СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационное мероприятие «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь» разработана в рамках системы воспитательной работы школы для учащихся 7-9 классов. Данная разработка будет полезна педагогам школы, узким специалистам занимающиеся вопросами профориентации. Мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о различных профессиях, на формирование интереса к профессии.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационное мероприятие «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2» г. ЕНИСЕЙСКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

8 (39195) 2 – 31 – 66, факс 8 (39195) 2- 33 – 16, Е –mail: school-no2-enis.ucoz.ru



Профориентационное мероприятие

«Прекрасных профессий на свете не счесть,

и каждой профессии слава и честь»



Разработала: педагог-психолог МБОУ СШ №2

Столярова Наталья Николаевна



Аннотация


В жизни каждого человека наступает момент, когда он стоит перед выбором дальнейшего профессионального пути. Выбор профессии это очень ответственный шаг. От него зависит успешное будущее: статус в обществе, личная удовлетворенность своей деятельностью, материальноеположение. И этот шаг главная социальная задача молодежи.

Желание получить хорошую профессию является приоритетным для большинства молодых людей. Но именно молодежь, как специфическая категория населения, нуждающаяся в трудоустройстве, является наиболее социально незащищенной вследствие своих возрастных особенностей (отсутствие опыта, низкая квалификация даже при наличии специального образования, отсутствие навыков социальной адаптации, проблемы самоопределения).Это диктует необходимость профессионального подхода профориентационной направленности. Учащиеся старших классов остро нуждаются в актуальной информации по профориентации.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь» разработана в рамках системы воспитательной работы школы для учащихся 7-9 классов. Данная разработка будет полезнапедагогам школы, узким специалистам занимающиеся вопросами профориентации. Мероприятие направлено на расширение знаний учащихся о различных профессиях, на формирование интереса к профессии.










Содержание работы



  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Список использованных источников

  5. Приложение



Введение


Профессиональное самоопределение - это одна из приоритетных и стержневых проблем организации воспитательной работы в образовательных учреждениях общего образования.Одним из основных направлений работы школьного психолога является профессиональное просвещение учащихся.Основная цель профориентационной работы в школе является формирование у учащихся осознанного выбора профессии с учетом своих склонностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, а также создание у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, классные часы, внеклассные мероприятия которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

По мнению большинства ученых, выбор жизненного и профессионального пути учащимися начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - ещев школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокого уровня профессиональной мобильности человека всовременных условиях.

Еерешению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека.

Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащейся молодежи на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.

Решением данной проблемы может стать осознанный выбор профессии, который включает в себя:

- осознание необходимости построения жизненных перспектив; соподчинение целей;

- разработка способов и путей их достижения;

- отработка умений постановки реальных, достижимых целей;

- отработка умений позитивного отношения к своему будущему;

- развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной самооценки, отработка навыков положительного отношения к себе;

- осознание своего внутреннего состояния, повышение способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего.

Профориентационное мероприятиеразработано для учащихся старших классов и предусматривает изучение принципов выбора профессии, построение формулы выбора профессии, изучение направленности личности и ее качеств, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, саморазвитие профессионально важных качеств.

Ожидаемые результаты:

- развитие профессионального сознания и самосознания, обретение готовности к самоопределению, включающей в себя:

- осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);

- общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели;

- информирование о профессиях и специальностях;

- представление о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.Выявят свою личностную предрасположенность к тому или иному типу профессий.



Основная часть

Профориентационное мероприятие«Прекрасных профессий на свете не счесть,

и каждой профессии слава и честь»


Цель: содействие социализации подростков при выборе профессии; формирование у обучающихся представлений о мире профессий и их требованиях.

Задачи:

  • повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению;

  • оказать психолого-педагогическую поддержку учащимся в профессиональном выборе;

  • познакомить с информацией о востребованных профессиях в нашем регионе;

  • повысить уровень ориентации в мире профессионального труда.

Форма мероприятия:занятие с элементами тренинга

Участники: учащиеся 9 классов, классный руководитель, педагог-психолог.

Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; подобрать и распечатать тесты, задания; подготовить сообщения о профессиях.

Оборудование: карточки с описанием типов профессий; ручки, листы бумаги,мяч.

План мероприятия:

1. Вступительное слово классного руководителя.

2. Информационный блок (с элементами беседы, тренинга).

3. Практический блок (тесты, задания).

4. Рефлексия занятия.

Наглядность: эпиграф;рисунок «Хочу, могу, надо»; таблички с названиями профессий; таблички для игры «Формула профессии»; таблички с набором качеств; рисунок звездного неба и звездочки для оценки занятия.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Ни я, ни кто другой не может
Пройти эту дорогу за вас,
Вы должны пройти ее сами.

Уолт Уитмен

1. Вступительное слово

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать очень непростую задачу – какой путь выбрать: с какой профессией связать свою дальнейшую жизнь.

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как не растеряться и сделать правильный выбор? На что ориентироваться? Я знаю, что не все из вас еще определились с профессиональным выбором. Надеюсь, что наша встреча поможет вам в этом. А те, кто уже решил, кем он станет в будущем, имеют возможность проверить правильность своего выбора.

Сегодня мы поговорим о правильном выборе профессии. Работа в нашей жизни занимает примерно две трети времени, обидно если профессия не доставляет удовольствия и не вызывает интереса. Вся наша жизнь череда больших и малых выборов, и выбор профессии не выбор одежды или книги, которую можно обменять, если не понравилась. Поэтому, выбор профессии один из самых важных в нашей жизни.

Итак, тема нашего занятия «Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь». Вам постоянно говорят все вокруг – вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Достаточно скоро наступит тот момент, когда не школа, не учителя и не родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

За несколько дней до мероприятия ребятам было предложено ответить на вопрос: Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь? На занятии ребята делятся наработками.

У вас в руках ответы, желающие зачитайте их по очереди. Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.«Хочу, могу, надо» – «3 кита» профессионального выбора. Сегодня мы о них поговорим.

1. Хочу (ваши желания и интересы)

2. Могу (ваши способности и задатки)

3. Надо (востребованность профессии на рынке труда, другими словами спрос на эту работу)

Интересы выражаются формулой «хочу все знать», а склонности – «хочу делать».

2. Информационный блок.



Ведущий: Сегодня в мире более 40 000 профессий, причем постоянно возникают новые и исчезают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 году было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий.

Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну единственную? Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. Человек-природа.

  2. Человек-техника.

  3. Человек-человек.

  4. Человек-знаковая система.

  5. Человек-художественный образ.



Информационные карточки прикрепляются на доску (или слайды)



1. Человек - ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности.Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностейи не ждать быстрых результатов.



2. Человек - ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.



3. Человек - ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции.Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.



4. Человек - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования кмышлению, памяти и вниманию человека.



5. Человек - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем несравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.



Сегодня у нас в гостях педагог – психолог, который проведет с вами тестирование, и мы узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Тест «Профессиональная пригодность»

Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.



2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.



3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.



4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.



5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охоте, хозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну, а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.



Ведущий: Итак, ребята, вы определились с направленностью при выборе профессий, давайте разделимся на три группы по результатам теста.


3.Практический блок (с элементами беседы, тренинга, заданиями).

Работа в группах.

Задание 1. Подберите как можно больше примеров профессий, относящихся к вашей группе.

Примерные ответы детей:

-Ветеринар, агроном, гидролог, часе вы определились с типом профессии, создали овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

-Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п,

-Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,

-Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.

-Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.д.


Задание 2. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...).

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.


Задание 3.В последнее время незаслуженно забыты многие профессии: кузнец, полевод, трубочист, столяр, извозчик, садовник, хлебороб. Попробуем привлечь внимание к ним.

Найдите их привлекательные стороны – создайте рекламу профессий, попробуйте сагитировать присутствующих здесь на выбор этой профессии.

1 гр. - печник,

2 гр. - электрик,

3 гр. - конюх


Ведущий. А сейчас, ребята, речь пойдет о наиболее популярных и востребованных профессиях.


Задание 4. Я называю профессию и четыре ответа, вы выбираете правильный (на столах лежат листочки и карандаши для работы).

1. Логист:

А) занимается логикой;

Б) организует конференции.

В) специалист по управлению транспортировкой продукции;

2. Веб-мастер:

А) работает на компьютере;

Б) разрабатывает программы;

В) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.

3. Фандрайзер:

А) ищет деньги и возможности дальнейшего развития своей организации;

Б) фанат, которого нанимает звезда;

В) изучает пути развития предприятия.

4. РR-агент:

А) связан с политикой;

Б) специалист по рекламе и связям с общественностью.

В) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.

Ответы и комментарии

1. Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы базовое экономическое образование и курсы специализации.

2. Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадает, но веб-мастеру можно легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики и управления.

3. Фандрайзер – ищет деньги и возможности для дальнейшего развития организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Курсы по фандрайзенгу (дополнительное образование) часто работает при крупных научных центрах.

4. РR-агент – специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например, «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом, как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.

Подсчитай количество правильных ответов.

Больше 3 правильных ответов. Мир современных профессий – твой мир, ты стремишься принимать решения о своем будущем, владея всей информацией.

2 - правильных ответа. Недостаток информации может стать препятствием в выборе профессии.

0-1 правильных ответов. Ты плохо ориентируешься в мире профессий. Подумай о том, как восполнить этот недостаток.


Ведущий. Ребята, а какие современные профессии вы еще знаете? ( Ответы детей)


Задание 5. Я даю характеристику профессии, а вы должны правильно определить её.

Чтобы выговорить это слово, нужно долго и упорно тренировать свою дикцию. Но зато как звучит! Сколько в этом загадки и авторитета! А на самом деле это обычный специалист по страхованию. Как правило, штатный сотрудник страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия при возникновении страхового случая.

(Андеррайтер)

Очень модное слово на сегодняшний день. Скажи кому-нибудь, вряд ли кто поймет, но уважать начнут с удвоенной силой. Суть работы состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале - лидерство на рынке. Он должен иметь необходимые знания в области маркетинга, торговли. Выходит, что этот человек никто иной как представитель и разработчик какой – то торговой марки.

(Бренд-менеджер)

По-русски - специалист в области розничной торговли. Занимается поставками товара одной марки в розничную сеть, создавая тем самым свою базу потребителей этого товара. Основная его задача – поддержать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже, дарит от имени фирмы сувениры.

(Мерчендайзер)

Это специалист по внедрению или продвижению какого-либо товара или услуг. Такая должность может быть в штате любой фирмы, занимающейся производством услуг (рекламных, творческих и т.д.). Но в действительности это просто живая реклама, из которой выжимаю все, что только можно выжать из молодого человека без образования и опыта работы в рекламном бизнесе. При минимальной оплате труда.



(Промоушн-специалист)

Специалист по обучению персонала. Часто проводит обучение самостоятельно. Организует тренинги для сотрудников по психологии (укрепляет психологическую устойчивость и развивает способность к адаптации), разрабатывает и внедряет обучающие и тренировочные программы.


Задание 6. Метод незавершенного предложения …

Определите, как выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа.

-1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику. Идеальный работник должен…

-2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Идеальный директор должен…

-3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Идеальная работа должна…

Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)


Задание 7. Игра «Добрые советы» (я раздаю вам листочки, подпишите их, по кругу передавайте листочки, членам вашей команды, ребята напишут, посоветуют какую-то профессию, которая на их взгляд вам подходит; посмотрите, совпадают или нет ваши представления о выбранной профессии с мнениями членов группы).


Самостоятельная работа«Как ориентироваться в мире новых профессий?» Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Профессия, которую вы планируете выбрать.

2. Какое значение имеет данная профессия для общества?

3. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

4. Назовите объект труда, конечный результат работы.

5. Сколько часов составляет рабочий день?

6. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

7. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

8. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

9. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

10. Где можно её получить?

Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере.


Игра «Кто есть кто?»

Инструкция к игре. Напишите на листочках 5 самых ярких, отличительных качеств вашей личности.

Представьте, что сейчас уже 2027 год. Прошло 10 лет. Вы уже взрослые, осуществили свою мечту, получили профессию, стали тем, кем хотели быть.

Теперь из записанных вами пяти качеств выделите 3, которые помогут вам стать хорошим профессиональным своего дела

Итог последней игры: сравнить выделенные детьми качества, благодарякоторые помогут им в выборе профессии, со списком «Профессионально значимых качеств личности» (приложение 1).


Ведущий: И последний этап нашего занятия - рефлексивный анализ. На экране вы видите начало предложений, по желанию выкажите свое отношение к занятию.

Сегодня на занятии:

• Было интересно…………………………………………………….

• Было трудно………………………………………………………..

• Заставило задуматься………………………………………………

Рефлексия: на доске прикреплен рисунок звездного неба, у ребят на столах лежат звездочки разных цветов (желтые –занятие понравилось и было полезным; голубые – мне не все понравилось; темно-синий - не понравилось)

2 вариант завершения

Подведение итогов мероприятия. Предлагаю по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на занятие, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения (записаны на доске):

«Закончить предложения»:

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску с чистым листом для ответов, которые будут записываться за ребятами.

(Записали, зачитали).

Ведущий: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.

Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо - потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

5. Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.



Заключение



В ранней юности человеку кажется, что он сам выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. «Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу» А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.Нужно выбирать область приложения своих сил. Сделать хороший выбор – значит выбрать профессию, которая:

  • нужна людям, обществу,

  • может быть доступной и посильной в будущем,

  • может приносить удовлетворение, радость

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Ребята получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.Узнали, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.



Список используемыхисточников

  1. Сомова Л.А. Профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях:

Сборник методических материалов / Сост.: Н.С.Ибрагимова, Г.А.Петрова.– Нижневартовск:Изд-во Нижневарт. гос. ун-та,2013. - 361с.

  1. Учебно методический кабинет [Электронный ресурс]: Внеклассное мероприятие по профориентации для учащихся 7-9 классов [сайт]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/maldyune-vyesakovna-vyengo/vneklasnoe-meroprijatie-po-proforientaci-dlja-uchaschihsja-7-9-klasov.html (дата обращения 31.01.2017)

  2. Информационный портал. Образование и карьера в России [Электронный ресурс]: Профессионально значимые качества личности [сайт]. – Режим доступа: http://www.inwent.ru/lichnostnyj-rost/289-professionalno-znachimye-kachestva-lichnosti(дата обращения 31.01.2017)

  3. Кокорич Н. П.Профориентационное занятие «Дорога, которую мы выбираем...»[Электронный ресурс]: Коррекционная педагогика[сайт]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/635277/(дата обращения 27.01.2017)

  4. Вартецкая Я. Н. Воспитательная работа [Электронный ресурс]:Профориентационная беседа с элементами тренинга «Дороги, которые мы выбираем» [сайт]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proforientacionnaya-beseda-s-elementami-treninga-dorogi-kotorie-mi-vibiraem-1151012.html(дата обращения 25.01.2017)

  5. Михеенко О.Е.Проблемыпрофориентационного консультирования с точки зрения психолога // Школа и производство. - 2011. - № 7. - Ст. 19-22.

  6. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно - методическое пособие. - Спб: Речь, 2013.



Приложение 1

«Профессионально значимых качеств личности»

- Моральные качества:

скромность, чуткость, добросердечность, гуманизм, ответственность, гласность, нетерпимость к недостаткам, самокритичность, высокая нравственность, порядочность, чувство долга, чувство справедливости, простота, стремление к материальному благополучию, правильное восприятие критики;


-Политические качества:

ответственность, готовность служить Родине, умение разбираться в людях, принципиальность, политическая зрелость, стремление быть полезным обществу, развитое политическое мышление;


-Организаторские качества:

согласованность своих действий с работой других людей, коммуникативность как умение устанавливать и поддерживать психологический контакт с людьми, коммуникативность как умение познакомиться, коммуникативность как умение слушать, коммуникативность как умение изучать людей, коммуникативность как умение оказывать налюдей управляющее воздействие, побуждающее их к деятельности, психологический такт, практический психологический ум, способность воспитывать людей, чуткость и внимание к людям, способность поддерживать передовое, способность уважать мнение коллег;


- Деловыекачества:

администраторские способности, творческое воображение, способность отстаивать интересы коллектива перед администрацией, продвижение способных подчиненных, энергичность, знание организации производства и управления, производственный опыт, конкретные знания специальности, умение поддерживать связи с другими организациями, стремление к повышению своей квалификации, точность, смелость выступления, способностьпринимать решение, настойчивость, правильное использование своих прав, высокая культура труда, четкость, аккуратность, оперативность, умение распределять время, деловитость, умениеорганизовать рабочий день, наличие управленческих замыслов, последовательность, инициативность в деятельности, быстрота работы, системность в деятельности, качество работы, дисциплинированность, организаторскиеспособности, любознательность, мотив достижения цели, умение отвергать шаблоны, упорство в работе,трудолюбие, отсутствие боязни риска, смелость, уверенность в условиях неопределенности, самостоятельность в принятии решения и определении своего пути в деятельности, активность, инициативность, организованность, самостоятельность, общественная энергичность, требовательность, критичность, находчивость, склонность к организационной деятельности;


- Интеллектуальные качества:

любознательность, генерирование идей, логический анализ, мастерство экспериментатора, информационный анализ, интуитивность, эрудиция, общий уровень интеллектуального развития, сообразительность, умение сопоставлять и комбинировать явления, самостоятельность суждений, широта кругозора и специализация, знание структуры предприятия и системы его связей, умение мыслить дискурсивно, развернуто, умение соотносить задачи производства с конкретной ситуацией, умение оценить проблемы коллектива, отдельные события и факты, способность предвидения (чувство перспективы), умение верно оценить обстановку и принять решение, рассудительность, здравый смысл, интеллигентность, творческое воображение, чувство юмора, инициативность, интерес к новому, способность излагать свои мысли, аналитическое мышление и умение принимать решения, способность к самосовершенствованию, гибкость мышления, работа над повышением уровня своих знаний;

- Профессиональные качества:

профессиональная компетентность, знание технологии производства, способность к доверенной работе, профессиональное мастерство, опыт работы, общее представление о своих наиболее существенных функциях, технические знания и опыт, профессиональные знания, высокий уровень экономических знаний;


- Психологические качества:

наблюдательность, смелость, отсутствие боязни риска, уверенность в условиях неопределенности, самостоятельность в принятии решения и определения своего пути деятельности, выдержка, внимание, восприимчивость, хорошая память, умение владеть собой, умение настойчиво добиваться намеченной цели, умение излагать свои мысли быстро и грамотно, решительность, хладнокровие, спокойствие, самоанализ, самонаблюдение, самоконтроль, психологический такт, сила духаи воображения, мужество, уравновешенность, самообладание, сообразительность


- Волевые качества:

высокая требовательность к себе и другим, принципиальность и твердость в условиях «нажима», самообладание, осмотрительность, настойчивость, смелость, отсутствие боязни риска, упорство в работе


- Физические качества:

физическая выносливость, крепкое здоровье


- Внешние качества:

чистота, опрятность, аккуратность, элегантность, хорошие манеры, вежливость, умение вести себя в обществе

Также можно выделить основные качества личности, которые считают необходимыми для успешного выполнения любой работы:

  1. Коммуникабельность. В определенных профессиях, особенно связанных с продажами такое свойство крайне необходимо. Угрюмый и неприветливый продавец, никогда не сможет реализовать товаров больше, чем общительный. Коммуникабельность считается незаменимой и в условиях коллективной работы, от микроклимата в коллективе, зачастую зависит успешность работы всего предприятия.

  2. Целеустремленность. Умение добиваться своей цели является одним из важных факторов успешности человека. Стремление решать любые сложные задачи, добиваться желаемых результатов – качество незаменимое для любой профессии.

  3. Ответственность. Сложно представить себе успешным безответственного человека. Такой работник не вызывает доверия у руководителя, если порученные ему задания не выполняются по какой-либо причине, или личные проблемы заслоняют профессиональные, то страдает работа всего коллектива.

  4. Интеллектуальное развитие и обучаемость. На современных предприятиях даже неквалифицированный труд подразумевает под собой использование различных механизмов и техники. В коллективах умственного труда применяют современные методы управления и производства. Любая работа сегодня – это постоянное обучение и совершенствование, поэтому способности к восприятию новых знаний и навыков очень важны для любого вида деятельности.