СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема осень актуальна в современном мире среди детей и подростков. Взаимодействие педагогов, родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков»

1 Тема:  Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков Н.В.Тарасенко: педагог-психолог, практический психолог, медиатор

1

Тема: Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Н.В.Тарасенко: педагог-психолог, практический психолог, медиатор

2 Цель:  Информировать коллектив педагогов образовательного учреждения о существовании проблемы подросткового суицида Задачи: информировать педагогов о подростковом суициде, его смысле, причинах, целях; рассмотреть признаки готовящегося самоубийства (эмоциональные, словесные, поведенческие), а также особенности внешнего вида и продуктов деятельности ребенка, находящегося в эмоционально критической ситуации; рассмотреть меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и семье; разработать механизм работы педагогов по профилактике суицида.

2

Цель: Информировать коллектив педагогов образовательного учреждения о существовании проблемы подросткового суицида

Задачи:

  • информировать педагогов о подростковом суициде, его смысле, причинах, целях;
  • рассмотреть признаки готовящегося самоубийства (эмоциональные, словесные, поведенческие), а также особенности внешнего вида и продуктов деятельности ребенка, находящегося в эмоционально критической ситуации;
  • рассмотреть меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и семье;
  • разработать механизм работы педагогов по профилактике суицида.
3 Психологический СМЫСЛ  суицидальной попытки – отреагирование аффекта (крайне напряженного психологического состояния), снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится

3

Психологический СМЫСЛ суицидальной попытки –

отреагирование аффекта (крайне напряженного психологического состояния), снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится

4 Причины суицида ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ. Часто у детей в разводящихся семьях появляются чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Отсутствие взаимопонимания с родителями, доверительных отношений. СЛИШКОМ ЖЕСТКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Строгий контроль и запреты , лишающие свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду , собственное мнение и даже чувства). ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ, КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ. КОНФЛИКТЫ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, ЧУВСТВО ОТВЕРЖЕННОСТИ, БУЛЛИНГ. НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ. ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА. ВЫСОКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ К УСПЕХАМ РЕБЕНКА СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ (должен учиться без троек или четверок, должен поступить в престижный ВУЗ, быть лучше, умнее, успешнее других). ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ (в виде шантажа). УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

4

Причины суицида

  • ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ. Часто у детей в разводящихся семьях появляются чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Отсутствие взаимопонимания с родителями, доверительных отношений.
  • СЛИШКОМ ЖЕСТКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Строгий контроль и запреты , лишающие свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду , собственное мнение и даже чувства).
  • ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ, КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ.
  • КОНФЛИКТЫ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, ЧУВСТВО ОТВЕРЖЕННОСТИ, БУЛЛИНГ.
  • НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ.
  • ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.
  • ВЫСОКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ К УСПЕХАМ РЕБЕНКА СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ (должен учиться без троек или четверок, должен поступить в престижный ВУЗ, быть лучше, умнее, успешнее других).
  • ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ (в виде шантажа).
  • УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
  • ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.

5 Чаще подвержены: подростки, страдающие тяжелыми психосоматическими заболеваниями; подростки с повышенной тревожностью, с пониженным фоном настроения, заниженной самооценкой, чувствительные, мнительные, ранимые, часто испытывающие чувство вины вины; подростки с завышенной самооценкой, эгоцентричные, испытывающие чувство обиды, с обостренным самолюбием; подростки, чьи родственники заканчивали жизнь самоубийством; подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (развод родителей, насилие, потеря близкого, финансовые проблемы в семье).

5

Чаще подвержены:

  • подростки, страдающие тяжелыми психосоматическими заболеваниями;
  • подростки с повышенной тревожностью, с пониженным фоном настроения, заниженной самооценкой, чувствительные, мнительные, ранимые, часто испытывающие чувство вины вины;
  • подростки с завышенной самооценкой, эгоцентричные, испытывающие чувство обиды, с обостренным самолюбием;
  • подростки, чьи родственники заканчивали жизнь самоубийством;
  • подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (развод родителей, насилие, потеря близкого, финансовые проблемы в семье).
6 Какие ЦЕЛИ преследуют подростки-суициденты: протест или месть (цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему – «когда я умру, вам будет хуже»; самонаказание (переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины); избежание наказания, страдания (избежать наказания при его угрозе, психической и физической боли); призыв (получить помощь от окружающих, чтобы изменить ситуацию, привлечь внимание); отказ от жизни (наблюдается у психически больных подростков).

6

Какие ЦЕЛИ преследуют подростки-суициденты:

  • протест или месть (цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему – «когда я умру, вам будет хуже»;
  • самонаказание (переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины);
  • избежание наказания, страдания (избежать наказания при его угрозе, психической и физической боли);
  • призыв (получить помощь от окружающих, чтобы изменить ситуацию, привлечь внимание);
  • отказ от жизни (наблюдается у психически больных подростков).

7 ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК в период переживания суицидальных мыслей и эмоций: безнадежность, потеря смысла в жизни; мысли только о плохом, самом худшем; невыносимая острая душевная боль; доведение себя до отчаяния (накручивание); одиночество, осознание ненужности, ощущение непонимания со стороны окружающих, недооценка чувств другими «у меня не так, как у вас, а вы в это не верите»; желание замереть и не двигаться.

7

ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК в период переживания суицидальных мыслей и эмоций:

  • безнадежность, потеря смысла в жизни;
  • мысли только о плохом, самом худшем;
  • невыносимая острая душевная боль;
  • доведение себя до отчаяния (накручивание);
  • одиночество, осознание ненужности, ощущение непонимания со стороны окружающих, недооценка чувств другими «у меня не так, как у вас, а вы в это не верите»;
  • желание замереть и не двигаться.

8 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: сниженное настроение, заторможенность , тоска; выраженная растерянность; повышенная раздражительность, слезливость, капризность: резкие и необоснованные вспышки агрессии.

8

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • сниженное настроение, заторможенность , тоска;
  • выраженная растерянность;
  • повышенная раздражительность, слезливость, капризность:
  • резкие и необоснованные вспышки агрессии.

9 ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: тоскливое выражение лица, бедность мимики; безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях; использование символики смерти в аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия, атрибуты и орудия смерти, символы смерти – круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией); интерес к неформальным объединениям, сайтам с суицидальной направленностью ( популярные группы смерти «Тихий дом», «Море китов», «Синий кит» , «Киты не плачут», «Разбуди меня в 4.20», «Розовый пони», «50 дней до моего…») рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей; тема одиночества, фатальности бытия в стихах, музыкальных композициях.

9

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • тоскливое выражение лица, бедность мимики;
  • безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях;
  • использование символики смерти в аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия, атрибуты и орудия смерти, символы смерти – круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией);
  • интерес к неформальным объединениям, сайтам с суицидальной направленностью ( популярные группы смерти «Тихий дом», «Море китов», «Синий кит» , «Киты не плачут», «Разбуди меня в 4.20», «Розовый пони», «50 дней до моего…»)
  • рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей;
  • тема одиночества, фатальности бытия в стихах, музыкальных композициях.

10 СЛОВЕСНЫЕ ПРИЗНАКИ: часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении: утрата смысла жизни в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла: шутит на тему самоубийства; упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

10

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЗНАКИ:

  • часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении:
  • утрата смысла жизни в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла:
  • шутит на тему самоубийства;
  • упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

11 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: безрассудные поступки, связанные с риском для жизни; высокая импульсивность; уход в «себя», от общения; общая заторможенность, бездеятельность или ,напротив, двигательное возбуждение; враждебное отношение к окружающим; раздаривание вещей и пристраивание домашних животных утрата интереса к тому, что раньше было значимо; самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности; ухудшение работоспособности; частые прогулы (отсутствие на определенных уроках).

11

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

  • безрассудные поступки, связанные с риском для жизни;
  • высокая импульсивность;
  • уход в «себя», от общения;
  • общая заторможенность, бездеятельность или ,напротив, двигательное возбуждение;
  • враждебное отношение к окружающим;
  • раздаривание вещей и пристраивание домашних животных
  • утрата интереса к тому, что раньше было значимо;
  • самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
  • ухудшение работоспособности;
  • частые прогулы (отсутствие на определенных уроках).

12 УПРАЖНЕНИЕ «НУЖНЫЕ СЛОВА» Напишите, какие фразы можно сказать ребенку, когда вы слышите от него: 1.  Ненавижу учебу, класс… 2.  Все кажется таким безнадежным… 3.  Всем было бы лучше без меня! 4.  Вы не понимаете меня!… 5.  Я совершил ужасный поступок…

12

УПРАЖНЕНИЕ «НУЖНЫЕ СЛОВА»

Напишите, какие фразы можно сказать ребенку, когда

вы слышите от него:

  • 1. Ненавижу учебу, класс…
  • 2. Все кажется таким безнадежным…
  • 3. Всем было бы лучше без меня!
  • 4. Вы не понимаете меня!…
  • 5. Я совершил ужасный поступок…

13 Работа в группах  Группа 1 Обучающийся 9 класса не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Подросток не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

13

Работа в группах Группа 1

Обучающийся 9 класса не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Подросток не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.

14 Группа 2 Обучающаяся 11 класса проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью , его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – все по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрек: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека» . В коллективе сверстников девочка авторитета не имеет , потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

14

Группа 2

Обучающаяся 11 класса проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью , его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – все по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрек: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека» . В коллективе сверстников девочка авторитета не имеет , потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.

15 Группа 3 Подросток всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время еще больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8 классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты , т.к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, общая эрудированность. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушел из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

15

Группа 3

Подросток всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время еще больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8 классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты , т.к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, общая эрудированность. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушел из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.

16 Группа 4 Девушка всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (темная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своем кумире, который « очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…

16

Группа 4

Девушка всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (темная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своем кумире, который « очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…

17 Алгоритм действий классного руководителя в отношении ребенка «группы риска» Побеседовать с ребенком. Выслушать его. Побеседовать с родителями. Выяснить обстановку в семье, ближайшем окружении ребенка. При необходимости обсудить ситуацию со специалистами (соцпедагогом или психологом). Наблюдение за поведением ребенка во время и после профилактической работы. Поддерживание связи с родителями ребенка (телефонные звонки, личные встречи).

17

Алгоритм действий классного руководителя в отношении ребенка «группы риска»

Побеседовать с ребенком. Выслушать его.

Побеседовать с родителями. Выяснить обстановку в семье, ближайшем окружении ребенка.

При необходимости обсудить ситуацию со специалистами (соцпедагогом или психологом).

Наблюдение за поведением ребенка во время и после профилактической работы.

Поддерживание связи с родителями ребенка (телефонные звонки, личные встречи).

18 КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ по отношению к ребенку, открыто высказывающему СЦД мысли. Шаг 1. Спросить об этом прямо: Тебе так плохо, что не хочется жить? Чувствовал ли ты подобное ранее? Пытался ли ты раньше покончить с собой? Как ты собираешься совершить самоубийство7 Есть ли у тебя для этого средства?  Шаг 2. Что должно произойти, чтобы ты этого не сделал? Что именно должно случиться , чтобы ты отказался от своих намерений? При каком условии ты останешься жить?  Шаг 3. Заключить контракт. Давай договоримся. Я попробую тебе помочь получить желаемое. А ты обещай мне, пока мы с тобой будем общаться, ничего с собой не делать.

18

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ по отношению к ребенку, открыто высказывающему СЦД мысли.

Шаг 1. Спросить об этом прямо:

Тебе так плохо, что не хочется жить?

Чувствовал ли ты подобное ранее?

Пытался ли ты раньше покончить с собой?

Как ты собираешься совершить самоубийство7

Есть ли у тебя для этого средства?

Шаг 2. Что должно произойти, чтобы ты этого не сделал?

Что именно должно случиться , чтобы ты отказался от своих намерений?

При каком условии ты останешься жить?

Шаг 3. Заключить контракт.

Давай договоримся. Я попробую тебе помочь получить желаемое. А ты обещай мне, пока мы с тобой будем общаться, ничего с собой не делать.

19 Благодарю за внимание!

19

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!