Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.»
ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
Подготовила:
Педагог-психолог
Дубник Наталия Олеговна
Котовск, 2021г.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицид
Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством
вторая по распространенности в мире причина смерти в возрасте от 10 до 17 лет
Повышенный риск суицида
1,2 миллиона
Уровень самоубийств среди молодёжи
Наблюдается в возрасте
подростков
+45% , растет на 19% быстрее, чем тот же уровень среди населения в целом
На каждую смерть от самоубийства
с 12 до 17 лет
Смертность от суицида
В молодёжной среде приходится
выше у юношей
Попытки суицида в 3 раза чаще совершают девушки
от 50 до 100 попыток суицида
- Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.
- Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев – обратить на себя внимание.
- Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасные для его жизни.
Основные причины суицидального поведения несовершеннолетних
Структура работы по профилактике суицидального поведения в молодёжной среде
- Диагностическая
- Информационная ПЕРВИЧНАЯ: ПРЕВЕНЦИЯ
Направлена на выявление суицидального синдрома.
- Социальная ВТОРИЧНАЯ: ИНТЕРВЕНЦИЯ
Направлена на предотвращение суицидальных намерений.
- Социальная ТРЕТИЧНАЯ: ПРЕВЕНЦИЯ
Направлена на предупреждение повторных попыток суицида.
Психодиагностика суицидального риска
- Опросник склонности к агрессии Басса-Перри (BPAQ) Buss&Perry, 1992;
- Опросник на выявление депрессии М. Ковак (Children’s depression inventory (CDI). M. Kovacs), 1992;
- Методика «Индекс хорошего самочувствия» (WHO-5, Well-Being Index ВОЗ), 1998;
- Методика «Измерение уровня самооценки» Дембо-Рубинштейн, 1962;
- Методика «Социометрия» Дж.Морено, 1984;
- Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева;
- Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);
- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона;
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е, 1970.
Направления работы по Вторичной профилактике суицидального поведения в школе-интернате
Для обучающихся:
- Проходят мероприятия по профилактике буллинга в школьной среде
- Психологические практикумы по формированию групповой сплоченности в классах
- Проходят заседания Школьной службы примирения по формированию бесконфликтной среды в школе
Для родителей:
- Проводятся родительские всеобучи на тему: «Трудные подростки», «Индивидуальные особенности подростков».
- Распространение памяток по профилактике суицидального, агрессивного, отклоняющегося поведения
Для педагогов:
- На методическом объединении педагогов рассмотрена тема «Алгоритм выявления и действий для всех видов отклоняющегося поведения»
- Распространение памяток по «Признакам поведения на которые стоит обратить внимание педагогу», «Стратегии помощи».
Ежегодно проводится скрининг-диагностика факторов риска суицидального поведения среди обучающихся в образовательной организации. В исследовании принимают обучающиеся 7-9 классов.
Также проводится общешкольная диагностика 1-9 классов по выявлению факторов риска суицида.
Результаты диагностики риска суицидального поведения обучающихся за последние 3 года
Показатели
2019-2020
Высокий уровень агрессивности и враждебности
учебный год
Начальное звено - 16%
2020-2021
Высокий уровень негативизма, импульсивности
Среднее звено - 24%
Низкая активность, сниженное настроение
Начальное звено -16%
Начальное звено -2%
2021-2022
учебный год
Среднее звено - 6%
Начальное звено -3%
учебный год
Среднее звено - 10%
Начальное звено - 9%
Начальное звено -5%
Среднее звено - 5%
Среднее звено - 8%
Начальное звено - 4%
Начальное звено -10%
Среднее звено - 6%
Среднее звено - 6%
Среднее звено - 1%
Начальное звено -3%
Среднее звено - 2%
Выводы:
- Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
- Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.
На самом деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.
- Самоубийство может совершить каждый.
- Суицид можно предотвратить!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!