ошибки:
- ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия;
- звукового анализа и синтеза;
- индивидуализации слов;
- ошибки словообразования;
- ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях;
- ошибки, связанные со смешением букв по оптическому и кинетическому сходству.
Проявления дислексии
- • Замена одного звука на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий (з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные).
- • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
- • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.
Трудности в овладении письмом могут проявляться в:
- Сложности при переводе звука в букву и наоборот.
- Сложности при переводе печатной графемы в письменную.
- Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Письмо под диктовку отдельных букв.
- Смешение письменных и печатных букв.
- Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования.
- Написание слов без гласных.
- Слияние или расщепление слов.
- Неумение применять на письме орфографические правила по школьной программе
Проявления дислексии
• Путаются сходные по звучанию звуки ( з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие ).
• Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
• Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.
- • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
- • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
- • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.
Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании: • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных. • Нарушение согласования в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного .
Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой (обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З)
Упражнения, направленные на предупреждение нарушений письма
- Упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания
Упражнения на развитие пространственных представлений
Упражнения на развитие фонематических процессов
Упражнения на развитие представлений о звуко-буквенном составе слова
- Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:
а; оа; ооо; лз; рбк; ккл; слв
Проанализируй звуковой состав подобранных слов.
Упражнения на развитие звуко-слогового анализа и синтеза
Совершенствование морфемного анализа и синтеза слов.
Упражнения на развитие словаря
Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
Упражнения на развитие связной речи
Работа по составлению рассказа: 1. Прочитать (прослушать) слова, рассмотреть картинки. 2. Составить предложения, используя данные слова. 3. Рассказать историю, связав предложения в единое целое. В лесу Выходной, Яша, Наташа, лес, гуляли, сосны, шишки, рыжики, ёжик, сфотографировали, закат, дом.
Упражнения, направленные на предупреждение нарушений чтения
Чтение слов с пропущенной буквой
Упражнение «Разорви цепочку»
Упражнение «Слово закружилось»
Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку
Упражнение «Читаем словосочетания»
Чтение текстов
Спасибо за внимание!