Профориентационная игра «Мы в завтра выбрали дорогу»
Подготовил Ефимов А.А.
Цель: сформировать теоретические представления и понятия, связанные с миром новых профессий.
Задачи:
Образовательные: расширить информационное пространство, связанное с миром новых профессий;
формировать сознательное отношение к труду, помочь в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
Воспитательные: создать атмосферу для творческого поиска и навыков работы в коллективе;
способствовать развитию правовой грамотности среди воспитанников в области трудовых правоотношений;
Развивающие: развивать способности к самоанализу, умение логически мыслить и аргументированно вести диалог;
способствовать формированию личностных качеств воспитанников: целеустремленности, инициативности;
развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки;
активизировать умственную способность.
Оборудование: мильтимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал для команд и жюри: карточки с кроссвордами и заданиями, ручки.
На экране слова Сенеки «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран, прочитайте высказывание философа Сенеки. Как вы их понимаете? (заслушиваются мнения обучающихся)
Ведущий: Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – один из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Каждый день люди спешат на работу. Нравится ли им род их занятий, который они выбрали для себя? Способствует ли этот выбор их жизненному комфорту и благополучию? Ребята, Ваше благополучие зависит только от ваших собственных решений. Наиболее важными являются при выборе профессии интересы личности. Кому-то это помогает сделать выбор очень просто, кто-то ясно и четко видит свое будущее уже в детстве. Ребята, согласитесь, что для большинства из нас выбор будущей профессии – это миллион сомнений и терзаний. И не только для нас, но и для наших родных и близких, потому что в процессе выбора включаются все. Мы выслушиваем советы, листаем справочники и никак не можем определиться. А «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Сегодня мы проведем с вами профориентационную игру, которая называется «Мы в завтра выбрали дорогу». В ней вы сможете показать свои знания в различных отраслях профессиональной деятельности, которые будет оценивать жюри. В ходе нашей викторины вы сможете узнать для себя много нового и интересного о новых и необычных профессиях, которые, возможно, заинтересуют вас и сыграют немаловажную роль при вашем будущем выборе профессии. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1. «Отгадай профессию»
Внимание, разыскивается
1.Человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед). Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Следит за безопасностью жизни ребёнка. (Воспитатель детского сада)
2.Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах. Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов. (Официант)
3. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей. Работает в музее, также и в автобусах, поездах. Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния. ( Экскурсовод)
4.Что за профессия? Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. Выпекает различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. (Пекарь)
Конкурс 2. «Профи-викторина»
Команда по очереди отвечает на заданный вопрос:
*.Перед кем все люди снимают шляпы? (Перед парикмахером)
* Мастер с мастерком (Каменщик, штукатур)
* Кто применяет в своей работе прибор тонометр – медики или музыканты? (Медики. Тонометр – прибор для измерения кровяного давления)
* В Германии эти сезонные рабочие должны иметь рост не менее 180 см., бас и бороду. Спецодежда им выдаётся бесплатно. Какого она цвета? (Красного. Это Санта-Клаусы)
* Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер)
*- Кто на все руки мастер?
(Перчаточник.)
* Кто погружается в работу с головой?
(Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
* Кто горит на работе?
(Пожарные.)
* Кто от дыма питается?
(Трубочист.)
* Кто работает со вкусом?
(Дегустаторы. Название этой профессии дословно переводится с латинского как «отведыватель».)
* Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
* Кто работает играючи?
(Актёры, музыканты-исполнители.)
* Кто живёт и работает припеваючи?
(Певцы.)
* Человек, работающий с напряжением, – это ... Кто?
(Электрик.)
* Кто из учёных ворон считает?
(Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
* Как называют профессионала, набивающего цену молотком?
(Аукционист – ведущий аукциона.)
3. «Объясни»
Поставьте цифры профессий и соответствующие им определения:
Кинолог | Специалист по исследованию космического пространства. |
Ювелир | Специалист, следящий за состоянием природной среды (водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы. |
Эколог | Человек работает в сельском хозяйстве, и очень много про него знает. Знает, как подготовить почву к посеву семян, какие выбрать семена, как их сажать. |
Космонавт | Он планирует, рисует и чертит схемы зданий перед началом строительства. А затем по этим схемам строители строят эти здания. |
Ветеринар | Человек, который занимается изучением и разведением собак. |
Агроном | Человек, который лечит животных. |
Врач - дерматолог | Мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей. |
Архитектор | Доктор, который хорошо всё знает о коже. |
Конкурс 4. «Догадайся»
1- От этого зависит зарплата.
2- Если считать до двадцати, то это можно даже сосчитать.
1 - Это чем больше, тем лучше.
Отгадка — «разряд».
«Хобби» (увлечение)
1-я: Многие люди без этого просто не могут.
2-я: На это уходит много времени и денег.
3-я: Зато получают море удовольствия.
Подсказка: Оно для каждого человека разное.
«Отпуск»
1-я: Это когда можно долго нежиться в кровати;
2-я: На это обычно откладывают деньги.
3-я: Это, когда делаешь, что хочешь
Подсказка: Когда не хочется, чтобы это заканчивалось.
«Реклама»
1-я: Это создано для привлечения нашего внимания.
2-я: И бывает очень часто, и никуда от этого не деться.
3-я: Там всегда что-то так настойчиво предлагают, что отказаться невозможно.
Подсказка: Часто смотришь и еще чаще ничего не понимаешь, в чем тут дело?
«Библиотека»
1-я: Сюда приходят интересующиеся люди.
2-я: Некоторые люди остаются там надолго.
3-я: И многие люди часто с собой уносят то, что там есть.
Подсказка: В нашей школе это тоже есть.
«Аттестация»
1-я: После этого поднимают зарплату.
2-я: Это когда группа людей оценивает одного.
3-я: Это когда дрожишь от страха.
Подсказка: К этому тщательно готовишься.
«Летний лагерь»
1-я: Это когда тепло, вокруг много друзей и всем весело.
2-я: Это когда вместе едят и спят в одно время.
3-я: Это на сегодняшний день дорогое удовольствие.
Подсказка: Это где вместе купаются и загорают.
«Победа»
1-я: Это приносит много радости.
2-я: При этом от счастья часто кричат и прыгают.
3-я: Многие радуются вместе с тобой.
Подсказка: Кого-то здесь это скоро ждет.
Конкурс 6. «Кто быстрее»
Следующий конкурс на быстроту, чья команда быстрее справится с заданием та и побеждает, конкурс называется «Кто быстрее»
У каждой команды на столах лежат карточки с буквами. Команды должны прочитать название профессии и рассказать об этой профессии. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
АСШКМУВЛЬШАПМВТОМАРШ
Выигрывает команда, которая справится с заданием быстрее,
МШСТМСУЬВК ОАЬТОЛУВРЛ
Конкурс 7. «День из жизни»
Задание: Необходимо с помощью имён существительных, составить рассказ на тему «Обычный день из жизни человека такой профессии».
1 команда составляет рассказ о профессии «Учитель», вторая команда о профессии «Повар»
Н-р., день из жизни водителя автобуса:
Будильник-кофе-автопарк-дорога-остановка-толпа-давка-поворот-остановка-прокол-телефон-ремонтник-колесо-благодарность и т.д.
Конкурс 8. «Назовите профессии на букву…»
Вспомните и назовите профессии на букву «В». Время на подготовку 5 минут. Команды называют профессии по очереди. За каждую правильную профессию присваивается 1 балл.
Конкурс 9. «Вопросы на засыпку»
- Что нужно делать, чтобы получить профессию? Зачеркните ненужное.
( Командам раздаются листы с напечатанными на них высказываниями, то, что они считают неправильным – зачеркивают).
1. Получить аттестат об образовании.
2. Поучиться в вечерней школе.
3. Поступить в училище по выбранной специальности.
4. Посещать училище по настроению.
5. Окончить училище и получить специальность.
6. Проходить практику по специальности.
7. Не посещать практические занятия, хватит и теории.
Конкурс 10. Новые специальности в вузах
Каждый год в вузах нашей страны открываются новые факультеты, где готовят специалистов новых, неведомых ранее профессий. Каждый будущий специалист за несколько лет учебы осваивает десятки особых дисциплин — без знания особых наук он просто не может в дальнейшем успешно работать. Подумайте и решите, какие 10 обязательных предметов должен изучить студент, поступивший на новый факультет, который называется:
факультет ореходробильного оборудования;
барханостроительный факультет;
факультет дегустации кисломолочной продукции;
паутинопрядильный факультет;
факультет бамбукообработки.