СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профстандарты (педагога начального общего образования, воспитателя группы продленного дня в начальной школе)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему:

«Профстандарты (педагога начального общего образования, воспитателя группы продленного дня в начальной школе)»

Просмотр содержимого документа
«Профстандарты (педагога начального общего образования, воспитателя группы продленного дня в начальной школе)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Федюковская средняя общеобразовательная школа»









Доклад на тему:

«Профстандарты (педагога начального общего образования, воспитателя группы продленного дня в начальной школе)»











Автор: учитель начальных классов

МОУ «Федюковская СОШ»

Богдашова Маргарита Борисовна

















Московская область

Подольский район, д. Федюково

2016

Содержание

Содержание…………………………………………………………….

2

Введение…………………………………………………………………

3

Структура профессионального стандарта……………………………

3

Общие сведения………………………………………………………...

3

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)……………………………………………………………

4

Характеристика обобщенных трудовых функций…………………..

5

Содержание профессионального стандарта педагога (воспитателя)..

6

Ответственная организация – разработчик профстандарта………….

8

Заключительные положения…………………………………………...

8

Литература, источники…………………………………………………

10

Приложение 1…………………………………………………………...

11







































Введение



В нашем докладе речь пойдет о профессиональном стандарте применяемом к учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня в начальной школе.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Профессиональный стандарт для педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в дошкольных, начальных общих, основных общих, средних общих образовательных учреждениях, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н. Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.



Структура профессионального стандарта

Данный документ состоит из четырех глав:

  1. Общие сведения

  2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

  3. Характеристика обобщенных трудовых функций

  4. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта



Общие сведения

Раздел «Общие сведения» содержит информацию о том, профессионалам какой сферы адресованы предъявляемые в документе требования. Это специалисты:

Дошкольного образования

Начального общего образования

Основного общего образования

Среднего общего образования



Основной целью вида данной профессиональной деятельности названо оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

В общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) преподавательский персонал начального образования имеет код 3310.



Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Во второй главе указаны коды трудовых функций преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность по реализации программ дошкольного образования, начального общего образования, основного и среднего общего образования, соответствующие уровни квалификации. (см. Приложение 1).

Любой профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с уровнями квалификации. От уровня квалификации (всего уровней — 9) зависят требования, которые предъявляются к работнику. В профессиональном стандарте педагога упоминаются 5 и 6 уровень квалификации. Чтобы определить требования, которые соответствуют этим уровням и какими путями достигнуть конкретного уровня, нужно обратиться к Приказу Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. Вот небольшое извлечение из упомянутого приказа в отношении 5-го уровня квалификации:

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и её изменений.

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.

Применение профессиональных знаний технологического и методического характера.

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).



Характеристика обобщенных трудовых функций

В «Профстандарте» подробно рассмотрены:

- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Общепедагогическая функция. Обучение;

- Воспитательная деятельность;

- Развивающая деятельность;

- Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ;

- Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования;

- Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования;

- Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования;

- Модуль «Предметное обучение. Математика»;

- Модуль «Предметное обучение. Русский язык».



В данном случае нас интересуют положения «Профстандарта», непосредственно относящиеся к деятельности воспитателя группы продленного дня (далее – ГПД) в начальной школе.

Перед воспитателем ГПД в начальной школе стоят в первую очередь воспитательные и организационные задачи. Его деятельность связана с организацией послеурочного времени ребенка, чередованием периодов отдыха и творческих занятий, дополнительной внеурочной деятельности и самоподготовки. Воспитатель ГПД находится в тесном личном взаимодействии с обучающимися и может выявлять проблемы отдельных детей, нуждающихся в помощи, создавать благоприятные психологические условия пребывания ребенка в школе после окончания уроков. Что же требуется от данного специалиста?



Содержание профессионального стандарта педагога (воспитателя)

Трудовые действия

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.

Проектирование и реализация воспитательных программ.

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления.

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.



Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.



Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.



Ответственная организация – разработчик профстандарта

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (ректор Рубцов Виталий Владимирович).

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109.



Заключительные положения

В заключение необходимо отметить следующее.

Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.

В связи с этим в каждом учебном заведении должен быть разработан и введен в действие план подготовки к введению профессионального стандарта педагогической деятельности.

Первоначально предполагалось, что профессиональный стандарт педагога будет применяться с 1 января 2015 года. Однако Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н сдвинул срок начала применения стандарта на 1 января 2017 года. В связи с этими изменениями Минобрнауки России направило Письмо от 03.03.2015 № 08-241, в котором рекомендует до указанного срока не применять к педагогическим работникам квалификационные требования, установленные профессиональным стандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации).

Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований.

Опираясь на слова бывшего министра образования РФ Дмитрия Ливанова, можно утверждать, что «требовать с учителей прямо сейчас то, чему их не учили ни в студенческие годы, ни в системе повышения квалификации» не будут, а будут исходя из требований этого стандарта, перенастраивать систему повышения квалификации, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями.































Литература, источники:

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель) (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н) – 2013 г. – 22 с.

  2. www.профстандартпедагога.рф







Приложение 1


II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

6

Общепедагогическая функция. Обучение

A/01.6

6

Воспитательная деятельность

A/02.6

6

Развивающая деятельность


A/03.6

6

B






Педагогическая деятельность по проектированию и реализации

основных общеобразовательных программ

5-6

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

B/01.5

5

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

B/02.6

6

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

B/03.6

6

Модуль «Предметное обучение. Математика»

B/04.6

6

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

B/05.6

6



4