«Профориентация обучающихся, как одно из важнейших направлений деятельности педагогов - психологов».
Проведение цикла мероприятий, способствующих профессиональному определению обучающихся
(из опыта работы педагога – психолога МАОУ СШ №2 г. Пестово Вороновой Т.Х.).
Удалите этот слайд, когда вы завершите подготовку остальных слайдов.
Неделя психологии
Проводится совместно с кл. рук. В первой четверти
до проведения психологической диагностики
Классный час по профориентации в 9 классе
«Выбор профессии – выбор будущего»
Цель классного часа:
Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.
Задачи классного часа:
1) расширить знания подростков о мире профессий;
2) стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
- помочь в отношении профессионального самоопределения.
Практический блок.
Практический блок . Работа в группах ( рандомно ) Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа
учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др
ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др
водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др
художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.
Группы мозгового штурма
Группа мозгового штурма
Группа мозгового штурма
Группа мозгового штурма
Вставьте здесь таймер на нужную продолжительность мозгового штурма, во время которого вы будете ходить по классу, слушать учащихся и обсуждать с ними идеи.
Практический блок . Работа в группах.
Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы. (По группам). (письменно)
Информационный блок .
В. Н. Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:
-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;
- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;
- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;
- тщетные науки - алхимия, астрономия;
-вредительские науки - колдовство.
- Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (устно)
Практический блок . Найти в интернете название профессий ,о которых мало, кто знает.
Например, вопросы для 5 классов:
- Провизор? ( специалист по производству, хранению и продаже лекарств).
- Кинолог? ( специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород).
- Кто такой веб - дизайнер? (специалист по созданию Интернет - сайтов).
Как выбрать профессию? ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Правила Необходимо учитывать три основных фактора стратегии выбора профессии:
« ХОЧУ»
- Чем тебе интересно заниматься?
- Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
- Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
- Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
- Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
- Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
- Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
- Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?
Трудности
- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
- Необъективная оценка своих способностей.
- Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
- Ориентир на «престижную» профессию.
- Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
- Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
Главные ошибки при выборе
- Идти в профессию, чтобы продолжить династию. Например, оба родителя — юристы. Они могут настаивать на обучении по юридическому профилю, даже если ваши интересы не укладываются в это направление.
- Поступать в вуз за компанию, вслед за друзьями. Чтобы не разлучаться со школьными друзьями, есть соблазн подать документы туда же, куда они планируют поступать.
- Следовать за модой на профессию. Кадровый голод в отдельной отрасли сегодня не гарантирует трудоустройства через пять лет, когда вы получите диплом по нужной профессии.
- «Письмо самому себе»
- В качестве высшей формы диалога выбрано письмо самому себе, составленное психологами
- (проводится классными руководителями 9, 11 классов в течение «Недели психологии» во время классных часов, 15 минуток)
- Цель: дифференциация смысловых личностных конструктов, их анализ; наблюдение за собственными изменениями в структуре личности.
. Ученикам предлагается написать письмо самим себе в сентябре, запечатать его и отдать на хранение психологической службе. Конфиденциальность оговаривается особо. Для создания реалистичности ситуации каждый участник акции вместе с бланком получает конверт. Обратно письма из прошлого учащиеся получат только в мае. Данный вид работы позволяет затронуть глубинные чувства и эмоции участников. Они окунаются в собственные переживания, акцентируют внимание на актуальных ценностях и событиях, учатся выделять главное, находясь в состоянии искреннего диалога с собой. Чем открыты они будут на стадии написания письма, тем нагляднее через год смогут увидеть личностные изменения в структуре собственной личности. Таким образом, учащиеся проходят весь путь от внешнего к внутреннему диалогу (бланк письма самому себе)
Как выбрать профессию? Варианты тестирования
ДИАГНОСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.
№ п/п
1
Ответ
№ п/п
2
3
7
Ответ
4
№ п/п
8
5
13
Ответ
9
№ п/п
14
6
10
19
Ответ
15
11
12
16
20
17
21
22
18
23
24
Способность
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правильно сделать выбор.
к самоутверждению
Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака «+» или «-» следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.
13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
14. Я стремлюсь к самоутверждению.
15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.
17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно анализирую.
7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
18. Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.
8. Усердие — это основная моя черта.
19. Неудачи меня не пугают.
9. Меня привлекает ответственная работа.
20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
10. Мои друзья считают меня волевым человеком.
21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.
12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.
23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Анализ результатов.
- Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток обладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах.
- Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это свидетельствует о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой.
- Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.
профгид. он-лайн тесты (бесплатно) https:// www.profguide.io/test/category/proforient /
https://www.profguide.io/professions/school-items/ /
https://www.profguide.io/professions/school-items/social/
https://www.profguide.io/professions/mediapoliceman.html
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Важные личные качества
- Обучение на медиаполицейского
- Лучшие вузы для медиаполицейского
- Место работы
Заработная плата
Основы информационной безопасности.
Правовые аспекты в медиасфере.
Управление медиаактивами, медиаэкономика.
Менеджмент, этика и стандарты в медиасфере.
https://www.profguide.io/professions/objects/
https:// www.profguide.io/article/professii_posle_9_klassa.html /
Категории профессии https:// www.profguide.io/faq / https :// www.profguide.io/professions /
Кейс № 28. помощь классному руководителю по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии . https ://lektsii.org/18-46337.html
- В содержание работы классного руководителя 8-11-х классов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее:
- Беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др.
- Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.
- Экскурсии
- Участие школьников в конкурсе “Кто больше знает о профессии”, написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело “Защита профессий”.
- Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.
- Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
- Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
- Оформление на каждого учащегося профориентационного “дела”, в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, “Лист профессиональной консультации”.
- Рекомендации школьникам 8-9-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
- УчДоклады на родительских собраниях на темы: “Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии”. Конференция астие в работе ученических трудовых объединений.
- на тему: “Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание”.
- 1Экскурсии родителей на УПК.
- Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.
приложения
https://templates.office.com/ru-ru/Буклеты
Спасибо за внимание!