Профильное обучение химии в старших классах
Шарафутдинова Светлана Евгеньевна (sveta-evgen@mail.ru), учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза М.С. Фомина г. Менделеевска» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза М.С. Фомина г. Менделеевска» ММР РТ)
Современная ситуация предъявляет новые требования к организации обучения на старшей ступени образования. Профильное обучение позволяет создавать условия для старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования. В данной статье представлен опыт работы по обучению химии на профильном уровне.
В условиях внедрения ФГОС подчеркивается необходимость пересмотра подходов к обучению старшеклассников в профильной школе. При организации профилей основополагающим должен быть запрос родителей и обучающихся, а также потребности рынка труда региона, города. Основной целью профильного обучения в современном понимании будет подготовка человека имеющего качественные базовые предметные знания, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к непрерывному образованию и перемене профессии в течение всей жизни.
Модель химического образования на профильном уровне представляет собой индивидуализацию процесса обучения и ориентацию на практическое изучение химии. Обучение на ступени среднего общего образования на профильном уровне в нашей школе ведется не первый год. С 2017 года на основании запросов обучающихся, выявленных в ходе анкетирования, был открыт химико-биологический профиль. В 2019 году он переименован в естественнонаучный. Хочется отметить ряд условий, которые определили возможность введения данного профиля в нашей школе.
1. Потребность социума в химическом профильном образовании. Мы живем в Республике, имеющей большое количество химических, нефтехимических предприятий. У нас в городе крупнейшие химические заводы АО «Аммоний» и ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова», требующие высококвалифицированных кадров.
2. Наличие определенного статуса учебного учреждения. Школа является одной из базовых школ города, самая многочисленная. На ступени среднего общего образования имеем возможность вести несколько профилей, так как многие дети после 9 класса целенаправленно поступают в 10 класс и выбирают химико-биологическое направление.
3. Высокий квалификационный уровень педагогов необходимый для реализации профильного образования по химии и биологии.
4. Наличие современного лабораторного оборудования, что позволяет усилить прикладную направленность изучения научных основ химического производства и практическую ориентацию учебного эксперимента. В прошлом году по программе «Точка роста» в школу были поставлены цифровые лаборатории, позволяющие проводить лабораторные и практические работы в новом формате.
5. Наличие мультимедийной системы, интерактивной доски в кабинете химии, свободный выход в Интернет, что способствует использованию новых образовательных технологий.
Хочу поделиться опытом своей работы по изучению химии на профильном уровне. Естественнонаучный профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся; 2) профильные общеобразовательные предметы - это курсы химии и биологии повышенного уровня, призванные углублять базовый уровень знаний в старшей школе; 3) элективные курсы - это курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Курс «Химия 10-11 класс» изучаем по учебнику, авторы, которых В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко и другие. Программы курса «Химии 10-11 класс» полностью включают все разделы и темы, однако содержание каждого учебного блока расширенно и углубленно. Практическая часть предполагает проведение 9 практических работ, 12 лабораторных и множество демонстрационных опытов с использованием натуральных продуктов. Мной были разработаны элективные курсы «Увлекательный мир органических веществ» для 10 класса и «Решение задач по общей химии» для 11 класса. Курсы являются дополнением содержания профиля по химии.
В своей деятельности использую как традиционные технологии обучения, так и элементы современных образовательных технологий, таких как проблемный метод, метод прогнозирования результатов, развивающее обучение. Согласно требованиям ФГОС качественное усвоение химических знаний, развитие компетенций успешно осуществляется при условии включения учащихся в проектную деятельность: исследовательскую, творческую, информационную, практико-ориентированную. На уроках, работая в группах, можно создавать учебные проекты, в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы. Нередко при изучении какой-либо темы на уроке появляются проблемные вопросы, и учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету, настолько увлекаются этой проблемой, что это позволяет им переходить к выполнениям индивидуальных проектов, которые носят исследовательский характер. В нашей практике учащимися рассматривались исследовательские проекты по различной тематике, например, «Содержание ионов тяжелых металлов в снежном покрове города Менделеевска», «Исследование качества питьевой воды города Менделеевска», «Развитие химической промышленности на Каме» и другие.
При подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям широко применяю цифровые технологии, которые стали неотъемлемой частью моей деятельности, мотивирующим фактором для школьников. В своей педагогической практике часто использую электронные образовательные ресурсы, размещенные на различных сайтах: ЦОРы сайта fcior.edu.ru, обучающие платформы «Сберкласс», «Якласс», онлайн платформы для подготовки к итоговой аттестации по химии (онлайн школы «Степенин и Дацук», «Умскул») и другие. С помощью Интернета стал возможен доступ к образовательным ресурсам, на которых ребята могут посмотреть и изучить различные химические технологии, техники выполнения работ по анализу веществ в виду отсутствия данных аппаратов у нас в школе. Много полезной и нужной информации, видео-уроки, удобство в работе, максимальная приближенность к заданиям итоговой аттестации – это не весь перечень возможностей, которые меня привлекают. Дистанционное обучение - это прямое использование цифровых ресурсов для обучения. В это время на платформе Googlclass (classroom.google.com) мною были созданы курсы для обучающихся профильных классов. Применение платформы zoom для проведения уроков, консультаций, обучающих семинаров стало неотъемлемой частью работы педагога.
Профессиональная компетентность учителя находит свое отражение и в качестве знаний обучающихся. Одним из критериев эффективной работы является успешная сдача итоговой аттестации выпускниками 11 классов. Ежегодно практически все выпускники данного профиля сдают ЕГЭ по химии и биологии. Наблюдается рост среднего балла с 60 до 74,1 балла, что является выше показателя по Республике Татарстан и России. Среди выпускников есть, кто сдает на 90 баллов и выше. В таблице приведены результаты ЕГЭ за три года работы в классах естественнонаучного профиля:
год | Количество | Поступление в Вуз |
всего | сдавали химию | всего | в соответствии с профилем |
человек | % | медицинский | КНИТУ | другие |
2019 | 26 | 16 | 24 | 19 | 79 | 7 | 7 | 5 |
2021 | 17 | 15 | 17 | 14 | 82 | 13 | 1 | - |
3 | 3 | 3 | 3 | - | - | 2 | 1 |
2022 | 14 | 12 | 12 (2 СПО) | 11 2 | 92 | 11 2 | - | - |
Не менее важным критерием работы педагога является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие в различных интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах. Несколько лет подряд принимали участие в Открытом Чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по стандартам «Junior Skills» в компетенции «Лабораторный химический анализ» и являемся победителями. В 2017 году представляли сборную Республики Татарстан на III Национальном чемпионате Junior Skills в рамках V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в г. Краснодаре и стал обладателем серебряной медали. В 2018 году стали победителями в Региональном чемпионате Junior Masters Республики Татарстан в возрастной категории 14+ в компетенции «Лабораторный химический анализ», ежегодно становимся победителями в Республиканском химико-биологическом хакатоне «Формула жизни» в г. Нижнекамск. В рамках поддержки одарённых детей стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. Ежегодно обучающиеся становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по химии на муниципальном уровне, участниками регионального этапа, Поволжской межрегиональной олимпиады «Будущее большой химии», межрегиональной предметной олимпиады КФУ. С 2017 года воспитанники являются призерами республиканской олимпиады «Путь к Олимпу».
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что профильное обучение даёт учащимся:
прочные знания по профильным предметам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
вырабатывает у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её;
делает их конкурентоспособными в плане поступления выбранные им ВУЗы.
Очевидно, что профильное обучение при всех своих плюсах и минусах сегодня востребовано и имеет свою нишу в разноуровневой системе образования.