СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика специфических нарушений чтения и письма у обучающихся

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации раскрываются специфические ошибки чтения и письма у обучающихся начальной школы, а так же подобраны упражнения для коррекции дислексии и дисграфии.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика специфических нарушений чтения и письма у обучающихся»

 Подготовила:  учитель-логопед МОУ ОШ №3 Пантелеева Н.В.

Подготовила: учитель-логопед МОУ ОШ №3 Пантелеева Н.В.

Ошибки звукового анализа Пропуск одной или нескольких букв: Перестановки букв: Санки – «снки» чулан - «чунал», Кричат – «крчат» ковром - «корвом» Здоровье – «дорве» Брат – «бт» Девочка – «девча»

Ошибки звукового анализа

Пропуск одной или нескольких букв:

Перестановки букв:

Санки – «снки»

чулан - «чунал»,

Кричат – «крчат»

ковром - «корвом»

Здоровье – «дорве»

Брат – «бт»

Девочка – «девча»

Ошибки звукового анализа Вставки гласных букв : Школа- «шекола» Девочка - «девочика» Ноябрь - «ноябарь»

Ошибки звукового анализа

Вставки гласных букв :

Школа- «шекола»

Девочка - «девочика»

Ноябрь - «ноябарь»

Ошибки фонематического восприятия  Звонкие и глухие парные согласные:      Лабиализованные гласные:  Д-Т - «тавно», «сыдый», «деди», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный» О-У   - «звенит рочей», «по хрупкуму льду», «сизыйголобь», «дедошка» Б-П   - «попеда», «бодарил», «пельё», «польшие» В –Ф – «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли» Ё-Ю   - «клёква», «лёбит», «замюрзли», «салёт»

Ошибки фонематического восприятия 

Звонкие и глухие парные согласные:

     Лабиализованные гласные:

Д-Т - «тавно», «сыдый», «деди», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный»

О-У   - «звенит рочей», «по хрупкуму льду», «сизыйголобь», «дедошка»

Б-П   - «попеда», «бодарил», «пельё», «польшие»

В –Ф – «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли»

Ё-Ю   - «клёква», «лёбит», «замюрзли», «салёт»

Ошибки фонематического восприятия        Сонорные: Свистящие и шипящие :   С-Ш – «шиски», «восли», «шажали», «шушим»         Аффрикаты:   Ч-Щ – «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича»  Р-Л   - «хородный», «смерый», «крюч»

Ошибки фонематического восприятия

       Сонорные:

Свистящие и шипящие : С-Ш – «шиски», «восли», «шажали», «шушим»       Аффрикаты: Ч-Щ – «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича»

Р-Л   - «хородный», «смерый», «крюч»

Ошибки на уровне слова Раздельное написание частей слова:  «и дут», «я сный», «с вой», «за пели», «по шёл», «на бухли» «б рат», «по просил», «д ля»

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание частей слова:

  • «и дут», «я сный», «с вой», «за пели»,

«по шёл», «на бухли»

  • «б рат», «по просил», «д ля»
Ошибки на уровне слова Слитное написание слов: Контаминации— соединение частей разных слов:   «ветки елии сосны, кдому», «надерево» «перведивес»-первые дни весны «изрками» - изрыта норками «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора»

Ошибки на уровне слова

Слитное написание слов:

Контаминации— соединение частей разных слов:

  • «ветки елии сосны, кдому», «надерево»

«перведивес»-первые дни весны

«изрками» - изрыта норками

  • «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора»

Ошибки на уровне предложения (словосочетания)   Ошибки в падежных окончаниях: Нарушение предложных конструкций    листья падают с деревьях, мальчики выбегут из дерева, в лесу много шишков ученик встанет с парты, торт возьмем от стола

Ошибки на уровне предложения (словосочетания)  

Ошибки в падежных окончаниях:

Нарушение предложных конструкций

листья падают с деревьях,

мальчики выбегут из дерева,

в лесу много шишков

ученик встанет с парты,

торт возьмем от стола

Ошибки на уровне предложения (словосочетания)  Ошибки согласования существительного с числительным: пять деревов, деревей, стулов пять куклов

Ошибки на уровне предложения (словосочетания) 

Ошибки согласования существительного с числительным:

пять деревов, деревей, стулов

пять куклов

Оптические ошибки У-и: «риководил» – руководил Р-Г: «Ралка» – Галка Н-К, т-п, к-п: «Ка вепку плёна» - На ветку клёна Ч-У: «Улан» – Чулан Е-З: «Зхал» - Ехал б-д: «подеда» - победа

Оптические ошибки

У-и: «риководил» – руководил

Р-Г: «Ралка» – Галка

Н-К, т-п, к-п: «Ка вепку плёна» - На ветку клёна

Ч-У: «Улан» – Чулан

Е-З: «Зхал» - Ехал

б-д: «подеда» - победа

Наиболее часто встречаемые ошибки: ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия; звукового анализа и синтеза; индивидуализации слов; ошибки словообразования; ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях; ошибки, связанные со смешением букв по оптическому и кинетическому сходству.

Наиболее часто встречаемые ошибки:

  • ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия;
  • звукового анализа и синтеза;
  • индивидуализации слов;
  • ошибки словообразования;
  • ошибки, вызванные нарушением связи слов в словосочетаниях и предложениях;
  • ошибки, связанные со смешением букв по оптическому и кинетическому сходству.
Проявления дислексии •  Замена одного звука на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий (з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные). •  Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения. •  Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

Проявления дислексии

  • • Замена одного звука на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий (з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные).
  • • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
  • • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.
 Трудности в овладении письмом могут проявляться в:   Сложности при переводе звука в букву и наоборот. Сложности при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза. Письмо под диктовку отдельных букв. Смешение письменных и печатных букв. Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования. Написание слов без гласных. Слияние или расщепление слов. Неумение применять на письме орфографические правила по школьной программе

Трудности в овладении письмом могут проявляться в:

  • Сложности при переводе звука в букву и наоборот.
  • Сложности при переводе печатной графемы в письменную.
  • Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Письмо под диктовку отдельных букв.
  • Смешение письменных и печатных букв.
  • Списывание осуществляется, но самостоятельное письмо в стадии формирования.
  • Написание слов без гласных.
  • Слияние или расщепление слов.
  • Неумение применять на письме орфографические правила по школьной программе
Проявления дислексии •  Путаются сходные по звучанию звуки ( з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие ). •  Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения. •  Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

Проявления дислексии

• Путаются сходные по звучанию звуки ( з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие ).

• Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.

• Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

•  Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения. •  Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно. •  Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.
  • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
  • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
  • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.
Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании:   • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.  • Нарушение согласования в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного .

Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании: • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных. • Нарушение согласования в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного .

Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой (обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З)

Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой (обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З)

Упражнения, направленные на предупреждение нарушений письма

Упражнения, направленные на предупреждение нарушений письма

Упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания
  • Упражнения на развитие зрительного восприятия и узнавания
Упражнения на развитие пространственных представлений 1

Упражнения на развитие пространственных представлений

  • 1
Упражнения на развитие фонематических процессов

Упражнения на развитие фонематических процессов

Упражнения на развитие представлений о звуко-буквенном составе слова

Упражнения на развитие представлений о звуко-буквенном составе слова

Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:   а; оа; ооо;   лз; рбк; ккл; слв  Проанализируй звуковой состав подобранных слов.
  • Подбери в течение 3 минут как можно больше слов к каждой схеме:

 а; оа; ооо; лз; рбк; ккл; слв

Проанализируй звуковой состав подобранных слов.

Упражнения на развитие звуко-слогового анализа и синтеза

Упражнения на развитие звуко-слогового анализа и синтеза

Совершенствование морфемного анализа и синтеза слов.

Совершенствование морфемного анализа и синтеза слов.

Упражнения на развитие словаря

Упражнения на развитие словаря

Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

Усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений

Упражнения на развитие связной речи

Упражнения на развитие связной речи

Работа по составлению рассказа:  1. Прочитать (прослушать) слова, рассмотреть картинки.  2. Составить предложения, используя данные слова.  3. Рассказать историю, связав предложения в единое целое.      В лесу  Выходной, Яша, Наташа, лес, гуляли, сосны, шишки, рыжики, ёжик, сфотографировали, закат, дом.

Работа по составлению рассказа: 1. Прочитать (прослушать) слова, рассмотреть картинки. 2. Составить предложения, используя данные слова. 3. Рассказать историю, связав предложения в единое целое.  В лесу Выходной, Яша, Наташа, лес, гуляли, сосны, шишки, рыжики, ёжик, сфотографировали, закат, дом.

Упражнения, направленные на предупреждение нарушений чтения

Упражнения, направленные на предупреждение нарушений чтения

Чтение слов с пропущенной буквой

Чтение слов с пропущенной буквой

Упражнение «Разорви цепочку»

Упражнение «Разорви цепочку»

Упражнение «Слово закружилось»

Упражнение «Слово закружилось»

Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку

Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку

Упражнение «Читаем словосочетания»

Упражнение «Читаем словосочетания»

Чтение текстов

Чтение текстов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!