СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профориентация обучающихся на уроках русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Профориентация обучающихся на уроках русского языка»»

Комитет образования и науки Курской области

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»

ОГБУ ДПО КИРО

кафедра СГО









ПРОЕКТ



«Профориентация обучающихся на уроках русского языка»





Выполнила:

слушательница КПК по ДПП

«Преподавание русского языка

и литературы на базовом уровне

в соответствии с ФГОС СОО»

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Бесединская СОШ» Курского района Курской области

Крыгина Е.М..





Курск 2019



АННОТАЦИЯ

Продуктом проекта могут воспользоваться учителя русского языка, использующие ресурсы УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, работающие в 8 классе.

В соответствии с концепцией ФГОС, изучение русского языка, развитие речи не является самоцелью, а предполагает полифункциональный, системно-деятельностный подход: совершенствование языка не только ради освоения языковых категорий и правил, а изучение русского языка для воспитания полноценной личности, подготовленной к самостоятельной жизни, профессиональной деятельности; личности, осознающей свои достоинства и слабости, свои интересы, стремления и таланты.

Данный проект позволит определить возможные способы связи профориентационного материала на уроках русского языка с программным, органично включить профориентационный материал в процесс обучения.

Проект представляет систему заданий, знакомящих школьников с различными профессиями, акцентирует их внимание на прикладном использовании полученных знаний, активизирует  процесс профессионального самоопределения, развивает умения планировать профессиональную карьеру, развивает интерес к предмету.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



На современном этапе развития нашего государства резко возросла потребность производства в высококлассных рабочих и специалистов среднего звена. Концепция ФГОС предполагает такое деятельностное обучение, в результате которого дети приобретают необходимые практические навыки для будущей жизни, в том числе профессиональной.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Молодой человек, выйдя из школы, должен быть готов к вхождению в профессиональный мир – мир рыночной экономики. Именно нам, учителям, выпадает  большая доля труда в проведении профориентационной работы.

Профессиональная ориентация – это предоставление информации и консультативная помощь обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учёбы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями. Профессиональную ориентационную работу можно и нужно проводить на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо уделять большое внимание этой работе, опираться на знание системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности,  пути их реализации и потребности рынка труда.

Задачи, которые ставит перед нами государство:

  • повышать престиж рабочей профессии;

  • обеспечивать условия для осознанного самоопределения и выбора профессии учащимися школ через системное проведение профориентационных мероприятий в соответствии с возрастными особенностями;

  • создать условия для осознанного выбора учащимися профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.



Цель проекта:

Определить возможные способы связи профориентационного материала с программным, органичного включения профориентационного материала в процесс обучения.


Задачи проекта:

  • используя ресурсы УМК разработать систему заданий, знакомящих школьников с различными профессиями, акцентировать их внимание на прикладном использовании полученных знаний, развивать интерес к предмету;

  • дать общие сведения о содержании труда самых распространённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности;

  • воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.



Целевая аудитория:

Учителя русского языка и литературы, работающие по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой в 8 классе.


План реализации проекта:

В течение учебного года.


Содержание проекта


Раздел учебника

Тема урока

Материал учебника

Материал, связанный с профориентацией учащихся

1.


Русский язык в современном мире

Оборот титульного листа

Профессии, связанные с созданием учебника.

2.

Повторение изученного в V-VII классах

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

П.4, упр.26

Современные профессии, связанные с торговлей.

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Синтаксический разбор словосочетаний.

П.12, упр.72

Профессии, связанные со строительством.

4.

Простое предложение.

Интонация.

П.15, упр.86

Кто работает на телевиденье?

5.

Простое предложение.

Простое глагольное сказуемое.

П.19, упр.97

Кто шьёт одежду?

6.

Второстепенные члены предложения.

Определение.

П.25, упр.138.

Морские профессии.

7.

Односоставные предложения.

Назывные предложения.

П.31, упр.177

Кто работает на ГЭС?

8.

Односоставные предложения.

Определённо-личные предложения.

П.32, упр.184

Кто работает на вокзале?

9.

Односоставные предложения.

Неполные предложения

П.37, упр.215

Кто отремонтировал дом?

10.

Однородные члены предложения.

Обобщающие слова при однородных членах.

П.44, упр.268

Профессии из прошлого.

11

Вводные слова и вставные конструкции.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложений.

П.64, упр.401

Кто изготовил автомобиль?



При использовании в программе курса «Русский язык» материалов, связанных с профориентацией учащихся, закладываются ориентиры обучения детей в плане развития у них не только предметных действий, но и метапредметных (универсальных, полифункциональных) и личностных результатов.






Литература:

  1.  Жижова О. «Перспектива успеха», Изд. Дом «Первое сентября», Москва 2006

  2. Романова Е.С. «99 популярных профессий», Петербург, 2006 г.

  3. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г

  4. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012 г.

  5. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.

  6. Пакалина Е.Н. Отраслевая профориентация: профессиональные пробы. Методические рекомендации. — Екатеринбург:изд-во ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. — 82 с.

  7. Парнов Д.А. Профессиональная подготовка в школе — эффективная профориентация // Профессиональное образование. Столица, 2010. – № 5. — С. 19–20.

  8. «Обобщение педагогического опыта "Профориентационная работа на уроках литературы как составляющая современного урока" » Г.В.Косникова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатов















  1. Знакомство с учебником.

При знакомстве с учебником в профориентационных целях используются сведения, расположенные на обороте титульного листа:

-автор-составитель,

-редактор,

-художественный редактор,

-технический редактор,

-компьютерный верстальщик,

-корректор,

-художник.

Задание: выбрать информацию о профессиях людей, которые участвовали в создании учебника, подготовить ответ о том, чем занимается редактор, корректор и т.д., распределив задания по вариантам (группам). Построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности.


2. Тема: Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

П.4, упр.26

Задания:

Прочитайте. Определите стиль текста.

- Как называется профессия отца А.Аверченко, жившего в конце 19 века?

Торговые люди в 19 веке назывались по-разному. Попробуйте соотнести


название торгового человека и предмет торговли

скупщики-прасолы торговцы всякой мелочёвкой

офени галантерейщики

ходебщики торговали скотом

коробейники торговали вином

щепетильники занимались торговлей на вынос

прасолы и шибаи торговали старым платьем

бурыги продавцы товара с широкого лотка

целовальники скупали продукты в сёлах

(можно работать в группах с привлечением Интернета)

- Проверьте результаты своей работы по таблице.


скупщики-прасолы

скупали сельские продукты в сёлах и деревнях

офени (продавцы галантерейных и мануфактурных товаров)

занимались торговлей, как сейчас говорят, на вынос

ходебщики

торговцы всякой мелочёвкой

коробейники

продавцы товара с широкого лотка — коробочки

щепетильники

галантерейщики

прасолы и шибаи

торговали скотом

бурыги

торговали старым платьем

целовальники

торговцы вином

- Какие современные профессии, связанные с торговлей вы знаете?

Задание на дом.

Составить по заданному плану картотеку профессий: визуальный мерчендайзер, кавист, менеджер по продажам, мерчандайзер, продавец-кассир, продавец-консультант, супервайзер, телемаркетолог, товаровед, торговый агент, торговый представитель, трейдер.

План:

  1. Характеристика профессии

  2. Требования к профессиональной подготовке

  3. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

  4. Место работы





3. Тема: Синтаксический разбор словосочетаний.

П.12, упр.72

Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Дом, который украшает нашу улицу».

- Кто строит дома?

Внутри профессии «строитель» существует большое количество более узких специальностей. Давайте попробуем назвать их по порядку. С кого начинается строительство?

  • Архитекторы.  Они создают проект дома, разрабатывают планировку, решают, как здание будет выглядеть.

  • Инженеры. Непосредственные руководители. В зависимости от специализации они могут:

  • рассчитывать инженерные сети;

  • руководить работами непосредственно на стройплощадке;

  • разрабатывать несущие конструкции;

  • контролировать качество проведения работ, а также материалов, поставляемых для строительства;

  • составлять сметы.

Дети пытаются объяснить, чем занимаются люди следующих профессий: столяры и плотники, каменщики, облицовщики-плиточники, кровельщики, монтажники машин и механизмов, операторы строительных машин (Какими машинами они управляют? ) , отделочники (штукатуры, маляры, плиточники ), прораб.

- Составьте словосочетания с названиями данных специальностей.


Девелопер- одна из специальностей в строительном бизнесе, обозначающая физическое или юридическое лицо, получающее прибыль от строительства, реконструкции или ремонта объекта недвижимости


Заключительное слово учителя.

Существует огромное количество профессий и специальностей, связанных со строительством. Здесь заняты как женщины, так и мужчины. Практически все операции требуют от людей крепкого здоровья и физической выносливости, т. к. работать часто приходится в сложных условиях, на улице, под дождём или на солнцепёке. Это благородный труд, хоть он физически, а часто и психологически, тяжёлый. Суть в том, что одни люди заботятся о других, создают подходящие условия для проживания. Здесь от качества работы специалистов на каждом этапе зависит не только комфортабельность, но и безопасность здания, и, как следствие, безопасность миллионов людей.

Продолжаем составлять картотеку профессий.



  1. Тема: Интонация.

П.15, упр.86

Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной.

Звучащая речь должна быть не только правильной, но и яркой по форме, внутренне эмоциональной (возбуждающей эмоции).

- Какие средства обогащают речь, делают выразительной, эмоциональной, усиливают её воздействие на слушателей.

- Какую роль в звучащей речи имеет интонация?

- Какую роль в звучащей речи имеют паузы?

- Представители каких профессий должны обладать правильной речью?

Среди всего названного хотелось бы остановиться на профессии телеведущего и телевизионного журналиста.

Телеведущему необходимы следующие умения: грамотная речь, контроль мимики и жестов, безупречная дикция, умение держаться перед камерой.

Тележурналист - это сотрудник телеканала, занимающийся созданием информационных и научно-популярных программ, развлекательных шоу. Профессия тележурналист подходит людям, которые умеют вести себя в кадре, четко и грамотно выражать мысли, обладают безупречной дикцией и презентабельным внешним видом. 

- Какими качествами ещё должен обладать тележурналист?

(Для успешной работы требуются навыки ведения телепрограмм и общения в прямом эфире. Тележурналист должен уметь обращаться с профессиональной аппаратурой, делать монтаж, редактуру. Пригодятся в работе знания психологии, особенностей телесъемки, опыт успешного разрешения конфликтных ситуаций. Важно быть эрудированным, разбираться в разных областях, уметь поддержать беседу и «разговорить» собеседника. Тележурналистам, которые хотя работать на международном уровне, не обойтись без уверенного владения английским языком.)

Задание: понаблюдайте за звучащей речью с экрана телевизора, оцените преимущества и недостатки речи своих любимых ведущих и тележурналистов.

Продолжаем составлять картотеку профессий.





  1. Тема: Простое глагольное сказуемое.

П.19, упр.97

- Обратимся к словарю, объясним значение слова КУТЮРЬЕ.

Кутюрье́ (фр. couturiere — портниха, от couture — шитьё, сшивание) — художник-модельер, работающий в индустрии высокой моды в собственном ателье или же по контракту с ведущими салонами мод и эксклюзивными бутиками и создающий высокохудожественные модели одежды, а также аксессуары к ним.

Нам привычнее слышать и употреблять слово модельер.

Модельер – это человек, который придумывает и рисует дизайнерские и индивидуальные модели одежды.

- Какие ещё профессии, связанные с пошивом одежды вы знаете?

(Дизайнер, закройщик, портной, швея, ткачиха, закройщик, вязальщица, пошивщик кожгалантерейных изделий, вышивальщица.)

- Чем занимается каждый из этих людей?

- Составьте предложения с простым глагольным сказуемым, используя эти слова.

Продолжаем составлять картотеку профессий.



  1. Тема: Назывные предложения.

П.31, упр.177

- Можете ли вы предположить, какие ещё профессии востребованы на ГЭС?

(инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-гидротехники, инженеры-гидрологи и инженеры по специализации гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика)

Задание: Дома подготовить устный рассказ об особенностях профессии (по группам). Построить ответ от первого лица, т.е. постараться представить себя в роли профессионала и рассказать, что входит в его обязанности. Использовать в рассказе назывные предложения.

Продолжаем составлять картотеку профессий.







 






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей