МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на ШМО. УТВЕРЖДАЮ.
Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г. Директор школы
_______________
СОГЛАСОВАНО. М.В. Колпачкова
Зам. директора по ВР «___» ___ 20 ___ г.
__________________
Н.А.Гвозденкова
«___» ___ 20 ___ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Что такое хорошо и что такое плохо»
(духовно - нравственное направление)
2 класс
на 2017- 2018 учебный год
Руководитель: Медведева Н.В.
учитель начальных классов,
первая кв. категория
Перенка, 2017
Пояснительная записка
Актуальность Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.
В Смоленской области остается высоким удельный вес подростковой преступности, в 2009 году он составил 6,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в Смоленской области (в 2008 году - 6,8 процента, по России - 5,7 процента, по Центральному федеральному округу - 4,6 процента).
Растет число безнадзорных детей. В 2009 году органами внутренних дел было выявлено 224 безнадзорных несовершеннолетних (в 2008 году - 193), 4 беспризорных (в 2008 году - 8), 208 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в 2008 году - 206), из которых 90 совершили правонарушения или антиобщественные действия (в 2008 году - 101).
В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни необходимо осуществлять в младшем школьном возрасте.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. При её реализации будут использованы современные педагогические технологии.
Цель программы – воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.
Задачи программы:
сформировать систему нравственных ценностей;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
формировать экологически воспитанную личность;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
формировать интерес к чтению художественной литературы;
развивать познавательную активность;
развивать творческие способности.
Форма внеурочной деятельности: кружок
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 8 лет
Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)
2016 - 2017 – 1 класс
2017 - 2018– 2 класс
2018 - 2019 – 3 класс
2019 – 2020 – 4 класс
Сроки реализации (общая продолжительность, этапы) - 4 года.
Краткое обоснование ценностных ориентиров. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Общая характеристика курса
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе |
теории | практики |
1. | Я и школа | 1 | 1 | |
2. | Я и окружающие | 11 | 2 | 9 |
3. | Я и семья | 2 | 1 | 1 |
4. | Я и природа | 8 | 1 | 7 |
5. | Я и книга | 7 | | 7 |
6. | Я и здоровье | 3 | 1 | 2 |
7. | Я и животные | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 7 | 27 |
Перечень нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24.11.2015 года №81);
Режим занятий – 1час в неделю.
Формы занятий: беседы, познавательные игры и викторины, экскурсии, аукцион ценностей, практические работы, наблюдения, просмотр видеофильмов, эстафеты, исследовательская работа, учебный проект.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1 уровень приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
2 уровень получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
3 уровень получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения | |
Личностные результаты: ценностно-смысловые установки учащихся | Прогнозируемый воспитательный результат – знают о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе. (1 уровень) | Анкета Наблюдения педагогов и родителей. | май | |
позитивное отношение к базовым ценностям общества, соблюдение моральных норм и правил поведения. (2 уровень) | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 1-4 класс Наблюдения педагогов и родителей. | май | |
делятся положительным опытом самостоятельного общественного действия, приемлемыми моделями поведения с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями) (3 уровень) | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). 1-4 класс наблюдения педагогов и родителей. | В течение года | |
Воспитательный эффект | Формирование духовно – нравственной личности ребёнка через систему нравственных ценностей. | | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию | «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно - логического мышления (4 класс). | май | |
Прогнозируемый эффект | Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания | | |
| Регулятивные УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; | Методика «Лесенка» 1-4 класс (В.Г.Щур) «Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс) | май | |
Прогнозируемый эффект | Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия | | | |
| Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | Методика «Рукавичка» (1 класс) «Дорога к дому» (2-3класс) Методика «Кто прав?» (4 класс) | май | |
Прогнозируемый эффект | Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; | | |
Содержание изучаемого курса
Я и школа - 1 ч
О культуре поведения в школе
Я и окружающие - 11 ч
Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть?
Я и семья - 2 ч
Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…
Я и природа - 8 ч
Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.
Я и книга - 7 ч
Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.
Я и здоровье - 3 ч
«Тише, пожалуйста!» Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.
Я и животные - 2ч
Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
«Что такое хорошо и что такое плохо» (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол - во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Я и школа – 1ч О культуре поведения в школе | 1 | 05.09 | |
2. | Я и семья – 1ч Под крышей дома моего | 1 | 12.09 | |
3. | Я и природа – 2ч Времена года | 1 | 19.09 | |
4. | Отправляемся в путешествие | 1 | 26.09 | |
5. | Я и книга – 1ч Узнай меня! | 1 | 03.10 | |
6. | Я и окружающие – 2ч Не надо больше ссорится… | 1 | 10.10 | |
7. | Учимся дружить | 1 | 17.10 | |
8. | Я и животные – 1ч Белый пёс в сиреневый цветочек | 1 | 24.10 | |
9. | Я и окружающие – 1ч Учимся обсуждать проблему | 1 | 31.10 | |
10. | Я и природа – 1ч Во саду ли, в огороде | 1 | 14.11 | |
11. | Я и окружающие – 1ч Слушаем сказку | 1 | 21.11 | |
12. | Я и животные – 1ч Поговорим о собаках | 1 | 28.11 | |
13. | Я и здоровье – 1ч «Тише, пожалуйста!» | 1 | 02.12 | |
14. | Я и окружающие – 2ч Занимательный журнал «Имена» | 1 | 12.12 | |
15. | Колечко красоты | 1 | 19.12 | |
16. | Я и книга – 1ч «Девочка и разбойник» | 1 | 26.12 | |
17. | Я и здоровье – 1ч Экскурсия в медицинский кабинет | 1 | 16.01 | |
18. | Я и природа – 1ч Зима в лесу | 1 | 23.01 | |
19. | Я и книга – 1ч По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» | 1 | 30.01 | |
20. | Я и здоровье – 1ч Для чего нужны нам глазки | 1 | 06.02 | |
21. | Я и книга – 1ч И снова сказка | 1 | 13.02 | |
22. | Я и природа – 1ч Лепим снеговика | 1 | 20.02 | |
23. | Я и семья – 1ч Давайте, друзья потолкуем о маме… | 1 | 27.02 | |
24. | Я и окружающие – 1ч Цветик – семицветик | 1 | 06.03 | |
25. | Я и книга – 2ч Волшебники и волшебные предметы | 1 | 13.03 | |
26. | Животные с книжных страниц | 1 | 20.03 | |
27. | Я и окружающие – 2ч Спешим на помощь Бабке Ёжке | 1 | 03.04 | |
28. | День космонавтики | 1 | 10.04 | |
29. | Я и природа – 1ч Тропинка | 1 | 17.04 | |
30. | Я и окружающие – 1ч Ох уж этот ветер!.. | 1 | 24.04 | |
31. | Я и книга – 1ч Сказочные фанты | 1 | 08.05 | |
32. | Я и окружающие – 1ч Кем быть? | 1 | 15.05 | |
33. | Я и природа – 2ч Школа насекомых | 1 | 22.05 | |
34. | Лето в загадках | 1 | 29.05 | |
| Итого | 34 | |
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение:
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 2класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 4класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка диагностических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, диагностических методик.
Контрольно-измерительные материалы: тесты, анкетирование, наблюдение