СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицида

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика суицидального поведения у подростков. Цель и задачи: 1. Способствовать осознанию подростками ценности жизни. 2. Познакомить с причинами, влияющими факторами совершения суицида. 3. Обучить коллективному взаимодействию, групповому общению. 4. Осуществлять деятельность, направленную на профилактику суицида. Материально-техническое обеспечение: ...

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицида»

 

   

Профилактика суицидального поведения у подростков.

Цель и задачи:

1. Способствовать осознанию подростками ценности жизни.

2. Познакомить с причинами, влияющими факторами совершения суицида.

3. Обучить коллективному взаимодействию, групповому общению.

4. Осуществлять деятельность, направленную на профилактику суицида.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Высказывания великих людей о смысле жизни и ее ценностях;

  2. Листы с заданиями, 3 ватмана, маркеры, фломастеры

  3. Музыкальное оформление.

Подготовительная работа с обучающимся

Заранее провести беседу о проблеме суицида в наши дни, о ценности человеческой жизни. Поинтересоваться есть ли у них предложения по сценарию проведения данного мероприятия. Распределить роли.

Во внеклассном мероприятии в форме путешествия принимает участие группы, разбитый на 3 группы - команды (в каждой группе по 8-10 участников), психолог и 3 ведущих – студента, предъявляющих задания командам на каждом этапе.

Ход мероприятия:

Под музыкальное сопровождение звучит монолог Гамлета «Быть или не быть…?/ To be or not to be…? » трагедии В. Шекспира (на английском и русском языке).

Психолог: Бессмертные строки Шекспира и вечный вопрос человечества «Быть или не быть…?». «Как дела? Как жизнь?» - спрашиваем мы друг друга при встрече. Каковы основные ценности жизни? Что может произойти, если человек не видит смысла в жизни? И в состоянии ли мы помочь такому человеку в обретении смысла жизни? На эти и ряд других вопросов мы постараемся ответить на нашем внеклассном мероприятии. Часто жизнь сравнивают с рекой, в которой все течет, все изменяется. Именно по такой реке жизни мы совершим путешествии в группах- командах, останавливаясь в следующих пунктах:

  • Пристань предположений

  • Остров мифов

  • Станция альтернатив

(Активность, убедительность и правильность ответов каждой команды будет оценена нашими гостями).

Пристань предположений

Психолог: Слово суицид обычно произносится шепотом, оно не подходит для любой компании. Семья и друзья часто притворяются, что не слышат этого слова, даже когда оно произнесено. Однако реальность – есть реальность.

На первом этапе вам необходимо прослушать часть истории, случившейся на самом деле и высказать свое предположение, что могло толкнуть героя рассказа на самоубийство.

Ведущий №1: (зачитывает отрывок)

Алешке многие завидовали. В 15 лет у него было все, о чем мог мечтать мальчишка его возраста: квартира, напичканная всевозможной техникой последнего поколения, одевался он в самых крутых магазинах, а не с китайской барахолки, наличные деньги не кончались. Мамаша – крутая бизнес-леди все время пропадала на работе, так что на Алешку времени было недостаточно… Весть о том, что Алексей бросился с крыши девятиэтажного дома, была воспринята как гром среди ясного неба. Никто не мог понять, что произошло. Хотя друзья немногим позже вспомнили, что Алешка поссорился с девчонкой, которая ему очень нравилась. Никто не подозревал, что эта ссора была последней каплей в измученной Алешкиной душе. По счастливой случайности мальчик остался жив.

После обсуждения в группах участники выдвигают свои предположения о причинах и мотивах совершенной попытки суицида.

Ведущий №1: Насколько верны ваши предположения, вы сможете сами сделать вывод, дослушав окончание истории.

Окружающим было невдомек, насколько одинок был мальчишка в жизни. Вечно занятая мама все свободные минуты отдавала своему мужу, отчиму Алешки. Сын же довольствовался материальными благами и кулаками отчима, который неизвестно за что ненавидел его и всячески старался его унизить. На эти небольшие размолвки мать не обращала внимания. Результат оказался трагичен. Благодаря большому везению или Господу Богу Алешка остался жив, но как сложится его дальнейшая жизнь, осознает ли мать свою вину перед сыном. На эти вопросы ответит время.

Остров мифов

Психолог: Единой причины, побуждающей людей к самоубийству нет и быть не может – у каждого свои счеты с жизнью. Однако и здесь есть свои закономерности. Некоторые из них мы рассмотрим на следующем этапе. И так, остров мифов. Членами команд будут зачитаны утверждения, необходимо ответить на вопрос миф это или реальность, обосновывая свое решение.

Вопросы 1-ой команде

  1. Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают такую попытку или совершают ее.

  2. Уровень самоубийств выше всего среди пожилых людей.

  3. Суицид – явный признак психического заболевания, то есть каждый, кто совершает самоубийство – ненормальный.

Ведущий №2: (комментарии к утверждениям для первой команды зачитываются после каждого обоснования)

  1. Миф. Наоборот, многие люди, которые решают покончить с собой, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Вначале угроза может быть бессознательным криком о помощи, защите. Позднее, если не находится никого заинтересованного помочь, человек может наметить и выбрать способ самоубийства.

  2. Реальность. Однако возрастает количество суицидов среди молодежи (за последние 20 лет более чем на 150% и составляют 1\3).

  3. Миф. Большинство людей, совершающих самоубийство – практически здоровые люди.

Вопросы 2-ой команде

  1. Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом.

  2. Тенденция к самоубийству наследуется.

  3. Подросток, переживший суицид, в дальнейшем никогда не сможет чувствовать себя в безопасности даже когда станет взрослым.

Ведущий №2: (комментарии к утверждениям для второй команды зачитываются после каждого обоснования)

  1. Реальность. Длительное злоупотребление алкоголя способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.

  2. Миф. Не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее предыдущий суицид в семье может быть моделью для подражательного поведения.

  3. Миф. Многие молодые люди переживают состояние депрессии, получают врачебную помощь и затем ведут нормальную здоровую жизнь.

Вопросы 3-ей команде

  1. Ведущим фактором подростковых суицидов является преобладание чувств безнадежности и беспомощности.

  2. Если принято решение покончить с собой, ничего не может этому помешать.

  3. Улучшение взаимоотношений в семье может снизить частоту самоубийств.

Ведущий №2: (комментарии к утверждениям для третьей команды зачитываются после каждого обоснования)

  1. Реальность. Совершенный суицид – это призыв, таким образом подросток одинокий и никому не нужный пытается обратить на себя внимание, вызвать жалость. Однако увидеть результаты своего деяния ему не придется, ничья любовь и жалость ему уже будут не нужны.

  2. Миф. Большинство молодых людей, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, но часто крик о помощи остается не услышанным друзьями и семьей.

  3. Реальность. Дефицит общения между родителями и детьми был важным факторов в их желании покончить с собой.

Станция альтернатив

Ведущий №3: Русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Человек, который ощущает свою жизнь лишенной смысла, живет не человеческой, а растительной жизнью. Поэтому каждый человек должен искать и находить смысл своей жизни. И при этом у каждого человека свой смысл, который каждый находит по-своему: кто неосознанно в повседневных делах ради своих близких, родных, а кто осмысленно в творчестве, в созидании. Что вы видите смыслом жизни – изобразите в коллективной работе.

Участники команд маркерами на листах ватмана изображают ведущие на их взгляд ценности жизни, готовят защиту своих проектов.

Ведущие №1,2, 3: Ваша жизнь наполнится смыслом и будет счастлива, если вы будете:

  1. Любить своих близких.

  2. Помогать людям.

  3. Полностью отдаваться любимой деятельности, которая вам нравится.

  4. Стараться быть счастливым, избегать людей и обстоятельств, которые вам неприятны.

  5. Заниматься спортом и физическим трудом.

  6. Увлекаться всегда чем-либо.

  7. Если с вами случится несчастье не впадать в отчаяние, помните жизнь как маятник.

Психолог: Наша беседа, к сожалению, подходит к концу. Я надеюсь, что данное мероприятие не пройдет бесследно как для Вас . Каждый из вас должен вынести из этого мероприятия: чуткость и забота о ближнем может предостеречь от необдуманного шага.

Каждый из Вас, товарищи-родители, должен уделять больше внимания своему чаду, разговаривая с ним на всевозможные темы, сохранять доверительные отношения между Вами и ребенком.

А Вам, мои дорогие студенты, в свою очередь, я хочу сказать, что с любой проблемой и трудностями в Вашей жизни, с какими вы порой сталкиваетесь, и не можете найти на Ваш взгляд правильное решение, Вы можете обратиться к своим близким, которые в трудную минуту Вас поддержат и помогут советом.

И Вы должны помнить, что суицид- это не решение всех проблем, из каждой ситуации можно найти достойный выход!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!