СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суицид - это вторая по распространенности в мире причина смерти в возрасте от 10 до 17 лет. Ежегодно на планете заканчивают жизнь самоубийством 1,2 миллиона подростков. Профилактика суицидального поведения - главная задача в образовательном учреждении. Ведь психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. 

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.»

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков Подготовила: Педагог-психолог Дубник Наталия Олеговна Котовск, 2021г.

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Подготовила:

Педагог-психолог

Дубник Наталия Олеговна

Котовск, 2021г.

Суицид  – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).   Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается.   Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицид  – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек оказывается. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицид Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством вторая по распространенности в мире причина смерти в возрасте от 10 до 17 лет Повышенный риск суицида  1,2 миллиона Уровень самоубийств среди молодёжи Наблюдается в возрасте подростков +45% , растет на 19% быстрее, чем тот же уровень среди населения в целом На каждую смерть от самоубийства с 12 до 17 лет Смертность от суицида В молодёжной среде приходится выше у юношей Попытки суицида в 3 раза чаще совершают девушки от 50 до 100 попыток суицида

Суицид

Ежегодно заканчивают жизнь самоубийством

вторая по распространенности в мире причина смерти в возрасте от 10 до 17 лет

Повышенный риск суицида

1,2 миллиона

Уровень самоубийств среди молодёжи

Наблюдается в возрасте

подростков

+45% , растет на 19% быстрее, чем тот же уровень среди населения в целом

На каждую смерть от самоубийства

с 12 до 17 лет

Смертность от суицида

В молодёжной среде приходится

выше у юношей

Попытки суицида в 3 раза чаще совершают девушки

от 50 до 100 попыток суицида

Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни. Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев – обратить на себя внимание. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасные для его жизни.
  • Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.
  • Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев – обратить на себя внимание.
  • Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасные для его жизни.
Основные причины суицидального поведения несовершеннолетних

Основные причины суицидального поведения несовершеннолетних

Структура работы по профилактике суицидального поведения в молодёжной среде Диагностическая Информационная ПЕРВИЧНАЯ: ПРЕВЕНЦИЯ Направлена на выявление суицидального синдрома. Социальная ВТОРИЧНАЯ: ИНТЕРВЕНЦИЯ  Направлена на предотвращение суицидальных намерений. Социальная ТРЕТИЧНАЯ: ПРЕВЕНЦИЯ  Направлена на предупреждение повторных попыток суицида. Методологическая

Структура работы по профилактике суицидального поведения в молодёжной среде

  • Диагностическая
  • Информационная ПЕРВИЧНАЯ: ПРЕВЕНЦИЯ

Направлена на выявление суицидального синдрома.

  • Социальная ВТОРИЧНАЯ: ИНТЕРВЕНЦИЯ

Направлена на предотвращение суицидальных намерений.

  • Социальная ТРЕТИЧНАЯ: ПРЕВЕНЦИЯ

Направлена на предупреждение повторных попыток суицида.

  • Методологическая

Психодиагностика суицидального риска Опросник склонности к агрессии Басса-Перри (BPAQ) Buss&Perry, 1992; Опросник на выявление депрессии М. Ковак (Children’s depression inventory (CDI). M. Kovacs), 1992; Методика «Индекс хорошего самочувствия» (WHO-5, Well-Being Index ВОЗ), 1998; Методика «Измерение уровня самооценки» Дембо-Рубинштейн, 1962; Методика «Социометрия» Дж.Морено, 1984; Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева; Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой); Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона; Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е, 1970.

Психодиагностика суицидального риска

  • Опросник склонности к агрессии Басса-Перри (BPAQ) Buss&Perry, 1992;
  • Опросник на выявление депрессии М. Ковак (Children’s depression inventory (CDI). M. Kovacs), 1992;
  • Методика «Индекс хорошего самочувствия» (WHO-5, Well-Being Index ВОЗ), 1998;
  • Методика «Измерение уровня самооценки» Дембо-Рубинштейн, 1962;
  • Методика «Социометрия» Дж.Морено, 1984;
  • Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева;
  • Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона;
  • Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е, 1970.

Направления работы по Вторичной профилактике суицидального поведения в школе-интернате

Для обучающихся:

  • Проходят мероприятия по профилактике буллинга в школьной среде
  • Психологические практикумы по формированию групповой сплоченности в классах
  • Проходят заседания Школьной службы примирения по формированию бесконфликтной среды в школе

Для родителей:

  • Проводятся родительские всеобучи на тему: «Трудные подростки», «Индивидуальные особенности подростков».
  • Распространение памяток по профилактике суицидального, агрессивного, отклоняющегося поведения

Для педагогов:

  • На методическом объединении педагогов рассмотрена тема «Алгоритм выявления и действий для всех видов отклоняющегося поведения»
  • Распространение памяток по «Признакам поведения на которые стоит обратить внимание педагогу», «Стратегии помощи».

Ежегодно проводится скрининг-диагностика факторов риска суицидального поведения среди обучающихся в образовательной организации. В исследовании принимают обучающиеся 7-9 классов.

Также проводится общешкольная диагностика 1-9 классов по выявлению факторов риска суицида.

Результаты диагностики риска суицидального поведения обучающихся за последние 3 года Показатели 2019-2020 Высокий уровень агрессивности и враждебности учебный год Начальное звено - 16% 2020-2021 Высокий уровень негативизма, импульсивности Среднее звено - 24% Низкая активность, сниженное настроение Начальное звено -16% Начальное звено -2% 2021-2022 учебный год Среднее звено - 6% Начальное звено -3% учебный год Среднее звено - 10% Начальное звено - 9% Начальное звено -5% Среднее звено - 5% Среднее звено - 8% Начальное звено - 4% Начальное звено -10% Среднее звено - 6% Среднее звено - 6% Среднее звено - 1% Начальное звено -3% Среднее звено - 2%

Результаты диагностики риска суицидального поведения обучающихся за последние 3 года

Показатели

2019-2020

Высокий уровень агрессивности и враждебности

учебный год

Начальное звено - 16%

2020-2021

Высокий уровень негативизма, импульсивности

Среднее звено - 24%

Низкая активность, сниженное настроение

Начальное звено -16%

Начальное звено -2%

2021-2022

учебный год

Среднее звено - 6%

Начальное звено -3%

учебный год

Среднее звено - 10%

Начальное звено - 9%

Начальное звено -5%

Среднее звено - 5%

Среднее звено - 8%

Начальное звено - 4%

Начальное звено -10%

Среднее звено - 6%

Среднее звено - 6%

Среднее звено - 1%

Начальное звено -3%

Среднее звено - 2%

Выводы: Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде. На самом деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Самоубийство может совершить каждый. Суицид можно предотвратить!

Выводы:

  • Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.
  • Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

На самом деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.

  • Самоубийство может совершить каждый.
  • Суицид можно предотвратить!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!