СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Просмотр содержимого документа
««ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»»








«ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»


2016 г.





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Состояние психического здоровья, возрастного развития детей и подростков и факторы риска, определяющие их, привлекают в настоящее время внимание специалистов различных социальных практик: педагогов, социологов, психологов, педиатров и детских психиатров. Жизненные трудности бывают у всех, тревога посещает каждого. Но только взрослый человек, когда ему плохо, начинает больше о себе заботиться, вспоминает свои цели, намерения, собственные достоинства и удачи. У здоровых людей включается инстинкт самосохранения.

Встречаются люди, которые поступают по принципу «и пусть мне будет хуже», они стараются еще сильнее себе навредить, т.е. с саморазрушающим поведением. И тогда люди находят выход: алкоголь, табак, наркотики, вплоть до крайнего варианта – суицид.

Суицид рассматривается как ведущая причина смерти во всем мире. Согласно статистике, ежедневно около 1200 жителей Земли ставят точку в своей жизни и еще 7500 пытаются это сделать. Каждый год из жизни добровольно уходят почти полмиллиона землян.

В подростковом возрасте саморазрушающее поведение встречается чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста: возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, такие как негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы.

Подростковый суицид рассматривается как трагедия, задевающая не только ребёнка, но и его семью, сверстников, всё окружение, в котором он живет. Общество также рассматривает суицид как свидетельство собственной несостоятельности, поскольку не может обеспечить должного воспитания и здорового окружения, в котором ребенок мог бы расти и развиваться. Поэтому проблемы детской суицидальности обусловили несомненную актуальность в решении данного вопроса.


Суицидальные исследования позволяют трактовать многие попытки самоубийства как острые ситуативные реакции дезадаптации. В свою очередь, рост числа суицидов за последнее десятилетие объясняется распространением массовых социальных стрессовых расстройств вследствие разрушения многих привычных ценностей и стереотипов поведения. «Обвальные» социальные преобразования порой превышают возможности "индивидуального барьера адаптации населения, в особенности той его части, которая является наименее социально защищенной. Рост числа суицидов свидетельствуют о необходимости своевременного выявления лиц, не обладающих психической устойчивостью, способностью к адаптации, не удовлетворенных жизнью.

Анализ теории и практики свидетельствует о том, что дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, их родители разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидальным поведением называют любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

    • суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

    • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

    • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

  • суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой (о чем я выше уже говорил). Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Суицидальноопаснаяреферентнаягруппа:

  • молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

  • лица, отличающиеся сверхкритичностью к себе.

  • лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

  • подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

  • люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Характерныечертыподростковогосуицида:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, образовательном учреждении, группе);

  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:

  • тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

  • тяжело протекающийпубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

  • употреблениеалкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешниеобстоятельствасуицидальногоподростка:

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, потеря родителей;

  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.



Симптомы, свидетельствующие

о предрасположенности к суициду

Внешнийвид и поведение

Амимия.

Бездеятельность, адинамия.

Гипомимия.

Двигательное возбуждение.

Замедленная речь.

Краткость ответов.

Общая двигательная заторможенность.

Отсутствие ответов.

Патетические интонации.

Причитания.

Склонность к нытью.

Тихий монотонный голос.

Тоскливое выражение лица (скорбная мимика).

Ускореннаяэкспрессивнаяречь.

Эмоциональныенарушения

Безразличное отношение к себе, окружающим.

Брюзжание.

Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности.

Ворчливость.

Грусть.

Злобность.

Мрачная угрюмость.

Неприязненное, враждебное отношение к окружающим.

Ожидание непоправимой беды.

Раздражительность.

Скука.

Страх мотивированный.

Страх немотивированный.

Тоска как постоянный фон настроения.

Тревога беспредметная (немотивированная).

Тревога предметная (мотивированная).

Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

Угнетенность.

Уныние.

Чувство бесчувствия.

Чувство ненависти к благополучию окружающих.

Чувствофизическогонедовольства.

Психическиезаболевание

Депрессия.

Избирательные воспоминания неприятных событий прошлого.

Маниакально-депрессивный психоз.

Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой.

Отсутствие перспектив в будущем.

Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния.

Пессимистическая оценка своего прошлого.

Шизофрения.

Оценкасобственнойжизни

Пессимистическая оценка своего прошлого.

Избирательные воспоминания неприятных событий прошлого.

Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния.

Отсутствиеперспектив в будущем.

Взаимодействие с окружающими

Нелюдимость, избегание контактов с окружающими.

Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью.

Склонность к нытью .

Капризность.

Эгоцентрическая направленность на свои страдания.

Вегетативныенарушения

Бессонница.

Головные боли.

Запоры.

Нарушение менструального цикла (задержка).

Нарушение ритма сна.

Отсутствие чувства сна.

Ощущение комка в горле.

Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха.

Пища ощущается безвкусной.

Повышение веса тела.

Повышенная сонливость.

Повышенное АД.

Расширение зрачков.

Слезливость.

Снижение аппетита.

Снижение веса тела.

Снижение либидо.

Сухость во рту (“симптомы сухого языка”).

Тахикардия.

Чувство физической тяжести, душевной боли в груди (голове, эпигастрии, животе).

Динамика состояния в течение суток

Улучшениесостояния к вечеру.





Признаки замышляемого суицида


Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается подготовительный период (пресуицид), который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению. Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

4. Снижение ресурсов личности, позволяющихпротивостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду: тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка : неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком; неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка; отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе; серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности.

Как говорит статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.












Диагностические методики по выявлению детей, склонных к саморазрушающемуповедению





Опросник суицидального риска (ОСР).

Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности клиента обычными немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом, профессиональным психиатром. В том случае, если в ходе работы с клиентом (обычно на самых первых шагах знакомства) складывается впечатление о том, что у него настолько ослаблены ресурсы психологической адаптации к своей жизненной ситуации, что под вопрос ставится смысл его существования, вполне оправданно рекомендовать клиенту выполнить особую методику на суицидальный риск.Вместе с тем, уместно раскрыть содержание субшкальных диагностических концептов с тем, чтобы прояснить концепцию ОСР в целом.

Демонстративность (Д). Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оценка с внешних позиций, порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко. К этой субшкале относятся пункты № 12, 14, 20, 22, 27 опросника.

Аффективность (А). Доминирование эмоций над эмоциональным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно, эмоционально. Крайний вариант — блокада интеллекта. Пункты № 1, 10, 20, 23, 28, 29.

Уникальность (У). Восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явление исключительное, не похожее на другие и, следовательно, подразумевающее исключительные варианты выхода, в частности суицид. Данная шкала тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт. Пункты № 1, 12, 14, 22, 27.

Несостоятельность (Н). Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенное" из мира. Даннаясубшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога — «Я плох». Пункты № 2, 3, 6, 7, 17.

Социальный пессимизм (СП). Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. СП тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. Экстрапунитивность определяется по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня». Пункты № 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25.

Слом культурных барьеров (СКБ). Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. Крайний вариант — инверсия ценности жизни и смерти. При отсутствии выраженных пиков по другим шкалам это может свидетельствовать только об «эстетизации смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти — доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самостоятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования». Пункты № 8, 9, 18.

Максимализм (М). Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимализацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта из какой-то одной сферы. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах. Пункты № 4, 16.

Временная перспектива (ВП). Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы, глобального страха неудач и поражений в будущем. Пункты № 2, 3, 12, 24, 25, 27.

Антисуицидальный фактор (АФ). Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Пункты № 19,

Данная методика применяется в том случае, когда психолог на основе предшествующего исследования выявил высокую вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой психолог должен проявить максимум внимания и сочувствия. Баллы подсчитываются отдельно по каждому фактору. Ответу «да» соответствует 1 балл. Количество утверждений по каждому из факторов принимается за 100. Количество баллов переводится в проценты. По процентному соотношению определяется индивидуальный стиль суицидальной динамики.



Текст опросника

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.

  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

  5. Вам определенно не везет в жизни.

  6. Работать Вам стало труднее, чем раньше.

  7. Большинство людей довольны жизнью более, чем Вы.

  8. Вы считаете, что смерть является искуплением.

  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.

  12. Вы считаете себя обреченным человеком.

  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.

  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.

  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку.

  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.

  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.

  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.

  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.

  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.

  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.

  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.

  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили Вы.

  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете мысли об этом выкинуть из головы.

  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.




Оценка состояния адаптированности личности

Инструкция:Внимательно читайте все суждения, входящие в состав каждого из 30 приведенных ниже блоков и подчеркивайте на бланке для ответов буквы а, б, в, г, соответствующие вариантам ответов, в наибольшей степени отвечающим Вашему мнению в данный момент.


1. а - я бодр и весел;

б - иногда я грущу;

в - я часто бываю печален;

г - я чувствую себя несчастным;


2. а - у меня было счастливое детство;

б - в детстве у меня были незначительные, обычные для детей неприятности;

в - у меня было довольно трудное детство;

г - в детстве жизнь меня не щадила;


3. а - сейчас я столь же общителен, как и прежде;

б - мне все чаще хочется побыть одному;

в - только необходимость вынуждает меня общаться с окружающими;

г - я одинок, никто не понимает меня;


4. а - я ем как всегда, с аппетитом;

б - в последнее время мой аппетит ухудшился;

в - я замечаю, что порой ем, не ощущая вкуса пищи;

г - в последнее время я почти ничего не ем;


5. а - меня живо интересуют события, происходящие в мире;

б - теперь я меньше читаю, реже включаю радио, телевизор;

в - я слежу за событиями, происходящими в мире;

г - я утратил интерес к жизни;

6. а - как правило, я спокоен;

б - бывает, что я нервничаю;

в - я не доволен собой, да и другие люди раздражают меня;

г - мне все стало безразлично;


7. а - я с удовольствием вспоминаю прожитые годы;

б - в моем прошлом были эпизоды, которые не хочется вспоминать;

в - я стыжусь допущенных в прошлом ошибок;

г - прошлое теперь мстит мне за совершенные проступки;


8. а - любовь делает мою жизнь ярче и интереснее;

б - любовь - сложное чувство, не каждому оно "по плечу";

в - любовь доставляла мне только огорчения;

г - я не достоин любви;


9. а - я сплю спокойно и просыпаюсь полностью отдохнувшим;

б - проснувшись, я не всегда чувствую себя отдохнувшим;

в - мне бывает трудно заснуть из-за "непрошеных" мыслей, что роятся в моей голове;

г - я страдаю от бессонницы;


10. а - у меня интересная работа;

б - моя работа не очень интересная, но нужная людям;

в - я намерен поменять работу, а может и профессию;

г - в последнее время я "заставляю" себя ходить на работу;


11. а - свои проблемы я решаю без особого труда;

б - некоторые проблемы требуют от меня сверх усилий;

в - почти любая проблема для меня - неразрешимая задача;

г - я запутался в своих проблемах, не могу решить ни одной;


12. а - мое будущее кажется мне многообещающим;

б - мое будущее кажется мне весьма неопределенным;

в - будущее пугает меня;

г - мое будущее кажется мне безрадостным;


13. а - у меня сложились добрые отношения с окружающими;

б - с некоторыми людьми у меня отношения не сложились;

в - многие относятся ко мне враждебно;

г - мне кажется, что все против меня;

14. а - у меня не было серьезных болезней или травм;

б - чувствую себя вполне удовлетворенно;

в - мое здоровье подорвано болезнями, тяжелыми травмами;

г - мне уже поздно заботиться о здоровье;


15. а - у меня разнообразные интересы и увлечения;

б - есть проблемы, которыми я интересуюсь всерьез;

в - больше всего меня интересует, что обо мне думают люди;

г - я утратил интерес даже к самому себе;


16. а - обычно я вполне доволен собой;

б - я далеко не всегда бываю доволен собой;

в - часто я себе "не нравлюсь";

г - я себя ненавижу;


17. а - моя жизнь складывается удачно;

б - моя жизнь не лишена трудностей;

в - мне сейчас живется трудно;

г - моя жизнь кажется мне невыносимой;


18. а - ко мне часто обращаются за помощью;

б - уверен, что в "трудную минуту" мне помогут;

в - порой я не знаю, куда обратиться за помощью;

г - мне уже никто не поможет;


19. а - чувствую себя здоровым, полным сил;

б - меня беспокоит снижение работоспособности;

в - у меня упадок сил, я не справляюсь;

г - моя смерть "не за горами";


20. а - у меня есть, чем занять свободное время;

б - порой я не знаю, чем занять свободное время;

в - на меня "навалилось" сейчас столько проблем, что мне не до развлечений;

г - сейчас я не в состоянии что-либо делать, даже то, что раньше доставляло мне удовольствие;


21. а - я живу спокойной, размеренной жизнью;

б - я придерживаюсь правила: хочешь жить - умей вертеться;

в - я способен совершить нечто такое, что удивит других;

г - порой я сам не знаю, что сделаю через минуту;

22. а - я доволен сложившейся ситуацией;

б - бывают ситуации и получше;

в - сейчас сложилась довольно скверная ситуация;

г - я нахожусь в такой ситуации, что хуже не бывает;

23. а - секс доставляет мне удовольствие;

б - теперь секс интересует меня меньше;

в - секс мне не интересен, от него одни неприятности;

г - в моем положении нелепо даже думать о сексе;



24. а - у меня никогда не было проблем из-за алкоголя;

б - алкоголь помогает мне расслабиться, снять напряжение;

в - алкоголь - источник многих моих проблем;

г - даже выпивка не помогает мне забыться;


25. а - я не перестаю учиться, работать над собой;

б - жизнь порой преподносит горькие уроки, остается лишь учиться на них;

в - допущенные мною ошибки так меня ничему и не научили;

г - мне уже поздно учиться;


26. а - у меня "легкий" характер;

б - я не очень уживчивый человек;

в - в моем характере есть серьезные изъяны;

г - я плохой, никчемный человек;


27. а - я рассчитываю прожить долгую жизнь;

б - уверен, что я проживу еще не один десяток лет;

в - я надеюсь протянуть еще лет 8-10;

г - я скоро умру


28. а - я считаю, что пользуюсь большим авторитетом;

б - многие прислушиваются к моему мнению;

в - со мной мало кто считается;

г - я ничего не значу в этой жизни;


29. а - я веду правильный, здоровый образ жизни;

б - я не очень забочусь о своем здоровье;

в - я давно "запустил" свое здоровье;

г - я чувствую себя "развалиной";


Бланк для ответов представляет собой матрицу 5x6, в каждой клеточке которой подчеркивается (вписывается) буква, соответствующая избранному ответу. Отсчет баллов в каждой из пяти шкал-колонок производится по правилу: ответ "а"- 0 баллов, "б"- 1 балл, "в"- 2 балла, "г"- 3 балла.

Сумма баллов по шкале может меняться в диапазоне от 0 до 18 баллов. Общая сумма может составить 90 баллов (все "г").

Пять шкал измеряют удовлетворенность: 1 - собой; 2 - ситуацией; 3 - положением в сфере общения; 4 - здоровьем, образом жизни; 5 - деятельностью на работе и дома.

Результат от 0 до 3 баллов в отдельных шкалах, но менее 12 баллов, суммарно служит признаком "квазиадаптивности" респондента и наблюдается у инфантильных лиц.

Результат от 4 до 6 баллов и до 30 баллов суммарно характерен для лиц с успешной адаптацией; а от 7 до 9 (суммарно до 45 баллов) - для лиц, адаптация которых является успешной, хотя и достигается ценой определенного напряжения.

Результат от 10 до 12 баллов указывает на наличие субэкстремальной ситуации, в которой может быть оказана разовая консультация у психолога; а при 13 - 5 баллах (экстремальная ситуация) может потребоваться психологическая помощь. Дальнейший рост показателей, появление ответов, обозначенных литерой "г", свидетельствует о жизненном кризисе, желательности помощи со стороны психиатра-суицидолога.

Достоинством данного опросника является быстрота получения психологом данных, а также возможность для респондента "без лишних слов пожаловаться на жизнь", указать на те проблемы, с которыми он "не справляется", которые таят угрозу "поведенческого срыва"

Оценка акцентуации характера

(методика Шмишека)


Инструкция.Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов.


1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли вы плачете?

4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке - пра­вильно ли все было сделано?

5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

12. Предприимчивы ли вы?

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли вы?

15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас пе­дантичным?

20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли вас ваши знакомые?

22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних поры­вов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясе­ние?

25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли вы иногда?

28. Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее живот­ное или птицу?

29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, ста­раетесь ли вы это поправить?

30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессио­нальной деятельности?

33. Легко ли вы впадаете в гнев?

34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представле­ниях?

37. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допуще­на несправедливость?

42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?

43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

46.Сбегали ли вы в детстве из дома?

47. Обычно вы без колебаний уступаете в автобусе место престаре­лым пассажирам?

48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь кон­фликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии прийти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмо­ра?

51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли вы любите животных?

53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы прове­рить: не забыли ли вы выключить газ, свет и т. п.?

54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с ваши­ми родственниками должно что-нибудь случиться?

55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

68. Очень ли вы любите веселиться?

69. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречает­ся какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?

69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в ва­шем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли, что, ложась спать в отличном настроении, следу­ющим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у вас бывают головокружения?

73. Часто ли вы смеетесь?

74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли вы?

80. Может ли употребленный вами алкоголь изменить ваше настроение?

81.Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли вы обычно на жизнь несколько пессимистично?

84. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливо­му?

85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правиль­ность которых сознаете?

89. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за помарок стра­ницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импуль­сивные поступки?

96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

Оценка результатов

п/п


Тип акцентуации

Коэф­фициент

«Да»

Номера вопросов

«Нет»

Номера вопросов

1


Гипертимный

3

1,12,25,36,50,61,75,85

2

Дистимный

3

10,23,48,83,96

34, 58, 73

3

Циклоидный

3

6,20,31,44,55,70,80,93

-

4

Возбудимый

3

,8, 22", 33,46, 57, 72,82, 95

5

Застревающий

2

2,16,26,38,41,62,76, 86,90

13,51

6

Педантичный

2

4,15,19,29,43,53,65,69,78, 89,92

40

7

Тревожный

3

17,30,42,54,79,91

5,67

8

Эмотивный

3

3,14,52,64,77,87

28,39

9

Демонстра­тивный

2

7,21,24,32,45,49,71,74, 81,94,97

56

10

Экзальтиро­ванный

6

11,35,60,84

-

Ложь

1

9,47, 59, 68, 88

18,27,37,63


Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значе­ние коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полу­ченный результат превышает 18 баллов, то это свидетельствует о вы­раженности данного типа акцентуации. При этом полученному ре­зультату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 баллов.



Поведенческие характеристики основных типов

акцентуации характера

1. Гипертимный тип.Отличается повышенным настроением, оп­тимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплиниро­ван, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка за­вышена.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.

2. Дистимный тип.Противоположенгипертимному типу. Отли­чается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению са­мооценки.

Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.

3. Циклоидный тип.Отличается довольно частыми периодиче­скими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада — дистимно. Самооценка неустой­чива.

Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.

4. Возбудимый тип.Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллекти­ве, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросо­вестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение.

Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в кон­фликте активен.

5. Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «роди­теля». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справед­ливости.

Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфлик­тов, в конфликте активен.

6. Педантичный тип.Отличается добросовестностью, аккуратно­стью, серьезностью в делах. В служебных отношениях - бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим.

В конфликты вступает редко. Однако его формализм может про­воцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассив­но.

7. Тревожный тип.Отличается низкой контактностью, неуверен­ностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вмес­те с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокри­тичность, исполнительность.

Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преоб­ладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка.

8. Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избран­ным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем, для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чув­ство долга, исполнительность.

Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.

9. Демонстративный тип..Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы.

Конфликтен. В конфликте активен.

10. Экзальтированный тип. (от лат. exaltatio- восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимате­лен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.


Тест для выявления суицидальных настроений

Инструкция: Вам предлагается ответить на данные вопросы. Варианты ответов могут быть: "да", "иногда", "нет".


1. В последнее время у меня отвратительное настроение.

2. Все валится у меня из рук.

3. Очень часто я никого не хочу видеть.

4. Жизнь для меня бесполезна.

5. Мне часто не хочется жить.

6. Чувство обиды и горечи постоянно со мной.


Ключ:

Оценка состояния сотрудника определяется путем суммарного подсчета баллов. Ответ "да" - 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет" - 0 баллов.

При получении 5 и более баллов - прогноз считается неблагоприятным.



















Методические рекомендации педагогам и родителям

Формирование самоуважения у подростков

с девиантным поведением

(практические рекомендации для педагогов)

Принятие.

Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: чтобы он ни сделал, он - достойное человеческое сущест­во, даже если его поступок неприемлем.Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Необходимо принимать ребенка, невзирая на все его глупости, не­достатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то» и не «Я стану к тебе относиться лучше, когда ты...», а «Ты мне нравишься, потому что это ты».

  1. Поболтайте о чем-нибудь с учениками в классе после уроков.

  2. Поинтересуйтесь у учеников, как они живут за стенами школы.

  3. Запоминайте то, что рассказывают вам ученики и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.

  4. Ешьте иногда вместе с учениками за их столом в столовой или бу­фете.

  5. Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.

  6. Иногда присоединяйтесь к групповым играм своих учеников в спортзале или на спортплощадке.

  7. Отмечайте дни рождения своих учеников хотя бы каким-то внима­нием.

  8. Посылайте открытки и домашние задания ученикам, которые бо­леют, с парой строк, написанных своей рукой.

  9. Выражайте искренний интерес к работе и хобби своих учеников.


Уважение (признание).

«Я-высказывание». Описывайте поведение или результат аккуратно и объективно без единого оценочного или субъек­тивного понятия. Признания типа: «Спасибо за помощь», «Ты хорошо работал» - неэффектив­ны, так как не проясняют, что именно помогло и что именно хорошо в работе.

Используйте 3-частную форму «Я-высказывания» для признания, то есть описывайте последовательно:

1) действие ученика и его результат,

2) что вы чувствуете или думаете о нем,

3) позитивный эффект от него.

«Маша, когда ты сдаешь домашнее сочинение вовремя, как се­годня, я очень довольна, потому что мне не нужно тебя ругать, и мы можем перейти к следующей теме».

Фокус на настоящем. Используйте принцип «Здесь и теперь». При­знание должно выражаться в настоящем времени и описывать события настоящего момента. Фраза «Антон, так почему ж ты раньше так не старался»?» только напомнит Антону о его прошлом, не слишком прием­лемом поведении. Такое обращение не поддержит, а дезорганизует его — и это вместо законной гордости за свое нынешнее достижение! В бу­дущем времени говорить тоже нехорошо: «Антон, я надеюсь, ты теперь всегда будешь делать домашнее задание так же хорошо, как сегодня!» — это ошибочное и неграмотное суждение, которое лишь претендует на признание. Кроме того, утверждения -признания ни в коем случае не должны содержать сравнения с другими учениками.

Письменные признания. Никогда не забывайте написать пару строк родителям об успехах их ребенка или написать об этом самому ученику. Некоторые ученики месяцами хранят эти записки-признания. Записки с благодарностью могут быть написаны на бумаге учеников (в тетрадке или дневнике) или на специальных нарядных цветных листках с картинками. Это могут быть всего несколько слов в форме «Я-высказывания» или благодарности. Например: «Дорогой Миша, как чисто была сегодня вымыта лаборантская! Твоя работа меня восхитила. Анна Петровна».

Учите учеников просить признания. Поскольку мы не можем заме­тить все хорошее, что происходит в классе, просите учеников сообщать вам и всем о том, что заслуживает признания. Попробуйте такой экспери­мент. Попросите учеников самим написать себе карточки-признания о чем-то хорошем, что они сделали. В конце дня попросите прочесть их вам. Если вы думаете, что записка соответствует истине, подпишите ее и разрешите взять домой. Эта деятельность - сильнейший прием для формирования самоуважения, так как он учит уважать себя и замечать позитивное в своем поведении.

Одобрение. Одобрение мы высказываем самим ученикам, показывая, что нам нра­вятся черты их характера или попытки что-то сделать (даже безрезуль­татные), или их мечты, или их увлечения. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть что-то хорошее, что нужно развивать. Вот список слов русского языка, описывающих положительные черты характера. Их нужно постоянно напоминать устно и письменно: честолюбие, смелость, бодрость, чистоплотность, ум, остроумие, талант, альтруизм, склонность к рассуждению, храбрость, творчество, любознательность, энергичность, энтузиазм, оригинальность, настойчивость, дипломатичность, общительность, понимание, пунктуальность, склонность к риску, чувствительность, сила, умение слушать другого, верность, справедливость, дружелюбие, нежность, благие намерения, доброта, полезность, заботливость, правдолюбие, честность, опрятность, организованность, спокойствие, упорство.

Составьте такие простые предложения: «Мне нравится твоя доброта», «О, какой творческий подход...» и используйте их.

Теплые чувства. Чувства всегда адресованы самому ученику, безотносительно к тому, что он сделал или не сделал. То, что на самом деле нужно от вас ученику, подтверждение: «Я любим без всяких условий. Мой учитель не переста­нет любить меня, если я совершу ошибку или доставлю ему хлопоты. Мой учитель любит меня, потому что я - это я».

Чувства часто особенно нужны ученику, если дела плохи. Например, слова учителя для ученицы, не решившей контрольную:

«Майя, я верю, что эта контрольная - последняя из тех, что тебе не удались. Мы все делаем ошибки, подумай об этом, и может быть, следующая контрольная пройдет лучше. Такие комментарии закладывают прочную основу дружбе учителя со своими учениками.

Дружба с учениками - наше лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В самом деле, ученики скорее согла­сятся выполнять правила и следовать требованиям своих друзей, чем врагов.

Теплые прикосновения. Гладить, обнимать, тормошить лю­бого ребенка необходимо, чтобы он развивался нормально. Потреб­ность в физическом контакте оста­ется с нами с детства. Рукопожа­тия, прикосновения, похлопывание по спине, объятия очень хорошо выражают теплоту.


Формируйте веру в успех.

Подчеркивайте любые улучшения. Больше внимания уделяйте ПРОЦЕССУ решения, чем РЕЗУЛЬТАТУ, и замечайте каждый маленький шаг вперед.

Когда мы отмечаем продвижение ученика, мы фокусируем внимание на том, что сделано сегодня, но не на том, что мы надеемся завтра на луч­шее. Мы не сравниваем работу ученика с кем-то еще или с нормами и требованиями.

Объявляйте о любых вкладах. Дети со страхами неудач могут вооб­ще отказываться что-то писать, не доверяют бумаге, потому что любые ошибки могут быть выставлены на всеобщее обозрение. Но в устных от­ветах и классных дискуссиях такие ученики могут участвовать весьма ак­тивно. Подчеркивайте ценность этих вкладов для учеников, педагогов и для родителей.

Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хо­тят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.

Демонстрируйте веру в своих учеников. Вера учителя в своих учени­ков проявляется в его ожиданиях. Невысокие ожидания объясняются не­верием. Высокие - отражают уверенность в силах ученика, если конечно они реалистичны. Если вы сможете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех уче­ников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сде­лать» - отражают вашу веру в учеников. Говорите: «С твоими способнос­тями ты можешь делать лучше». Не говорите: «Для тебя и это - неплохой результат», даже, если это правда.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!