СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается понятие что такое суицид, суицидальное поведение, предсуицидальный период, классификация суицидального поведения, причины суицида, мотивация суицидального поведения. Даны рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения.

Просмотр содержимого документа
«"Профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте"»

Профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте.


Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование - «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Миром пока для него непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим

Самоубийство подростка – чаше всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мыли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

О приближении суицида свидетельствует предсуицидальный период.

Период предсуицида характеризуется следующими особенностями: у человека появляются сначала мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончиться?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется само отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.

Если процесс продолжается, то на следующем этапе предсуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью!», и тому подобные размышления, выражающие внутреннюю готовность человека к суициду.

На третьем этапе предсуицидального периода возникает осознанное желание умереть. Для этого периода характерно наличие суицидальных замыслов. В этот момент происходит разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.

Классификация суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение.

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.

Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания.

Три основные функции суицида:

1.Обращение, своего рода «крик о помощи».

2.Уход от разрешения проблем, «выключение из невыносимо тяжелой жизненной ситуации».

3.Отреагирование, как способ снятия эмоционального напряжения.


Причина суицидов подростков.

1.Лично-семейные:

-семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);

-болезнь, смерть близких;

-одиночество, неудачная любовь;

-половая несостоятельность;

-оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

2.Состояние здоровья:

-психические заболевания;

-соматические заболевания;

-уродства.

3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

-опасение уголовной ответственности;

-боязнь иного наказания или позора.

4.Конфликты, связанные с работой или учебой.

5.Материально-бытовые трудности.


Мотивация суицидального поведения


Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда ребенок совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую»; «Чтобы получить помощь от других людей». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на определенных лиц из социального окружения (супруга, родителей, детей).

Ребенок в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях или угрожает покончить с собой. Суицидальная попытка обычно совершается в присутствии окружающих или человек стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке (например, сразу после акта отравления лекарственными препаратами человек звонит по телефону знакомым и сообщает о своих действиях).

Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)»; «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже».

Самоповреждающие действия обычно не планируются, нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации). На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Ситуация была так невыносима, что я просто не знал, что мне сделать еще»; «Хотел избежать невыносимой ситуации, отвлечься от мыслей о ней». К данной группе также относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку с целью уменьшения негативных эмоциональных переживаний или отвлечения от них (избегание страдания). На вопрос о цели суицидальных действий такие лица отвечают: «Сделал это, чтобы освободиться от невыносимой душевной боли»; «Хотел перестать чувствовать тревогу и отчаяние».

Суициды совершаются путем самоповешения, самоотравления. Алкоголь, если и принимается, то после принятия решения о самоубийстве («чтобы было легче решиться на суицид»).

Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя».

Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования (например, в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). На вопрос о цели суицида такие лица обычно отвечают: «Сделал это, чтобы умереть»; «Хотел быть с умершим любимым человеком».


Диагностические признаки суицидального поведения

1.Уход в себя.

2.Капризность, привередливость.

3.Депрессия.

4.Агрессивность.

5.Саморазрушающее и рискованное поведение.

6.Потеря самоуважения.

7.Изменение аппетита.

8.Изменение режима сна.

9.Изменение успеваемости.

10.Внешний вид.

11.Раздача подарков окружающим.

12.Приведение дел в порядок.

13.Психологическая травма.

14.Перемены в поведении.

15.Угроза.

16.Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно.

17.Словесные предупреждения.

18.Активная предварительная подготовка.


Почему ребенок решается на самоубийство?

- нуждается в любви и помощи;

        • чувствует себя никому не нужным;

        • не может сам разрешить сложную ситуацию;

        • накопилось множество нерешенных проблем;

        • боится наказания;

        • хочет отомстить обидчикам;

        • хочет получить кого-то или что-то;


        • В группе риска – подростки, у которых:

        • сложная семейная ситуация;

        • проблемы в учебе;

        • мало друзей;

        • нет устойчивых интересов, хобби;

        • перенесли тяжелую утрату;

        • семейная история суицида;

        • склонность к депрессиям;

        • употребляющие алкоголь, наркотики;

        • ссора с любимой девушкой или парнем;

        • жертвы насилия;

        • попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.


Признаки суицида:

        • угрожает покончить с собой;

        • отмечается резкая смена настроения;

        • раздает любимые вещи;

        • «приводит свои дела в порядок»;

        • становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;

- живет на грани риска, не бережет себя;

- утратил самоуважение.


Что Вы можете сделать?

        • будьте внимательны к своему ребенку;

        • умейте показывать свою любовь к нему;

        • откровенно разговаривайте с ним;

        • умейте слушать ребенка;

        • не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;

        • не оставляйте ребенка один на один с проблемой;

        • предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;

        • вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;

        • привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;

        • обратитесь за помощью к специалистам.


Чего нельзя делать?

        • нельзя читать нотации;

        • не игнорируйте человека, его желание получить внимание;

        • не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;

- не спорьте;

        • не предлагайте неоправданных утешений;

- не смейтесь над подростком.


Советы внимательным и любящим родителям:

        • показывайте ребенку, что вы его любите;

        • чаще обнимайте и целуйте;

        • поддерживайте в сложных ситуациях;

        • учите его способам разрешения жизненных ситуаций;

        • вселяйте в него уверенность в себе;

        • помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.

Любите своих детей и будьте к ним внимательны!

Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».

Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы, следуя и следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!