СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогнозирование как один из факторов обеспечения эффективности учебного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех учебго-воспитательного процесса предопределяется способностью к предвидению результатов действий еще до того, как они будут реально осуществлены.Прогнозирование обеспечит эффективность учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Прогнозирование как один из факторов обеспечения эффективности учебного процесса.»

15



Прогнозирование как один из факторов обеспечения

эффективности учебного процесса.





Успех учебно-воспитательного процесса во многом предопределяется способностью к антиципации, то есть предвидению результатов действий еще до того, как они будут реально осуществлены.

Педагогическое прогнозирование как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно-обоснованные положения и методы позволяет предвидеть, что учащимися может быть неправильно понято. Какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия, какие могут быть ошибки при воспроизведении материала в связи с имеющимися у воспитанников житейскими представлениями, а где, напротив, имеющийся опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.

Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и черт всего коллектива, которые должны быть сформированы за более или менее длительный промежуток времени. Без прогностических умений не обойтись, если педагог обращается к проблеме выдвижения близких, средних и далеких перспектив развития коллектива и личности. Здесь проявляется взаимосвязь процессов прогнозирования и целеполагания.

Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научной основе, опирается на знание сущности педагогического процесса и его логики, а также глубокие знания о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся.

В зависимости от объекта прогностические умения можно классифицировать по следующим группам.

1. Умения прогнозирования развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положений актива в системе взаимоотношений, изменения положения отдельных учащихся и т.п.

2. Умения прогнозирования развития личности: ее личностно-деловых качеств, воли и поведения, возможных отклонений в формировании личности, трудностей в установлении удовлетворяющих личность взаимоотношений со сверстниками и т.п.

3.Умения прогнозирования хода педагогического процесса и затруднения учащихся в учении и других видах деятельности: прогнозирование образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, прогнозирование результатов применения тех или иных методов, приемов и средств учебно-воспитательной работы.

4.Умения предвидеть возможные отвлечения внимания учащихся и способы его предупреждения и т.п.







При прогнозировании современный учитель с целью более эффективного и продуктивного осуществления индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания младших школьников должен знать и уметь, научно выявлять их индивидуально-психологические особенности, владеть диагностическими методами и методиками исследования уровней психического развития детей, способами отработки, интерпретации получаемых результатов и основными способами и приемами коррекционной деятельности при выявленных у того или иного ребенка отклонений от нормы в познавательной сфере, личностных и межличностных поведенческих реакциях, или же совершенствовать у некоторых детей процессы сферы познания и личностные качества.

Для изучения развития младших школьников проводят следующие виды диагностики:

1.Диагностика уровня мышления:

-методика «Изучение ригидности мышления»

-методика «Исследование гибкости мышления»

-методика «Интеллектуальная лабильность»

-методика «Исследование активности мышления»

-методика «Аналогии»

-методика «Сравнение понятий»

-методика «Исключение понятий»

-методика Э.Ф.Замбацявиче «Исследования словесно-логического мышления младших школьников»

-тест Липпмана «Логические закономерности»

-тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий»

-тест «Логичность умозаключений»

-методика «Обобщение»

-методика Равена (одна из наиболее прогностических методик для использования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно. Обследование вызывает позитивную реакцию у испытуемых, может применятся как индивидуально, так и в группе).

«Тест возрастающей трудности»

2.Диагностика уровня восприятия и воспроизведения:

-методика заучивания десяти слов

-методика «Определение объема кратковременной зрительной памяти»

-методика «Корректурная проба»

-тест Мюнстерберга

-тест «Определение объема и распределяемости внимания»

-методика «Красно-черная таблица»

-опыт «Прием информации»

-тест «Непроизвольная память»

3.Отношения младших школьников с окружающим миром

-методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

-методика «Содержание внутренней позиции»

-методика Филлипса «Диагностика уровня школьной тревожности»

-методика Рене Жиля

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов. Л.С.Выготский считает, что изменения в восприятии, в памяти являются производными от мышления. Именно мышление становится в центр развития в этот период детства. В силу этого развитие восприятия и памяти идет по пути интеллектуализации. Учащиеся используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение. «Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психологических процессов, память становиться мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте».

Многолетние исследования, проведенные под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, показали, что у современных детей, в силу принципиально новых социальных условий их развития, можно сформировать более богатые умственные способности, чем это делалось до сих пор.

В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные вида деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса.

Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный вид памяти, другие слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других – абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим – на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим – схематическое и т.д.

Пренебрежение индивидуальными особенностями при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей.

За точку прогнозирования при поступлении ребенка в школу можно взять данные по интеллектуальному блоку психологического тестирования. Эти результаты характеризуют потенциальные возможности ребенка в учебе. По степени проявления интеллектуальных способностей детей можно отнести к трем категориям: дети с ярко выраженными интеллектуальными способностями, со средними интеллектуальными способностями и с временной задержкой умственного развития.

Результативность начального образования во многом определяется наличием у учителя постоянной и системной информации о ходе продвижения каждого ученика по пути усвоения знаний развитие его личности. Такая информация обеспечивается систематическим отслеживанием хода и результатов обучения и воспитания школьников, реализуемым на основе педагогической диагностики. Организация систематического отслеживания процесса обучения и воспитания и динамики его результатов – еще одно важнейшее направление деятельности по повышению результативности начального образования.

Процесс отслеживания хода и результатов образования принципиально отличается от привычного для учителя процесса контроля и оценки. Объектом контроля и оценки является труд ученика. В ходе отслеживания анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат, устанавливается и соответствие достижений ребенка, обязательным требованиям к результату обучения на каждом этапе, и эффективность применяемых учителем средств и способов обучения. Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику больше нужны данные не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или достигнуты не полностью запланированные показатели.

Получить эти данные позволяет диагностика. Если контроль показывает только конечные результаты. То диагностика включает в себя результат вместе с процессом. Она позволяет видеть учителю, где, на каком этапе и почему у ребенка возникли трудности, что не учтено и как скорректировать учебный процесс.

Диагностику необходимо проводить с момента поступления ребенка в школу. Особое внимание может быть уделено диагностике в 1-2 классах в условиях безотметочного обучения. Учителю необходимо выявить стартовые возможности каждого ребенка, его готовность к обучению, определить меры помощи детям, имеющим низкие показатели готовности к школе. Затем обязательным становится текущее (промежуточное) диагностирование, сопоставление реально полученных результатов на каждом этапе обучения результатов с запроектированными по каждому элементу программы. На основе данных промежуточной диагностики учитель получает информацию о том, как идет процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, и намечает меры коррекции образовательного процесса. Данные промежуточной диагностики выполняют функцию оценивания, т.к. позволяют четко сформулировать оценочные суждения ребенку о его достижениях и перспективных задачах. Они полностью заменяют собой отметку. Итоги обучения за год подводятся на основе рубежной диагностики, в которой выявляются все формируемые к концу учебного года умения и навыки и все развиваемые характеристики. Аналогично, по таким же этапам диагностику необходимо проводить во всех классах начальной школы. При вводе отметки во 2,3,4-х классах диагностика не утрачивает своей значимости.

Ее результаты должны быть положены в основу при проектировании образовательного процесса, разработке технологии обучения и воспитания, при решении конкретных методических задач.

Диагностические методики необходимы для того, чтобы выявить слабые стороны, те мыслительные операции, которые в недостаточной степени сформированы, но которые могут быть развиты при проведении целенаправленных занятий с детьми, а также при обучении в среднем звене школы.

На основе полученных результатов формируется прогноз успешности обучения, что позволяет оптимальным образом выстроить образовательную стратегию для класса, группы учащихся и конкретного ученика.

Для оказания полноценной, квалифицированной помощи педагогам начального звена следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.

Остановлюсь более подробно на развитии интеллекта этой группы детей, так как прогнозирование непосредственным образом связано с интеллектуальным развитием ребенка, как при поступлении в школу, так и при обучении в ней.

Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной группе присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы-все это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников. В связи с этим при обучении, кроме основных принципов методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы можно отнести следующие:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы на уроках такие методы и приемы, подбирает и составляет такого рода упражнения и задания, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются знания, умения и навыки, но и одно временно вырабатывается ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане - не менее четырех. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.

2.Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных желательно неординарных путей решения заданий, в максимальной степени организуется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.

3.Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими упражнений. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформулирует задания, что детям необходимо будет обосновывать свою точку зрения, свой вариант их решения.

4. Эффективное выполнение выше перечисленных принципов зависит от

Принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности ребенка, его мнению, точке зрения, обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительного отношения к ответам, мыслям, чувствам одноклассников. Другими словами, ребенок не должен попадать в зависимость от учителя или автора пособия. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставит ему возможность утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

Для реализации системы комплексного интеллектуального развития младших школьников используются традиционные формы уроков (изучение нового материала, закрепление знаний, обобщающие учетно-контрольные, комбинированные уроки). Но в методику проведения урока вносится новый этап – мобилизующий. Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. Один из способов реализации этой цели является детская антиципация. Антиципация учащимися существенно повышает осознанность и активность детей, сочетает этот процесс с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка.

В ее содержание можно включить следующие виды деятельности:

-предвидение и самостоятельное формулирование учащимися темы и целей уроков;

- предопределение школьниками содержания и видов учебной деятельности;

-формулирование детьми плана предстоящих действий.

-активное участие детей в проведении тех или иных компонентов урока;

На уроках русского языка, предусматривающих антиципацию, перечисленные виды деятельности осуществляются с помощью ряда приемов. Рассмотрим некоторые из них. На минутке чистописания, выполняя задания, дети вначале выявляют механизм определения буквы, затем самостоятельно осуществляют ее поиск и формулируют тему минутки чистописания. Интеллектуальная работа сопровождается их напряженной речевой деятельностью в форме рассказа-рассуждения, рассказа-умозаключения. Закономерность подхода исходного материала от урока к уроку меняется и постепенно усложняется.

Варианты заданий.

1.Выявление закономерности в подборе слов.

Детям предлагается задание: «Внимательно посмотрите на данную запись. Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите тему минутки чистописания»:

доктор – врач

рев -

зов -

Вариант ответа учащихся: «К словам левого столбика надо подобрать синонимы, оканчивающиеся на букву ч. Доктор-врач, рев-плач, зов-клич. Во всех словах правого столбика имеется согласная ч. Значит, на минутке чистописания мы будем писать букву ч.

2.Выявление закономерности подбора букв.

Учитель дает задание: «На основе записи определите тему минутки чистописания».

а в ж и о р


б з ?

Вариант ответа учащихся: «В первых двух примерах написано по три буквы : две вверху, одна внизу. Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква б между а и в. Буква з между ж и и. Между о и р стоит п. Значит, будем писать букву п ».

3.Выявление закономерности группировки слов.

На доске написаны слова: Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, уро…жай, ч…нил, с…бака, н…зина, звез…ный. Учитель просит назвать буквы, которые учащиеся будут писать на минутке чистописания. С их помощью данные слова делятся на группы. По какому признаку?

Вариант ответа учащихся: «Сегодня мы будем писать три буквы : д, о, и. буква д –непроизносимая согласная в словах праздник, сердце, звездный. Буква о – непроверяемая безударная гласная в словах столица, урожай, собака. Буква и - безударная гласная в корнях слов лицо, чинил, низина. Мы разделили слова на три равные группы по орфограммам».

В старших классах начальной школы вполне оправданно и результативно применение проблемного метода. Он предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода.

Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний и низкий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя.

Проблемная задача (ситуация) на высоком уровне не содержит подсказок или (в зависимости от сложности изучаемого учебного материала) может иметь одну подсказку, на среднем - 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак в конце имен существительных после шипящих» возможны три уровня.

Высокий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясни способы их группировки. Сформулируйте правило их написания.

дочь врач

тишь шалаш

рожь нож

Низкий уровень. Внимательно прочитайте написанные в првом и втором столбиках слова:

дочь врач

тишь шалаш

рожь нож

Ответьте на следующие вопросы:

- К какой части речи относятся все написанные слова?

- Определите род имен существительных первого и второго столбиков.

- Какие согласные буквы стоят в конце имен существительных обоих столбиков?

- В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Для работы над решением проблемной ситуации учитель определяет группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, он раздает каждой группе отдельную карточку с написанной в ней проблемной задачей. Учащиеся работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверка результатов их деятельности осуществляется с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком. После этого учитель формирует правило в соответствии с вариантом учебника. Использование исследовательских методов требует от учителя усилий для подготовки к занятию и дополнительного времени на уроке. Однако велика и отдача. Дети становятся активными участниками процесса, у них появляется уверенность в своих силах. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

На уроках литературного чтения можно использовать ряд приемов. При определении автора произведения применяется прием исключения лишнего слова. Это способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу и классификации, а также позволяет с самых первых минут урока сделать его интересным. Для этого на доске пишутся фамилии: С. Есенин, В. Бианки,

Ф. Тютчев.

Детям предлагается задание: «Определите фамилию автора, с произведением которого познакомимся на уроке. Ее можно исключить из данного перечня». Дети говорят, что сегодня на уроке они будут читать произведение В.Бианки, так как это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов.

Постепенно задания такого рода усложняются. Исключение уже идет не по одному, а по двум-трем признакам одновременно. Например, дается перечень фамилий: А.Барто, А.Волков, Ш.Перро.

Из данного перечня исключается фамилия А.Барто, так как это имя поэтессы, а остальные фамилии авторов мужчин и они писатели-сказочники.

Следующее задание: А.Пушкин, Л.Толстой, Э.Успенский . Исключается фамилия Э.Успенский, так как это современный писатель, а остальные – фамилии писателей, которые жили и творили в ХIХ веке. Фамилия Успенский состоит из 3 слогов, а Пушкин и Толстой из 2, также фамилия Успенский начинается с гласной буквы, а остальные с согласной.

С помощью приема группировки слов можно определить не только автора, но также название и жанр предназначенного для изучения произведения. Например, учитель сообщает детям: «Послушайте названия несколько произведений: «Дюймовочка», «Ослиная шкура», «Стойкий оловянный солдатик». Определите жанр произведения, с которым мы будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ».

Приблизительный ответ детей: « Мы будем читать сказку зарубежного писателя, потому что все названные произведения относятся к этому жанру. Их написали зарубежные писатели».

Подготовительную работу перед чтением текста, по объяснению незнакомых и малознакомых слов можно провести, используя следующие приемы: чтение этих слов с прикрытой нижней или верхней половиной. Важно отметить, что следует начинать с прикрытия четверти нижней строчки, постепенно увеличивая прикрытое пространство.

При работе над планом произведения учащиеся прогнозируют возможный вариант своей деятельности с ним и пытаются предопределить, почему именно эти пункты выделены учителем. Например, при прохождении рассказа К.Паустовского «Мой дом» вначале урока дается план произведения:

1.Беседка в глубине сада.

2.Неторопливый дождь.

3.Бодрящий душ.

4.Песня сверчка.

5.Прогулка на рассвете.

6.Счастье сентябрьского дня.

Учитель спрашивает:

-Что написано на доске? (На доске написан план)

-Какую работу мы можем выполнить с данным планом? ( Мы можем определить, о чем будет идти речь в рассказе, будем читать текст, одновременно деля его на части согласно пунктам плана)

-На что мы должны при этом обратить особое внимание? (Мы должны обратить внимание на время суток, на место события, на природные явления, на действующие лица).

Если к тексту есть иллюстрация, то можно провести следующую работу: учитель просит внимательно рассмотреть иллюстрацию и попробовать определить содержание произведения, (о чем это произведение, кто его герой, где и в какое время происходит событие, какие чувства может вызвать).

Особый интерес у учащихся вызывают произведения, где нужно дополнить или продолжить текст. Например, учитель предлагает дополнить рассказ, называя зверей по чьим следам можно совершить лесную прогулку.

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и не интересно. Ну, какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу. Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов! Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был? (Зайцы). Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал…»(Лось) (По В. Астафьеву)

-Понравилась лесная прогулка?

-Что можно сказать об авторе этого произведения?

-По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа?

-Какие следы может оставить человек?

Одним из приемов антиципации является определение принадлежности высказываний известным писателям. Например, на доске запись:

«Весь мир кругом меня, надо мной, подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!»

-Прочитайте про себя высказывание. Кому из известных вам писателей оно может принадлежать? Почему вы так решили? Прочитайте вслух. Как бы вы расставили логическое ударение? (Этими словами заканчивается автобиографический рассказ воспоминание В.Бианки «Морской чертенок»).

Таким образом, мы не только заинтересовываем детей, но в самом начале урока включаем их в разнообразные виды творческой деятельности поискового характера. Вместе с тем активизируем ряд интеллектуальных качеств: внимание, интуицию, мышление, речь и т.д.

На уроках математики, предусматривающих антиципацию, можно использовать следующие виды заданий:

1.Рассмотри прямоугольники. Найди их площадь. По ходу решения задачи определи тему урока. Какой вывод можно сделать, сформулируй правило. Проверь правильность своего ответа, прочитав правило в учебнике.


13 7 S=a х bый.з.......ны слова: тописания.

п. значит,ми. буква ху, одна в низу. буква ? р

00000000000000000000000000000000000000000000

6

(13+7)х6=13х6+7х6=12


(На уроке мы будем сумму умножать на число. Чтобы умножить сумму на число надо каждое слагаемое умножить на число, а полученные результаты сложить).


2. Как в математике называют фигуру, у которой есть начало, но нет конца.

Ответ можете подтвердить решив следующую задачу: У Коли было 16 марок. Он подарил другу 4 марки. Сколько марок у него осталось?


Отрезок - 20

Луч - 12

Прямая - 11

16-4=12(м.)

(В ответе получается 12, следовательно, фигура у которой есть начало, но нет конца – отрезок).

3. Расшифруй слово, как это слово связано с математикой?

На какие группы и по каким признакам можно разбить эти числа?

9

16

19

24

8

12

7

28










45:9+2 Т 4х(32-28) А

6х6-12 Н 64- 7х8 О

(25-6):1 З 49:7х4 Ь

(72+9):9 Р 24:4х2 С

(Это слово разность. Разность - результат полученный при вычитании.

Эти ответы можно разбить на однозначные и двузначные, четные и нечетные, входящие в табличные случаи деления и невходящие).

При решении задач учитель продумывает и формулирует:

1 «Эталонное решение» (решение задачи, удовлетворяющее необходимые содержательно-логические требования);

2. «Парциальное решение» (решение, основанное на не вполне доказанных и недостаточно отрефлексированных суждениях, в итоге приводящих к верному ответу);

3. «Ошибочное решение» (решение, в силу «типовых ошибок», «перескоков по интуиции» и других факторов, завершающиеся неправильным ответом).

Предлагаю конспект урока по математике проведенном в 3 классе (1-4), где прослеживаются некоторые приемы антиципации.


Тема . Закрепление изученного материала.

(Деловая экономическая игра).

Цели урока.1)Систематизировать знания по решению составных задач; повторить решение геометрических задач; закрепить вычислительные навыки.2)Расширять экономический словарный запас; развивать логическое мышление; экономическую грамотность.3) Формировать умение работать в парах, индивидуально, коллективно.

Оборудование: карточки с заданиями, таблички со словами банк, эксперт, инспектор, кредит, конкуренция, прибыль.

Ход урока.

1.Организация класса.

2.Объявление темы и задач урока. Определите тему урока расставив числа используя закономерность:18а,14и,8н,6о,4к,2э,10о,16к,12м. (экономика)


Сегодня мы проведем необычный урок, совершим его в виде деловой экономической игры. Очень часто нам приходиться слышать слова: банк, кредит, выгода, прибыль. На уроках мы уже встречались с некоторыми понятиями, в течении урока повторим их. Я предлагаю вам доказать банку о необходимости выдачи кредита фирме. Мы с вами будем группой независимых экспертов. Кто такой эксперт? ( Специалист, дающий заключение о финансовых делах в банке.) Что должен уметь делать эксперт? ( Он должен хорошо считать). Можете ли вы быть экспертами? (В нашей игре - да). Я как председатель правления банка сейчас проверю, насколько вы хорошо это делаете.

3.Устный счет. Математический диктант.

-произведение чисел 20 и 3;

-частное чисел 420 и 7;

-60 умножить на 8;

-560 разделить на8;

-уменьшить 490 на8;

-увеличить 420 на8;

-сколько минут в 2 часах;

- сколько дм в 1м2дм;

- на сколько 568 больше 60.

Теперь каждый из вас - инспектор. Кто такой инспектор?( Специалист, проверяющий финансовую работу банка).поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте друг у друга ответы.

( 60,60,480,70,482,428,120,12дм,508.)

Тот, кто выполнил задание верно – старший эксперт, 6-8 заданий – эксперт, меньше 6 заданий – наблюдатель. Наблюдателям и экспертам во время работы будет предоставляться небольшая помощь.

4. Закрепление пройденного материала.

Для дальнейшей работы банка познакомимся с некоторыми экономическими понятиями.

Сначала подумаем, как называются деньги, которые предприниматель берет взаймы в банке(предположения учеников).

Решив задачу, подтвердим правильность выбора ответа. (Наблюдателям и экспертам раздаются карточки, для дифференцированной работы над задачей).

Долг – 870 руб.

Кредит- 780 руб.

За 3 метра ткани уплатили 234 руб. Сколько стоят 10 метров такой ткани?

234:3Х10=780(руб)

(Следовательно, деньги, которые предприниматель берет в банке взаймы-это кредит.)

- Какое слово в экономике означает соперничество?

Конкуренция -140стр.

Бизнес-280стр.

Бартер-70стр.

Проверить правильность ответа поможет решение следующей задачи.

(раздаются карточки для дифференцированной работы)

В первой книге 56 страниц, во второй в 5 раз больше, чем во второй, а в третьей в 2 раза меньше, чем во второй. Сколько страниц в третьей книге?

56х5:2=140(стр.)

(В ответе получилось 140, значит, соперничество обозначает конкуренцию)

- Как в экономике называется сумма, на которую доход, выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на производство товара?

Выполни задачу и подтверди правильность ответа. (Раздаются карточки для дифференцированной работы).

Прибыль-31м.

Товар-29м.

Налог-3м

У Кати 17 марок, это на 14 марок меньше, чем у Саши. Сколько марок у Саши?

17+14=31(м.)

(В ответе получилось 31, значит, это прибыль.)

Итак, мы узнали некоторые экономические понятия, они помогут справиться со следующим заданием.

К нам в банк поступили заявления о выдаче кредита от 3 фирм. Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать и вынести решение о выдаче кредита. Для удобства каждая группа (по рядам) будет заниматься одной фирмой, затем все результаты будем сравнивать.

Сведения о прибыли фирм за последние три года.



1 фирма



356125 р.



263521 р.



131254 р.


2 фирма

134651 р.


261525 р.


354448 р.


3 фирма

156227 р.

245247 р.

302631 р.


Посчитайте суммарную сумму за 3 года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты занесите в таблицу. Итак, чему равна прибыль каждой фирмы?(750900, 750624,704105). Какая фирма получила большую прибыль?(1)ключение билизация.крепление знаний, обобщающие учетное-контрольные. комбинированнные ельно-двигательный

5.Физминутка.

6.Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка. Первая фирма выбрала участок прямоугольной формы со сторонами 50м и 70м; вторая – выбрала участок квадратной формы со стороной 50 м, а третья - выбрала участок треугольной формы со сторонами 70 м,80м,40.

Какая фирма сэкономила на заборе? Какая форма участка оказалась более рациональной? Результаты запишите в таблицу.

1ф.(70+50)х2=240(м)

2ф.50х4=200(м)

3ф.40+80+70=190(м)

(3 фирма сэкономила на заборе, но более рациональной оказалась 2 фирма.)

-информация о планах фирм –это коммерческая тайна, поэтому они представили ее в закодированном виде. Нам надо догадаться, по какому признаку составлен план и проанализировать его правильность.

3 1 2

1ф.(ввв-вввхввв):ввв

3 1 2

2ф.ууу+ууу:ууухууу

3 1 2

3ф.ааах(ааа+ааа):ааа


(При составлении плана учитывается порядок действий, у 2 фирмы план составлен верно).

Найдите соответствующие этой схеме примеры и решите их.

(9000-456х7):3

739+2896:8х6

8х(232+498):5

7.Подведение итогов.

-Какой фирме выделили кредит? Почему?


1 фирма


+


2 фирма


++


3 фирма

+

-С какими экономическими понятиями познакомились на уроке?

Что нового узнали? Определите по шкале как вы работали на уроке. Какую вы поставите себе?

Благодаря использованию описанных выше приемов и в целом специфической организации уроков, основанной на антиципации, учебный процесс становиться более эффективным, а информационно – аналитическая система управления учебным процессом обеспечивает учителя необходимой диагностической информацией об индивидуальных особенностях учащихся, исходя из которых учитель строит этапы своей деятельности по работе с конкретными учениками.

Павлова Ольга Григорьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 56.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!