СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Что такое хорошо и что такое плохо" 1 класс ( духовно - нравственное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что   такое плохо».

Просмотр содержимого документа
«Программа "Что такое хорошо и что такое плохо" 1 класс ( духовно - нравственное направление)»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области



Утверждаю.

Директор школы __________В. С. Солоницына

«___»_____________2016г

Приказ №_________

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

«___»_________2016 г

протокол № ___


с заместителем директора по УВР


_____________Л.Н.Кожевниковой


Рабочая программа

внеурочной деятельности

Курс

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Духовно – нравственное направление


Возраст – 7-8 лет

Сроки реализации – 1 года


Разработана Козьминых Н.В..

учителем начальных классов

первой квалификационной категорией






с. Филиппово

2016




Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Что такое хорошо и что такое плохо» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы Л.В. Мищенковой «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – М.: Изд.: РОСТкнига, 2014.

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2016-2017 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2016-2017 учебный год.


ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

  • Сформировать систему нравственных ценностей;

  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

  • Формировать экологически воспитанную личность;

  • Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

  • Формировать интерес к чтению художественной литературы;

  • Развивать познавательную активность;

  • Развивать творческие способности.


Ценностные ориентиры программы


Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)


Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.


Общая характеристика курса


Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.


Место курса в учебном плане

Программой курса в 1 классе предусмотрено проведение 35 занятий. Продолжительность 35- 40 минут.

Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности

1 класс (35 ч.)

  1. Я и школа (2 часа).

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…

  1. Я и окружающие (19 часов).

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весёлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.

  1. Я и семья (1 час).

Поезд везёт подарки мамам.

  1. Я и природа (5 часов).

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

  1. Я и книга (3 часа).

В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк».

  1. Я и здоровье (5 часов).

В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.




Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы

1 год обучения

У учащегося будут сформированы:

-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- положительная мотивация учебной деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.

Предполагаемые результаты. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

  • Систему нравственных качеств и этическое сознание;

  • Потребность в самовоспитании и саморазвитии;

  • Чувство уважения к правам и обязанностям человека;

  • Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

  • Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;

  • Потребность в чтении художественной литературы.


Требования к подготовке обучающихся

В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

  5. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

  6. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,  - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Формирование коммуникативных УУД:

  1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

  2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

  3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

  4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.


Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения гигиенических правил;

- бережного отношения к природе;

- развития чувства ответственности, самостоятельности;

- формирования стремления быть полезным окружающим;

- стремления к здоровому образу жизни.


Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).



Календарно-тематическое планирование курса воспитания нравственных качеств

«Что такое хорошо и что такое плохо» 1 класс (35 часов)


Тема занятия

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1 четверть (9 ч)

1.


Здравствуй, школа!

Встреча со школой.


Школа

Ответственность

Самостоятельность

Знает, что, если хочешь стать хорошим специалистом, нужно долго и старательно учиться.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

2.


Вот и стали мы учениками…

Входная диагностическая работа

Что мы знаем о правилах поведения в школе.

Правила поведения, школьные принадлежности

Знает о правилах поведения в школе, о бережном отношении к вещам.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

3.


Учимся работать в команде.

Что такое команда?

Коллектив

Командир

Знает значение умения работать в команде.


Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Формирование навыка коллективной работы

Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

4.


О хорошем и плохом.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Положительные и отрицательные поступки.

Умеет находить выход из неприятных ситуаций.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

5.


Клуб «Выручайка».

Как различать положительных и отрицательных сказочных героев?

Действующие лица, персонажи, герои.

Имеет представления о положительных и отрицательных героях произведения.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности.

6.


О дружбе.

Поговорим о дружбе и о друзьях.

Дружба

Друг

Имеет представления о дружбе.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

7.


В царстве Мойдодыра.

Как сохранить здоровье?

Личная гигиена, гигиенические процедуры

Знает о правилах гигиены.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

8.


«Здравствуй!»

Знакомство со сказкой

Н. Абрамцевой «Здравствуй!».


Приветствие, приветственные жесты

Знает. как важно понимать, слушать и слышать друг друга, а также уметь договариваться.





Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

9.


Венок осени.

Что вызывает у нас восхищение?

Приметы осени

Умеет видеть красоту природы, восхищаться ею.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности.

2 четверть (7 ч)

10.


Профессий много есть на свете.

Какие мы знаем профессии?

Разнообразие профессий.

Знает о разнообразии профессий.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

11.


В мире любимых сказок.

Какие сказки вы знаете?

Сказочные герои

Воспитание чувства доброты и отзывчивости.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

12.


Учимся приходить на помощь.

Знакомство с произведением

Т. Маршаловой «Сказка про ночное небо»

Помощь

Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

13.


О рабочих руках и трудолюбии.

Какие бывают рабочие профессии?

Труд

Рабочие профессии


Знает, что нужно трудиться каждый день, чтобы не стать ленивым.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

14.


Зайкина избушка.

Знакомство с пьесой-сказкой

И. Маняшиной «Зайкина избушка».

Авторская сказка

Пьеса

Главные герои

Знает, что нужно быть справедливым, добрым и отзывчивым.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

15.


Учимся вежливости.

Что значит быть вежливым?

Вежливость, вежливые слова

Знает о важности стремления быть вежливым и добрым.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

16.


Новогодняя сказка.

Знакомство со сказкой С.В. Михалкова «Ёлочка».

Сказка

Главные герои

Воспитание бережного отношения к природе, чувства доброты и сострадания.


Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

3 четверть (9 ч)

17.


Познакомьтесь: это я!

Всё ли мы знаем о себе?

Анкета


Умеет заполнять анкету.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Положительный эмоциональный настрой учащихся на процесс обучения

18.


Снегурочка

Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка».

Герои

Сюжет

Умеет внимательно слушать


Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые историко-культурные представления

19.


Сказка о солнечном зайчике.

Знакомство с произведением

А. Лопатиной и М. Скребцовой «Сказка о солнечном зайчике».

Доброта

Забота

Ласка

Отзывчивость

Нежность

Знает, что нужно быть чутким, отзывчивым и внимательным к людям.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

20.


Учимся быть добрыми.

Учимся быть добрыми не на словах, а на деле.

Доброта

Сострадание

Воспитание чувства доброты, сострадания, бережного отношения к вещам.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

21.


По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк».

Знакомство со сказкой «Лиса и Волк».

Сказка

Главные герои

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

22.


Когда люди радуются.

Когда и чему люди радуются?

Поступок

Радость

Знает, что в жизни людьми больше ценятся поступки, совершаемые человеком не для самого себя, а во благо близких.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

23.


Я расту!

Что такое духовный рост?

Положительные и отрицательные качества характера

Знает, что человек может расти не только физически, но и духовно.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

24.


Поезд везёт подарки мамам.

Создание позитивного настроения в преддверии праздника.

Инструмент и заготовки для аппликации

Воспитываем любовь и уважение к маме.


Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится умение наблюдать и работать с информацией

К.: Появится способность выступать в роли обучаемого и обучающего

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

25.


Сказка о весёлой пчеле.

Знакомство с произведением

Н. Абрамцевой «Сказка о весёлой пчеле».

Качества характера

Характеристика

Воспитание доброжелательности, заботливости, желания помочь.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

4 четверть (8 ч)

26.


Клуб любителей природы.

Создание позитивного настроения

Небылицы

Юмор

Знает:

- о бережном отношении к природе.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

27.


Как у зайчонка зуб болел.

Знакомство со сказкой

Н. Абрамцевой «Как у зайчонка зуб болел».

Сказка

Главный герой


Знает:

- как улучшить настроение самому себе;

- воспитывать чувство сострадания.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

28.


Приглашаем гостей.

Как принимать гостей?

Праздник

Гости

Этикет

Знает:

- как принимать гостей по правилам этикета.


Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Формирование навыка коммуникативного общения

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

29.

30.


В городе лекарственных растений.

Какие бывают лекарственные растения?

Зелёная аптека

Знает:

- какие лекарственные растения использует человек.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Формирование навыка коммуникативного общения

Приобретёт базовые историко-культурные представления

31.

32.


На пороге лета.

Как провести летние каникулы?

Какие неприятности случаются летом

Лето

Отдых

Каникулы

Здоровый образ жизни


Знает:

- о доступных и полезных видах отдыха.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

33.



34


О рыбалке



Отдых на природе

Что мы знаем о рыбалке? Где можно отдохнуть на природе? Как подготовиться к походу?

Рыбалка

Виды рыб

Здоровый образ жизни

Знает, что рыбалка – прекрасный отдых на природе.

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

35.


Солнышко.

Итоговая диагностическая работа

Вы любите солнышко?

Солнце

Звезда

Неживая природа


Знает о роли солнца в нашей жизни

Р.: Научится применять установленные правила поведения

П.: Появится устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям

К.: Научится сотрудничать и проявлять познавательную инициативу

Приобретёт базовые нравственно-этические ценности

Учебно - методические пособия

Программа

Л.В. Мищенкова. Программа «Уроки нравственности, или что такое хорошо и что такое плохо». – М.: Изд.: РОСТкнига, 2014.

Методические пособия

  1. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1,2 /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

  2. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо, и что такое плохо»: Методическое пособие. 1 класс. /Л.В. Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ, 208 с., 2013.

  3. Агеева И.Д. На ошибках учатся. ПедСовет, № 11, 2004.

  4. Беденко М. Ну, очень задачник. – Киев: А.С.К., 1996.

  5. Булдаков С.В. Загадки. ПедСовет, № 11, 2003.

  6. Бурова И. Герои любимых сказок приглашают к чтению. – М.: Издательский дом «Нева», ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.

  7. Остер Г. Задачник. – М.: РОСМЭН, 1996.

  8. ПОЧЕМУЧКА. – М.: Педагогика-пресс, 1992.

  9. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: ( Электронный документ). Режим доступа:http://window.edu.ru

  10. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ). Режим доступа:http://school-collection.edu.ru



Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.





Методика №2: Диагностика этики поведения.


Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...


Интерпретация:


Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.


Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.


Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.


Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.


2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.


3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.


4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень


Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

  3. Как тебя поощряют, за что?

  4. Как тебя наказывают, за что?

  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?


Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

  3. Каких поощрений ждешь от родителей?

  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

  5. Хватает ли тебе общения с родителями?

  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!