Учитель Баяндина Л.А.
Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
Цель урока:
Образовательная: изучить постановку знаков препинания в СПП с несколькими придаточными;
Развивающая: совершенствовать навык пунктуационного анализа СП; повторить виды придаточных;
Воспитательная: создать условия для профессиональной ориентации учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.
Эпиграф к уроку: Отечество, работа и любовь –
Вот для чего и надобно родиться,
Вот три сосны, в которых – заблудиться
И, отыскавшись, – заблудиться вновь.
Римма Казакова
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Отсутствующие.
Сообщение темы урока, запись в тетрадь.
Проверка д/з.
Фронтальный опрос
Как вы понимаете последовательное подчинение частей СП?
Какие предложения д/з относятся к этому виду ?
Как вы понимаете однородное подчинение частей СП?
Какие предложения д/з относятся к этому виду ?
Как вы понимаете параллельное подчинение частей СП?
Какие предложения д/з относятся к этому виду ?
Упражнение 249
А) СПП с последовательным подчинением частей: 2, 5
Б) СПП с однородным подчинением частей:1, 6, 7
В) СПП с параллельным подчинением частей: 3, 4.
Целеполагание.
Тема урока «Пунктуация СПП с несколькими придаточными». Определите цель нашего урока. (…..) Но разговор сегодня пойдет не только о знаках препинания. Обратите внимание на эпиграф к уроку.
(3 слагаемых счастья. Чувство дома, родины…Любовь, , семья, дорогие сердцу люди… И работа!)
Словарная работа. Догадайтесь, о какой профессии пойдет речь сегодня на уроке (Кроссенс)
Подсказка №1: Люди этой профессии сохраняют память человеку и человечеству.
Подсказка №2: Эта профессия берет начало в 30-х годах 19 века, а сегодня ее продукт существует в цифровом формате.
Подсказка №3: Они умеют делать то, что произносит герой бессмертного произведения Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Подсказка №4: В лексиконе людей этой профессии вы встретите следующие слова, запишите их: дагеротип, негатив, объектив, камера, профиль, анфас… Это словарные слова, запомните их правописание.
Итак, речь идет о профессии фотографа. Для кого-то это искусство; для кого-то ремесло, способ зарабатывать деньги; кто-то совместил то и другое, и, наверное, это счастье, когда хобби и работа совпали. Фотография берет начало в 30-х годах19 века. Дагеротип – это самые первые фотографии.
Грамматическая норма.
Найдите ошибку: Сфотографируйте меня в анфас, пожалуйста.
Анфа́с, также фас (фр. enface — перед лицом, спереди, в лицо) — лицом к смотрящему, положение лица человека, сложной фигуры или объекта, при котором «лицевая» часть обращена прямо к наблюдателю.
VI. Работа с текстом сборника экзаменационных материалов («Береги честь смолоду», стр. 69)
Когда я учился в школе, мне казалось, что, когда вырасту, все будет иначе. Будет какая-то особая обстановка, взрослый мир. А в действительности в этот взрослый мир вступили и мои товарищи по школе, а потом по университету. Репутация моя как человека, работника вовсе не начиналась заново.
Помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти от репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но трудно.
(О чем этот текст? О том, что многие качества личности, очень важные во взрослой жизни, формируются в детстве, в школьные годы. Вы выходите из школы «отягощенные» чувством ответственности, умением учиться, добывать знания и применять их в жизни…
Пунктуационный анализ 1 предложения.
(Когда я учился в школе, мне казалось, что, когда вырасту, все будет иначе). Объясняю!!!
СППс несколькими придаточными с комбинированным подчинением частей. ВНИМАНИЕ! Что когда – стык союзов
ЧТЕНИЕ ПАРАГРАФА, с.143
Закрепление материала
Схематический диктант
Я не хочу, чтобы кто-то оценивал свет или палитру тонов. Я хочу, чтобы мои фотографии информировали, чтобы они провоцировали обсуждение и, конечно, приносили деньги. (Себастьяно Сальдаго)
Если у меня есть что сказать новичку, то это то, что в фотографии нет коротких путей. (Эдвард Уэстон)
Хороший фотограф – это тот, кто лучше других строит кадр, и тот, кто умеет положиться на случай. (Хулио Кортасар, аргентинский писатель, поэт 1914 – 1984. «Думаю, я пришел к фотографии по литературной дорожке»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА («Ты сними, сними меня, фотограф…»)
Пунктуационный анализ предложения
Ты сними, сними меня, фотограф,
Так, чтоб рядом звонко пелиптицы,
Словно в даль смотрю я голубую,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.
Конструирование предложений.
Закончите предложения:
Фотографировать для него было все равно что дышать, потому что, хотя…
(…потому что, хотя это кому-то и не нравилось, он никогда не расставался с камерой)
В моей фотокниге есть фотографии, которые…которые…и которые….
(…которые уносят меня в далекое прошлое, которые дарят приятные воспоминания и которые берегут счастливые моменты моей жизни).
Я думаю, что если хочешь стать хорошим фотографом, нужно….
(…любить свою профессию, уметь видеть красоту мира, быть наблюдательным)
Рефлексия. Тестовое задание (ЦТ)
Вывод. Отметки. Д/З Параграф 26. 27, упр.264, повторить союзы и союзные слова.