Просмотр содержимого документа
«Профориентационная деятельность со старшеклассниками в условиях образовательного учреждения»
Профориентационная деятельность со старшеклассниками в условиях образовательного учреждения ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Выполнила : Фенина Алеся Николаевна
- Объект исследования – деятельность педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
- Предмет исследования – формы и методы работы педагога по профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
Цель исследования – разработка и экспериментальное обоснование программы для социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи исследования:
- Анализ теоретических аспектов деятельности социального педагога по профориентации старшеклассников в образовательных учреждений.
- Разработка программы для работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
- Экспериментальная проверка эффективности программы профориентационной работы для социального педагога со старшеклассниками.
- Раскрыть формы и методы профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками.
- Дать методические рекомендации по совершенствованию работы социального педагога по профориентации старшеклассников.
Гипотеза исследования:
реализация программы «Профориентация старшеклассников», включающая в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию, позволит ученикам 11 классов определиться с выбором профессии и способствует повышению их уровня знаний по профориентации
Глава I Теоретические аспекты деятельности социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников
1.1 История становления профориентационной работы в образовательных учреждениях
1.2. Сущность, формы, методы и содержание профессиональной ориентации старшеклассников
1.3 Роль социального педагога в профориентационной деятельности в образовательном учреждении
Выводы по I главе
- Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.
- Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Глава II Опытно-экспериментальная работа по профессиональной ориентации старшеклассников в МБОУ Мещеринской СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
Критерии для оценки эффективности Программы «Профориентация старшеклассников»:
- Выбор профессии : выбор сделан; выбирает между 2-3 профессиями; выбор не сделан.
- Уровень знаний о профессии : высокий; средний; низкий.
- Причина выбора профессии : интерес к профессии; престиж, интерес не обязателен; на примере или по совету родителей.
- Результаты диагностического исследования на констатирующем этапе:
- Результаты диагностического исследования на констатирующем этапе:
Программа «Профориентация старшеклассников»
Результаты диагностического исследования предопределили содержание профориентационной программы, составленной автором выпускной квалификационной работы.
Программа «Профориентация старшеклассников» включает в себя четыре составляющих:
- профессиональную диагностику,
- профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация),
- коррекционно-развивающие занятия,
- профессиональную консультацию.
Результаты диагностического исследования на контрольном этапе:
Разница в результатах анкетирования старшеклассников в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах
Выводы по II главе
- Был проведен эксперимент по реализации программы работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников.
- Эксперимент был проведен на основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа.
- На формирующем этапе была реализована программа «Профориентация старшеклассников».
- Контрольный этап эксперимента показал, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников повысился, и большинство старшеклассников смогли определиться, кем они хотят быть. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная программа эффективна.
Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что реализация программы «Профориентации старшеклассников» позволит ученикам 11 классов определиться с выбором профессии и способствует повышению их уровня знаний по профориентации.
Профориентационная деятельность в условиях образовательного учреждения ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Выполнила : Фенина Алеся Николаевна