СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников с ОВЗ доклад

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.    

     Следовательно, выбранная тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников с ОВЗ доклад»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Школа-интернат» Юргинский городской округ










«Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников с ОВЗ»

(доклад)















Составитель:

Фаланина Т.С.,

учитель начальных классов












2023-2024 учебный год





Если вы удачно выберите труд и вложите в него

Свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский


Современные экономические условия требуют от человека высоких психофизиологических качеств. В условиях рыночных отношений труд приобретает новые характеристики: увеличивается интенсивность, повышается требование к профессионализму, выносливости и ответственности.

Для воспитанников с ОВЗ, включая интеллектуальную недостаточность, выбор профессии становится более ограниченным. Эти дети сталкиваются с различными проблемами, такими как социальные, соматические, психологические, логопедические и педагогические, что усложняет их социальную и профессиональную адаптацию.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Следовательно, выбранная тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей воспитания и обучения.

Цель: Оптимизация и поддержка в профессиональном самоопределении как средстве социализации воспитанников с ОВЗ.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме организации профориентационной работы воспитанников с ОВЗ.

2. Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ;

3. Рассмотреть существующие формы организации профориентационной работы, как средства социализации воспитанников с ОВЗ.


Профориентация – это сложный, противоречивый и длительный процесс, который начинается ещё в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности.

Профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных в конечном итоге на профессиональное самоопределение индивида с учётом его

склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда. (Е.М. Старобина)

Одной из центральных задач современного непрерывного образования является обеспечение социальной адаптации обучаемого, приспособление его к реальным условиям общественной жизни, к сложившейся структуре общественных отношений и деятельности, в том числе трудовой. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом в деятельности и обобщении социального опыта человечества является социализацией личности.

В нашей стране уделяется внимание вопросам профессиональной ориентации молодёжи. Разработкой научных основ профориентации учащихся занимались Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко и среди нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н. С., С.Н. Чистякова., Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.

Выпускники коррекционной школы испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:


  1. психологической неготовностью к моменту перехода от обучения

к сфере профессионального труда;

  1. отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;

  2. неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

  3. неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей.

Огромную помощь в профессиональной ориентации детей с ОВЗ оказывают педагоги профессионально-трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

Это уроки по профессионально-трудовому обучению. В нашей школе учебным процессом профориентация осуществляется по трём направлениям: столярное дело – посещают мальчики, штукатурно – малярное дело – весь класс, швейное дело – девочки.

На уроках столярного дела ребята получают основные навыки обработки древесины (пиления, строгания, сверления). На уроках штукатурно – малярного дела – знания о профессии маляра, материалах и инструментах, используемых в малярных работах, о видах окрасочных составов, способствовать формированию навыков подбора отделочных материалов, подсчета их количества в зависимости от помещения.

На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.

Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.

С учетом психологических и возрастных особенностей детей можно выделить следующие этапы профориентационной работы:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Я хочу сказать, как проходит профориентационная работа в нашем выпускном классе.

Профориентация в 9 классе представляет собой не только как процесс продолжающегося ознакомления с профессиями, но и как возможность сделать окончательный выбор подростку и определить, где учиться.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности. Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Этот метод я применяю при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий к психофизиологическим особенностям личности и другие.

Объяснение использую для сообщения, например, воспитанникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций. ……

Профориентационная беседа – наиболее распространённый метод. Дается задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед со знакомыми, используя литературные источники, передачи по телевидению, и др.).

Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные занятия. На этих занятиях я применяю различные методы: беседа, рассказ, объяснение, профориентационные игры и упражнения(«Профессия каменщик»)…

Упражнение «Профессия на букву…»

Цель: актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;

расширение знаний о мире профессионального труда.

Упражнение «День из жизни»

Цель: повысить уровень осознания участниками типичного и специфичного в профессиональной деятельности различных специалистов.

Упражнение «Самая-самая»

Цель: повысить уровень ориентации воспитанников в мире профессионального труда и формировать осознание особенностей различных профессий. Например: «Самая зелёная профессия», «Самая детская профессия», «Самая смешная профессия» и т. д.


Формы организации профориентационной работы:

  • проведение классных часов, бесед («Кем быть…», «Есть такая профессия Родину защищать… », «Профессии наших мам» и др.)

  • проведение выставки рисунков о профессиях;

  • просмотр учебных, документальных, научно - популярных, художественных фильмов о различных сферах профессиональной деятельности;

  • проведение экскурсий на предприятия, в организации (Магазин, Аптека, Больница, Парикмахерская и др.);

  • организация и проведение встреч и бесед с участием работников различных профессий; посещение Центра занятости населения;

  • оформление стендов профориентационного характера;

  • организация книжных выставок, посвященных какому- либо виду профессиональной деятельности;

  • дидактические игры профориентационного характера;

Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности.

Целью таких мероприятий является не только знакомство воспитанников с трудовой деятельностью рабочих разных специальностей, но и формирование личной заинтересованности в том или ином виде труда. Минусом является, что в ходе этих экскурсий, ознакомлений, дети не получают возможность живого общения с рабочими, не могут задавать интересующие их вопросы, овладеть некоторыми азами профессиональной терминологии, что безусловно скажется при выборе ими своего профессионального будущего.

Профессионально-адаптационная среда для детей с ОВЗ должна, по возможности, компенсировать ограничения ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него отраслях.

Только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с умственно отсталостью к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников коррекционных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе – интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.


Заключение

В заключении следует подчеркнуть важность нацеленной профессиональной ориентации детей с ОВЗ как одного из приоритетных направлений в области трудового обучения.

Знакомство с профессией - это нечто более сложное и тщательное, чем просто мероприятие. Это ежедневный труд. Естественно, что не все выпускники выберут профессии, которые изучались в школе. Здесь существует множество объективных причин. Однако не следует считать направленные усилия по профориентации тщетными.

От педагогов зависит, что явится результатом профориентационной работы и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

При организации профориентации детей с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что круг профессий, видов трудовой деятельности, на которые следует ориентировать детей, ограничен. Работа должна строиться, дифференцировано с привлечением детей и подростков к активному участию в различных видах деятельности с учетом их психофизиологических особенностей.


Литература


1. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. -2010. -No 1.

2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. -М., 2006.

3. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. -М., Академия, 2012.

4. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990.