Технология организации деятельности педагога-библиотекаря по реализации профориентационной функции ИБЦ
В соответствии с проектом «Концепции развития Национальной сети ИБЦ ОО» самоопределение личности и построение индивидуальной образовательной траектории … «является одной из важнейших компетенций, формируемых при реализации ФГОС». Педагог-библиотекарь должен оказывать обучающимся профориентационную поддержку, содействовать в построении индивидуальных образовательных траекторий, способствовать развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
На базе информационно-библиотечного центра реализуется профориентационная поддержка в начальной школе в игровой форме. В основной школе инструментами такой поддержки являются тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры, встречи с интересными людьми, посещение музеев предприятий нашего региона).
В совокупности эта деятельность направлена на решение следующих задач:
• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;
• предоставление учащимся ресурсов ИБЦ для организация проб своих возможностей за счёт использования программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;
• целенаправленное формирование представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего специалиста;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
В 9 классе заканчивается важный этап в жизни подростка: он завершает основную школу и вступает в пору ранней юности – время размышлений о будущем, построения планов и определения перспектив своей жизни. Перед подростком открывается выбор: продолжить обучение в общеобразовательной школе; поступать в профессиональный лицей, училище или техникум; пойти работать. Этот выбор и есть самоопределение – определение себя в дальнейшей жизни. Ответ на вопрос «Кем быть?» будет профессиональным самоопределением.
Свое будущее многие выпускники связывают с интересной работой, которая поможет им состояться как личности, добиться материального благополучия. Человеку в такой ситуации нужно суметь разобраться в огромном мире профессий, понять их содержание, специфические требования профессии к человеку, суметь реально оценить свои возможности, способности и интересы. В этом они смогут разобраться, посещая занятия по программе элективного курса « Мой выбор», который реализуется в ИБЦ педагогом-библиотекарем.
Элективный курс направлен на достижение следующих целей:
• формирование психологической культуры учащихся.
• обучение стратегии выбора профессии.
• активизация процесса рефлексии и профессионального самоопределения девятиклассников.
Программа курса «Мой выбор», составленная с учетом информационной нагрузки школьников, рассчитана на реализацию в учебное время в условиях образовательных учреждений. Объем курса составляет 34 часа. Предусмотрен резерв свободного времени в объеме 2 часов.
В процессе изучения курса в 9 классе совершенствуются и развиваются :
• рефлексивные умения, в частности умения осмысливать свою жизненную ситуацию как ситуацию выбора;
• умения оценивать возможные действия в ситуации выбора, преодолевать мыслительные стереотипы;
• умения осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с отношением к альтернативам в ситуации выбора;
• умения преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации.
Учебный план состоит из трех разделов:
Познай себя
Я среди людей
Я в мире профессий
В начале курса учащимся предлагаются профориентационные методики, которые применяются для активизации процесса профессионального самоопределения, прояснения их профессиональных наклонностей, выбора подходящего рода деятельности. Предполагается на данном этапе совместная деятельность педагога-библиотекаря с педагогом- психологом. В рамках ИБЦ широко применяются сетевые ресурсы. Примером может служить интерактивное использование ресурсурсов Центра тестирования – «Профориентация: кем стать?» (http://www.proforientator.ru/ ) Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор А.Г.Шмелев. По решению Учёного совета МГУ в соответствии с приказом ректора Московского университета за Центром закреплены функции психологического и профориентационного тестирования и консультирования.
Полезным может быть и московский портал http://www.profsreda.com/ , который поможет школьникам 7–11-х классов выбрать будущую профессию и понять, к каким специальностям у них есть склонность. На сайте есть разделы с новостями, справочник с учебными заведениями. На портале можно создать личный кабинет школьника. Там за 40 минут ученику предложат пройти тест, который определит склонность к определённым наукам, чтобы легче было выбрать профессию.
В рамках курса «Мой выбор» учащиеся изучают классификацию способностей, типы мышления , виды внимания и памяти. Познают себя как личность в этом мире, анализируя свою самооценку, представляя учебные проекты о своих ценностях, взаимоотношении с коллективом, друзьями, в семье.
Ресурсы ИБЦ позволяют учащимся разобраться с понятиями «профессия» и «специальность». При выполнении практических работ изучаются существующие классификации профессий, типы, классы, отделы, группы профессий типы профессий, определяются склонности учащихся к той или иной профессии. В рамках этого курса происходят встречи с представителями различных профессий, посещение предприятий. Учащиеся получают ответы на важные вопросы при выборе профессии:
Какие профессии востребованы?
Как меняется спрос на профессии, что ожидать в ближайшие годы ?
Каков уровень заработных плат и их динамика?
Какое образование предпочтительнее для той или иной профессии?
Выпускников каких вузов охотнее берут на работу?
Курс «Мой выбор» завершается итоговым проектом «Моя будущая профессия».