Профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте.
Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.
Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование - «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Миром пока для него непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим
Самоубийство подростка – чаше всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мыли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».
О приближении суицида свидетельствует предсуицидальный период.
Период предсуицида характеризуется следующими особенностями: у человека появляются сначала мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончиться?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется само отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.
Если процесс продолжается, то на следующем этапе предсуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью!», и тому подобные размышления, выражающие внутреннюю готовность человека к суициду.
На третьем этапе предсуицидального периода возникает осознанное желание умереть. Для этого периода характерно наличие суицидальных замыслов. В этот момент происходит разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.
Классификация суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение.
Демонстративное поведение
В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение
Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение
Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.
Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания.
Три основные функции суицида:
1.Обращение, своего рода «крик о помощи».
2.Уход от разрешения проблем, «выключение из невыносимо тяжелой жизненной ситуации».
3.Отреагирование, как способ снятия эмоционального напряжения.
Причина суицидов подростков.
1.Лично-семейные:
-семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
-болезнь, смерть близких;
-одиночество, неудачная любовь;
-половая несостоятельность;
-оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.
2.Состояние здоровья:
-психические заболевания;
-соматические заболевания;
-уродства.
3.Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
-опасение уголовной ответственности;
-боязнь иного наказания или позора.
4.Конфликты, связанные с работой или учебой.
5.Материально-бытовые трудности.
Мотивация суицидального поведения
Суицидальные реакции по типу «призыва» («крик о помощи»). К данной группе относят случаи, когда ребенок совершает суицидальную попытку, руководствуясь целью привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку. На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую»; «Чтобы получить помощь от других людей». К данной группе также относят демонстративно-шантажные попытки, которые предпринимаются с целью повлиять на определенных лиц из социального окружения (супруга, родителей, детей).
Ребенок в прямой или косвенной форме сообщает о своих намерениях или угрожает покончить с собой. Суицидальная попытка обычно совершается в присутствии окружающих или человек стремится сделать так, чтобы близкие узнали о его поступке (например, сразу после акта отравления лекарственными препаратами человек звонит по телефону знакомым и сообщает о своих действиях).
Суицидальные реакции по типу «протеста». К этой группе относят случаи, когда человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации чувства гнева, ярости, обиды, совершает самоповреждающие действия с тем, чтобы выразить свой протест против происходящего. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Чтобы как-то выразить свой гнев (обиду)»; «Чтобы наказать виновных, чтобы им стало хуже».
Самоповреждающие действия обычно не планируются, нередко совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Суицидальные реакции по типу «избегания». К данной группе относят случаи, когда человек, находясь в какой-либо трудной, психотравмирующей жизненной ситуации, совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения (избегание ситуации). На вопрос: «Зачем Вы это сделали?» такие лица обычно отвечают: «Ситуация была так невыносима, что я просто не знал, что мне сделать еще»; «Хотел избежать невыносимой ситуации, отвлечься от мыслей о ней». К данной группе также относят случаи, когда индивид совершает суицидальную попытку с целью уменьшения негативных эмоциональных переживаний или отвлечения от них (избегание страдания). На вопрос о цели суицидальных действий такие лица отвечают: «Сделал это, чтобы освободиться от невыносимой душевной боли»; «Хотел перестать чувствовать тревогу и отчаяние».
Суициды совершаются путем самоповешения, самоотравления. Алкоголь, если и принимается, то после принятия решения о самоубийстве («чтобы было легче решиться на суицид»).
Суицидальные реакции по типу «самонаказания». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид под влиянием интенсивных переживаний стыда, вины, чувства ненависти к себе. На вопрос о цели суицидальных действий такие лица обычно отвечают: «Хотел наказать себя».
Суицидальные реакции по типу «отказа». Данная группа включает случаи, когда человек совершает суицид, руководствуясь стремлением умереть, прекратить свое существование. Обычно эти случаи связаны с потерей смысла существования (например, в связи с потерей близкого человека, тяжелым заболеванием, невозможностью исполнять прежние социальные роли). На вопрос о цели суицида такие лица обычно отвечают: «Сделал это, чтобы умереть»; «Хотел быть с умершим любимым человеком».
Диагностические признаки суицидального поведения
1.Уход в себя.
2.Капризность, привередливость.
3.Депрессия.
4.Агрессивность.
5.Саморазрушающее и рискованное поведение.
6.Потеря самоуважения.
7.Изменение аппетита.
8.Изменение режима сна.
9.Изменение успеваемости.
10.Внешний вид.
11.Раздача подарков окружающим.
12.Приведение дел в порядок.
13.Психологическая травма.
14.Перемены в поведении.
15.Угроза.
16.Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно.
17.Словесные предупреждения.
18.Активная предварительная подготовка.
Почему ребенок решается на самоубийство?
- нуждается в любви и помощи;
чувствует себя никому не нужным;
не может сам разрешить сложную ситуацию;
накопилось множество нерешенных проблем;
боится наказания;
хочет отомстить обидчикам;
хочет получить кого-то или что-то;
В группе риска – подростки, у которых:
сложная семейная ситуация;
проблемы в учебе;
мало друзей;
нет устойчивых интересов, хобби;
перенесли тяжелую утрату;
семейная история суицида;
склонность к депрессиям;
употребляющие алкоголь, наркотики;
ссора с любимой девушкой или парнем;
жертвы насилия;
попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
Признаки суицида:
угрожает покончить с собой;
отмечается резкая смена настроения;
раздает любимые вещи;
«приводит свои дела в порядок»;
становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;
- живет на грани риска, не бережет себя;
- утратил самоуважение.
Что Вы можете сделать?
будьте внимательны к своему ребенку;
умейте показывать свою любовь к нему;
откровенно разговаривайте с ним;
умейте слушать ребенка;
не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;
не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;
вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;
привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;
обратитесь за помощью к специалистам.
Чего нельзя делать?
нельзя читать нотации;
не игнорируйте человека, его желание получить внимание;
не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;
- не спорьте;
- не смейтесь над подростком.
Советы внимательным и любящим родителям:
показывайте ребенку, что вы его любите;
чаще обнимайте и целуйте;
поддерживайте в сложных ситуациях;
учите его способам разрешения жизненных ситуаций;
вселяйте в него уверенность в себе;
помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.
Любите своих детей и будьте к ним внимательны!
Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».
Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы, следуя и следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.