МБОУ «Золотухинская СОШ»
Методическая разработка
профсоюзного урока
Тема урока
«Российские профсоюзы: история и современность».
Учебный предмет - начальные классы
Петрухина Ирина Леонидовна
П.Золотухино, 2023.
Ход урока:
1. Организационный момент
Ведущий:
Здравствуйте Взрослые, здравствуйте Дети,
День необычный сегодня на свете.
Мы в этом зале приветствуем вас
И о профсоюзах пойдет наш рассказ.
Ученики:
Что такое профсоюзы?
Что такое профсоюзы?
Мне, ребенку, десять лет
Прошу дать о профсоюзах подробный ответ.
Что такое профсоюз - это повесть,
Наши будни, наша жизнь, наша совесть.
И в нём зависти нет и нет фальши,
С ним мы жили и жить будем дальше.
Что такое профсоюз, знает каждый,
За кого постоял он однажды.
С кем он в радости был, был и в горе
И помог разрешить проблем море.
Что такое профсоюз - это сила,
Крепче не было фронта и тыла.
Закаляет сердца наши, волю,
Он надежда на лучшую долю.
Что такое профсоюз - дело чести,
Когда все как один, когда вместе.
Это главное наше богатство,
Это школа единства и братства.
Что такое профсоюз - это служба.
Это курсы, учёба и дружба.
Это людям на верность присяга.
Это смелость, напор и отвага.
Что такое профсоюз - это вера,
Это роль эталона, примера.
Профсоюз будет жить, будет вечен,
Так как он справедлив, человечен!
(выступление учеников 4 класса)
Частушки:
Профсоюзы – это лихо!
Здесь не отсидишься тихо!
Много дел мы Вам предложим.
Не сумеете – поможем!
Если будешь в профсоюзе,
Защищать тебя мы будем,
Ну, а если ты не с нами,
То поплачься своей маме!
Чем прекрасен наш союз,
Наш союз – профсоюз!
Защитит тебя всегда,
Не обидит никогда!
Если хочешь ты путевку,
Если стало трудно жить
Ты подумай, не пора ли
В профсоюз тебе вступить!
Профсоюз вам не игрушка,
Не сломаешь, не толкнешь,
Только в нашем профсоюзе
Соцзащиту ты найдешь!
Профсоюз – моя семья!
С ним по жизни ты и я!
(все вместе)
2. История возникновения профсоюзов.
Ученики:
Нам, конечно, интересно.
Но, нам много неизвестно.
Как возник, где раньше жил,
С кем общался, с кем дружил?
Ведущий:
1) Что такое профсоюз?
Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.
К экономическим интересам относится: уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь,пенсионное обеспечение.
К социальным интересам относится: отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот).
К трудовым интересам относится: условия труда, система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда.
Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте гарантия сохранения рабочего места выполнение трудового законодательства.
2) Как же люди поняли то, что им нужны профсоюзы?
В далеком XII в. городские купцы и ремесленники начали объединяться в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха.
Гильдии и цеха прежде всего должны были защищать своих членов. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые приемы в своем ремесле. Цеховое начальство следило, чтобы все цеха работали в равных условиях труда, чтобы другие не богатели за счет других, не переманивали заказчиков, покупателей, вводили определенный режим работы. Цехи поддерживали вдов и сирот, собратьев по профессии, безвременно скончавшихся, помогали своим инвалидам, устраивали общие праздники, контролировали качество продукции. Так зарождались профсоюзы 800 лет назад. Но настоящие профсоюзы возникли в Великобритании.
3) Первое профсоюзное движение.
Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия.
19 век – век экономического, политического и колониального расцвета, время промышленной революции, появления наемного труда, товарно–денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену.
Сельская Англия превратилась в страну городов и мастерскую мира. Формирование класса промышленников – собственников и работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально – экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.
В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.
Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.
Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. Профсоюзное движение в этой стране демонстрирует общие закономерности его развития, которые позже проявлялись и в других странах.
Так, одним из самых первых английских профсоюзов считается созданный в 1792 союз прядильщиков Ланкашира.
4) Профсоюзы в России.
Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России.
В 1905 году в Москве проходила I Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов - Московское центральное бюро профсоюзов. Эта дата считается официальной датой возникновения российских профсоюзов.
К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий. В первые годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.
В 50-70-х годах XX века окончательно сформировалась правовая система профсоюзов страны.
К середине 80-х годов профсоюзы имели разветвленную и устойчивую структуру, объединяли 140 миллионов человек, то есть практически все взрослое население страны, включая учащихся средних и высших учреждений. От рабочего до министра, от токаря до главы правительства - все были объединены в 31 отраслевой профсоюз.
5) Выводы:
Профсоюзы остались единственными представителями прав и интересов работников на всех уровнях.
Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году. Съезд провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила основную часть традиционных профсоюзных структур.
3. Вступление в профсоюзную организацию.
Ведущий:
Ну и как вам наш рассказ?
С профсоюзом жизнь связала нас,
Он для всех опора в трудный час,
Вот уж больше сотни лет,
Оставляет добрый след.
Кто там сказал, что "нашим" не по силам?!
Поклон всем тем, кто поднял этот груз.
И этот груз в истории России, -
Подобен улью наш российский профсоюз.
Как в улье пчёлы, Мы трудяги,
Работники, вам в мире равных нет.
Мы не какие-то понурые бродяги, -
Сплотились крепко против всяких бед.
Трудом служить великой родине во славу! -
Вот чести, мужества слова.
Всегда верны Мы чёткому уставу:
ОТСТАИВАТЬ РАБОЧИЕ ПРАВА!
Ведущий:
А теперь нам с вами нужно познакомиться с основными принципами работы профсоюзов. Для этого мы организуем профсоюзную команду.
1 команда ЗВЁЗДОЧКА
Девиз:
Профсоюз это сила,
Это новая жизнь.
Ты вступай в Профсоюз,
За него и держись.
2 команда КОМЕТА
Девиз:
В профсоюз вступил не зря — знаю, там мои друзья!
За каждое выполненное задание команда будет получать подарок от профсоюзной организации.
Задание "Закончи предложение".
Цель: развитие креативности и осведомленности
Задание:
Ведущий:
"Уважаемые члены профсоюза школьников!
Вам необходимо проявить смекалку, креативность и ответить на вопрос:
"ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ?"
П…
Р…
О…
Ф…
С…
О…
Ю…
З…
Пример:
Протягивает руку помощи!
Решает социальные проблемы!
Отстаивает права и интересы человека труда!
Формирует основные требования к работодателю!
Содействует росту заработной платы!
Осуществляет представительство интересов в суде!
Юридически поддерживает и защищает!
Знает, что делать!
Задание "А знаете ли Вы…"
Цель: изучение правовой осведомленности участников.
Задание:
Ведущий:
"Уважаемые члены профсоюза школьников!
Я предлагаю окунуться в детство и вспомнить сказку "Золушка"
и найти нарушения трудовых прав Золушки,
проанализировав предложенный текст".
Участникам раздаются карточки с текстом.
Тексты:
1. Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
2. При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
3. Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: "Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
4. Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
5. На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать посудомойкой на кухню дворца.
6. Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
7. Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.
Ведущий заслушивает высказывания участников с найденными нарушениями, раздает памятку с правами и обязанностями членов профсоюза и подводит итоги задания.
Ведущий:
Молодцы, ребята! Наши советы должны помочь не только Золушке , но и нам всем. А чтобы не забыть их, получите памятки.
Выводы.
Задание: "Радуга".
Цель: повышение мотивации вступления в профсоюз.
Ведущий:
"Многие из нас, и вступающие в профсоюз, и уже являющиеся его членами, нередко задаются вопросом: "А что это такое? Зачем нужен профсоюз? Какие преимущества он мне даст?". Особенно часто этот вопрос возникает у людей, только услышавших о нашей организации.
Каждому участнику предлагается выбрать один из цветов радуги и
соответствующее ему определение целей и задач Профсоюза и озвучить их.
(Звучит фоновая музыка)
Ученики парами выходят к сцене (2+4 класс):
1ая пара
Подходит к мольберту, берёт кисть, обмакивает её в баночку с фиолетовой краской, рисует нижнюю дугу радуги
«Я хочу чтобы мы в нашем школе чувствовали себя комфортно».
2ая пара
Берёт другую кисть, макает её в синюю краску, рисует вторую снизу линию и говорит:
А в этом нам поможет наша первичная профсоюзная организация, ведь профсоюз:
«Добивается повышения благосостояния и жизненного уровня
членов Профсоюза школьников»
3ья пара
Берёт другую кисть, макает её в голубую краску, рисует третью снизу линию и говорит:
«Обеспечивает защиту права каждого члена Профсоюза школьников на образование, повышение уровня воспитанности школьников».
4ая пара
Берёт другую кисть, макает её в зелёную краску, рисует четвёртую снизу линию и говорит:
«Содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий обучения»
5ая пара
Берёт другую кисть, макает её в жёлтую краску, рисует пятую линию и говорит:
«Осуществляет общественный контроль за практической реализацией признаваемых законом приоритетов в сфере образования и науки».
6ая пара
Берёт другую кисть, макает её в оранжевую краску, рисует шестую линию и говорит
«Укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество членов Профсоюза школьников»
7ая пара
Берёт другую кисть, макает её в красную краску, рисует седьмую линию и говорит
«Оказывает бесплатную юридическую, методическую, консультационную, и по необходимости, материальную помощь членам профсоюза школьников»
Заключение
Ведущий:
«Пусть такой же радужной будет ваша жизнь в нашем коллективе и в профсоюзе школьников, пусть вам будет легко и интересно в обществе людей, комфортно жить в нашей стране!
Желаем вам успеха, процветания, душевного спокойствия, материального благополучия!»