СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профсоюзной урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профсоюзной урок»




МБОУ «Золотухинская СОШ»




Методическая разработка


профсоюзного урока







Тема урока


«Российские профсоюзы: история и современность».






Учебный предмет - начальные классы





Петрухина Ирина Леонидовна













П.Золотухино, 2023.



Ход урока:

1. Организационный момент


Ведущий:

Здравствуйте Взрослые, здравствуйте Дети,

День необычный сегодня на свете.

Мы в этом зале приветствуем вас

И о профсоюзах пойдет наш рассказ.


Ученики:

Что такое профсоюзы?

Что такое профсоюзы?

Мне, ребенку, десять лет

Прошу дать о профсоюзах подробный ответ.



Что такое профсоюз - это повесть,

Наши будни, наша жизнь, наша совесть.

И в нём зависти нет и нет фальши,

С ним мы жили и жить будем дальше.



Что такое профсоюз, знает каждый,

За кого постоял он однажды.

С кем он в радости был, был и в горе

И помог разрешить проблем море.



Что такое профсоюз - это сила,

Крепче не было фронта и тыла.

Закаляет сердца наши, волю,

Он надежда на лучшую долю.



Что такое профсоюз - дело чести,

Когда все как один, когда вместе.

Это главное наше богатство,

Это школа единства и братства.



Что такое профсоюз - это служба.

Это курсы, учёба и дружба.

Это людям на верность присяга.

Это смелость, напор и отвага.

Что такое профсоюз - это вера,

Это роль эталона, примера.

Профсоюз будет жить, будет вечен,

Так как он справедлив, человечен!







(выступление учеников 4 класса)

Частушки:

Профсоюзы – это лихо!

Здесь не отсидишься тихо!

Много дел мы Вам предложим.

Не сумеете – поможем!



Если будешь в профсоюзе,

Защищать тебя мы будем,

Ну, а если ты не с нами,

То поплачься своей маме!



Чем прекрасен наш союз,

Наш союз – профсоюз!

Защитит тебя всегда,

Не обидит никогда!



Если хочешь ты путевку,

Если стало трудно жить

Ты подумай, не пора ли

В профсоюз тебе вступить!



Профсоюз вам не игрушка,

Не сломаешь, не толкнешь,

Только в нашем профсоюзе

Соцзащиту ты найдешь!



Профсоюз – моя семья!

С ним по жизни ты и я!

(все вместе)



2. История возникновения профсоюзов.



Ученики:

Нам, конечно, интересно.

Но, нам много неизвестно.

Как возник, где раньше жил,

С кем общался, с кем дружил?















Ведущий:

1) Что такое профсоюз?

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

К экономическим интересам относится: уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь,пенсионное обеспечение.

К социальным интересам относится: отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот).

К трудовым интересам относится: условия труда, система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда.

Социальный пакет дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте гарантия сохранения рабочего места выполнение трудового законодательства.


2) Как же люди поняли то, что им нужны профсоюзы?

В далеком XII в. городские купцы и ремесленники начали объединяться в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха.

Гильдии и цеха прежде всего должны были защищать своих членов. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые приемы в своем ремесле. Цеховое начальство следило, чтобы все цеха работали в равных условиях труда, чтобы другие не богатели за счет других, не переманивали заказчиков, покупателей, вводили определенный режим работы. Цехи поддерживали вдов и сирот, собратьев по профессии, безвременно скончавшихся, помогали своим инвалидам, устраивали общие праздники, контролировали качество продукции. Так зарождались профсоюзы 800 лет назад. Но настоящие профсоюзы возникли в Великобритании.


























3) Первое профсоюзное движение.

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия.

19 век – век экономического, политического и колониального расцвета, время промышленной революции, появления наемного труда, товарно–денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену.

Сельская Англия превратилась в страну городов и мастерскую мира. Формирование класса промышленников – собственников и работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально – экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.

В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.

Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие закономерности его развития, которые позже проявлялись и в других странах.

Так, одним из самых первых английских профсоюзов считается созданный в 1792 союз прядильщиков Ланкашира.


4) Профсоюзы в России.

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России.

В 1905 году в Москве проходила I Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов - Московское центральное бюро профсоюзов. Эта дата считается официальной датой возникновения российских профсоюзов.

К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий. В первые годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.

В 50-70-х годах XX века окончательно сформировалась правовая система профсоюзов страны.

К середине 80-х годов профсоюзы имели разветвленную и устойчивую структуру, объединяли 140 миллионов человек, то есть практически все взрослое население страны, включая учащихся средних и высших учреждений. От рабочего до министра, от токаря до главы правительства - все были объединены в 31 отраслевой профсоюз.


5) Выводы:

Профсоюзы остались единственными представителями прав и интересов работников на всех уровнях.

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году. Съезд провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила основную часть традиционных профсоюзных структур.



3. Вступление в профсоюзную организацию.

Ведущий:

Ну и как вам наш рассказ?



С профсоюзом жизнь связала нас,
Он для всех опора в трудный час,
Вот уж больше сотни лет,
Оставляет добрый след.


Кто там сказал, что "нашим" не по силам?!
Поклон всем тем, кто поднял этот груз.
И этот груз в истории России, -
Подобен улью наш российский профсоюз.
Как в улье пчёлы, Мы трудяги,
Работники, вам в мире равных нет.
Мы не какие-то понурые бродяги, -
Сплотились крепко против всяких бед.
Трудом служить великой родине во славу! -
Вот чести, мужества слова.
Всегда верны Мы чёткому уставу:
ОТСТАИВАТЬ РАБОЧИЕ ПРАВА!



Ведущий:

А теперь нам с вами нужно познакомиться с основными принципами работы профсоюзов. Для этого мы организуем профсоюзную команду.























1 команда ЗВЁЗДОЧКА


Девиз:

Профсоюз это сила,

Это новая жизнь.

Ты вступай в Профсоюз,

За него и держись.



2 команда КОМЕТА

Девиз:

В профсоюз вступил не зря — знаю, там мои друзья!


За каждое выполненное задание команда будет получать подарок от профсоюзной организации.


Задание "Закончи предложение".


Цель: развитие креативности и осведомленности


Задание:

Ведущий:

"Уважаемые члены профсоюза школьников!

Вам необходимо проявить смекалку, креативность и ответить на вопрос:

"ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ?"

П…

Р…

О…

Ф…

С…

О…

Ю…

З…


Пример:

Протягивает руку помощи!

Решает социальные проблемы!

Отстаивает права и интересы человека труда!

Формирует основные требования к работодателю!

Содействует росту заработной платы!

Осуществляет представительство интересов в суде!

Юридически поддерживает и защищает!

Знает, что делать!







Задание "А знаете ли Вы…"


Цель: изучение правовой осведомленности участников.


Задание:

Ведущий:

"Уважаемые члены профсоюза школьников!

Я предлагаю окунуться в детство и вспомнить сказку "Золушка"

и найти нарушения трудовых прав Золушки,

проанализировав предложенный текст".


Участникам раздаются карточки с текстом.


Тексты:

1. Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.


2. При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.


3. Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: "Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.


4. Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.


5. На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать посудомойкой на кухню дворца.


6. Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.


7. Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.


Ведущий заслушивает высказывания участников с найденными нарушениями, раздает памятку с правами и обязанностями членов профсоюза и подводит итоги задания.


Ведущий:

Молодцы, ребята! Наши советы должны помочь не только Золушке , но и нам всем. А чтобы не забыть их, получите памятки.

    1. Выводы.

Задание: "Радуга".

Цель: повышение мотивации вступления в профсоюз.

Ведущий:

"Многие из нас, и вступающие в профсоюз, и уже являющиеся его членами, нередко задаются вопросом: "А что это такое? Зачем нужен профсоюз? Какие преимущества он мне даст?". Особенно часто этот вопрос возникает у людей, только услышавших о нашей организации.

Каждому участнику предлагается выбрать один из цветов радуги и

соответствующее ему определение целей и задач Профсоюза и озвучить их.

(Звучит фоновая музыка)

Ученики парами выходят к сцене (2+4 класс):

1ая пара

Подходит к мольберту, берёт кисть, обмакивает её в баночку с фиолетовой краской, рисует нижнюю дугу радуги

«Я хочу чтобы мы в нашем школе чувствовали себя комфортно».


2ая пара

Берёт другую кисть, макает её в синюю краску, рисует вторую снизу линию и говорит:

А в этом нам поможет наша первичная профсоюзная организация, ведь профсоюз:

«Добивается повышения благосостояния и жизненного уровня

членов Профсоюза школьников»


3ья пара

Берёт другую кисть, макает её в голубую краску, рисует третью снизу линию и говорит:

«Обеспечивает защиту права каждого члена Профсоюза школьников на образование, повышение уровня воспитанности школьников».


4ая пара

Берёт другую кисть, макает её в зелёную краску, рисует четвёртую снизу линию и говорит:

«Содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий обучения»


5ая пара

Берёт другую кисть, макает её в жёлтую краску, рисует пятую линию и говорит:

«Осуществляет общественный контроль за практической реализацией признаваемых законом приоритетов в сфере образования и науки».


6ая пара

Берёт другую кисть, макает её в оранжевую краску, рисует шестую линию и говорит

«Укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество членов Профсоюза школьников»


7ая пара

Берёт другую кисть, макает её в красную краску, рисует седьмую линию и говорит

«Оказывает бесплатную юридическую, методическую, консультационную, и по необходимости, материальную помощь членам профсоюза школьников»




    1. Заключение


Ведущий:

«Пусть такой же радужной будет ваша жизнь в нашем коллективе и в профсоюзе школьников, пусть вам будет легко и интересно в обществе людей, комфортно жить в нашей стране!

Желаем вам успеха, процветания, душевного спокойствия, материального благополучия!»