Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская школа имени генерал - майора милиции В.А. Архипова»
города Чебоксары Чувашской Республики
Утверждаю
Директор МБОУ
«Кадетская школа»
г. Чебоксары
_________ С.В.Иванова
Приказ № __________
«___»______________
Конспект внеурочного занятия.
Уровень образования: основное общее образование
Классы: 8 класс
Тема: «Профориентация. Хочу работать в машиностроении»
Учителя технологии: Кузнецова Александра Ивановича
Принята
на заседании МО учителей
математики, информатики и
технологии
МБОУ «Кадетская школа»
г. Чебоксары
Протокол № 1
30.08.2017 г.
г. Чебоксары, 2017
Цели: расширить представление обучающиеся о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать обучающиеся к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору профессии.
Форма проведения: Внеурочное занятие (экскурсия в « Музей истории трактора»).
Оформление: Экспозиция « Музей истории трактора»
План мероприятия
1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии в машиностроении».
3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
4. Мини - лекция «Формула профессии».
5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход мероприятия
1. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Учитель технологии
Машиностроение - это комплекс отраслей тяжелой промышленности. Основных направлений машиностроения несколько: станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, космическое машиностроение, судостроение, разработка и производство добывающего и обрабатывающего оборудования, подъемно-транспортных машин и механизмов.
Скоро вам предстоит сделать непростой выбор в вашей жизни. И очень важно не ошибиться в своем выборе. Ведь от вашего выбора зависит многое: материальный достаток, круг общения, интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
Учитель технологии - называет четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Обучающиеся дают ответы
Учитель технологии. - Итак, где вы оказались правы, а где ошиблись. Сейчас, что бы внести ясность, я назову вам краткие характеристики этих понятий, а вы подумайте насколько были близки к истине.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Учитель технологии.
Как видим, многие из вас дали правильные определения всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
2. Групповая работа по теме «Самые востребованные профессии в машиностроении»
Учитель технологии.
В зависимости от времени одни профессии становятся более востребованными другие соответственно менее, а третьи вообще уходят в прошлое.
Как пример уже несколько лет самые модные профессии среди абитуриентов - это экономисты и юристы. Но ни для кого не секрет, что число молодых экономистов и юристов на рынке труда уже слишком много: нужны либо суперталантливые, либо очень опытные. В последние два-три года наметился интерес к специальностям связанным с промышленностью и машиностроением в частности. Конкурсы (как и зарплаты) медленно, но верно растут. Как правильно выбрать профессию?
Учитель технологии.
Я предлагаю каждой группе составить список профессий.
Первая группа - «Самые высокооплачиваемые профессии в машиностроении»
Вторая группа - «Самые модные профессии в машиностроении».
Третья группа - «Устаревшие профессии в машиностроении».
Четвертая группа - «Профессии, которые всегда нужны в машиностроении».
Через 2-3 минуты выслушиваем ответы групп.
Примерные списки профессий:
Самые высокооплачиваемые профессии в машиностроении: Топ-менеджер, IT-специалист, Менеджер по продажам, Менеджер по закупкам, Маркетолог, Логист.
Самые модные профессии в машиностроении: инженер-конструктор, инженер - технолог, промышленный дизайнер, менеджер по продажам, менеджер по закупкам, Бухгалтер и т. п.
Устаревшие профессии: чертежник, кузнец, кочегар, машинист паровоза и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: оператор станка с ЧПУ, фрезеровщик, токарь, электро - газосварщик, слесарь - сборщик, электромонтажник, технолог машиностроения, механик, инженер - испытатель и т.д.
Учитель технологии.
Конечно здесь не все профессии, которые существуют. Их много. Но выбирая себе профессию мы должны ориентироваться на потребности рынка туда в ближайшем бедующем, на общество, которое нас окружает и на страну, в которой мы живем.
3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Учитель технологии.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Для принятия этого решения важно обладать достоверной информацией о своих склонностях и способностях, необходимых для профессиональной деятельности, существующих профессиях и специальностях, об учебных заведениях и о востребованности различных профессий на рынке труда.
Из множества профессий выбрать необходимо одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.
Учитель технологии.
Почему молодые людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы обучающиеся:
- Требуют родители.
- Идут из за бытующего мнения о престижности профессии.
- Выбирают профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (т.е. «За компанию»).
- Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
- Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Учитель технологии. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии.
Но как же тогда правильно выбрать профессию?
4. Мини-лекция «Формула профессии».
Учитель технологии.
Скажите пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему внеурочного занятия: «хочу», «могу» и «надо»?
Дети высказывают предположения.
Учитель технологии.
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (называются имена, фамилии обучающихся).
(обучающиеся, читают или произносят тексты.)
обучающиеся 1. Хочу быть Менеджер, IT-специалист, Маркетолог. Могу быть бухгалтером. Сейчас везде требуются менеджеры и бухгалтеры.
обучающиеся 2. Хочу быть токарем, фрезеровщиком, электро - газосварщиком, слесарем - сборщиком, электромонтажником. Могу стать оператором станка с ЧПУ. Операторы станка с ЧПУ сейчас требуются везне, мой отец - оператор станка с ЧПУ. Может быть, и я оператор станка с ЧПУ.
обучающиеся 3. Хочу стать инженер - конструктором, инженер - технологом. Могу стать промышленным дизайнером, менеджером. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану инженером.
Учитель технологии. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(обучающиеся поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
6. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель технологии. Какие впечатления остались после занятия и посещения «Музее истории трактора»? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы обучающиеся:
- Такие занятия помогают лучше понять мир профессий и правильно расставить приоритеты.
- Покидая Музей истории трактора признаюсь, что посещение «тракторного царства» оставило неизгладимые впечатления и вызвало желание быть причастным к созданию промышленных и сельскохозяйственных машин нового поколения.
- Открыл, что в мире множество профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
Учитель технологии.
Спасибо всем за внимание. Внеурочное занятия окончено. Надеюсь, я помог вам определиться с выбором будущей профессии.
8