ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ С ОВЗ ПО КОРРЕКЦИИ ВЫБОРА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Николаева Татьяна Анатольевна,
тьютор для обучающихся с ОВЗ в 10 классе,
МБОУ «СОШ № 6»
г. Ангарск, Иркутская обл.
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, не терпящий спешки и легкомысленности, ведь от этого зависит вся дальнейшая судьба.
При завершении обучения очень часто возникает проблема в выборе профессии не только у обычных школьников, но и у выпускников, имеющих ограничения по здоровью.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ ведётся по следующим направлениям:
Диагностическое
Просветительское
Коррекционное
Консультативное
Часто случается так, что учащиеся делают свой выбор, ориентируясь на внешнюю сторону профессии. Это может быть высокий материальный достаток, престиж, или возможность пережить множество эмоций, получить внимание, которых они недополучают в обычной жизни. При этом они плохо осознают свои склонности, способности и физические возможности.
В связи с этим очень важно вовремя провести коррекцию профессионального выбора старшеклассников. Надо постараться, не навязывая свою точку зрения, подтолкнуть учащихся к анализу собственных интересов и способностей, и принятию осмысленного решения на основе самостоятельно сделанных выводов.
Предлагаю ознакомится с курсом занятий по коррекции профессионального выбора старшеклассников с ОВЗ.
Коррекционная работа проводится в 3 этапа. Для первых двух будет достаточно одного урока продолжительностью 40 минут.
Анкетирование.
Время проведения: 10 минут.
Цель: выявление имеющихся противоречий между знаниями и представлениями учащегося о выбранной профессии и ее реальной сущности.
Инструкция: руководитель для каждого учащегося индивидуально, относительно сделанного им выбора, разрабатывает вопросы и предлагает максимально честно ответить на них.
Анкета составлена для ученика с НОДА, обучающегося в 10 классе, передвигающегося с помощью ходунков. Подросток сделал свой выбор на профессии актёра, увлёкшись внешней её стороной, не учитывая своих психофизических особенностей, интересов и требований, предъявляемых профессией (ответы учащегося выделены жирным шрифтом).
1. Актёрская профессия для вас – это:
А. Возможность творческой реализации
Б. Знакомство с новыми людьми
В. Популярность и высокий заработок
Г. Испытания и тяжкий труд
2. Вы читали литературу об актерском искусстве?
А. Да
Б. Нет
3. Знаете ли вы кто такой К. С. Станиславский?
А. Основоположник системы актерского мастерства
Б. Известный актёр 50-х годов
В. Ученый
Г. Не знаю
4. В свободное время вы любите:
А. Читать книги
Б. Смотреть фильмы
В. Общаться в соцсетях с друзьями
Какие книги вы читаете чаще всего?
А) классическую литературу
Б) научную литературу
В) фантастику, детективы
Г) другое
Как вы относитесь к публичным выступлениям?
А. Люблю их, но обязательно уделю много времени подготовке
Б. Обожаю быть в центре внимания!
В. Не против выступить, если не надо долго готовиться
Г. Не люблю выступать перед людьми
7. Принимаете ли вы участие в олимпиадах по литературе, конкурсах чтецов?
А. Да, с удовольствием
Б. Иногда, но без особого желания
В. Нет, мне на это не хватает времени
8. Умеете ли вы петь, танцевать, музицировать?
А. Да
Б. Нет
9. Как вы представляете себе актерскую жизнь?
А. Бесконечные разъезды и прослушивания, для вещей снимаю комнату недалеко от площадки
Б. Роскошный дом, жизнь в отелях, красные дорожки, частный самолет, ужин в ресторанах...
В. Отыграю роль - и с заработанных денег живу какое-то время. Потом снова, и так по кругу
Г. Не задумывался
10. Какие экзамены нужно сдать после 11-ого класса для поступления на актёрский факультет? русский язык, литература
11. Какие вступительные испытания нужно пройти при поступлении на актёрский факультет? не знаю
Из ответов на вопросы видно, что ученик не понимает содержания деятельности выбираемой профессии. Также его интересы не соответствуют выбору.
Беседа на основе анализа ответов.
Время проведения: 30 минут.
Цель: осознание основных факторов выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».
ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
В беседе ещё раз уточнить причину выбора профессии актёра и что его в ней привлекает. Соответствуют ли его склонности и интересы сделанному выбору.
МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
Помочь подростку разобраться в личностных качествах и соответствии их требованиям профессии.
НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Предположив, что подросток всё же получил актёрское образование, обсудить с ним его трудоустройство.
Объяснить подростку, что работа актёра – профессия не всегда стабильная. Попав в эту сферу, у него не будет гарантий успеха.
Рассказать о том, что конкуренция в этой среде очень высокая. Что на верх пробиваются только единицы. А остальные вынуждены работать за низкие гонорары.
Выбор профессии.
Время проведения: 40 минут.
Цель: соотнесение самооценки и профессиональных требований
Инструкция: После тщательного анализа и оценки своих индивидуальных особенностей учащийся вместе с руководителем подбирает соответствующую профессию. При выборе профессии разрешается учитывать индивидуальные склонности и интересы.
Оказывая помощь обучающемуся, руководитель опирается на ранее проведенную работу по профориентации с использованием следующих методов:
- изучение индивидуально-психологических особенностей личности;
-наблюдение, беседа;
-анализ практических действий учащегося;
-анкетирование.
При выборе профессии нужно следовать определённым правилам:
Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе проживания.
Помочь учащемуся изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
Следует выбрать наиболее подходящую профессию.
Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
Соотнести полученные знания о профессии с психофизиологическими особенностями личности обучающегося.
При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.