СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицида у подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет осветить причины, побуждающие подростков  к возникновению суицидальных мыслей, особенности восприятия темы смерти, подскажет, как помочь родителям и педагогам таким детям, как вести профилактику возможного суицида.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицида у подростков»

 Профилактика суицида у детей и подростков   Рекомендации родителям   ТОГБОУ «Казачья кадетская – школа- интернат имени графа И.И. Воронцова- Дашкова»  Педагог-психолог Войнова О.А.

Профилактика суицида у детей и подростков Рекомендации родителям ТОГБОУ «Казачья кадетская – школа- интернат имени графа И.И. Воронцова- Дашкова» Педагог-психолог Войнова О.А.

  Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).  Суицид  - явление психологическое и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.

Суицид - это умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицид - явление психологическое и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.

Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в крупных населенных пунктах.    Этому способствует:  - смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе,  - изменение приоритетов воспитания в современном образовании,  - бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов.

Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в крупных населенных пунктах. Этому способствует: - смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, - изменение приоритетов воспитания в современном образовании, - бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов.

 Основные причины суицида :  - неразделенная или несчастная любовь;  - п роблемы в семье, конфликты с родителями и сверстниками;  - б олезнь, смерть близких;  - уродства;  - страх перед будущим;  - одиночество;  - сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами;  - половая несостоятельность;  - психические заболевания;  - стремление повлиять или вызвать чувство вины у кого-либо;  -отсутствие поддержки и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Основные причины суицида : - неразделенная или несчастная любовь; - п роблемы в семье, конфликты с родителями и сверстниками; - б олезнь, смерть близких; - уродства; - страх перед будущим; - одиночество; - сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами; - половая несостоятельность; - психические заболевания; - стремление повлиять или вызвать чувство вины у кого-либо; -отсутствие поддержки и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Мотивы суицидального поведения детей  и подростков : 1.Переживание обиды,  одиночества, о тчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей. 3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. 4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия. 5. Боязнь позора, насмешек или унижения. 6. Страх наказания. 7. Любовные неудачи, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста. 9. Желание привлечь к себе внимание. 10. Чувство безнадежности. 11. Множественные проблемы,  все глобальные и неразрешимые. 12. Желание наказать обидчика. 13. Депрессивные состояния.

Мотивы суицидального поведения детей

и подростков :

1.Переживание обиды, одиночества, о тчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей.

3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания.

7. Любовные неудачи, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста.

9. Желание привлечь к себе внимание.

10. Чувство безнадежности.

11. Множественные проблемы,

все глобальные и неразрешимые.

12. Желание наказать обидчика.

13. Депрессивные состояния.

 Подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ как правило вызывает «эффект заражения», что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе.  В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы.

Подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ как правило вызывает «эффект заражения», что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе.

В большинстве случаев суициды совершают вполне нормальные дети. Среди общего числа совершающих суициды лишь 20% детей, которые относятся к группе психически больных, остальные 80% – психически здоровы.

  Решаются на суицид, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Решаются на суицид, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

 Что нужно знать о суициде?

Что нужно знать о суициде?

Группа риска подростков, склонных к суициду:  - Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же такие дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников.  -  Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей. -  Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования. -  Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

Группа риска подростков, склонных к суициду:

- Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же такие дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников.

-  Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

-  Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования.

-  Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания).

 Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков   1.Словесные признаки.  Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии:  «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить»;  «я больше не буду ни для кого проблемой».  Много шутит на тему самоубийства.  Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти .

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков 1.Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить»; «я больше не буду ни для кого проблемой». Много шутит на тему самоубийства. Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти .

2.Поведенческие признаки.   1.  Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, мирится с давними врагами.   2.  Демонстрирует радикальные перемены в поведении:  в еде – ест слишком мало или слишком много;  во сне – спит слишком мало или слишком много;  во внешнем виде – может стать неряшливым;  в привычках – пропускает занятия;  замыкается от семьи и друзей и т.д.   3.  Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

2.Поведенческие признаки. 1.  Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, мирится с давними врагами. 2.  Демонстрирует радикальные перемены в поведении: в еде – ест слишком мало или слишком много; во сне – спит слишком мало или слишком много; во внешнем виде – может стать неряшливым; в привычках – пропускает занятия; замыкается от семьи и друзей и т.д. 3.  Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 3. Ситуационные признаки.   1.  Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.  2.  Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).  3.  Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.  4.  Предпринимал попытку суицида ранее .  5.  Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых, значимых людей или членов семьи.  6.  Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей, разрыв любовных отношений).  7.  Слишком критически настроен по отношению к себе.

3. Ситуационные признаки. 1.  Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2.  Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема). 3.  Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального. 4.  Предпринимал попытку суицида ранее . 5.  Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем -то из друзей, знакомых, значимых людей или членов семьи. 6.  Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей, разрыв любовных отношений). 7.  Слишком критически настроен по отношению к себе.

 Как правило, суицид не происходит  без предупреждения.  Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят, либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Как правило, суицид не происходит

без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят, либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Важно знать, что….

Важно знать, что….

     Суицид не передается по наследству .   От мамы можно унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов семьи уже совершал суицид, ребенок окажется в зоне повышенного суицидального риска.  Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.  Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы.

Суицид не передается по наследству . От мамы можно унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов семьи уже совершал суицид, ребенок окажется в зоне повышенного суицидального риска. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы.

Рекомендации родителям:  как можно предупредить суицид?

Рекомендации родителям: как можно предупредить суицид?

- Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. - Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений! - Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета. - Уважительно относитесь к его позиции. - Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. - Умейте выслушать своего ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Будьте ему другом.  -Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости,  будьте честными и последовательными.  - Не стесняйтесь демонстрировать детям свою любовь . - Научите ребенка выплескивать свои отрицательные эмоции.

- Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов.

- Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!

- Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного бюджета.

- Уважительно относитесь к его позиции.

- Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность.

- Умейте выслушать своего ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Будьте ему другом. -Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными и последовательными. - Не стесняйтесь демонстрировать детям свою любовь .

- Научите ребенка выплескивать свои отрицательные эмоции.

 - Избегайте физического и психологического насилия над ребенком.   - Стройте ваши отношения с ребенком так, чтобы он мог спокойно обращаться к вам за помощью и знать, что его поймут, примут и не осудят.  - Помогайте детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.  - Научите ребенка осмысленному использованию Интернет.  - Помогите ребенку грамотно организовать свой досуг, который бы реализовал его способности.

- Избегайте физического и психологического насилия над ребенком.

- Стройте ваши отношения с ребенком так, чтобы он мог спокойно обращаться к вам за помощью и знать, что его поймут, примут и не осудят.

- Помогайте детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

- Научите ребенка осмысленному использованию Интернет.

- Помогите ребенку грамотно организовать свой досуг, который бы реализовал его способности.

Мы можем пережить большое горе,  Мы можем задыхаться от тоски,  Тонуть и выплывать, но в этом море  Всегда должны остаться островки.  Ложась в кровать, нам нужно перед сном  Знать, что назавтра просыпаться стоит,  Что счастье, пусть хоть самое простое,  Пусть тихое, придёт к нам завтра днём…

Мы можем пережить большое горе, Мы можем задыхаться от тоски, Тонуть и выплывать, но в этом море Всегда должны остаться островки. Ложась в кровать, нам нужно перед сном Знать, что назавтра просыпаться стоит, Что счастье, пусть хоть самое простое, Пусть тихое, придёт к нам завтра днём…

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!