СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа биоклуба

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа биоклуба, пояснительная записка, цели, задачи, результат, форма занятий.

Просмотр содержимого документа
«Программа биоклуба»

Пояснительная записка.

Цветы. Эти прекрасные творения природы с незапамятных времён сопутствуют человеку. Законченностью своих форм, окраской ароматом несут нам радость, поднимают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Общение с природой, выращивание различных полезных и декоративных растений доставляет человеку духовное удовлетворение.

Центром формирования профессиональных намерений служит общеобразовательная школа. Создаёт условия вариативности образования, позволяет индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализовать их творческий потенциал.

Программа составлена для учащихся 5-9 классов и рассчитана на 1 год. Недельная нагрузка на одного учащегося составляет 4,5часа (2 раза в неделю), 153 учебных часа в год.

Программа включает 2 раздела: « Цветочно- декоративные растения открытого грунта», и «Цветочно – декоративные растения закрытого грунта.» Входит изучение основного ассортимента цветочно-декоративных растений, способы размножения, агротехника их выращивания.

Программа помогает учащимся формировать своё восприятие мира, выделение прекрасного в искусстве и природе. Учащиеся развивают творческое мышление, способности, что оказывает им неоценимую помощь в дальнейшей профессиональной деятельности. Способствует воспитанию у учащихся элементарной экологической культуры. Бережного отношения к природе.

Программа ставит цели- воспитание экологической культуры личности, развитие этических и эстетических чувств по отношению к природе.

Для достижения данной цели нужно повышать занятость детей в свободное время, организовать дополнительный досуг, поддерживать и развивать талант, расширять экологические представления детей в процессе знакомства с цветочно-декоративными особенностями цветов, проводить с родителями работы и приобщать их к вопросам эстетического воспитания детей в семье.

Базой для занятий учащихся являются клумбы вокруг школы, цветник и кабинет, где проходят практические занятия. Они способствуют развитию и закреплению интереса у детей к природе и прививают им навыки самостоятельной работы. На практических занятиях учащиеся овладевают правилами пользования садовым инвентарём, получают знания по агротехнике выращивания и размножения растений. В программе предусматривается широкое привлечение разнообразных сведений о жизни цветов при проведении опытной и исследовательской работы.

В образовательном процессе используются различные способы вовлечения детей в активную деятельность: дидактические и творческие игры, исследовательская деятельность, использование проблемных ситуаций, творческая деятельность.

Разнообразные формы проведения занятий способствуют обогащению учебного процесса эмоционально, делают его более гибким, творческим: экскурсии, лекции, практические работы.

Программа предусматривает проведение воспитательных мероприятий. Кроме того, учащиеся вовлекаются в общешкольные мероприятия, клуб выходного дня.

Формы воспитательных мероприятий : праздники, конференции, экскурсии, выставки, встречи, акции, операции, викторины, конкурсы ( поэтические, музыкальные, театральные).

Воспитательные досуговые мероприятия проводятся по особому плану, составленному ежегодно.

Учебно-тематический план 1 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

1.Вводное занятие

2



2

  1. Классификация цветочно-декоративных растений по продолжительности жизни, времени , использованию.

  2. Основы ботаники

  3. Защита растений

  4. Семенное размножение цветочно-декоративных растений открытого грунта.

  5. Ассортимент цветочно-декоративных растений открытого грунта

  6. Отношение цветочно-декоративных растений к условиям внешней среды

  7. Вегетативное размножение растений открытого грунта

  8. Технология возделывания растений в открытом грунте

8


6

12

6


4


8


8

8

8


8

10

12


8


8


8

10












136

3

1.Работа на учебно-опытном участке

7

17

153





После окончания 1 года обучения обучающийся должен:

ЗНАТЬ:

  1. Ассортимент цветочно-декоративных растений , а также травянистых однолетних, двулетних, многолетних цветочно-декоративных растений, используемых в озеленении Кузбасса.

  2. Морфо-биологические особенности, технологию выращивания и способы размножения цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта.

  3. Требования, предъявляемые растениями к условиям внешней среды.

  4. Основных вредителей и болезни цветочно-декоративных растений и методы борьбы с ними

.

УМЕТЬ:

1.Выращивать и размножать цветочно-декоративные растения, и древесно-кустарниковые породы открытого и закрытого грунта.

2.Правильно пользоваться садовым инструментом.

3.Различать минеральные удобрения и уметь рассчитывать нормы внесения под различные культуры.

4.Определять цветочно-декоративные , травянистые и древесно-кустарниковые растения по семенам.

5.Определять болезни, вредителей и уметь проводить мероприятия по борьбе с ними.

Вводное занятие. Содержание разделов.

Знакомство с программой.

Живые, теплые, хмельные цветы, куда ни погляди.

Экскурсия по школе, цветникам, кабинету, окрестностям.

Классификация цветочно-декоративных растений открытого грунта по продолжительности жизни, времени цветения, использованию.

Ассортимент ц\д растений открытого грунта .Летники: красивоцветущие, д\лиственные, ковровые, сухоцветы, вьющиеся.

Многолетники: не зимующие, зимующие.

Практикум: сбор летников для гербария, засушка, изготовление.

Сбор семян летников: сушка, чистка, закладка на зимнее хранение.

Выкопка многолетников, подготовка и закладка их на зимнее время.

Основы ботаники.

Морфология ц\д растений: корень, стебель, лист, цветок, соцветие, семя, плод.

Практикум. Изучение морфологии растений по рисункам, фотографиям, гербарным образцам, живым растениям и их описание.

Защита растений. Меры борьбы с вредителями , болезнями ц\д растений открытого и закрытого грунта: агротехнический, физико-механический, биологический, химический.

Практикум. Раскладка приманок для слизней и улиток. Сбор слизней и улиток.

Профилактические мероприятия по защите ц\д растений в открытом и закрытом грунте. Карантинные , агротехнические, дезинфекция почвы, обеззараживание семенного материала, дезинфекция хранилищ, инвентаря, тары.

Практикум. Профилактический осмотр и отбор заболевших луковиц гладиолусов. Дезинфекция ящиков и почвы марганцовкой перед посевом бегонии.

Вредители ц\д растений о\з грунта.

Вредители подземных органов растений: клещи , подгрызающие совки, мышевидные грызуны.

Вредители надземных частей растений: клещи, тли, трипсы, цикадки, листогрызущие гусеницы бабочек, слизни, белокрылка, щитовка, ложнощитовка.

Практикум. Изучение вредителей по рисункам, фотографиям, коллекционным образцам, в натуральном виде и их описание. Изготовление и расстановка ловушек для оранжерейной белокрылки.

Болезни ц\д растений о\з грунта.

Инфекционные: грибные, вирусные, бактериальные.

Неинфекционные : макро и микроголодание.

Практикум. Изучение болезней по рисункам, фото, натуральным образцам и их описание.

Изучение, сбор и описание инсектицидных растений.

Размножение ц\д растений открытого грунта.

Семенное размножение.

Величина и качество семян. Определение всхожести .Способы подготовки семян к посеву. Сроки посева, нормы высева.

Практикум.Определение и изучение семян ц\д растений по коллекционным образцам и определителю.

Определение нормы высева семян и посадки растений на 1м2 в зависимости от схемы посева и посадки.

\Посев семян на стеллаж. Расчёт площади рассадников для выращивания рассады. Пикировка рассады в ящики.

Ассортимент ц/д растений открытого грунта.

Двулетники весеннего летнего цветения. Многолетники зимующие в грунте. Корневищные, безкорневищные, луковичные.

Практикум. Изучение ассортимента двулетников по гербарным образцам и их описание.

Работа со справочной литературой.

Отношение ц\д растений к условиям внешней среды.

Тепловой режим. Отношение растений к теплу. Закалка растений.

Световой режим. Светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения.

Воздушно-газовый режим. Методы повышения содержания углекислоты в воздухе и в почве. Рыхление почвы.

Водный режим. Потребление основных элементов питания по фазам роста и развития. Полив растения.

Практикум. С оставление почвенных смесей. Притенение растений. Рыхление почвы. Приготовление ящиков, полив растений.

Вегетативное размножение.

Отбор маточных растений. Способы вегетативного размножения( стеблевыми, листовыми, корневыми черенками).

Сроки и техника черенкования. Размножение клубнями, клубнелуковицами, детками. Размножение прививкой.

Сроки и способы прививки. Деление куста корневищами, клубнями.

Практикум. Разделение корнеклубней, корневищ, кустов, клубнелуковиц многолетников. Размножение зелёными полуодревесневшими и одревесневшими черенками.

Технология возделывания растений в открытом грунте.

Подготовка почвы, посадка растений, уход за растениями , полив, прополка, рыхление, мульчирование, подвязка , прищипка, пасынкование ,стрижка.

Использование удобрений, внесение органических и минеральных удобрений. Нормы и сроки внесения удобрений. Виды подкормок. Система удобрений.

Практикум. Перекопка почвы, боронование. Рыхление многолетников, мульчирование. Расчёт норм внесения удобрений для подкормки .Внесение макро и микроудобрений под растения. Корневые и внекорневые подкормки . Составление технологических карт выращивания отдельных ц\д растений.

Работа на УОУ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ.

1.Персональные компьютеры и нетбуки.

2.Мультимедиа проектор.

3. Видеомагнитофон.

4. Аудиомагнитофон.

5.Диапроектор.

6.Фотоаппарат.

Материально-техническое обеспечение школы позволяет проводить занятия в зелёном классе, возле клумб школы с соблюдением всех требований программы.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

1.Карточки по темам.

2.Таблицы, стендовый материал.

3.Журналы подписные.

4.Фотографии ц\д растений, цветников.

5.Тестовые задания по темам.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ.

1.Живой растительный материал.

2.Натуральные образцы.

3.Природный материал.

4.Гербарии растений.

5.Коллекция семян.

6.Рабочий с\х инвентарь.

7.Видеофильмы.

8.Коллекции минеральных удобрений.

9.Стимуляторы для образования корневой системы.

10.Микроскопы, лупы.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА.

1.Вакуленко В.В. Декоративное цветоводство. _М.:Просвещение,1982

2.Киреева М.Ф. Цветоводство в сельской местности._ М.:1983

3.Китаева Л.А. Календарь цветовода-любителя. _М.: Нива России,1992

4.Кудрявец Д.Б. Как вырастить цветы. _М.: Просвещение,1993

5.Турдиев С.Ю. Комнатное цветоводство._ Алма-Ата,1982

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.Богатырёва Н.И. Цветы вокруг нас.- Ижевск. Удмурдия,1994

2.Верзилин И.А. Путешествие с домашними растениями.-М.: Педагогика,1993

3.Гусакова М.А. Аппликация.- М.:1997

4.Золтницкий Н.В. Цветы в легендах и преданиях.-Киев: Довира,1994

5.Красиков С.П. Легенды о цветах. - : Молодая гвардия,1990

6.Молжавенко Р.С. Тайна красоты.-М.: Педагогика-пресс,1993

7.Стороженко Н.Н. Как вырастить цветы.-М.: Просвещение,1978