Профориентационная работа с неслышащими учащимися,
Как часть программы воспитания: цели,задачи,направления работы педагогов школы. В программе воспитания обучающихся нашей школы, разработанной группой педагогов и принятой педагогическим советом в мае 2021 года профориентация выведена в отдельный модуль ,где подробно расписаны цели, задачи ,направления профориентационной работы, начиная с младшего школьного возраста (Ранняя профориентация) и до самого выпуска, когда в результате правильно организованной работы ,мы передаём обществу компетентную, социально –интегрированную, мобильную личность ,мотивированную на выбор профессии, исходя из своих физических ,психических и умственных возможностей .
Это и является нашей с вами целью всей образовательной и воспитательной работы. Это цель программы нашей школы-интерната :постоянно совершенствовать развивающую, образовательную среду в условиях модернизации образования, решение проблем социальной адаптации с помощью целенаправленного педагогического воздействия в узком тандеме классных руководителей ,воспитателей ,дефектологов ,психологов и администрации школы. Включение наших воспитанников в разнообразные доступные области: бытовую ,индивидуальную, общественно-значимую деятельность с учётом их личных интересов и возможностей, в условиях урочной ,внеурочной деятельности и системы дополнительного образования.
Итак,весь модуль нашей воспитательной программы «Труд и социальное самоопределение» преследует цель: Подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии. На каждом периоде школьного этапа реализуются различные цели и задачи профориентационной работы:
*Начальная школа (1-5 классы)-формирование представлений о мире профессий ,о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
* Первая ступень основной школы (6-10 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
*вторая ступень основной школы (10-12 классы)-формирование профессиональной мотивации ,готовности к самоанализу основных способностей и склонностей.
Мы применяем формы работы , методы и приёмы обучения и воспитания ,наиболее эффективные с точки зрения личностно-ориентированного подхода , зная особенности развития каждого ребёнка ,структуру его ограниченности с позиций классификаций РМ Боскис и ЛВ Неймана. Все формы ,приведённые на этом слайде презентации применяются воспитателями в своей работе : внеклассное чтение, рассматривание картин художников о доблестном труде и почётных профессиях и их обсуждение на внеклассных часах по профориентации ,беседах ,фотогаллереях и выставках картин, воспевающих труд и профессии.
картины художников о труде.
Дискуссии ,с применением наглядности :схемы, плакаты таблицы ,с постановкой проблемных вопросов ,ситуативные практики.
наблюдения за работой профессионалов.
Одними из наиболее продуктивных внеурочных занятий по ранней профориентации –дидактические ,сюжетно-ролевые, деловые игры и театрализованные представления.
Следует добавить ,что среди нетрадиционных форм профориентации в нашей школе эффективно используется художественно-эстетическое воспитание. Дети с увлечением рисуют , посещают танцевально-хореаграфическую студию «Вдохновение» ,занимаются жестовым пением , занимаются творчеством в кружках дополнительного образования. В процессе творческой деятельности активизируются эмоциональные чувства, развивается воображение , формируется эстетическое отношение к действительности.
Волонтёрство –для социализации и профориентации-как одно из направлений ,помогающее человеку с ОВЗ осознать свою значимость ,понять ,что каждому существу в нашем непростом мире требуется помощь или просто участие и они в силе помочь.
У нас в школе ничего об этом не говорится , мы воспринимаем волонтёров ,как будто они нам ,инвалидам должны оказывать внимание и помощь ,а инвалиды ничего ,никому не должны.
О том ,что непосредственное участие в волонтёрстве играет важную роль в жизни инвалидов ,я задумалась после посещения международной конференции «Инклюзивное волонтёрство»В Женеве ,куда я имела возможность попасть став победителем международного конкурса» Тетрадка дружбы-объединяя детей планеты Земля». Вместе со своими воспитанниками мы работали над восьмой целью устойчивого развития общества « Работа и благосостояние». А так как профориентация являлась моей темой самообразования ,то мы с ребятами показали в своей презентации о том ,как мы занимаемся в нашей мастерской пряничного дела ,чему научились ,чем мы ещё любим заниматься, сделали рисунки о наших будущих профессиях.
На конференции нам рассказывали и показывали крутые социальные ролики как инвалиды помогают инвалидам и пожилым людям ,и как потом это становится смыслом их жизни и даже работой.
Кроме прокачки определённых профессиональных навыков волонтёры учатся:
*работать в команде и управлять ею.
*аргументировать свою точку зрения.
*находить компромиссы, чтобы решить проблему
*общаться с коллегами , подопечными ,представителями власти.
Все эти навыки пригодятся в любой другой профессии ,а волонтёрская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях ,а некоторые университеты дают бонусы за волонтёрство при поступлении.
В целом ,можно сказать ,что волонтёрство ,это не только помощь людям ,но и самому себе.
Мы работаем в трёх направлениях:
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание. Профессиональная консультация Мы занимаемся профориентацией исходя из того, что есть. А есть в нашей школе уже немало: для начальной школы игровая ,где есть многое для сюжетно-ролевых игр ,есть оборудование в мастерских ,есть кабинет социально-бытовой ориентировки,психологами собран богатый материал по деловым играм, тестированию ,анкетированию, есть площади(Суваг) ,где можно проводить практические профориентационные занятия. Ну и конечно наш золотой фонд-педагоги-неустанно работающие в данном направлении.
коллектив нашей школы действуя с позиций деятельностного подхода в социализации и адаптации детей с ОВЗ создаёт условия для постепенного усвоения детьми социально-значимого опыта поведения , норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры , профессионального самоопределения.
*
Профориентация в настоящее время является очень важным направлением работы всех образовательных учреждений Мы работаем в этом направлении , руководствуясь национальными проектами: Национальный проект «Образование», для старшего звена, «Билет в будущее» для младших воспитанников. Пилотный проект в нашей школе «Доброшкола»,о котором мы знаем(я имею ввиду воспитателей) немного-нимало по появившимся банерам на стенах,а хотелось-бы узнать больше: чем мы стали богаче, благодаря этому проекту, есть ли результаты ,какова роль воспитателей в этом проекте ,что мы должны делать, чтобы участвовать в нём. Проектов и направлений в них так много ,что для нас требуется дополнительная информация по ним ,чтобы знать ,куда-же « Тропинка в профессию» из начальной школы приведёт нас и наших воспитанников ,как будущих «специалистов и профессионалов». Очень интересным и многообещающим является недавно запущенный общероссийский пилотный проект «Профессионалитет» В соответствии с ним ,Президент дал поручение :для подготовки кадров по ключевым для Дальнего Востока компетенциям до 2025 года в Дальневосточном федеральном округе создать 29 образовательно-производственных кластеров.
До 2030 года создать 900 современных мастерских в образовательных учреждениях ,реализующих программы среднего профессионального образования ,что вселяет надежду того ,что расширится список получаемых профессий ,и наши выпускники смогут получить желаемую профессию в современных мастерских профтехучилищ и колледжей.