Профориентационная игра-квест «Дорогами профессий»
(для обучающихся 8-го класса)
Цель: содействие профессиональному самоопределению обучающихся школы.
Задачи:
расширить представления обучающихся о мире профессий и их особенностях;
развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес,
формировать умения общаться и работать в команде.
Форма проведения: игра – квест, в которой участники перемещаются от одного этапа к другому, выполняя задания каждого этапа.
Участники: участвуют команды 8 классов по 6 человек в каждой, 6 педагогов - экспертов.
Описание игры: игра состоит из 6 этапов. Каждый этап имеет свое название и задание. За каждым этапом закреплен педаогог-эксперт, который предоставляет задание и выставляет баллы после проверки выполнения задания. Задача участников – набрать как можно больше баллов, выполняя задания.
По итогам игры побеждает та команда, которая набирает максимум баллов.
Каждой команде выдаются маршрутные листы с указанием названий этапов, в них отмечаются полученные баллы за выполненное задание на каждом этапе. Баллы выставляет эксперт, отвечающий за данный этап.
Победитель получает грамоту и приз, остальные команды получают дипломы участников и призы.
Оборудование: маршрутные листы, материалы с заданиями для экспертов и участников, таблички.
Ход игры:
1. Организационная часть. Сообщение темы, целей игры.
- В школе проходит декада профессионального самоопределения обучающихся «Дорога в будущее». Именно поэтому мы собрались с вами в этом зале. Сегодня вам предстоит пройти серьезные испытания, в ходе которых вы покажете свои знания о многообразном мире профессий, возможно, узнаете что-то новое. Вместе с тем вы должны показать свое умение работать в команде, быть организованными и сплоченными.
- Итак, вас ждет игра – квест, в которой вы командой будете перемещаться от одного этапа к другому, выполняя задания и получая баллы.
2. Объяснение правил игры.
- Игра состоит из 6 этапов. Каждый этап имеет свое название и задание:
1 этап «Найти соответствие»
2 этап «Эрудит»
3 этап «Профессии-синонимы»
4 этап «Ключевые слова»
5 этап «Профессиограмма»
6 этап «Профессии в музыке и кино»
Ваша задача – набрать как можно больше баллов, выполняя задания.
По итогам игры побеждает та команда, которая набирает максимум баллов.
- Каждой команде выдаются маршрутные листы с указанием названий этапов, в них отмечаются полученные баллы за выполненное задание на каждом этапе. Баллы выставляет эксперт, отвечающий за данный этап.
Победитель получает грамоту и приз, остальные команды получают дипломы участников и призы.
- Команда-участник состоит из 6 человек, в каждой команде выбирается капитан.
- Итак, сейчас каждая команда выбирает капитана, капитан получает маршрутный лист и в путь! Желаем успеха и победы!
2. Прохождение этапов игры
1 этап «Найти соответствие»
Соотнести понятие и определение этого понятия.
Время выполнения – 5 минут. За правильное распределение – 7 баллов.
Профессия | Вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки, служит источником дохода. |
Специальность | Комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии |
Труд | Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы |
Предмет труда | То, на что направлен труд человека |
Должность | Служебное место, занимаемое человеком в организации или учреждении и связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью. |
Профессиональная пригодность | Соответствие физических и психических показателей человека (здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии |
Заработная плата | Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты |
2 этап «Эрудит»
Написать профессию, начинающуюся с указанной буквы. Время – 2 минуты.
За 1 профессию – 1 балл.
Можно написать по 2 профессии, если позволяет время, за каждую - 1 балл.
Буква | Профессия на эту букву | Баллы |
А | | |
Б | | |
В | | |
Г | | |
Д | | |
Е | | |
Ж | | |
З | | |
И | | |
О | | |
П | | |
Р | | |
Ф | | |
Ш | | |
Ю | | |
Я | | |
Итого баллов | |
3 этап «Профессии-синонимы»
Назвать иначе представителей предложенных профессий.
Время выполнения – 4 минуты.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Педагог - …(учитель, преподаватель),
Врач - …(лекарь, доктор),
Стоматолог - …(дантист, зубной врач),
Портной, портниха - …(швец, швея),
Сторож -… (охранник),
Лётчик - …(пилот),
Шофёр -….(водитель),
Голкипер-… (вратарь),
Солдат - ….(военный),
Цирюльник - …. ( парикмахер),
Дрессировщик -…(укротитель),
Фокусник -…(иллюзионист, факир),
Художник -…(живописец),
Экскурсовод -…(гид),
Балетмейстер -…(хореограф),
Адвокат -…(защитник),
Государственный обвинитель - …(прокурор),
Каскадёр -…(трюкач).
4 этап «Ключевые слова»
Перечислить как можно больше предметов труда к указанным профессиям
Время выполнения – 3 минуты.
За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.
Профессия | Слова | Баллы |
Портной | Ткань, раскрой, лекало, булавки, ножницы, ателье | |
Архитектор | Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники | |
Врач | Фонендоскоп, скальпель, градусник, белый халат, пациент | |
Столяр | Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская | |
Журналист | Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты | |
Агроном | Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай | |
5 этап «Профессиограмма»
Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.
Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
По предложенной профессиограмме определить, о какой профессии идет речь.
Время выполнения – 10 минут.
За правильно определенную профессию – 1 балл.
1 профессия (секретарь)
Содержание труда:
Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделения, организует прием посетителей, ведет делопроизводство, принимает корреспонденцию, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений.
Должен знать:
Делопроизводство, правила печатания и оформления деловых бумаг, правила эксплуатации оргтехники и ПЭВМ, пользования приемно-переговорными устройствами, правила орфографии и пунктуации.
Профессионально важные качества:
Память; внимание; тактичность; коммуникативные способности; быстрота реакции.
Медицинские противопоказания: Дефекты зрения и слуха; неврозы.
2 профессия (экономист)
Содержание труда:
Сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах, анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей ее совершенствования, прогнозирование, перспективное и текущее планирование.
Должен знать: Основы экономической теории, общественные науки, статистику, демографию, математику и ту область, где ему предстоит работать.
Профессионально важные качества:
Умение много и напряженно работать; принципиальность; математические способности; четкость; аккуратность; логическое и конструктивное мышление; эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания:
Выраженные нервные и психические заболевания; ощутимые изменения сердечной деятельности.
3 профессия (налоговый инспектор)
Содержание труда:
Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, поступлением в бюджет налоговых и других платежей, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы и др., анализирует результаты проверок, применяет финансовые санкции к нарушителям.
Должен знать:
Основы налогового законодательства, все виды и формы бухгалтерского учета и отчетности, методику составления отчетности, принципы арбитражной деятельности.
Профессионально важные качества:
Аналитический ум; концентрация и распределение внимания; эмоционально-волевая устойчивость; добросовестность; честность; коммуникативные способности.
Медицинские противопоказания: Выраженные нарушения органов зрения; нервные и психические заболевания; выраженные сердечно-сосудистые заболевания.
4 профессия (электоргазосварщик)
Содержание труда:
Газовая, электродуговая и газоэлектрическая сварка деталей машин, конструкций и трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов, заварка дефектов механизмов и конструкций.
Должен знать:
Правила обслуживания газоэлектросварочной аппаратуры, механические и технологические свойства металлов, марки и типы электродов, виды дефектов и способы их устранения.
Профессионально важные качества:
Физическая выносливость; четкая память на эталоны цвета и его оттенки; четкая координация движений; хорошие зрение и глазомер; способность к работе на высоте; техническая смекалка; пространственное воображение; концентрированное внимание; аккуратность.
Медицинские противопоказания: Гипертоническая болезнь; бронхиальная астма; заболевания опорно-двигательного аппарата; ревматизм; плохое зрение; тремор рук; нарушение координации движений.
5 профессия (пилот)
Содержание труда:
Управление движением воздушного судна, проверка его технической готовности к полету, знакомство со схемой препятствий на взлетном поле, изучение маршрута полета.
Должен знать:
Принципы управления системами и агрегатами самолета, уметь оперативно анализировать информацию, получаемую от служб аэрофлота и от показаний приборов, английский язык (на международных рейсах).
Профессионально важные качества:
Острота зрения; глубинный глазомер; переносимость монотонии; эмоциональная устойчивость; аккуратность; безупречное здоровье; внимание.
Медицинские противопоказания: Нарушения органов зрения; нарушение вестибулярного аппарата; нервные и психические заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; болезни, связанные с потерей сознания; нарушение координации движений.
6 профессия (фармацевт)
Содержание труда:
Готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты, оказывает первую доврачебную помощь, проверяет подлинность хранения медикаментов.
Должен знать:
Физико-химические свойства медицинских препаратов, правила технологии приготовления лекарств по индивидуальным прописям, правила хранения медикаментов.
Профессионально важные качества: Память; внимание; аккуратность; ответственность.
Медицинские противопоказания: Нарушение органов слуха, зрения, обоняния, осязания; нервные и психические заболевания; заболевания костно-мышечной системы рук; аллергические заболевания.
7 профессия (дизайнер)
Содержание труда:
Эстетизация, гармонизация, упорядочение предметного окружения человека, сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах, изучение особенностей взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разработка проектно-компоновочных схем, эскизов, форм, рабочих чертежей, отработка изделий на образцах.
Должен знать:
Скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.
Профессионально важные качества: Художественное воображение; пространственно-образное мышление; коммуникабельность; глазомер.
Медицинские противопоказания: Нарушение координации движений рук; дальтонизм; дефекты зрения.
8 профессия (кондитер)
Содержание труда:
Приготавливает различные виды теста, кремов, начинок, конфетной и шоколадной массы, заготавливает сырье по заданной рецептуре: замешивает, сбивает, проминает тесто и т. д., разделывает полученные полуфабрикаты, нарезает, формирует и выпекает их, украшает кремом, помадкой, шоколадом и пр. Проверяет вес готовых изделий, следит за соблюдением технологического режима при изготовлении конфет и шоколада на машинах.
Должен знать:
Ассортимент выпускаемых изделий, виды, сорта сырья и его свойства, рецептуры и режимы приготовления кондитерских изделий, способы отделки и упаковки изделий, правила санитарии и гигиены.
Профессионально важные качества:
Хорошо развитое цветовое зрение; образная, вкусовая, обонятельная, двигательная память; творческое воображение; чувство времени; распределенное внимание; аккуратность и высокая культура в работе; ловкость рук; скорость и сила движений; наблюдательность; физическая выносливость.
Медицинские противопоказания: Кожные, другие заразные заболевания; нарушения функций опорно-двигательного аппарата; болезни, связанные с потерей сознания.
9 профессия (плотник)
Содержание труда:
Обработка лесоматериалов, рубка стенок из бревен, настилка полов, установка оконных, и дверных коробок, подготовка стен под штукатурку, установка опалубки, перекрытий, перегородок, нанесение на лесоматериалы огнезащитных составов.
Должен знать:
Породы и пороки древесины, способы разметки и изготовления деревянных конструкций, приемы обработки лесоматериалов.
Профессионально важные качества:
Физическое здоровье; хороший глазомер; высокий уровень пространственных представлений; ручная умелость; координация и точность движения рук.
Медицинские противопоказания: Нарушения функций опорно-двигательного аппарата; плохое зрение; раскоординированность движений; болезни, связанные с потерей сознания.
10 профессия (корректор)
Содержание труда:
Сверяет текст с оригиналом и исправляет орфографические ошибки, допущенные наборщиками, верстальщиками, печатниками, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами, расстояние между буквами в строке.
Должен знать:
Стандарт шрифтов, пробельных материалов, технические правила набора текста, таблиц, правила пунктуации, орфографии, наиболее употребляемые сокращения, математические и химические знаки, ноты и порядок их написания по Брайлю, правила пользования справочной литературой, словарями и справочниками, корректурные знаки.
Профессионально важные качества: Устойчивость внимания; усидчивость; собранность; эрудированность; острота зрения.
Медицинские противопоказания: Дефекты зрения; нарушение координации движений рук; аллергические заболевания.
6 этап «Профессии в музыке и кино»
Назвать песни, фильмы (их названия), в которых встречаются слова, обозначающие профессии
Время выполнения – 4 минуты. За каждое название или песню - 1 балл.
Например:
Гиперболоид инженера Гарина
Телохранитель
Парфюмер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
Офицеры
Физрук
Водитель для Веры
"Не кочегары мы, не плотники ... а мы монтажники-высотники ...",
"Во кузнице молодые кузнецы",
"Артиллеристы, точный дан приказ",
"Три танкиста, три веселых друга",
"Играй, музыкант",
"Скрипач на крыше",
"Жил-был художник один ... но он актрису любил ...",
"Маэстро",
"Паромщик",
"Бухгалтер, милый мой бухгалтер",
"О чем играет пианист",
"Настоящий полковник" (хотя это и звание, но профессия военный офицер),
"Младший лейтенант" (аналогично предыдущему),
"Учительница первая моя",
"Учитель нас проводит до угла ...",
"Полюбите пианиста",
"Проводница, ты души моей сестрица",
"Ты морячка - я моряк, ты рыбачка - я рыбак",
"Капитан, улыбнитесь",
"А ты не летчик",
"Стюардесса по имени Жанна",
"Потому, потому что мы пилоты",
"Крепче за баранку держись, шофер",
"Шофер-дальнобойщик".
3. Подведение итогов игры (сбор – в штабе)
Подсчет баллов (капитаны сдают маршрутные листы, эксперты подсчитывают баллы)
Итоги игры
- Ребята! Вот и закончилась наша игра. Надеюсь, что все вопросы, прозвучавшие в заданиях, позволили вам вспомнить все о профессиях, а может быть и узнать что-то новое.
- Какие вопросы вызвали наибольшие затруднения?
- Какие вопросы показались интересными?
- На какие вопросы отвечать было не сложно?
- Сделайте вывод, насколько хорошо вы знаете мир профессий?
- В жизни каждого человека настает тот момент, когда нужно выбирать свое будущее, профессию, а это очень ответственный выбор. Желаем вам успешно сделать свой выбор, для этого изучать многообразный мир профессий.
- А сейчас итоги игры (объявление результатов)
- Награждение.
- Спасибо! С вами было очень приятно работать.
Приложения
Маршрутный лист Команда _______ класса
Название этапа | Количество баллов | Подпись эксперта |
1 этап «Найти соответствие» Каб. соц.-психологич. службы | | |
2 этап «Профессиограмма» Методкабинет | | |
3 этап «Профессии-синонимы» Комната психолог.разгрузки | | |
4 этап «Ключевые слова» Танцевальный зал | | |
5 этап «Эрудит» Музей | | |
6 этап «Профессии в музыке и кино» Зал ЛФК | | |
Итого Штаб (танцевальный зал) | | |
Маршрутный лист Команда ______ класса
Название этапа | Количество баллов | Подпись эксперта |
1 этап «Профессии в музыке и кино» Зал ЛФК | | |
2 этап «Найти соответствие» Каб. соц.-психологич. службы | | |
3 этап «Профессиограмма» Методкабинет | | |
4 этап «Профессии-синонимы» Комната психолог.разгрузки | | |
5 этап «Ключевые слова» Танцевальный зал | | |
6 этап «Эрудит» Музей | | |
Итого Штаб (танцевальный зал) | | |
Маршрутный лист Команда ______ класса
Название этапа | Количество баллов | Подпись эксперта |
1 этап «Эрудит» Музей | | |
2 этап «Профессии в музыке и кино» Зал ЛФК | | |
3 этап «Найти соответствие» Каб. соц.-психологич. службы | | |
4 этап «Профессиограмма» Методкабинет | | |
5 этап «Профессии-синонимы» Комната психолог.разгрузки | | |
6 этап «Ключевые слова» Танцевальный зал | | |
Итого Штаб (танцевальный зал) | | |
Маршрутный лист Команда ______ класса
Название этапа | Количество баллов | Подпись эксперта |
1 этап «Ключевые слова» Танцевальный зал | | |
2 этап «Эрудит» Музей | | |
3 этап «Профессии в музыке и кино» Зал ЛФК | | |
4 этап «Найти соответствие» Каб. соц.-психологич. службы | | |
5 этап «Профессиограмма» Методкабинет | | |
6 этап «Профессии-синонимы» Комната психолог.разгрузки | | |
Итого Штаб (танцевальный зал) | | |
«Найти соответствие» (ДЛЯ ЭКСПЕРТА)
Соотнести понятие и определение этого понятия. За правильное распределение – 7 баллов.
Время выполнения – 5 минут.
Профессия | Вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки, служит источником дохода. |
Специальность | Комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии |
Труд | Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы |
Предмет труда | То, на что направлен труд человека |
Должность | Служебное место, занимаемое человеком в организации или учреждении и связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью |
Профессиональная пригодность | Соответствие физических и психических показателей человека (здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии |
Заработная плата | Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты |
«Найти соответствие» (для участников)
Соотнести понятие и определение этого понятия, запишите в пустые клетки понятие.
Время выполнения – 5 минут.
За правильное распределение – 7 баллов.
Профессия Труд Предмет труда Должность
Профессиональная пригодность Заработная плата Специальность
Служебное место, занимаемое человеком в организации или учреждении и связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью | |
Комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии | |
Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты | |
То, на что направлен труд человека | |
Вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки, служит источником дохода. | |
Соответствие физических и психических показателей человека (здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии | |
Осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, людей, требующая приложения усилий, осуществления работы | |
«Эрудит» (для участников)
Написать профессию, начинающуюся с указанной буквы.
Время выполнения – 2 минуты.
За 1 профессию – 1 балл.
Можно написать по 2 профессии, если позволяет время, за каждую дополнительную - 1 балл.
Буква | Профессия на эту букву | Баллы |
А | | |
Б | | |
В | | |
Г | | |
Д | | |
Е | | |
Ж | | |
З | | |
И | | |
О | | |
П | | |
Р | | |
Ф | | |
Ш | | |
Ю | | |
Я | | |
Итого баллов | |
«Профессии-синонимы» (для эксперта)
Назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
Время выполнения – 4 минуты.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Педагог - …(учитель, преподаватель),
Врач - …(лекарь, доктор),
Стоматолог - …(дантист, зубной врач),
Портной, портниха - …(швец, швея),
Сторож -… (охранник),
Лётчик - …(пилот),
Шофёр -….(водитель),
Голкипер-… (вратарь),
Солдат - ….(военный),
Цирюльник - …. ( парикмахер),
Дрессировщик -…(укротитель),
Фокусник -…(иллюзионист, факир),
Художник -…(живописец),
Экскурсовод -…(гид),
Балетмейстер -…(хореограф),
Адвокат -…(защитник),
Государственный обвинитель - …(прокурор),
Каскадёр -…(трюкач).
«Профессии-синонимы» (для участников)
Назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
Время выполнения - 4 минуты.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Макс - 18 баллов.
Педагог - …
Врач - …
Стоматолог - …
Портной, портниха - …
Сторож -…
Лётчик - …
Шофёр -…
Голкипер-…
Солдат - …
Цирюльник - …
Дрессировщик -…
Фокусник -…
Художник -…
Экскурсовод -…
Балетмейстер -…
Адвокат -…
Государственный обвинитель - …
Каскадёр -…
«Ключевые слова» (для эксперта)
Перечислить как можно больше предметов труда к указанным профессиям.
Время выполнения – 3 минуты.
За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.
Профессия | Слова | Баллы |
Портной | Ткань, раскрой, лекало, булавки, ножницы, ателье | |
Архитектор | Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники | |
Врач | Фонендоскоп, скальпель, градусник, белый халат, пациент | |
Столяр | Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская | |
Журналист | Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты | |
Агроном | Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай | |
«Профессиограмма» (для эксперта) - КЛЮЧ
Время выполнения – 10 минут. За каждую правильно названную профессию – 1 балл.
1 профессия (секретарь)
2 профессия (экономист)
3 профессия (налоговый инспектор)
4 профессия (электоргазосварщик)
5 профессия (пилот)
6 профессия (фармацевт)
7 профессия (дизайнер)
8 профессия (кондитер)
9 профессия (плотник)
10 профессия (корректор)
«Профессии в музыке и кино» (для эксперта)
Назвать песни, фильмы (их названия), в которых встречаются слова, обозначающие профессии
Эксперт считает названные фильмы, песни. За каждое правильное название – 1 балл.
Время выполнения – 4 минуты.
«Ключевые слова» (для участников)
Перечислить как можно больше предметов труда к указанным профессиям.
Время выполнения – 3 минуты.
За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.
Профессия | Слова | Баллы |
Портной | | |
Архитектор | | |
Врач | | |
Столяр | | |
Журналист | | |
Агроном | | |
«Ключевые слова» (для участников)
Перечислить как можно больше предметов труда к указанным профессиям.
Время выполнения – 3 минуты.
За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.
Профессия | Слова | Баллы |
Портной | | |
Архитектор | | |
Врач | | |
Столяр | | |
Журналист | | |
Агроном | | |
«Профессиограмма» (для участников)
Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.
Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.
По предложенной профессиограмме определить, о какой профессии идет речь. За правильно определенную профессию – 1 балл. Время выполнения – 10 минут
1 профессия
Содержание труда: Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы руководителя предприятия или его подразделения, организует прием посетителей, ведет делопроизводство, принимает корреспонденцию, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений.
Должен знать: Делопроизводство, правила печатания и оформления деловых бумаг, правила эксплуатации оргтехники и ПЭВМ, пользования приемно-переговорными устройствами, правила орфографии и пунктуации.
Профессионально важные качества: Память; внимание; тактичность; коммуникативные способности; быстрота реакции.
Медицинские противопоказания: Дефекты зрения и слуха; неврозы.
2 профессия
Содержание труда: Сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах, анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей ее совершенствования, прогнозирование, перспективное и текущее планирование.
Должен знать: Основы экономической теории, общественные науки, статистику, демографию, математику и ту область, где ему предстоит работать.
Профессионально важные качества: Умение много и напряженно работать; принципиальность; математические способности; четкость; аккуратность; логическое и конструктивное мышление; эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания: Выраженные нервные и психические заболевания; ощутимые изменения сердечной деятельности.
3 профессия
Содержание труда: Осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, поступлением в бюджет налоговых и других платежей, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы и др., анализирует результаты проверок, применяет финансовые санкции к нарушителям.
Должен знать: Основы налогового законодательства, все виды и формы бухгалтерского учета и отчетности, методику составления отчетности, принципы арбитражной деятельности.
Профессионально важные качества: Аналитический ум; концентрация и распределение внимания; эмоционально-волевая устойчивость; добросовестность; честность; коммуникативные способности.
Медицинские противопоказания: Выраженные нарушения органов зрения; нервные и психические заболевания; выраженные сердечно-сосудистые заболевания.
4 профессия
Содержание труда: Газовая, электродуговая и газоэлектрическая сварка деталей машин, конструкций и трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов, заварка дефектов механизмов и конструкций.
Должен знать: Правила обслуживания газоэлектросварочной аппаратуры, механические и технологические свойства металлов, марки и типы электродов, виды дефектов и способы их устранения.
Профессионально важные качества: Физическая выносливость; четкая память на эталоны цвета и его оттенки; четкая координация движений; хорошие зрение и глазомер; способность к работе на высоте; техническая смекалка; пространственное воображение; концентрированное внимание; аккуратность.
Медицинские противопоказания: Гипертоническая болезнь; бронхиальная астма; заболевания опорно-двигательного аппарата; ревматизм; плохое зрение; тремор рук; нарушение координации движений.
5 профессия
Содержание труда: Управление движением воздушного судна, проверка его технической готовности к полету, знакомство со схемой препятствий на взлетном поле, изучение маршрута полета.
Должен знать: Принципы управления системами и агрегатами самолета, уметь оперативно анализировать информацию, получаемую от служб аэрофлота и от показаний приборов, английский язык (на международных рейсах).
Профессионально важные качества: Острота зрения; глубинный глазомер; переносимость монотонии; эмоциональная устойчивость; аккуратность; безупречное здоровье; внимание.
Медицинские противопоказания: Нарушения органов зрения; нарушение вестибулярного аппарата; нервные и психические заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; болезни, связанные с потерей сознания; нарушение координации движений.
6 профессия
Содержание труда: Готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты, оказывает первую доврачебную помощь, проверяет подлинность хранения медикаментов.
Должен знать: Физико-химические свойства медицинских препаратов, правила технологии приготовления лекарств по индивидуальным прописям, правила хранения медикаментов.
Профессионально важные качества: Память; внимание; аккуратность; ответственность.
Медицинские противопоказания: Нарушение органов слуха, зрения, обоняния, осязания; нервные и психические заболевания; заболевания костно-мышечной системы рук; аллергические заболевания.
7 профессия
Содержание труда: Эстетизация, гармонизация, упорядочение предметного окружения человека, сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах, изучение особенностей взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разработка проектно-компоновочных схем, эскизов, форм, рабочих чертежей, отработка изделий на образцах.
Должен знать: Скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.
Профессионально важные качества: Художественное воображение; пространственно-образное мышление; коммуникабельность; глазомер.
Медицинские противопоказания: Нарушение координации движений рук; дальтонизм; дефекты зрения.
8 профессия
Содержание труда: Приготавливает различные виды теста, кремов, начинок, конфетной и шоколадной массы, заготавливает сырье по заданной рецептуре: замешивает, сбивает, проминает тесто и т. д., разделывает полученные полуфабрикаты, нарезает, формирует и выпекает их, украшает кремом, помадкой, шоколадом и пр. Проверяет вес готовых изделий, следит за соблюдением технологического режима при изготовлении конфет и шоколада на машинах.
Должен знать: Ассортимент выпускаемых изделий, виды, сорта сырья и его свойства, рецептуры и режимы приготовления кондитерских изделий, способы отделки и упаковки изделий, правила санитарии и гигиены.
Профессионально важные качества: Хорошо развитое цветовое зрение; образная, вкусовая, обонятельная, двигательная память; творческое воображение; чувство времени; распределенное внимание; аккуратность и высокая культура в работе; ловкость рук; скорость и сила движений; наблюдательность; физическая выносливость.
Медицинские противопоказания: Кожные, другие заразные заболевания; нарушения функций опорно-двигательного аппарата; болезни, связанные с потерей сознания.
9 профессия
Содержание труда: Обработка лесоматериалов, рубка стенок из бревен, настилка полов, установка оконных, и дверных коробок, подготовка стен под штукатурку, установка опалубки, перекрытий, перегородок, нанесение на лесоматериалы огнезащитных составов.
Должен знать: Породы и пороки древесины, способы разметки и изготовления деревянных конструкций, приемы обработки лесоматериалов.
Профессионально важные качества: Физическое здоровье; хороший глазомер; высокий уровень пространственных представлений; ручная умелость; координация и точность движения рук.
Медицинские противопоказания: Нарушения функций опорно-двигательного аппарата; плохое зрение; раскоординированность движений; болезни, связанные с потерей сознания.
10 профессия
Содержание труда: Сверяет текст с оригиналом и исправляет орфографические ошибки, допущенные наборщиками, верстальщиками, печатниками, проверяет подписи под рисунками, схемами, диаграммами, расстояние между буквами в строке.
Должен знать: Стандарт шрифтов, пробельных материалов, технические правила набора текста, таблиц, правила пунктуации, орфографии, наиболее употребляемые сокращения, математические и химические знаки, ноты и порядок их написания по Брайлю, правила пользования справочной литературой, словарями и справочниками, корректурные знаки.
Профессионально важные качества: Устойчивость внимания; усидчивость; собранность; эрудированность; острота зрения.
Медицинские противопоказания: Дефекты зрения; нарушение координации движений рук; аллергические заболевания.
6 этап «Профессии в музыке и кино» (для экспертов)
Назвать песни, фильмы (их названия), в которых встречаются слова, обозначающие профессии
Гиперболоид инженера Гарина
Телохранитель
Парфюмер
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
Офицеры
Физрук
Водитель для Веры
"Не кочегары мы, не плотники ... а мы монтажники-высотники ...",
"Во кузнице молодые кузнецы",
"Артиллеристы, точный дан приказ",
"Три танкиста, три веселых друга",
"Играй, музыкант",
"Скрипач на крыше",
"Жил-был художник один ... но он актрису любил ...",
"Маэстро",
"Паромщик",
"Бухгалтер, милый мой бухгалтер",
"О чем играет пианист",
"Настоящий полковник" (хотя это и звание, но профессия военный офицер),
"Младший лейтенант" (аналогично предыдущему),
"Учительница первая моя",
"Учитель нас проводит до угла ...",
"Полюбите пианиста",
"Проводница, ты души моей сестрица",
"Ты морячка - я моряк, ты рыбачка - я рыбак",
"Капитан, улыбнитесь",
"А ты не летчик",
"Стюардесса по имени Жанна",
"Потому, потому что мы пилоты",
"Крепче за баранку держись, шофер",
"Шофер-дальнобойщик".