Содержание проекта
Паспорт проекта
Актуальность (проблема)
Цели и задачи проекта
Участники и их роль в реализации проекта
Средства реализации проекта
Технологичность проекта
План реализации проекта
Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Номинация проекта | «Профориентационный проект в начальной школе» |
Тема проекта | «Разнообразен мир профессий» |
Авторы и руководители проекта | Руководители: учителя начальных классов Болховская Евгения Владимировна, Швец Ирина Николаевна; Авторы: учащиеся 4 «А» класса |
Место реализации проекта | МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2» |
Проблема, на решение которой направлен проект | Низкий уровень знаний детей о множестве профессий, относящихся к группам «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек». |
Цель проекта | Цель проекта формирование и развитие широких познавательных мотивов, ознакомление с наиболее доступными профессиями группы «человек – природа»: садовник, ветеринар, кинолог, флорист; «человек – техника»: водитель, электрик, строитель, лётчик, инженер; «человек – человек»: парикмахер, фармацевт, врач. |
Задачи проекта | Задачи проекта: - Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий; - Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов; - Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста; - Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь - октябрь 2016 года |
Ожидаемые результаты | Дети: активное повышение самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. приобретение знаний и представлений о профессиях; желание задуматься о выборе будущей профессии, о важности и необходимости каждой профессии Родители: Педагоги: Повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога, Реализации индивидуальных скрытых возможностей, творческого потенциала всех участников проектной деятельности. МБОУ: |
Актуальность. Выбор профессии – важное жизненное решение. Для успешности в современном обществе человеку необходимо проявить свои силы, склонности, способности, образованность и компетентность. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает удовлетворённость. А неправильный выбор профессии может привести к проблемам со здоровьем: стрессу, депрессии, нервным заболеваниям. Считаем данную тему актуальной, потому что уже в начальной школе перед детьми встаёт вопрос «Какую выбрать профессию?» Очень важно, чтобы человек нашёл дело по душе, сделал правильный выбор. Так как правильный выбор профессии определяет жизненный успех. А фундамент знаний о мире профессий закладывается, именно, на начальной ступени образования.
Идея проекта возникла при обнаружении проблемы – учащиеся знают мало профессий, относящихся к группам «человек - человек», «человек – техника» и совсем не знают профессий группы «человек – природа».
Цель проекта: формирование и развитие широких познавательных мотивов, ознакомление с наиболее доступными профессиями группы «человек – природа»: садовник, ветеринар, кинолог, флорист; «человек – техника»: водитель, электрик, строитель, лётчик, инженер; «человек – человек»: парикмахер, фармацевт, врач.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий;
- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов;
- Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;
- Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.
Целевая группа (участники проекта)
№ п/п | Участники проекта | Роль участников |
| Учащиеся 1 «А» класса | Потребность в знакомстве с различными профессиями. |
| Родители | Включённость родителей в процесс добывания информации. Разнообразить знания детей о многообразии профессий |
| Педагоги | Повышение профессионального уровня педагогов за счет введения проектного метода обучения |
| Администрация | Проектный метод позволит выявить команду квалифицированных педагогов |
Технологичность проекта
Пошаговые действия (описание проекта)
Первый этап - подготовительный.
Выбор творческой группы по реализации проекта, распределение обязанностей между членами творческой группы. Разработка проекта, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Руководители проекта создают условия для инновационных процессов во время творческой деятельности. В их обязанности входит: консультирование членов творческой группы, рецензирование информационных материалов для реализации проекта, контроль за внедрением проекта, обеспечение материально-технических условий. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной.
На данном этапе осуществляется моделирование, проектирование проекта, разрабатывается план использования материально-технической базы, содержание мероприятий, сотрудничество с родителями (представителями профессий «человек - человек», «человек – природа», «человек – техника»). На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы по составлению занимательного толкового словаря профессий, вырабатывается общий подход, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта, проводится итоговый мониторинг (анкетирование учащихся 1 «А» класса по проблеме проекта)
Третий этап – заключительный.
Подводится результат проектной деятельности (публикации на сайте МБОУ). Итог проектной деятельности оформляется в виде презентации занимательного толкового словаря профессий.
План реализации проекта
Этапы | Мероприятия |
Подготовительный | Сентябрь 05.09. – 09.09.2016. - Постановка проблемы, - Выбор названия проекта, - Определение целей и задач проекта - Изучение методической литературы по данной теме; - Подбор наглядных пособий. - Викторина «Мир профессий» 12.09.2016. - Анкетирование учащихся 1 «А» класса 14.09.2016. |
Основной | Сентябрь - Классный час «Профессии моей семьи» 19.09.2016. - Выставка рисунков «Я в будущем» 22.09.2016. - Интервью с представителями профессий («человек – человек» - фармацевт; «человек – природа» - лесничий; «человек – техника» - водитель грузового транспортного средства) 26.09.2016, 28.09.2016, 30.09.2016. Октябрь - Игра – путешествие «Мой выбор» 05.10.2016. - Выставка творческих работ из пластилина «Азбука профессий» 10.10.2016. - Выставка рисунков «Головной убор моей профессии» - 14.10.2016. - Во время реализации проекта оформляется занимательный толковый словарь «Разнообразен мир профессий», накапливается материал для интерактивной презентации «Игра в профессии». - Анкетирование учащихся 1 «А» класса 28.10.2016. |
Заключительный | Презентация занимательного толкового словаря «Разнообразен мир профессий», интерактивной презентации «Игра в профессии» 31.10.2016. |
Методы проекта
Метод на этапе | Формы работы |
Подготовительный этап Активный словесный метод Исследование | Викторина. Анкетирование учащихся 1 «А» класса |
Основной этап Креативный Активный словесный метод Игра Поисковый Исследование | Выставки рисунков, выставка творческих работ из пластилина. Интервью с представителями профессий Игра - путешествие Работа с информацией (поиск, изучение, отбор, исследование) Анкетирование учащихся 1 «А» класса. |
Заключительный этап Словесный метод | Презентация занимательного толкового словаря, интерактивной презентации «Игра в профессии» |
Эффект реализации проекта
У учащихся 1 «А» класса
Активное повышение самооценки. Участвуя в проекте, дети ощущали себя значимыми в группе сверстников, видели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам.
Приобрели знания и представления о многих профессиях.
Задумались о важности и необходимости каждой профессии.
Возникло желание задуматься о выборе будущей профессии.
Родители:
Педагоги:
МБОУ:
В мониторинговом исследовании участвовали 25 учащихся 1 «А» класса. В подготовительном этапе 28% учащихся класса могли назвать 1 – 2 профессии группы «человек – природа», по реализации проекта в завершении основного этапа 68% учащихся класса могут назвать 7-8 профессий группы «человек – природа». В начале проекта 36% учащихся класса могли назвать 3 – 4 профессии группы «человек – техника», в завершении основного этапа 72% учащихся класса могут назвать 8-9 профессий группы «человек – техника». В завершении проекта 100% учащихся 1 «А» класса могут назвать 10 профессий группы «человек – человек». 76% учащихся класса смогли сделать и обосновать выбор профессии.