СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо» (духовно - нравственное направление) 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо» (духовно - нравственное направление) 2 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»




РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы

_______________

СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова

Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.

__________________

Н.А.Гвозденкова

«___» ___ 20 ___ г.



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Что такое хорошо и что такое плохо»

(духовно - нравственное направление)

2 класс

на 2017- 2018 учебный год















Руководитель: Медведева Н.В.

учитель начальных классов,

первая кв. категория



Перенка, 2017



Пояснительная записка

Актуальность Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

В Смоленской области остается высоким удельный вес подростковой преступности, в 2009 году он составил 6,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в Смоленской области (в 2008 году - 6,8 процента, по России - 5,7 процента, по Центральному федеральному округу - 4,6 процента).

Растет число безнадзорных детей. В 2009 году органами внутренних дел было выявлено 224 безнадзорных несовершеннолетних (в 2008 году - 193), 4 беспризорных (в 2008 году - 8), 208 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в 2008 году - 206), из которых 90 совершили правонарушения или антиобщественные действия (в 2008 году - 101).

В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни необходимо осуществлять в младшем школьном возрасте.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. При её реализации будут использованы современные педагогические технологии.


Цель программы – воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.


Задачи программы:

  • сформировать систему нравственных ценностей;

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

  • формировать экологически воспитанную личность;

  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

  • формировать интерес к чтению художественной литературы;

  • развивать познавательную активность;

  • развивать творческие способности.


Форма внеурочной деятельности: кружок

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 8 лет

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)

2016 - 2017 – 1 класс

2017 - 2018– 2 класс

2018 - 2019 – 3 класс

2019 – 2020 – 4 класс

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы) - 4 года.

Краткое обоснование ценностных ориентиров. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек со­ставляет сущность нравственного воспитания.

Общая характеристика курса

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

в том числе

теории

практики

1.

Я и школа

1

1


2.

Я и окружающие

11

2

9

3.

Я и семья

2

1

1

4.

Я и природа

8

1

7

5.

Я и книга

7


7

6.

Я и здоровье

3

1

2

7.

Я и животные

2

1

1


Итого

34

7

27

Перечень нормативно - правовых документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);

Режим занятий – 1час в неделю.

Формы занятий: беседы, познавательные игры и викторины, экскурсии, аукцион ценностей, практические работы, наблюдения, просмотр видеофильмов, эстафеты, исследовательская работа, учебный проект.


Планируемые результаты

Личностные результаты

1 уровень приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

3 уровень получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Мониторинговая карта


Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения


Личностные результаты:

ценностно-смысловые установки учащихся

Прогнозируемый воспитательный результат – знают о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.

(1 уровень)


Анкета

Наблюдения педагогов и родителей.

май


позитивное отношение к базовым ценностям общества, соблюдение моральных норм и правил поведения.

(2 уровень)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 1-4 класс

Наблюдения педагогов и родителей.

май


делятся положительным опытом самостоятельного общественного действия, приемлемыми моделями поведения с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями)

(3 уровень)

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). 1-4 класс

наблюдения педагогов и родителей.

В течение года


Воспитательный эффект

Формирование духовно – нравственной личности ребёнка через систему нравственных ценностей.



Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию

«Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

Выделение существенных признаков (2 класс).

Логические закономерности (3 класс).

Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

май


Прогнозируемый эффект

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания




Регулятивные УУД:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Методика «Лесенка» 1-4 класс (В.Г.Щур)


«Рисование по точкам (1 класс)

Корректурная проба (2- 4 класс)


май


Прогнозируемый эффект

Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия





Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Методика «Рукавичка»

(1 класс)

«Дорога к дому»

(2-3класс)

Методика «Кто прав?» (4 класс)

май


Прогнозируемый эффект

Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;




Содержание изучаемого курса

  1. Я и школа - 1 ч

О культуре поведения в школе

  1. Я и окружающие - 11 ч

Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть?

  1. Я и семья - 2 ч

Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…

  1. Я и природа - 8 ч

Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

  1. Я и книга - 7 ч

Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.

  1. Я и здоровье - 3 ч

«Тише, пожалуйста!» Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.

  1. Я и животные - 2ч

Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках














Календарно-тематическое планирование занятий кружка

«Что такое хорошо и что такое плохо» (34 часа)


п/п

Тема занятия

Кол - во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Я и школа – 1ч

О культуре поведения в школе

1

05.09


2.

Я и семья – 1ч

Под крышей дома моего

1

12.09


3.

Я и природа – 2ч

Времена года

1

19.09


4.

Отправляемся в путешествие

1

26.09


5.

Я и книга – 1ч

Узнай меня!

1

03.10


6.

Я и окружающие – 2ч

Не надо больше ссорится…

1

10.10


7.

Учимся дружить

1

17.10


8.

Я и животные – 1ч

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

24.10


9.

Я и окружающие – 1ч

Учимся обсуждать проблему

1

31.10


10.

Я и природа – 1ч

Во саду ли, в огороде

1

14.11


11.

Я и окружающие – 1ч

Слушаем сказку

1

21.11


12.

Я и животные – 1ч

Поговорим о собаках

1

28.11


13.

Я и здоровье – 1ч

«Тише, пожалуйста!»

1

02.12


14.

Я и окружающие – 2ч

Занимательный журнал «Имена»

1

12.12


15.

Колечко красоты

1

19.12


16.

Я и книга – 1ч

«Девочка и разбойник»

1

26.12


17.

Я и здоровье – 1ч

Экскурсия в медицинский кабинет

1

16.01


18.

Я и природа – 1ч

Зима в лесу

1

23.01


19.

Я и книга – 1ч

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»

1

30.01


20.

Я и здоровье – 1ч

Для чего нужны нам глазки

1

06.02


21.

Я и книга – 1ч

И снова сказка

1

13.02


22.

Я и природа – 1ч

Лепим снеговика

1

20.02


23.

Я и семья – 1ч

Давайте, друзья потолкуем о маме…

1

27.02


24.

Я и окружающие – 1ч

Цветик – семицветик

1

06.03


25.

Я и книга – 2ч

Волшебники и волшебные предметы

1

13.03


26.

Животные с книжных страниц

1

20.03


27.

Я и окружающие – 2ч

Спешим на помощь Бабке Ёжке

1

03.04


28.

День космонавтики

1

10.04


29.

Я и природа – 1ч

Тропинка

1

17.04


30.

Я и окружающие – 1ч

Ох уж этот ветер!..

1

24.04


31.

Я и книга – 1ч

Сказочные фанты

1

08.05


32.

Я и окружающие – 1ч

Кем быть?

1

15.05


33.

Я и природа – 2ч

Школа насекомых

1


22.05



34.

Лето в загадках

1

29.05



Итого

34




Методическое обеспечение

Информационное обеспечение:

  1. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

  2. .Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 2класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

  3. .Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

  4. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 4класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012


Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка диагностических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, диагностических методик.

Контрольно-измерительные материалы: тесты, анкетирование, наблюдение












Скачать

© 2021 106 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!