Профессия дело серьёзное.
Цель: Продолжать вести работу с учащимися по профориентации; помочь учащимся самоопределиться в выборе своего пути.
Задачи:
Закрепить и расширить представления детей о многообразие мира профессий,
Формировать мотивы труда, желания овладеть какой-либо профессией.
Понять важность труда в любой профессиональной деятельности.
Прививать уважение к любому труду, побуждать к поиску новой информации и осознанному профессиональному выбору.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Наше занятие я хотела бы начать строчками стихотворения:
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
-Ребята, как выдумаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?
- Правильно разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия: «Выбор профессии дело серьёзное».
Вступительное слово.
- Не за горами тот день, когда вы покинете порог школы. Перед вами встанет вопрос: «Кем быть?». И уже сейчас надо задуматься о том, какую профессию вы хотели бы выбрать.От правильного выбора профессии во многом зависит ваш дальнейший путь. А чтобы правильно её выбрать, вам необходимо знать, чем занимаются люди разных профессий.
Основная часть
- Сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях.
- Что же такое профессия?
Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
- Существуют еще такие понятия как «специальность», «квалификация», «должность» как вы их понимаете?
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Упражнение «Профессия-специальность-должность»
Директор-должность, профессия у него- учитель, специальность-учитель истории.
Назовите специальности учителя.
Врач- профессия, назовите специальности хирург, главный врач-должность.
Профессий много есть на свете
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает что ему нравится, к чему лежит душа (хочу), и свои возможности, что ему по силам, по способностям(могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). У нас получилась вот такая формула:
Осознанный выбор= хочу+ могу+ надо.
-А теперь давайте вспомним типы профессий. Сколько типов профессий вы знаете?
(5 типов)
1. Человек – природа - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
2. Человек-техника - все профессии, связанные с техникой.
3. Человек-человек- все профессии, связанные с обслуживанием людей.
4. Человек-знаковая система - все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.
5. Человек-художественный образ - все творческие специальности.
- А какая деятельность является основной для школьника? (учебная)
- Назовите основной вид деятельности людей после окончания учебного заведения, позволяющий заработать средства для жизни:(трудовая).
- Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? Правильно, сначала надо учиться, приложив много стараний и труда.
- Ребята, а кто знает, где можно получить рабочую профессию?( в профтехучилище).
- Правильно рабочую специальность вы можете получить в профессиональных училищах.
В профессиональном училище вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – подтверждение вашей специальности и квалификации.
Приходи сюда учиться
Ученик и ученица,
Много здесь профессий разных,
Выбрать что, не знаешь сразу.
В жизни каждая сгодится,
Стоит только научиться.
А сейчас давайте поближе познакомимся с профессиями, которые предлагают училища на базе коррекционной школы.
Швея - это специалист, который занимается изготовлением швейных изделий.
Швея может работать самостоятельно или в бригаде, выполняя работу по пошиву, реставрации и переделке швейных изделий, владеет навыками ручного и машинного производства, занимается изготовлением и обработкой частей швейных изделий, утюжкой готовых изделий. В профессии портного можно выделить ряд специализаций: специалист по пошиву верхней одежды, легкой одежды, изделий из кожи, меха и др. Портные есть везде, где шьют одежду. Многочисленные ателье, мастерские и фабрики содержат одного или несколько профессионалов.
Какие черты характера необходимы швее?
Общительность — умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется увидеть свое новое пальто или платье.
А еще ей нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: "У этой швеи — золотые руки!"
Повар Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи на предприятиях общественного питания.
Профессия повара просто замечательная, она дает возможность людям насладиться вкусной едой и удивиться тому, как красиво ее можно подать на стол. Настоящий мастер может из обычных продуктов сделать шедевры, достойные показа на выставках. Повар:должен хорошо и вкусно готовить.
Должен знать:
Основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, ассортимент выпускаемых изделий, рецептуры, нормы расходов сырья, полуфабрикатов, технологию и режим приготовления блюд и кондитерских изделий.
Повар готовит супы, вторые блюда, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, готовит разные блюда по рецептам и умеет оформлять готовые блюда. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Готовить пищу - это очень трудная и мужественная работа.
Кондитер – это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты и другую запечённую еду. Представителей этой профессии можно встретить в крупных отелях, ресторанах и пекарнях. Реже кондитером называется человек, чей бизнес связан с продажей кондитерских изделий.
Профессиональные качества: образная память; хорошо развиты обояние и вкусовые ощущения, аккуратность.
Кондитер обязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов.
- Выпускники получают востребованную профессию, которая позволяет им быть конкурентно способными на рынке труда.
- Но есть и другие профессии, которые востребованы на рынке труда (если нет медицинских противопоказаний):
Уборщик, подсобный рабочий, грузчик, штукатур-маляр, дворник, санитар и др.
Воспитатель: А теперь я предлагаю поучаствовать в конкурсах.
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
Разминка.
Давайте выясним, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Итак, слушайте следующие характеристики:
самая зелёная профессия (садовник, лесник)
самая сладкая (пчеловод, кондитер, повар)
самая волосатая (парикмахер)
самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
самая смешная (клоун) )
самая умная (учёный, профессор)
самая зубастая (стоматолог)
самая начитанная (библиотекарь)
самая требовательная (тренер)
самая высокая (монтажник-высотник)
самая смелая (милиционер)
Вопрос: А скажите, пожалуйста, люди каких профессий работают у нас в школе?
(ответы детей).
конкурс: Определи по действию.
Тушит пожары (Пожарный)
Рисует картины (Художник)
Продает товары (Продавец)
Делает стрижки (Парикмахер).
Приносит прессу (Почтальон).
Убирает улицы, дворы (Дворник)
Ремонтирует часы (Часовщик).
Водит поезда (Машинист).
Ремонтирует обувь (Сапожник)
Делает столы и стулья (Столяр)
конкурс: Чья фраза?
По фразе учащиеся должны угадать профессию.
«Кому добавки?» (повар).
«Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
«Большое спасибо за покупку» (продавец).
«Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
«Сегодня хороший улов» (рыбак).
«Тема сегодняшнего урока «Профессии» (учитель).
«Как будем стричься?» (парикмахер).
«Ваш билет?» (кондуктор)
3. конкурс: Найди ответ
Из предложенных ответов – найти правильный.
Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
Корову доит: доярка, пастух, дворник.
Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
Снег убирает: шофёр, лётчик, дворник.
Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.
Труд помогает раскрыть свою личность. Показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. А вот знаете ли вы их – это мы проверим.
4. конкурс: Пословицы и поговорки.
Воспитатель: Изменив, одно или два слова верните пословицам и поговоркам прежнее звучание.
1.Одна голова –хорошо, а две - некрасиво (лучше).
2.Без клещей стоматолог (кузнец), что без рук.
3.Ни кола, ни двойки (двора).
4.Труд человека кормит, а сон (лень) портит.
5.Кто мало говорит, тот много съедает (делает).
1.Будешь лениться - узнаешь директора (голод).
2.Скучен день до вечера, коли делать уроки (нечего).
3.Мало хотеть, надо просить (уметь).
4.Землю красит солнце, а человека парикмахер (труд).
5.Делу время – еде (потехе) час.
5. конкурс: Продолжить пословицу.
Сделал дело….(гуляй смело)
Дело мастера….(боится)
Что посеешь… (то и пожнешь)
Терпенье и труд…(все перетрут)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Семь раз отмерь…(один раз отрежь)
6. конкурс:определить к какому типу относятся эти пять профессий: УЧИТЕЛЬ, ДОЯРКА, ТРАКТОРИСТ, АРТИСТ, БУХГАЛТЕР.
УЧИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА
ДОЯРКА ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК
ТРАКТОРИСТ ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
АРТИСТ ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА
БУХГАЛТЕР ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Ученица № 1:
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Ученица № 2:
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть так, и выходит,
Все что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Заключительная часть
- Ребята у вас осталось очень мало времени, подумайте, кем вы хотите стать в этой жизни? Профессий в миреочень много - интересных, ярких, увлекательных, не так уж важно, какую из них выберете вы, главное чтобы этот выбор был сделан правильно.
Один добрый и мудрый писатель сказал:«Счастливый человек тот, который утром с удовольствием идёт на работу, а вечером – с радостью возвращается домой».
- Желаю вам быть счастливыми людьми и найти дело, которое будет вам по душе.
Мне хочется надеяться, что сегодняшняя встреча поможет вам еще раз задуматься и ответить на вопрос: “Кем быть?”.
Самоанализ мероприятия
«Выбор профессии дело серьёзное»
Просветительский час структурно выдержан.
Деятельность: началась с уточнение понятия «профессия» как рода трудовой деятельности, требующей определенной подготовки являющейся обычно источником существования.
Также был проведен игровой момент, в ходе которого было определено, смогут ли учащиеся по необычной характеристике профессии, назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Большинство профессий подростками были определены.
Было рассказано, что для выбора профессии нужно учитывать три составляющих: интерес, склонность, способность человека.
Проведенное занятие было запланированным мероприятием по данной тематике.
Подведение итогов: Материал профориентационого часа и предлагаемые формы работы (игры, беседа) подобраны с учетом психофизического развития воспитанников данного учреждения.
В ходе занятия соблюдался методический принцип – коммуникативность.
Считаю, что цель данного мероприятия достигнута, т.к. дети смогли понять, что надо для выбора будущей профессии.
Из всего этого можно сделать следующий вывод: проводить дальнейшую работу по профориентации учащихся, расширить знания о профессиях, рекомендовать специальную литературу.