Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Федюковская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Профстандарты (педагога начального общего образования, воспитателя группы продленного дня в начальной школе)»
Автор: учитель начальных классов
МОУ «Федюковская СОШ»
Богдашова Маргарита Борисовна
Московская область
Подольский район, д. Федюково
2016
Содержание
Содержание……………………………………………………………. | 2 |
Введение………………………………………………………………… | 3 |
Структура профессионального стандарта…………………………… | 3 |
Общие сведения………………………………………………………... | 3 |
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)…………………………………………………………… | 4 |
Характеристика обобщенных трудовых функций………………….. | 5 |
Содержание профессионального стандарта педагога (воспитателя).. | 6 |
Ответственная организация – разработчик профстандарта…………. | 8 |
Заключительные положения…………………………………………... | 8 |
Литература, источники………………………………………………… | 10 |
Приложение 1…………………………………………………………... | 11 |
Введение
В нашем докладе речь пойдет о профессиональном стандарте применяемом к учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня в начальной школе.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Профессиональный стандарт для педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в дошкольных, начальных общих, основных общих, средних общих образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Структура профессионального стандарта
Данный документ состоит из четырех глав:
Общие сведения
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Характеристика обобщенных трудовых функций
Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
Общие сведения
Раздел «Общие сведения» содержит информацию о том, профессионалам какой сферы адресованы предъявляемые в документе требования. Это специалисты:
Дошкольного образования
Начального общего образования
Основного общего образования
Среднего общего образования
Основной целью вида данной профессиональной деятельности названо оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
В общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) преподавательский персонал начального образования имеет код 3310.
Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Во второй главе указаны коды трудовых функций преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования, начального общего образования, основного и среднего общего образования, соответствующие уровни квалификации. (см. Приложение 1).
Любой профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с уровнями квалификации. От уровня квалификации (всего уровней — 9) зависят требования, которые предъявляются к работнику. В профессиональном стандарте педагога упоминаются 5 и 6 уровень квалификации. Чтобы определить требования, которые соответствуют этим уровням и какими путями достигнуть конкретного уровня, нужно обратиться к Приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. Вот небольшое извлечение из упомянутого приказа в отношении 5-го уровня квалификации:
Показатели уровней квалификации | Основные пути достижения уровня квалификации |
Полномочия и ответственность | Характер умений | Характер знаний |
Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и её изменений. | Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. | Применение профессиональных знаний технологического и методического характера. | Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). |
Характеристика обобщенных трудовых функций
В «Профстандарте» подробно рассмотрены:
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Общепедагогическая функция. Обучение;
- Воспитательная деятельность;
- Развивающая деятельность;
- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;
- Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования;
- Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования;
- Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования;
- Модуль «Предметное обучение. Математика»;
- Модуль «Предметное обучение. Русский язык».
В данном случае нас интересуют положения «Профстандарта», непосредственно относящиеся к деятельности воспитателя группы продленного дня (далее – ГПД) в начальной школе.
Перед воспитателем ГПД в начальной школе стоят в первую очередь воспитательные и организационные задачи. Его деятельность связана с организацией послеурочного времени ребенка, чередованием периодов отдыха и творческих занятий, дополнительной внеурочной деятельности и самоподготовки. Воспитатель ГПД находится в тесном личном взаимодействии с обучающимися и может выявлять проблемы отдельных детей, нуждающихся в помощи, создавать благоприятные психологические условия пребывания ребенка в школе после окончания уроков. Что же требуется от данного специалиста?
Содержание профессионального стандарта педагога (воспитателя)
Трудовые действия
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
Проектирование и реализация воспитательных программ.
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Необходимые умения
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
Необходимые знания
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
Ответственная организация – разработчик профстандарта
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (ректор Рубцов Виталий Владимирович).
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109.
Заключительные положения
В заключение необходимо отметить следующее.
Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.
В связи с этим в каждом учебном заведении должен быть разработан и введен в действие план подготовки к введению профессионального стандарта педагогической деятельности.
Первоначально предполагалось, что профессиональный стандарт педагога будет применяться с 1 января 2015 года. Однако Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н сдвинул срок начала применения стандарта на 1 января 2017 года. В связи с этими изменениями Минобрнауки России направило Письмо от 03.03.2015 № 08-241, в котором рекомендует до указанного срока не применять к педагогическим работникам квалификационные требования, установленные профессиональным стандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации).
Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований.
Опираясь на слова бывшего министра образования РФ Дмитрия Ливанова, можно утверждать, что «требовать с учителей прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие годы, ни в системе повышения квалификации» не будут, а будут исходя из требований этого стандарта, перенастраивать систему повышения квалификации, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями.
Литература, источники:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель) (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н) – 2013 г. – 22 с.
www.профстандартпедагога.рф
Приложение 1 II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) |
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | 6 | Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | 6 |
Воспитательная деятельность | A/02.6 | 6 |
Развивающая деятельность | A/03.6 | 6 |
B | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | 5-6 | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | B/01.5 | 5 |
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования | B/02.6 | 6 |
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | B/03.6 | 6 |
Модуль «Предметное обучение. Математика» | B/04.6 | 6 |
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» | B/05.6 | 6 |
4