1
Тема: Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
Н.В.Тарасенко: педагог-психолог, практический психолог, медиатор
2
Цель: Информировать коллектив педагогов образовательного учреждения о существовании проблемы подросткового суицида
Задачи:
- информировать педагогов о подростковом суициде, его смысле, причинах, целях;
- рассмотреть признаки готовящегося самоубийства (эмоциональные, словесные, поведенческие), а также особенности внешнего вида и продуктов деятельности ребенка, находящегося в эмоционально критической ситуации;
- рассмотреть меры профилактики и предупреждения детского суицида, связанные с социально-психологической поддержкой детей в школе и семье;
- разработать механизм работы педагогов по профилактике суицида.
3
Психологический СМЫСЛ суицидальной попытки –
отреагирование аффекта (крайне напряженного психологического состояния), снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится
4
Причины суицида
- ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ. Часто у детей в разводящихся семьях появляются чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Отсутствие взаимопонимания с родителями, доверительных отношений.
- СЛИШКОМ ЖЕСТКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Строгий контроль и запреты , лишающие свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду , собственное мнение и даже чувства).
- ПЛОХАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ, КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ.
- КОНФЛИКТЫ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, ЧУВСТВО ОТВЕРЖЕННОСТИ, БУЛЛИНГ.
- НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ.
- ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.
- ВЫСОКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ К УСПЕХАМ РЕБЕНКА СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ (должен учиться без троек или четверок, должен поступить в престижный ВУЗ, быть лучше, умнее, успешнее других).
- ФИЗИЧЕСКОЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ (в виде шантажа).
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
- ОЩУЩЕНИЕ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ.
5
Чаще подвержены:
- подростки, страдающие тяжелыми психосоматическими заболеваниями;
- подростки с повышенной тревожностью, с пониженным фоном настроения, заниженной самооценкой, чувствительные, мнительные, ранимые, часто испытывающие чувство вины вины;
- подростки с завышенной самооценкой, эгоцентричные, испытывающие чувство обиды, с обостренным самолюбием;
- подростки, чьи родственники заканчивали жизнь самоубийством;
- подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (развод родителей, насилие, потеря близкого, финансовые проблемы в семье).
6
Какие ЦЕЛИ преследуют подростки-суициденты:
- протест или месть (цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему – «когда я умру, вам будет хуже»;
- самонаказание (переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины);
- избежание наказания, страдания (избежать наказания при его угрозе, психической и физической боли);
- призыв (получить помощь от окружающих, чтобы изменить ситуацию, привлечь внимание);
- отказ от жизни (наблюдается у психически больных подростков).
7
ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК в период переживания суицидальных мыслей и эмоций:
- безнадежность, потеря смысла в жизни;
- мысли только о плохом, самом худшем;
- невыносимая острая душевная боль;
- доведение себя до отчаяния (накручивание);
- одиночество, осознание ненужности, ощущение непонимания со стороны окружающих, недооценка чувств другими «у меня не так, как у вас, а вы в это не верите»;
- желание замереть и не двигаться.
8
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:
- сниженное настроение, заторможенность , тоска;
- выраженная растерянность;
- повышенная раздражительность, слезливость, капризность:
- резкие и необоснованные вспышки агрессии.
9
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- тоскливое выражение лица, бедность мимики;
- безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соцсетях;
- использование символики смерти в аватарке, рисунках (кресты, черепа, надгробия, атрибуты и орудия смерти, символы смерти – круг, вписанный в треугольник, разделенный вертикальной линией);
- интерес к неформальным объединениям, сайтам с суицидальной направленностью ( популярные группы смерти «Тихий дом», «Море китов», «Синий кит» , «Киты не плачут», «Разбуди меня в 4.20», «Розовый пони», «50 дней до моего…»)
- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей;
- тема одиночества, фатальности бытия в стихах, музыкальных композициях.
10
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЗНАКИ:
- часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении:
- утрата смысла жизни в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла:
- шутит на тему самоубийства;
- упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
11
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
- безрассудные поступки, связанные с риском для жизни;
- высокая импульсивность;
- уход в «себя», от общения;
- общая заторможенность, бездеятельность или ,напротив, двигательное возбуждение;
- враждебное отношение к окружающим;
- раздаривание вещей и пристраивание домашних животных
- утрата интереса к тому, что раньше было значимо;
- самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности;
- ухудшение работоспособности;
- частые прогулы (отсутствие на определенных уроках).
12
УПРАЖНЕНИЕ «НУЖНЫЕ СЛОВА»
Напишите, какие фразы можно сказать ребенку, когда
вы слышите от него:
- 1. Ненавижу учебу, класс…
- 2. Все кажется таким безнадежным…
- 3. Всем было бы лучше без меня!
- 4. Вы не понимаете меня!…
- 5. Я совершил ужасный поступок…
13
Работа в группах Группа 1
Обучающийся 9 класса не вызывает тревоги у классного руководителя: учится в меру своих возможностей, успевает по всем предметам. Дисциплину в школе не нарушает. Отношения с одноклассниками ровные, близких друзей в школе нет. Иногда в разговоре проявляется неудовлетворенность подростка в доверительных отношениях с родителями, сетование на недостаток внимания и заботы с их стороны. Мальчик болезненный, имеются хронические соматические заболевания. Свободное время чаще всего проводит за компьютером, родители не знают, какие игры предпочитает подросток, какие сайты посещает. Подросток не знает, чем будет заниматься в будущем, профессиональных предпочтений не имеет. Не может объяснить и не понимает ценности жизни.
14
Группа 2
Обучающаяся 11 класса проживает и воспитывается в полной, материально обеспеченной семье. Отец отличается авторитарностью , его слово в семье – закон. Строго следит за дочерью: оценки в школе, посещение школы иностранных языков, подготовка домашнего задания, помощь матери по дому – все по расписанию. При малейшем нарушении девушка слышит упрек: «Ты плохая дочь, из тебя не получится хорошего человека» . В коллективе сверстников девочка авторитета не имеет , потому что не участвует в коллективных делах, не посещает мероприятия (папа не разрешает). Девушка часто испытывает страх наказания или позора.
15
Группа 3
Подросток всегда отличался плохим поведением в школе, последнее время еще больше жалоб: курит в туалете, грубит учителям, прогуливает уроки. Сейчас учится в 8 классе. По мнению самого подростка, педагоги ставят ему «2» не за знания, а за поведение, из личного неприятия подростка. Со многими учителями длительные конфликты , т.к. подросток не стесняется поправить учителя, указать на фактическую ошибку. Подростка отличает высокий интеллект, общая эрудированность. Воспитывается одной матерью, которая работает по сменам. Отец год назад ушел из семьи и вычеркнул сына из своей жизни.
16
Группа 4
Девушка всегда была активисткой в классе. Некоторое время назад классный руководитель заметил изменения в поведении девочки. Она изменила внешний вид (темная одежда, мрачный макияж, небрежность), перестала общаться со многими одноклассниками. Появились новые друзья, которые не допускают в свою компанию посторонних людей. В порыве откровения рассказала прежним подругам о своем кумире, который « очень красиво окончил земную жизнь – вылетел из окна подобно птице»…
17
Алгоритм действий классного руководителя в отношении ребенка «группы риска»
Побеседовать с ребенком. Выслушать его.
Побеседовать с родителями. Выяснить обстановку в семье, ближайшем окружении ребенка.
При необходимости обсудить ситуацию со специалистами (соцпедагогом или психологом).
Наблюдение за поведением ребенка во время и после профилактической работы.
Поддерживание связи с родителями ребенка (телефонные звонки, личные встречи).
18
КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ по отношению к ребенку, открыто высказывающему СЦД мысли.
Шаг 1. Спросить об этом прямо:
Тебе так плохо, что не хочется жить?
Чувствовал ли ты подобное ранее?
Пытался ли ты раньше покончить с собой?
Как ты собираешься совершить самоубийство7
Есть ли у тебя для этого средства?
Шаг 2. Что должно произойти, чтобы ты этого не сделал?
Что именно должно случиться , чтобы ты отказался от своих намерений?
При каком условии ты останешься жить?
Шаг 3. Заключить контракт.
Давай договоримся. Я попробую тебе помочь получить желаемое. А ты обещай мне, пока мы с тобой будем общаться, ничего с собой не делать.
19
Благодарю за внимание!