Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии и требованиями кодификатора ЕГЭ по биологии. Она направлена на оказание помощи школьникам в расширении, обобщение и систематизации знаний основных разделов биологии. Она направлена на выработку у учащихся основных компетенций в области биологии; на развитие у школьников понимания значения знаний разделов биологии в современном обществе. Программа курса ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности, формирование умений и навыков выполнения заданий и решения задач по основным разделам биологии. Программа курса является дополнением к изучению курса биологии на базовом уровне.
Данный курс рассчитан на 8 часов во втором полугодии, с расчетом по 0,25 часа в неделю.
Программа составлена на основе:
1)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждении Российской Федерации
2) Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
3) Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Программа направлена на решение следующих задач:
Формирование научного миропонимания как компонента научного мировоззрения.
Формирование и расширение знаний об основах науки биологии на уровне ее современного состояния; овладение способами добывания и применения этих знаний
Раскрытие значения биологии в познании законов живой природы; роли общего биологического образования для повышения культуры учащихся и ориентирования культуры учащихся и ориентиров в будущей образовательной деятельности.
Формирование и развитие навыков и умений решения заданий и задач в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.
Изучение разделов курса направлено на достижение целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема), развития современных представлений о живой природе, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, находить и анализировать информацию о живых объектах, умений решения биологических задач;
- развитие познавательных интересов, путей развития современных научных взглядов, идей, теорий;
- воспитание понимания роли биологии как науки
- использование знаний и умений в повседневной жизни.
Расширение и углубление теоретической базы учащихся по биологии.
Научить учащихся правильно и быстро решать биологические задачи из сборников ЕГЭ
Развить и усилить интерес к предмету, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Содержание программы (8 часов, 0,25 часа в неделю)
Тема1. Клетка как биологическая система (2 часа).
Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки. Реализация генетической информации в клетке. Ферменты - биокатализаторы в клетке. Функции белков. Структура и функции клетки. Прокариоты. Бактерии, археи.
Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты. Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене. Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена. Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
Тема 2. Человек и многообразие организмов (2 часа).
Бактерии и грибы, животные, растения, человек, многообразие организмов, общебиологические закономерности.
Тема 3. Эволюция и экологические закономерности (1 час).
Механизмы эволюционного процесса. Факторы эволюции по Ч.Дарвину.
Основные направления эволюции по Северцову. Этапы эволюции человека - антропогенеза. Роль социального фактора в эволюции человека. Экологические факторы среды. Влияние антропогенного фактора на экосистемы. Биогеоценоз. Экосистемы, свойства экосистем, смена экосистем. Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроценозов. Структура и функции биосферы. Проблемы биосферы.
Тема 4. Решение задач по цитологии (1 час).
Биосинтез белка, деление клеток, правило Чаграффа, энергетический обмен.
Тема 5. Решение задач по генетике (2 часа).
Составление генеалогического древа, генеалогический метод, кодоминирование, взаимодействие генов, моно-, и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения данного элективного курса по химии ученик должен:
знать /понимать
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
Естественную классификацию органического мира.
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
Закономерности наследственности и изменчивости.
Механизмы эволюционного процесса.
уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕГЭ, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Учебно-тематический план
Предмет – биология, класс – 11
(0,25 часа в неделю, всего 8 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Клетка как биологическая система | 2 |
2 | Человек и многообразие организмов | 2 |
3 | Эволюция и экологические закономерности | 1 |
4 | Решение задач по цитологии | 1 |
5 | Решение задач по генетике | 2 |
Список литературы и интернет ресурс:
https://bio-ege.sdamgia.ru/
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
http://www.alleng.ru/
http://www.bio-faq.ru/
-