ПРОФИЛАКТИКИ ДДТТ В ДОУ
Крячко Наталья Александровна, старший воспитатель.
Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 17»
Проблема дорожно-транспортных происшествий в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №17» уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду накоплен опыт по обучению детей дошкольного возраста ПДД.
Главной целью работы по обучению детей правилам дорожного движения является предупреждение дорожно-транспортного травматизма путем поиска новых направлений совместной деятельности с ГИБДД, родителями, а также расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения.
Основная задача, которую мы перед собой ставим: организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены детьми.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся: изучение инструкций, консультации, деловые игры, семинары, конкурсы на лучший конспект ООД и дидактическую игру.
В помощь воспитателям для работы с детьми и родителями имеется методическая литература, демонстрационный, практический материал, фотоальбомы. Подготовлена подборка газет и журналов «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Дошкольное воспитание», «В стране дорожных знаков». Разработаны методические рекомендации «Организация работы дошкольного учреждения по предупреждению дорожно-транспортного травматизма», консультации: «Правила дорожного движения», «Основы безопасности», а также имеются разработанные памятки, тематическое планирование по возрастам, и детская художественная литература, разработаны конспекты НОД, бесед, экскурсий, целевых прогулок. Сценарии праздников и развлечений по пропаганде дорожной безопасности. Подготовлены материалы по работе с родителями: консультации: «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма», «Воспитываем пешеходов», «Дети и дорога», «Рекомендации родителям по правилам дорожного движения», памятка родителям «Осторожно, дорога!»
Работа по изучению ПДД строится по перспективному тематическому плану в соответствии с Образовательной программой ДОО, с учетом ФГОС ДО с интеграцией образовательных областей. Перспективный план составлен на все возрастные группы с целью выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков безопасного поведения на дорогах, учитывающую специфические особенности и способность детей воспринимать предлагаемый материал и отвечающую современным требованиям к участнику дорожного движения.
В план работы с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах включены следующие формы: проектная деятельность; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание картин, плакатов; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры; целевые прогулки; тренинги; экскурсии; занятия на площадке по ПДД; развлечения, конкурсы рисунков, изготовление атрибутов и многое другое.
Особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике. Ролевая игра — форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации, в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГИБДД, интервью журналиста, опрос инспектором, который даёт советы по дорожной безопасности).
Для закрепления пройденного материала, используются такие игры как «Дорожные знаки», команды, участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков и другие. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам».
Организуя занятия и беседы, педагоги исходят из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, то есть при активном участии самого ребенка.
Воспитанники и педагоги дошкольного учреждения систематически принимают участие в флешмобах и акциях. В ДОО проводились такие акции как «Внимание дети!», «Засветись, Усолье» со школой РОСАТОМА, «Безопасность ради жизни», «Важнее всех игрушек», «Водитель сохрани мне жизнь», «Дорожный марафон», в июне приняли участие в неделе по профилактике ДДТТ «Первые шаги к безопасности», в смотре-конкурсе среди дошкольных образовательных организаций на лучшие методические разработки по ПДД, ежегодно участвуем в смотрах-конкурсах агитбригад, а также различных конкурсах по ПДД.
Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы. В ДОО размещен уголок безопасности, где помещены схемы безопасных маршрутов к детскому саду, а также памятки и листовки для родителей. В родительских уголках групп размещены консультации «Три закона» безопасности на дороге», «Родителям — о безопасности дорожного движения» и другие, размещены информационные стенды: «Безопасность на дороге», «Безопасность дорожного движения», «Правила дорожные знать каждому положено!», «Правила дорожного движения знай и соблюдай!» в родительских уголках размещены памятки для родителей по возрастам детей и рекомендации.
Ежегодно родители принимают участие в разработке безопасного маршрута «Дом — детский сад», на котором они вместе с детьми схематично изображают свой путь от дома до детского сада, отмечают опасные участки дороги, знаки, разметку. Родители, сопровождая детей в детский сад и обратно, следят, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в плане. Одновременно они вырабатывают у ребенка привычку выходить из дома заблаговременно, не спешить, переходить улицу только шагом, тщательно осматривать дорогу перед переходом, даже если она пуста.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.