Выполнение любого учебного проекта неизбежно вовлекает проектантов в пространство смыслов и ценностей, умений и действий, значимых для профессионального самоопределения и продвижения по карьерному маршруту в современных условиях (цель, ожидаемый результат, идея, замысел, проект, план действий, самостоятельность, тайм-менеджмент, дедлайн, продукт, результативность, оригинальность). С этой точки зрения, любой грамотно организованный учебный проект можно рассматривать как профориентационный, поскольку он неизбежно вносит свой вклад в формирование готовности учащегося к социально-профессиональному самоопределению.
1. Проблемно-содержательное поле проекта непосредственно связано с темой персонального или общего «будущего» (не забываем, что один из целевых векторов современной профориентации – подготовка человека к жизни в условиях будущего).
2. Проблемно-содержательное поле проекта непосредственно связано с миром труда, профессий и компетенций (возможные варианты: региональная экономика и рынок труда, новые профессии и компетенции, «вечные» вопросы профессионального самоопределения и др.).
3. В ходе проекта выявляются, осмысливаются, развиваются собственные профессионально значимые качества обучающихся.
4. Педагогическими результатами проекта являются те или иные универсальные компетенции, в т.ч. профориентационно значимые компетенции. Профориентационно значимые компетенции (компетенции профессионального самоопределения) – особая группа универсальных компетенций, обеспечивающих успешность человека в его профессиональном самоопределении и карьерной самонавигации. Включают в себя готовность человека самостоятельно: ориентироваться в пространстве профессиональной информации и осуществлять карьерную самонавигацию, при необходимости запрашивая помощь специалистов; целенаправленно приобретать и осмысливать профориентационно значимый опыт, активно осваивать ресурсы территориальной среды профессионального самоопределения, оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб и иных профориентационных практик; конструировать собственный профессионально-образовательный маршрут и адаптировать его с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив; принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности.
В «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» следующим образом характеризуются профориентационные проекты1.
Знакомство с практической профессиональной деятельностью требует системного вовлечения обучающихся в практико-ориентированную деятельность для формирования у него готовности к профессиональному самоопределению. Оптимальной формой такой деятельности, адекватной способам организации профессионально-трудовой деятельности на передовых предприятиях во всем мире, выступает проектная деятельность.
Технология организации проектной деятельности обучающихся («метод проектов») – образовательная технология, основанная на постановке и достижении обучающимися практически значимых целей. Такой целью может выступать разрешение социально значимой проблемы или удовлетворение потребностей заказчика. Практическим результатом учебного проекта выступает, таким образом, тот или иной практически значимый продукт.
В работе с разными возрастными группами учащихся могут быть использованы различные виды учебных проектов. При этом профориентационное значение создаваемой в рамках Концепции системы проектов для школьников 1-11 классов определяется их содержательным полем – «Мир будущего». Соответственно, предмет проектной деятельности может варьироваться от творческого фантазирования на тему мира и профессий в будущем (в начальных классах) до изучения собственных профессионально значимых потенциалов и особенностей новых видов профессиональной деятельности (на основной ступени образования) и проектирования технологий завтрашнего дня (на основной и средней ступени образования). Система профориентационных проектов может быть реализована в рамках подготовки и проведения проектного экзамена (в соответствии с ФГОС СОО), а также в рамках образовательной области «Технология» в соответствии с Концепцией преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 30.12.2018 года.
Ожидаемые результаты использования метода проектов в рамках Концепции:
• формирование и развитие субъектной позиции, необходимой для профессионального самоопределения;
• изучение и оценка каждым школьником собственных профессионально значимых потенциалов, в контексте как массовых, так и новых и перспективных профессий;
• знакомство с миром новых профессий и компетенций будущего;
• формирование комплекса профориентационно значимых компетенций, необходимых для эффективного самоопределения в условиях динамично меняющегося мира технологий и компетенций;
• формирование базовых знаний, умений и компетенций, необходимых для эффективной командной работы над проектом (в том числе в пространственно распределенной команде - телекоммуникационные проекты);
• перевод знаний и умений, полученных в процессе освоения школьных учебных дисциплин, в форму функциональной грамотности, благодаря получению опыта их применения в практической деятельности и в социальном контексте;
• развитие мотивации к образованию и самообразованию через понимание практической полезности получаемых знаний и умений.
Реализация данного Модуля в образовательных организациях требует решения следующих организационно-педагогических и научно-методических задач:
1) разработка и апробация на базе пилотных (экспериментальных) площадок содержательной тематики профориентационных проектов для школьников различных возрастных групп;
2) разработка модели интеграции профориентационных проектов в общеобразовательные программы (в том числе путём реализации сетевого сотрудничества с участием организаций дополнительного образования) и разработка типовых нормативно-правовых актов (локальных, сетевых);
3) организация массового повышения квалификации школьных педагогов, вовлекаемых в работу в рамках данного Модуля;
4) трансляция результатов работы пилотных (экспериментальных) площадок в работу массовых средних школ.
Партнерство между промышленностью и учебным заведением предлагает подлинные возможности для обучения и может способствовать развитию интереса к выбору профессиональной карьеры.
Ранний подростковый возраст — это время активного профессионального развития, когда молодые люди обдумывают школьные и карьерные пути.
Три ключевых отношения, связанные с выбором карьеры, включают личные интересы, ожидания самоэффективности и ожидания результатов в определенной области поведения.
Учебные проекты, направленные на повышение интереса учащихся к науке и связанным с ней технологическим занятиям и получение от них удовольствия, по-видимому, могут вызвать интерес к дальнейшей карьере.
Школы несут ответственность за помощь учащимся в развитии их профессиональной карьеры в том смысле, что они должны поддерживать учащихся в развитии навыков, необходимых на рынке труда.
Теория Холланда предполагает, что людей можно разделить на несколько моделей (сред) и что взаимодействие между личностными чертами и аналогичными моделями среды приводит к профессиональной и психологической стабильности. Холланд предложил шесть типов личности:
Реалистичный : для этого рисунка характерны работы, требующие физических усилий, умения, силы и последовательности. Одной из особенностей этого стиля является то, что его обладатель откровенен, последователен и практичен и любит иметь дело с машинами и инструментами.
Исследовательский: этот паттерн характеризуется тем, что он предпочитает работать с теориями, мышлением, организацией и пониманием. Он также включает в себя: любознательность, анализ, независимость, рациональность, экспериментирование и исследовательский надзор.
Художественный: этот стиль характеризуется тем, что он предпочитает творческие, неформальные и оригинальные работы, которые стимулируют способность к творчеству и новаторству. Также его отличает: воображение, непрактичность, неорганизованность, наличие интуиции, новаторство, основанное на чувствах и воображении.
Социальный: Владелец этого стиля предпочитает работы благотворительного и социального характера; способствовать тому, чтобы помогать другим или развивать их к лучшему. Среди его характеристик: сострадательный, отзывчивый, добрый, внимательный, терпеливый, заботящийся о людях и любящий работу в команде.
Предприимчивый: Обладатель этого стиля предпочитает конкурентную среду, лидерство и влияние на других и характеризуется авантюризмом. Среди его характеристик: амбициозность, властность, энергичность, самоуверенность, предприимчивость, энтузиазм, оптимизм. Этот тип доминирует, убеждает и мотивирует других.
Обычный: он предпочитает работы, требующие точности, подчиняется нормативным законам, уважает иерархию и любит двусмысленные и расплывчатые дела. Его особенности включают в себя: Он любит конформизм, эффективен и действенен, практичен и непреклонен, с чистой совестью и чувством ответственности.
Реализация профориентационных проектов позволяет точнее выбрать основную стратегию поведения личности учащегося на будущем рынке труда.
1 Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев.- М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. – 38 с.