“ Профессиональная ориентация учащихся начальных классов и ее роль в формировании личности”
Подготовил:
учитель начальных классов
МБОУ “СШ №3” п. Яблоновский
Ачмиз Зарема Атамовна
Профориентация учащихся начальных классов и ее роль в формировании личности
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1 - 4 классах
Ранняя профориентация детей характеризуется выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса или дополнительных занятий по интересам
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представление о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Первоклассники при работе с понятием отмечают , прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта его назначение.
Детям трудно «дается» понимание и установление причино-следственных связей.
- « Почему засохло растение?» гораздо сложнее, чем вопрос «Что произойдет, если растение не поливать?» Поэтому, в процессе планирования профориентационных занятий важно учить выделять в профессии существенные, главные стороны.
Все профессии важны!
Познавательные интересы детей
- -СЛУШАТЬ
- -ОБСУЖДАТЬ - ИГРАТЬ
- -СКАЗКИ
- -РАЗЫГРЫВАТЬ СЦЕНКИ
- - РИСОВАТЬ
- -РАССКАЗЫВАТЬ О СЕБЕ
- -ФАНТАЗИРОВАТЬ
- -РЕШАТЬ РЕБУСЫ
- - РАЗЫГРЫВАТЬ СЦЕНКИ
- -РАЗГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ
- -УГАДЫВАТЬ СЕКРЕТЫ
Возрастные особенности обучающихся
- Первоклассники могут сохранять произвольное внимание в течение лишь 30-35 минут.
- Со 2-го класса это время увеличивается до 40-45 минут.
- К окончанию 4 класса школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Важно развивать умение распределять внимание( между чтением и слушанием) во время групповой работы. Потому что, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах или группах.
Возрастные особенности обучающихся 3 и 4 классов имеют некоторые различия от детей более младшего возраста. На этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.
В таком возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть ребенок уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «МОГУ» и «ХОЧУ»
У детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям людей ближайшего окружения…
Часто, спрашивая у детей «Что такое профессия?», можно услышать…
При планировании занятий надо учитывать познавательные интересы детей
Профессия- ПОВАР
Маленькие поворята
Всякая профессия важна
Какие знания нужны людям, которые ими становятся?
- В итоге формируется понятие «профессия», позже с детьми можно объединять профессии по способу деятельности: одни «учат», другие « лечат »,третьи «ремонтируют », «варят», «шьют» и т.п. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации.
В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно- наглядных представлений о мире профессий.
Профессия - ПАРИКМАХЕР
Новый образ - с новой прической
Профессия -МУЗЫКАНТ
Профессия ДИЗАЙНЕР -МОДЕЛЬЕР
Юные СПОРТСМЕНЫ
Спорт закаляет характер
Юные АРТИСТЫ
К профориетационным играм можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию»
- « Профессия на букву…»
- « Кто использует в работе?»
- « Ассоциация »
- « Какой запах у профессии?»
Профессия -ХУДОЖНИК
Профессия - УЧИТЕЛЬ
« Я не УЧИТЕЛЬ, я только учусь »
Профессия -ПРОДАВЕЦ
Профессия -ДОКТОР
Доктор глазами детей
Заключение
Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Благодарю за внимание !