Профориентационные методики как инструмент профессионального самоопределения школьников второй ступени обучения.
Тополева Н.И.
Профориентация (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи в выборе профессии.[2]
Профессиональное самоопределение является одним из важнейших моментов в жизни каждого человека. От эффективности мер, направленных на оказание такой помощи, зависит успешность самореализации молодежи в будущей профессии.
Тесты и анкеты на профориентацию для детей не назовут школьнику конкретную профессию, но смогут подсказать сферу развития. Важно помнить, что не всем методикам можно доверять.
Анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статистических представлений о состоянии общества, с целью прогнозирования действий или событий. [2]
Тестирование (от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. [1]
С ранних лет ребенок «примеряет» на себя разные роли через игры: «Больница», «Магазин», «Театр» и др. Очень важно продолжать создавать условия для его дальнейшего самоопределения и в школе.
Профориентационные мероприятия имеют свои возрастные особенности. Следовательно, нужно проводить их своевременно, в соответствии с задачами, стоящими на данном возрастном этапе.
Особенно важно уделять повышенное внимание самоопределению школьников на второй ступени обучения, где необходимо определиться с выбором предпрофильного, предпрофессионального или профильного уровня обучения (математической вертикали, кадетским, медицинским или общеобразовательным классом)
Мы предлагаем обзор современных бесплатных методик, которые позволят школьникам второй ступени сделать осознанный выбор.
«Матрица выбора профессии»
(https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2018/09/27/matritsa-vybora-professii)
Данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина. Работа с данной методикой поможет уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые направления. Требуется задать себе только два вопроса:
С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?
Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?
Анализ производится с помощью таблицы. Профессии, находящиеся на пересечении строки и столбца, являются (предположительно) наиболее близкими склонностям опрашиваемого.
Тестирование на сайте «Профилум» (https://profilum.ru/)
В результате запуска системы совместно с Правительством Москвы были приняты управленческие решения, связанные с городскими мероприятиями, по профнавигации.
Система выдает анализ результатов в виде лепестковой диаграммы навыков и способностей, градацию интересов и предпочтений, варианты рекомендованных специальностей.
На сайте Testometrica.com (https://testometrika.com/business/test-to-determine-career/ ) представлен большой выбор тестов разной направленности, в том числе и профориентационные.
Можно пройти тест на профориентацию (основанный на теории Е.А. Климова). По данной методике все профессии можно разделить на несколько категорий: человек, природа, техника, знаковая система, художественные образы.
В опроснике 30 пар утверждений, и в каждой нужно выбрать предпочтительное.
Проходить тест онлайн гораздо удобнее, чем заполнять и анализировать бумажные бланки. После этого вопрос выбора профессии подростком может перестанет стоять ребром.
Хотим напомнить, что важно проходить тесты на профориентацию ежегодно, т.к. в подростковом возрасте интересы часто меняются.
Список источников:
https://psychology.academic.ru/
https://ru.wikipedia.org