СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профконсультирование и профдиагностика .Развитие самосоятельности при подготовке квыбору профессии..

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профконсультирование и профдиагностика. Тесты. "Способность ксамоутверждению","Способны ли вы решать свои проблемы", "Любите ли вы риск".

Просмотр содержимого документа
«Профконсультирование и профдиагностика .Развитие самосоятельности при подготовке квыбору профессии..»

Развитие самостоятельности у учащихся при подготовке к выбору профессии.


Опыт многолетних исследований по профориентации в нашей стране и за рубежом свидетельствует о том, что социально-экономические факторы воздействуют на выбор профессии не непосредственно, а преломляясь через призму индивидуальных свойств молодого человека. Известно также, что определение им своего места в обществе, в профессиональном мире связано с принятием на себя ответственности перед собой и обществом за собственное формирование как человека, гражданина и профессионала.
В формировании готовности к выбору профессии значительную роль играет овладение умением саморегуляции, Под саморегуляцией понимается самостоятельное приведение человеком своих возможностей в соответствии с требованиями той или иной деятельности. В условиях рыночной экономии проблема соотнесения школьниками своих желаний и возможностей выбора профессии стоит достаточно остро. Налицо разрыв между профессиональными намерениями старшеклассников и самооценкой личностных ресурсов, явный перекос в мотивах и ценностях выбора профессиях. Молодежная информационная служба, созданная в московской школе №962, опросила в 1992г. 600 подростков в возрасте 12-17 лет. Оказалось, что 77% из них хотят открыть «свое дело», стать частными предпринимателями. Наиболее престижными учащиеся назвали профессии менеджера, юриста, экономиста, программиста. Самыми непопулярными они считают профессии педагога, строителя, токаря, инженера, милиционера ( Детская деловая газета. №5 1992г.)
Эти примеры свидетельствуют об прогматическом подходе выпускников средних школ к выбору профессионального пути. На первом месте у них стоят материальные соображения, а на втором- интерес к профессии. Молодые люди говорят, что они сначала попытаются где-нибудь заработать деньги на квартиру, машину, дачу, а потом будут заниматься любимым делом. Но такое время может не наступить так как приобретение соответствующий квалификации осуществляется в определенный период, а затем постепенно приходит профессиональное мастерство. Начинать осваивать профессию в зрелые годы трудно, и может получиться так, что, перепробовав множество профессий, человек так и останется без своего дела.
В такой ситуации необходимо помочь в согласовании преобладающих интересов и склонностей с требованиями той или иной профессии, развивать у них умения самостоятельно проектировать свою профессиональную карьеру, готовить их к выбору профессии в условиях конкуренции.
Система осознанной саморегуляции деятельности имеет определенную структуру, состоящую из следующих звеньев: цель деятельности, модель значимых условий, программы действий, оценка результатов и коррекция. Её можно положить в основу проведения факультативных занятий с учащимися по развитию у них умений самостоятельного проектирования своей профессиональной карьеры, сопоставления уровня притязания выбора профессии с уровнем достижением личностей. Например, в течении ряда лет в московской школе №223 для старшеклассников (X-XI классы) проводится спецкурс «Самооценка личностно- делового потенциала». Предполагается, что его изучения будет способствовать развитию качеств личности, принципиально значимых в современных социально-экономических условиях: адекватной самооценки, предприимчивости, стрессоустойчивости, готовности к принятию решения, выдержки, самообладание, способности анализировать и добиваться успеха в жизненных и профессиональных ситуаций.

Учащиеся знакомятся так же с алгоритмом действий, позволяющим им регулировать свою деятельность в направлении уточнения профессионального выбора. Вначале уточняется его цель т.е. та сфера профессиональной деятельности которая привлекает учащегося. Затем ее соотносят с условиями достижения (ознакомление с содержанием избираемой профессии, требованиями к человеку, путями ее получения). Потом подбирают соответствующие средства осуществления цели, исходя из своих притязаний, наличия профессионально важных качеств, преобладающего психологического типа личности. На основе полученных результатов школьники самостоятельно вносят необходимые изменения и дополнения в свою деятельность по профессионального самоопределению (самообразование, самовоспитание, самосовершенствование, изучение вероятных препятствий, выбор запасных вариантов профессионального пути).
Критериям эффективности усвоения учащимися данного алгоритма действий должны служить показатели (уровни) самореализации ими профессионально важных качеств в практической деятельности в предстартовой период. Например, среди старшеклассников, посещавших факультативных занятий(25 человек), определились 3 группы по степени самореализации своих профессионально важных качеств. В первую вошли учащиеся, которые уже в 11 классе поступили в различные вузы. Они одновременно заканчивали обучение в школе и на первом курсе вуза. Таких было 6 человек( 24 %). Вторую группу составили старшеклассники, которые занимались на подготовительных курсах в различных вузах в соответствии с преобладающей направленностью личности(15 человек, или 60%). Оставшиеся(4 человека, или 16%) выбрали профессии предъявляющие повышенные требования к внешним данным(манекенщица, актер, бортпроводница). С ними проводились индивидуальные занятия по ознакомлению с содержанием этих профессий, сопоставлению требований, предъявляемых последними к человеку, с психологическим портретом претендентов. Они самостоятельно составляли программу своей подготовки к избранной профессии, уточняли путь ее получения.
Развитию самостоятельности способствуют так же различные ролевые игры, тренинги, решение проблемных ситуаций,в которых учащиеся могут проявить и развить свои профессионально важные качества, преодолеть неуверенность в своих силах.
Среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека, психологи выделяют: способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.
Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодоления различных трудностей.

Способность к самоутверждению

1.Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей,чтобы правильно сделать выбор.

2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
3. Когда возникает проблемная ситуация,то я всегда нахожу решение.
4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.

6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно анализирую.
7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
8. Усердие- это основная моя черта.
9. Меня привлекает ответственная работа.
10. Мои друзья считают меня волевым человеком.
11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
12. Когда, что-то не ладится, я не опускаю руки.
13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
14. Я стремлюсь к самоутверждению.
15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
17. Я никогда не откладываю на завтра,то что должен сделать сегодня.
18. Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.
19. Неудачи меня не пугают.
20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
22. Когда представляется возможность я охотно высказываю свою точку зрения.
23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.






Лист ответов


№п/п

Ответ

№п/п

Ответ

№п/п

Ответ

№п/п

Ответ

1


7


13


19


2


8


14


20


3


9


15


21


4


10


16


22


5


11


17


23


6


12


18


24



Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака «+» или «-» следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.
Анализ результатов. Если учащийся получит от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток обладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это свидетельствует о о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой. Ели результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.

















Способны ли вы решать свои проблемы.

1. Рассказываете ли Вы о своих проблемах, неприятностях? А. Нет,это мне не помогло бы.Б. Да, если есть подходящий собеседник; В. Не всегда, людям хватает своих забот.
2. Сильно ли Вы переживаете неприятности? А. Всегда стараюсь не давать волю чувствам; Б. Все зависит от обстоятельств. В. Смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.
3. Вы чем-то очень огорчены. Что Вы делаете в таком случае? А. Позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтала. Б. Иду к хорошим друзьям; В.Жалею сам себя, отсиживаюсь дома.

4. Близкий человек обидел Вас. Как Вы поступите? А. Постараюсь стойко пережить обиду; Б. Потребую объяснений; В. Расскажу любому, кто готов услышать.

5. В минуту счастья. А. Не думаю о несчастье; Б. Не покидает тревога,что счастье быстро уйдет; В. Не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.
6. Как Вы относитесь к своему здоровью? А. Слежу за своим здоровьем; Б. Обращаюсь к врачу, чтобы узнать о состоянии своего здоровья; В. Тревожусь о своем здоровье, постоянно нахожусь под наблюдением врача.
7. Судьба по Вашему мнению. А. Благосклонна к Вам; Б. Несправедлива к Вам; В. Постоянно испытывает Вас.

8. О чем Вы думаете после ссоры с другом, когда гнев проходит? А. О хорошем, что было у нас в прошло; Б. Мечтаю о тайном мщении; В. О том, вытерпел от него.

Лист ответов


п/п

А

Б

В

п/п

А

Б

В

1




5




2




6




3




7




4




8





Требования к выполнению теста. Из трех ответов на каждый вопрос нужно выбрать тот, который лучше всего отражает собственную точку зрения и с помощью знаков «+» или

«-» вписать их в «Лист ответов».
Анализ результатов. Если наибольшее количество плюсов в столбце А, то учащийся способен решать свои проблемы самостоятельно, умеет верно оценить их и принять адекватное решение. Не склонен жалеть себя и переживать обиды, ищет выход из сложной ситуации. Наибольшее количество плюсов в столбце Б означает, что подросток склонен «выплескивать» проблемы и неприятности на других. Если же наибольшее число плюсов в столбце В, то этот учащийся с трудом справляется со своими проблемами. Ему постоянно нужны поддержка, опека. Нередко он замыкается в себе, считает, что неприятности «подкарауливают его».
Как было отмечено выше, существенной характеристикой самостоятельности человека является его склонность к риску. Одни люди стремятся в жизни и работе к необычным ситуациям и даже ищут их, а другие, наоборот, любят размеренный образ жизни и не стремятся к переменам, которые их выбивают из привычного ритма жизни. Склонность к риску можно проверить с помощью соответствующего теста.
































Любите ли Вы риск?

1. Не люблю непредсказуемых событий.
2. Отправляясь на вокзал, я предпочитаю выехать значительно раньше, чтобы спокойно ожидать отправление поезда.
3. Не люблю браться за работу, в которой может оказаться много непредвиденных трудностей.
4. Чего я больше всего боюсь, так это неудач.
5. Люблю действовать по настроению и наудачу.
6. Люблю «высовываться», даже в тех случаях, когда это не очень оправдано.
7. Предпочитаю избегать таких ситуаций, в которых я чувствую себя не на высоте.
8. Препятствие я воспринимаю скорее как возможность испытать и проявить себя, чем как досадную помеху.
9. В наше сложное время осторожность необходима как никогда.
10. Жизнь- это путешествие, а какое же путешествие без приключений!
11. Я хотел бы, чтобы моя жизнь текла гладко и без непредсказуемых событий.
12. Мне нравится работа, связанная с разнообразными задачами, в которой можно столкнуться с неожиданными сложными проблемами, новыми поворотами, даже с некоторой опасностью.
13. Берясь за какое то новое для меня дело, я всегда тревожусь за успех.
14. Иногда я высказываю такие мнения, которые не нравятся окружающим.
15. Я хотел бы попробовать прыгнуть с парашютом.
16. Не люблю выступать перед большой аудиторией.
17. Люблю читать о людях, жизнь которых полна приключений и риска.
18. Если бы мне представился выбор, провести ли жизнь в мире, тишине и довольстве либо испытать многое в бурной жизни, я бы выбрал второе.

















Лист ответов


п/п

Согласен

Не согласен

п/п

Согласен

Не согласен

1



10



2



11



3



12



4



13



5



14



6



15



7



16



8



17



9



18




Требования к выполнению теста. Из двух ответов на каждый вопрос нужно выбрать тот, который лучше всего отражает собственную точку зрения и с помощью знаков «+» или «-» вписать их в «Лист ответов».
Анализ результатов. Если сумма плюсов в первом столбце больше, чем во втором то это значит , что учащийся предпочитает сравнительно тихую и спокойную жизнь. Он осторожен, избегает риска и новых ситуаций. При появлении новых проблем прежде всего думает, что с ними не справится, поэтому часто уклоняется от принятия решений в острых ситуациях. Ему нужно учится быть более уверенным и решительным. Если же сумма плюсов во втором столбце больше, чем в первом, то это означает, что подросток склонен к риску, предпочитает перемены в жизни и такие ситуации, которых многие избегают. Он сначала действует, а потом думает и нередко жалеет о содеянном. Однако люди этого склада скучают, когда в жизни нет риска и перемен. Они нуждаются в повышении самоконтроля, продумывании и прогнозировании своих действий.
В случае, когда количество плюсов одинаково в первом и втором столбцах,следует считать, что учащемуся в равной степени свойственны как стремление к риску, так и осторожность. В неопределенной или опасной ситуации он предпочитает сначала ее исследовать, прежде чем принимать решение. Умеет хладнокровно выпутаться из опасной ситуации. Решения принимает самостоятельно и согласен нести за них ответственность. Риск в какой-то степени стимулирует его и придает силы в достижении намеченных целей. Он не нуждается в советах и редко прислушивается к ним.