СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профильная подготовка на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профильная подготовка на уроках технологии. 

Просмотр содержимого документа
«Профильная подготовка на уроках технологии.»

















Профильная подготовка на уроках технологии.



















Подготовила учитель технологии

Сазанова Татьяна Михайловна









Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Профориентационная работа на уроках технологии

В работе учителя технологии особое место занимает профессиональная ориентация учащихся. Условия реальной жизни требуют гибкого подхода к выполнению все новых и новых задач, значительные коррективы в их решение вносит формирующийся рынок труда, когда выпускник школы должен быть подготовлен для нахождения места своей трудовой деятельности в разнообразных сферах труда. В 21-м веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции “свободного посетителя” социальных услуг.

    Когда речь заходит о выборе профессии, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека.

    Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой? Умный или глупый? Сильный? Красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

     Самосознание не дается от рождения, а формируется в процессе развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе. Самосознание теснейшим образом связано с самооценкой.

    Самооценка – это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания.

Когда стоит начать?

Ещё в начальных и младших классах на уроках труда, а затем технологии, возможно осуществлять знакомство учащихся с особенностями разных профессий. Это может происходить в игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по отношению к той или иной профессии. Хорошо проводить такие мероприятия систематически. Ученики получают первоначальные сведения о наиболее распространенных профессиях: название, выполняемая работа, основные инструменты, приносимая польза обществу. Школьникам предлагается рассказать о работе своих родителей, других членов семьи.

Удачный вариант – сотрудничество с родителями. Они приглашаются для рассказа ребятам о своей работе. В течение учебного года можно проводить тематические недели по технологии «Профессий интересных очень много!». В плане такой недели могут быть следующие мероприятия: выставка рисунков, экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео уроки.

Помимо таких, в принципе, традиционных дел, можно поручить ребятам небольшую исследовательскую работу, творческий проект. В течение всей недели они будут общаться с кем-то из родителей, задавая ему вопросы относительно его работы. Ребята могут представить это в виде дневника, в котором каждый день будет отмечен каким-то интересным событием у мамы (папы) на работе. Ребёнок может взять интервью у родителя и представить своё исследование в такой диалоговой форме.

          Если говорить о старшем звене, здесь подход к проблеме усложняется. Один учитель технологии не сможет полностью справиться с таким воспитательным блоком как профориентация. Ему нужна команда, которая поможет более эффективно провести комплекс мероприятий.

Конечно, в неё войдёт психолог. Его основная задача – провести тестирование на выявление профессиональных предпочтений и склонностей. Вариаций такой диагностики сегодня великое множество. На этом работа психолога не заканчивается. Он может провести с классным коллективом обучающий семинар, на котором ребята практически попробуют себя в каком-то профессиональном аспекте. Они могут научиться составлять рабочий план дня, поупражняться в публичном выступлении, проверить свои умения концентрировать внимание и быстро переключаться с одного действия на другое.

В профориентационные мероприятия стоит привлечь и администрацию школы. Можно пригласить директора или завуча на занятие, где они поделятся с ребятами особенностями работы управленца.

Сегодня необходимый педагогический инструментарий без особых проблем можно найти в Интернете. Учитель может скачать фильмы, повествующие о той или иной профессии, интервью со специалистами, видео занятия.

Можно предложить ученикам составить сообщение или подборку интересных фактов о профессии. Возможно, кое-кто захочет создать творческую работу, которая будет своеобразным отчётом по пройденным профориентационным мероприятиям.

Чтобы запланированные мероприятия соответствовали запросам класса, необходимо выяснить, чего же хотят дети? Простой и надёжный метод анкетирования вполне здесь уместен. Пусть ребята заполнят анкеты, где расскажут о предпочтительных для них мероприятиях, о тех местах, где они хотели бы побывать на экскурсии. В этих анкетах, скорее всего, будут интересные предложения.

Немаловажный компонент воспитательных мероприятий по профориентации – сотрудничество с ВУЗами и средними учебными заведениями. Встречаясь в школе с представителями ВУЗов, училищ, техникумов, ребята знакомится со своим потенциальным будущим. Это помогает им осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает их на учёбу, помогает более ярко представить особенности студенческой жизни. На этом этапе многие ребята определяются с будущим местом учёбы.

Нельзя не сказать о важности знакомства с рабочими специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы, не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда. Необходимо напомнить ученикам и о том, что многие из рабочих профессий имеют высокий уровень востребованности, что отражается и на заработной плате.

При проведении практических работ в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, а так же при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми профессиями. При этом они расширяют и углубляют свои профессиональные интересы и способности, проверяют свою готовность к выбору той или иной профессии. Необходимо отметить, что профориентация будет намного успешней в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, труд их четко спланирован, организован и продуктивен.

А на заключительное занятие в конце учебного года желательно пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих в различных сферах местного производства. Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!