Министерство образования Калининградской области
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
(ГАУ КО ПОО КСТ)
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Возрастная группа: младшая школа, средняя школа
Продолжительность занятия – 2 занятия по 45 минут
Тема занятия: «Хочу стать швеей, портным и технологом-конструктором швейного производства?».
Цели занятия:
Образовательные:
Сформировать у обучающихся представление о профессиях «Швея», «Портной» и специальности «Технолог-конструктор швейного производства», истории возникновения профессии «Портной» и специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», социальной значимости профессии и специальности в обществе, уникальности специальности; расширить знания обучающихся о профессиях швея, портной и специальности «Технолог-конструктор швейного производства», используя загадки, пословицы, иллюстрации; научить ориентироваться в мире рабочих профессий и технических специальностей.
Развивающие:
Развивать познавательную активность обучающихся, воображение, творческое мышление; содействовать развитию коммуникативной культуры подростков.
Воспитывающие:
Формировать потребность в трудовой деятельности, уважение к рабочим профессиям и техническим специальностям, интерес к профессиям «Швея», «Портной» и специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Воспитывать уважение к людям труда.
Формировать гражданские качества личности: чувство патриотизма, уважение к традициям и обычаям страны.
Тип занятия: изучение нового материала, комбинированный.
Методы проведения:
Словесный, демонстрационно-иллюстративный, имитационная игра, практический (демонстрация трудовых приемов).
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация к уроку, швейный инвентарь, манекены, швейные изделия, чертежи, рисунки, плакаты, портфолио выпускников по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», дидактические материалы.
Ход занятия:
Организационный момент:
Проверка посещаемости, готовности к занятию. Организация внимания обучающихся, мотивация по теме урока. Представление темы занятия.
Актуализация познавательной деятельности:
Преподаватель: сегодня на занятии мы познакомимся с рабочими профессиями «Швея», «Портной» и специальностью «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Ответьте на вопросы:
1. Кто может сказать: что такое рабочая профессия?
(Предполагаемые ответы обучающихся: дело, работа, которой занимается человек.)
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования.
- Рабочие профессии - это профессии рабочих, основным отличием которых является применение ручного или физического труда. Рабочие профессии не требуют определенной квалификации
2. Что вы знаете о профессиях «Швея», «Портной»?
3. Из каких источников вы узнали о профессии «Портной»?
4. Кто может сказать: кто создает одежду?
5. Что вы знаете о специальности «Модельер»?
3. Кто такой дизайнер одежды?
Изучение нового материала:
Слово преподавателя, сопровождается показом презентации:
Создание современной одежды – это сложный и многоэтапный процесс, в котором заняты специалисты самых разных профессий: художники-модельеры, конструкторы, технологи, закройщики, портные, швеи, контролеры качества.
Портной – это мастер, специалист по шитью одежды, платья. Портной, не только сошьет костюм технологически правильно в строгом соответствии со стандартами, он любит свою работу, получает от неё искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (презентация):
Профессия портной. Кто такой портной, описание профессии
Портной — это специалист по изготовлению одежды, обуви и других текстильных и кожаных изделий. В отличии от швеи, которая занимается выполнением какой-то конкретной операции, портной может пошить изделие с нуля.
Портной - творческая профессия в сфере оказания услуг населению, набирающая все большую популярность на рынке труда. В профессии портного можно выделить ряд специализаций: специалист по пошиву верхней одежды, легкой одежды, изделий из кожи, меха и др. Портной изготавливает по индивидуальным заказам швейные изделия различного назначения и для различных категорий населения. Производит переделку изделий, участвует в запуске новых моделей в производство. Все работы делятся на ручные и машинные. Задачей портного является нарезка и соединение определенных компонентов из тканей. Рабочими инструментами портного издревле являются иголка, нить, ножницы, а с XIX века все большее употребление приобрела швейная машинка.
Портной отличается от швеи более высокой квалификацией, он может отшить изделие от начала и до конца, включая раскрой изделия по готовым лекалам, перенос меловых линий, дублирование прокладочными материалами, разметку контрольных линий и знаков и прочие операции, тогда как швея специализируется на выполнении какой-то одной операции швейного производства - например, обрабатывает все детали или только определенный узел швейного изделия на швейной машине (швея-мотористка).
Возникновение портновского искусства в России
Европейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I. До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: «Домострой» предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству - в ней ценили качество и стоимость ткани. До XVII века в России практически не было собственного ткацкого производства - одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна), либо из привозных - бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии. Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.
Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные - «наплечные мастера» (так как они одевали «царское плечо»). Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы. При Петре Алексеевиче европейская мода активно проникает в Россию с одобрения царя, который сам предпочитал носить более удобный, чем традиционная русская долгополая одежда, костюм голландского или немецкого образца. Платья европейского покроя для Петра шили мастера Немецкой слободы, а с 1690 года - портные Мастерской палаты Кремля. Великое Посольство в 1697-98 годах приобретало и заказывало костюмы модных покроев. Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29 августа 1699 года, в январе 1700 года повелел всем носить платье на манер венгерского, в августе - «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое.
Секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде - до конца XIX века в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье. В XVIII веке городское население шило одежду на заказ из тканей фабричного производства - у портных, шляпников, скорняков и т. д.
При Петре I начало развиваться собственное производство тканей - в Москве и Петербурге были основаны шелковые и шерстяные мануфактуры. При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне русский двор уже ориентировался на французскую моду. Влияние французской моды особенно усилилось во время правления Екатерины II. Богатые вельможи выписывали платья прямо из Франции. В России работали французские портные - преимущественно в Москве и Петербурге. До середины XVIII века информацию о новейших европейских модах получали по манекенам, которые привозили из Парижа и Лондона. Во второй половине XVIII века распространяются модные альманахи и журналы. В 1779 году было основано русское «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (издатель Н. И. Новиков). Во второй половине XIX века развивалось производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили униформу - военную форму и форму для различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья». В конце XIX - начале XX веков в Санкт-Петербурге существовали фабрика белья и галстуков Р. М. Гершмана, фирма «Мандль» (фабрики и магазины мужского и женского готового платья); в Москве - «Герасимов и сыновья» (производство и продажа готового платья), «Спирин и К» (готовое дамское платье). Готовая одежда продавалась и в универсальных магазинах, например в торговом доме «Мюр и Мери-лиз» - крупнейшем магазине в России начала XX века. Большинство горожан шили одежду на заказ, как правило, у частнопрактикующих портных.
Русские портные в XIX веке нередко ездили совершенствовать свое мастерство в портновские школы в Лондон или Вену. Иностранные портные держали мастерские в Москве и Петербурге, и у них работали главным образом русские мастера. В провинции основную массу одежды шили по манекенам, сделанным по фигуре постоянных заказчиков. Портные-кустари руководствовались модными журналами и картинками. В XIX веке подобных изданий было множество - с 1834 года выходил журнал «Библиотека для чтения» с модными картинками, с 1836 года - «Современник» и «Московитянин». Богатые дамы из провинции выписывали туалеты из Москвы и Петербурга, иногда - из Парижа. Существовали портные-универсалы, но, как правило, портные имели специализацию: одни шили военную форму, другие - одежду духовенства, третьи - форму чиновников, четвертые - гражданские костюмы.
Модные салоны в Москве и Петербурге по уровню исполнения моделей вполне можно было сравнить с парижскими домами моды. Во второй половине XIX - начале XX веков были открыты ателье. В Санкт-Петербурге большинство модных ателье находились на Невском проспекте, Мойке и Морской улице, в Москве - на Петровке и Кузнецком мосту. К концу века модели русских портных ничем не уступали парижским. Например, Н. П. Ламанова выполняла заказы императриц и придворных дам, поэтому одеваться у нее было не менее престижно, чем в парижских салонах.
Надежда Петровна Ламанова родилась в 1861 году в деревне Шузилово Нижегородской губернии, в семье военного. После окончания восьмилетней гимназии ей пришлось идти работать, чтобы содержать младших сестер после смерти родителей. Н. П. Ламанова два года училась в школе кройки О. Суворовой в Москве, после чего стала работать закройщицей («моделистом») в мастерской Войткевич. В 1885 году Н. П. Ламанова открыла собственную мастерскую на Большой Дмитровке. Она, несомненно, обладала талантом кутюрье, который ценили современники. Ламанова стала самым известным модельером в Москве: «Острота глаза, тонкое художественное чутье помогали ей мгновенно оценить особенности фигуры и всего облика человека, верно угадать наиболее «выигрышные» для него фасон и цвет костюма». Ее заказчицами были блестящие аристократки и знаменитые актрисы. Ламанова стала «поставщиком Ее императорского двора». К началу Первой мировой войны салон Н. П. Ламановой был одним из самых известных в России. Как и большинство парижских кутюрье, Ламанова работала методом наколки, накалывая ткань на фигуре клиентки или манекенщицы, добиваясь гармонии пропорций костюма и фигуры. Несколько ее платьев сохранилось в Эрмитаже - они доказывают несомненное мастерство Ламановой и умение создавать изысканные модели в соответствии с канонами парижской моды, соединяя отточенную форму, выверенные пропорции и свойственный русской традиции разнообразный декор.
Как получить профессию
Портной - это человек со средним специальным образованием. Такую специальность можно получить в колледже. Главное в обучении этому ремеслу - это практика, которая составляет значительную часть учебного процесса.
Требования к кандидату
К услугам портного обращаются люди, придерживающиеся мнения, что встречают по одежке, поэтому хороший специалист должен учитывать в своей работе модные веяния и обладать следующими качествами:
-обладать чертежными навыками;
-разбираться в устройстве механизмов и принципе работы швейных машинок;
-уметь выбирать материалы для пошива с учетом особенностей тканей;
-применять знания о строении тела человека для корректировки недостатков фигуры при помощи одежды.
В характере портного важны упорство и усидчивость, а также специалист должен быть аккуратным и обладать хорошим вкусом. Работа портных связана с людьми, поэтому нужно уметь общаться с клиентами.
Обязанности
Портной занимается изготовлением, переделкой готовых швейных изделий по индивидуальным заказам, выпуском новых моделей. Он стачивает детали, осуществляет влажно-тепловую обработку, подрезает неточности, занимается отделкой горловины изделий, оформлением застежки, рукавов, низа изделия.
Что делает портной
Что делает и чем занимается портной? Специалист, работающий в ателье, может посоветовать клиенту подходящий фасон наряда, ткань (атлас, велюр, джинс, жаккард, кружево, трикотаж, фатин, шелк). Снятые мерки и эскиз попадают к швее, которая непосредственно занимается пошивом изделия. Прежде чем наряд будет готов, портной несколько раз встречается с заказчиком, устраняет дефекты, выслушивает замечания и пожелания.
Работа на производстве не предполагает индивидуального общения с покупателем. С помощью современного оборудования мастер изготавливает лекала и размножает эскизы для массового пошива одежды.
На большинстве предприятий труд четко разделен между цехами. Известные дизайнеры приглашают на работу портных для изготовления первой эксклюзивной модели, которая затем идет в массовое производство.
Индивидуальный труд стоит гораздо дороже. Некоторые портные не прибегают к помощи швеи, а проделывают самостоятельно всю работу от начала до конца.
Для профессионального выполнения обязанностей, специалист должен обладать следующими качествами:
скрупулезность в работе;
безупречный вкус;
умение находить индивидуальный подход к клиенту;
пространственное мышление;
отличные навыки черчения и рисования;
знания актуальных модных трендов.
Как стать портным
Освоить профессию предлагает масса учебных заведений по всей России. В колледже или техникуме можно получить среднее профессиональное образование. Для продвижения по карьерной лестнице необходимо окончить университет.
Специалистов по специальности «Технолог-конструктор» готовят в:
Карьерная лестница грамотного специалиста ничем не ограничена. Приложенные усилия и желание развиваться помогут занять должность начальника производства. Альтернативный путь развития — повышение квалификации и разработка эксклюзивных моделей.
Профессия модельер. Кто такой модельер
Модельер занимается разработкой и созданием современных нарядов, которые соответствуют модным тенденциям. Простому обывателю может показаться, что модельер то и дело посещает Fashion показы, светские вечеринки, шьет роскошные платья для знаменитостей. Отнюдь, профессиональная деятельность модельера связана с огромным количеством рутинной работы, которая предшествует появлению новой коллекции.
Профессия модельер подходит креативным людям, которые увлекаются модными трендами и обладают оригинальным художественным вкусом.
Обязанности модельера
Рассмотрим основные обязанности специалиста:
создание эскизов, зарисовок, образов;
подбор тканей и элементов декора одежды;
поиск новых идей и анализ существующих трендов индустрии моды;
подготовка образцов моделей к примеркам;
участие в Fashion показах.
Это лишь небольшая часть обязанностей, с которыми ежедневно сталкиваться модельер. Для их успешного выполнения специалист должен соответствовать следующим требованиям:
среднее или высшее образование по специальности «дизайнер одежды»;
знание графических редакторов;
хороший глазомер;
стажировка у известных дизайнеров считается преимуществом.
Как стать модельером
Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна;
Калининградский государственный колледж сервиса и туризма;
Московский государственный университет дизайна и технологии;
Национальный институт моды;
Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина.
Профессия открывает безграничные возможности для самореализации, однако не многие знают, как ими воспользоваться. Пик карьерного роста профессионала — работа в одном из всемирно известных домах моды. Однако самых больших высот достигают гениальные специалисты, продвигающие собственное имя.
Профессия дизайнер одежды. Кто такой дизайнер одежды
Среди абитуриентов желание освоить профессию дизайнер одежды не пропадает никогда. Как показывает практика, далеко не у всех успешных дизайнеров карьерная лестница была легкой и беспрепятственной. Многим приходилось параллельно работать в абсолютно других сферах, некоторые не окончили институт, боролись с высочайшей конкуренцией.
Прежде всего, необходимо поставить перед собой цели и точно определиться в будущем направлении работы. Кроме профессии дизайнер одежды, существует масса других видов деятельности: дизайнер по принту, дизайнер по текстилю, фэшн-иллюстратор. Конечно, обязательным условием является талант – творческое начало (умение рисовать, широко мыслить).
Если с детства Вас интересует шитье, первыми подопытными были куклы, затем друзья и родственники – можно приступать к стажировке. Она необходима для того, что бы посмотреть на работу дизайнера одежды изнутри, проанализировать все «за» и «против». И не важно, что это будет – модная студия дизайна или обычное ателье. За ярким лоском моделей на подиуме не просматривается кропотливая работа, которой отводится 99% успеха коллекции.
Как стать дизайнером одежды?
По окончанию стажировки нужно поступить в ВУЗ. Здесь многое зависит от амбиций человека и его возможностей. Central Saint Martins – идеальный вариант, однако доступный далеко не всем. В Европе существует масса альтернативных школ, где можно освоить дизайнерское ремесло. Если нет возможности учиться за границей, можно поступить в отечественный ВУЗ. Не стоит думать, что образование имеет решающий фактор. Многое зависит от самого дизайнера, его таланта и настойчивости.
Важно принимать участие во всевозможных выставках и конкурсах, где можно не только набраться опыта, но и заявить о себе. Кроме этого, Вы получите конструктивную критику экспертов, взгляд со стороны, который поможет избежать многих ошибок в будущем.
Для дизайнера не принципиально, будет он работать в одном из Модных Домов или займется пиаром своего имени. Гораздо важнее – нащупать собственный стиль. Только он сделает одежду узнаваемой и конкурентоспособной. Для этого важно постоянно искать идеи, черпать их с эмоций, от общения с новыми людьми. Здесь трудно дать конкретный совет или направить на истинный путь, просто нужно вести социально активный образ жизни.
Сегодня fashion рынок вступил в фазу перепроизводства. Старые бренды никуда не деваются, однако продолжают появляться новые. Что бы занять на рынке собственную нишу, необходимо по-настоящему постараться. Понятие «мода» довольно растянутое, здесь во многом присутствует субъективность. Важно быть в тренде здесь и сейчас, быть в существующем настроении мира. Именно поэтому нельзя отрываться от социума и творить вещи, которые абсолютно никому не понятны и не нужны.
Перспективы
Специализация и освоение смежных областей
Портные могут специализироваться в конкретных сферах производства, на пошивах того или иного типа одежды. При этом портной может повышать свою квалификацию, начать разрабатывать модели одежды или специализироваться в области технологии производства. Также человек с профессией портного может осваивать смежные специализации, такие как мастер производственного обучения, модельер-конструктор, технолог швейного производства и другие.
Закрепление материала
Практическая часть.
Задание 1
1.Рисование технических эскизов детской одежды по специальности:
- на световых планшетах выполнить рисунок детской фигуры в статике (по заготовленным шаблонам детских фигур на листе А4 в черно-белой графике),
- создать художественный эскиз новой модели одежды в цвете на свободную тему (например «Костюм сказочного героя», «Карнавальный костюм»», «Костюм для выпускного балла», «Костюм для футбольной команды» и т.д.)
Задание 2
1. Вышивка на ткани:
- нарисовать на канве схему для вышивки (перевести схему на световых планшетах),
- выполнить ручную вышивку с применением различных техник:
1) вышивка крестиком нитками мулине,
2) вышивка гладью нитками мулине,
3) вышивка бисером,
4) вышивка шерстяными нитками
Итоги урока
Чему научились. Что понравилось. Прописывается подробно.
Рефлексия занятия:
Например, Понравился ли вам занятие? («использование смайликов»)
Чему вы сегодня научились, что нового для себя узнали?
Что осталось непонятным?
Пришли бы вы еще раз к нам?
Домашнее задание:
1. Найти интересные факты об известных дизайнерах и т.п.
2. Приготовьте дома своими руками мягкую игрушку.
Преподаватель: _______________Спиридонова Н.Ю.
Приложения
Приложение 1. Презентация: «Профессия «Портной» и специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Приложение 2. Иллюстрации о профессии/специальности.
Материальное обеспечение:
Планшеты для рисования
Бумага для рисования формата А4.
Бумага для принтера (для распечатки схем вышивки)
Простые карандаши – 2В
Цветные карандаши
Пастель для рисования
Акварель
Непроливайки для рисования
Кисточки для рисования
Фломастеры / Тектовыделители
Ластики
Гелевые цветные ручки
Зажимы для крепления бумаги на планшеты
Точилки для карандашей
Пяльца для вышивки
Фломастеры для рисования на ткани
Канва для вышивки
Ручные иглы для вышивки
Нитки мулине
Шерстяная пряжа
Бисер
Бусинки
Боксы пластиковые для хранения швейных принадлежностей
Ножницы для ткани
Портновские цветные мелки
9