СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация: проблемы и перспективы.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описываются проблемы и перспективы в системе профориентации

Просмотр содержимого документа
«Профориентация: проблемы и перспективы.»

Профориентация: проблемы и перспективы.

В глобальных изменениях рыночной конъюнктуры, изменении социальной среды и социальных связей, а также нарастающим техническим прогрессом и глобализацией, возникает вопрос места человека и его труда в этих процессах. Труд человека и его эффективность зависит от многих составляющих факторов. Какое профессиональное будущее он видит перед собой, какой потенциал скрыт в человеке, каким образом его раскрыть, и эффективно применить в стремительно изменяющемся мире с пользой для себя, общества и государства. Таким вопрос с технической точки зрения занимаются кадровые службы, центры занятости, кадровые агентства и агентства подбора персонала.

Профориентация— это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию труда человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы, молодым людям оказывается недостаточная помощь и информация.

На каждом этапе человек делает выбор, на который оказывает влияние различные факторы, исходящие, как от социальной среды, так и от самого человека. Влияние имеет мотивационную и операционную сферу. Мотивационная сфера это склонности, интересы, намерения, цели. Операционная: знания, умения, опыт, способности. Профессиональное самоопределение, карьерный рост и развитие человека это непрерывная цепь профессионального выбора и процессов. Профориентация тесно связана с понятиями «трудовые ресурсы», «кадровый потенциал», «материальная и нематериальная мотивация».

Трудовые ресурсы являются важнейший элемент производительных сил. Демографические факторы выступают функцией социально-экономического развития и оказывают большое влияние на экономический рост. К анализу трудовых ресурсов относят: возраст, здоровье, образование, доход, мобильность. В таком случае профориентация является важной частью качества трудовых ресурсов. Таким образом, все факторы влияют на конкурентоспособность страны на международной арене. Согласно статистическим данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) Россия заняла 45 место, переместившись с 53 места. Анализ таких данных проводится по ряду показателей, в том числе деловому климату и качеству трудовых ресурсов, развитие которых недостаточно развито. Именно в вопросах повышения качества трудовых ресурсов важна профориентация с ранних лет, и получением человеком максимальных возможностей для раскрытия и реализации потенциала. Внутренняя и внешняя профориентация.

Существует также внешняя и внутренняя профориентация.

Внешняя профориентация это, прежде всего, информирования о возможностях, выявление потребностей и способностей человека, развитие потенциальных навыков и умений, накопление опыта, выбор направления обучения. В выборе будущей профессии оказывает влияние все, что окружает человека: друзья, интересы, родители, выбор профиля школы, дальнейший выбор образования или работы.

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых работников в курс их новых задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами. Данный термин обычно используется при описании периода вхождения работника в должность. Такой работой, как правило, занимается отдельное лицо в небольшой компании, в крупных: отделы кадров, отдел обучения, или HR специалисты.

Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что любая организация — это, прежде всего общественная система, а каждый работник — это личность. Когда новый человек приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки организационной культуры. Попадая на новое место работы, человек часто чувствует себя одиноко и дискомфортно.

Требуется время, прежде чем новичок научится ориентироваться на работе, а выстроенная программа внутренней ориентации может помочь сэкономить время. Первые несколько дней являются решающими в направлении соискателя на верный путь, выявление его ожиданий и потребностей, и зависит от ориентированности на социализацию новых сотрудников и корпоративной политики компании. Для понимания процессов социализации, а также ряд происходящих современных тенденций, стоит обозначить, что проблематика и вопросы профориентации не являются новыми, и интересуют любые государства и общественные системы в любой период истории. Рациональное и эффективное управление ресурсами, производствами и производящей эффективностью является не прихотью, а необходимостью.

Исторические примеры традиций профориентации. Из истории также известны примеры профессиональной ориентации, практиковавшиеся испокон веков. В истории интеграция образования, заключалась в умении «показать и научить» через практику. Таким образом, техники инклюзивного образования (погружения в профессию) известны давно. Так знания передавались внутри семей, родов, или каст и постоянно совершенствовались и держались в строжайшем секрете.

Существовала как преемственность традиции, так и преемственность знания и профессиональной деятельности. Такая преемственность носила как рациональный характер для выживания рода, специализировавшегося на уникальной профессии или продукте, чтобы не было конкуренции и аналогов, так и закреплялась различными традициями, верованиями, культурой, которые обосновывали такой порядок. Переходы же из профессии в профессию были единичны, и очень осознаны, так как порвав с своей профессией прерывались отношения с семьей, родом или кастой (в зависимости от общественно-государственного устройства). Такой осознанный и решительный шаг, также приносил плоды, потому что человек знал или он добьется успеха в новой профессии, или его постигнет полный провал, но вернутся в семью было уже нельзя.

Таким образом, передавая и усваивая технологии, они совершенствовались, это можно назвать современным словом «узкопрофессиональная специализация». Это можно также назвать и профессиональной ориентацией (профориентацией), т. к. человек практически с рождения знал, чем будет заниматься всю жизнь. Также общественная система и наличие различных профессий являются отражением масштаба системы.

Профориентацию нельзя пускать на самотек, так как процесс требует четкой и тонкой отладки, с понятными правилами, но необходим со школы и в дальнейшей жизненной стратегии человека. Необходимо постепенно готовиться к изменениям и воспринимать их, быть в рамках тенденции сейчас, но знать? что будет потом. Профориентация может стать точкой роста развития всех институтов государства и общества. Эта стратегическая задача будет достигнута при активном взаимодействии государственной власти, органов местного самоуправления, высшей школы, бизнес — сообщества и общественных организаций в рамках использования модели корпоративного партнерства создания социально значимых консорциумов в рамках связки общественность — государство — высшая школа — бизнес, с учетом интересов всех участников.

Литература

  1. Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова «Психология труда»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с.

  2. Климов Е. А., Носкова О. Г. «История психологии труда в России». М.: МГУ, 1992. 221 с.

© 2018, 547 3