Программа составлена по новым стандартам. Авторы программы: Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. Москва «Просвещение» 2011 и проекту программы по графическому дизайну для детских школ искусств и студий.
Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно – нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества.
Во время первого года обучения учащиеся знакомятся с особенностями условного языка дизайна.
На втором году обучения вводятся понятия «знаковость».
На третьем году обучения происходит освоение ритмов композиции.
В четвертом классе вводятся шрифтовые композиции.
Упражнения выполняются в формате А4, контрольные задания в формате А3, А2. Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных школьникам материалов.
Основной формой проведения является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).
Краткосрочные упражнения начинаются с более простых и постепенно усложняются.
Орнаменты помогают освоить способы организации плоскости, подойти к решению задач по освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «фон». В растительных орнаментах учащиеся сталкиваются с понятиями «декоративность», «стилизация».
В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность в композиции.
Во время первого года обучения необходимо научиться работать с цветной бумагой, кальками, выполнять подготовительные эскизы карандашом, цветной гуашью, черной тушью, пером, фломастерами.
На протяжении 1-2 года обучения учащиеся изображают различные фактуры предметного мира (дерево, камень, трава, лед и т.д.).
№ | Наименование темы. Толкование | Вариант исполнения заданий | Применяемые материалы |
Первый год обучения |
1 | Стилизация. Силуэт. Задача: знакомство с приемами стилизации. Реальное изображение цветка с листьями упростить до силуэтного изображения. Выполнить: Графическую зарисовку растений. Упражнение на «трансформацию» формы Линейный рисунок Силуэтный рисунок Цель: освоение языка прикладной графики. | Формат 12 х 15см 6-8 упражнений | Открытки с изображением цветов, карандаш, черный маркер |
2 | Тон, цвет – как средства выражения художественного образа. Задача: Формально – образное выражение эмоциональных состояний и свойств предметов. Выполнить ряд упражнений, построенных на: Цветовых ассоциациях от состояний природы (хмурое утро, солнечный день, жара, иней) Словесных образах (счастливое детство, одиночество, ярмарка) | Формат 12 х 15см 6-8 упражнений | Гуашь цветная, кисти, бумага, карандаш. |
3 | Организация плоскости. Центр композиции. Задача: знакомство с выявлением центра композиции. Создать композицию из кругов, квадратов, треугольников различных величин. Центр композиции: самый большой элемент, самый активный по цвету, самый светлый, самый сложный по конфигурации, одинокий, группа элементов, плоскость. | Формат 15 х 15см 6-8 упражнений | Цветная бумага, ножницы, линейка, клей, карандаш, бумага белая |
4 | Статика. Уравновешенность композиции. Задача: единство центра и всей композиции. Выполнить композицию из отрезков цветной бумаги различной ширины и длины. Подчеркнуть вертикали Подчеркнуть горизонтали Из вертикальных и горизонтальных полос создать уравновешенную композицию используя круг, треугольник, квадрат. | Формат 15 х 15см 3-4 упражнения | Цветная и белая бумага, ножницы, линейка, клей, карандаш |
5 | Динамика. Задачи: выполнить ряд упражнений с различными вариантами ритмического построения. Передать направление движения Передать состояние неустойчивости формы Передать состояние хаоса | Формат 15 х 15см 6-8 упражнений | Цветная бумага, ножницы, линейка, клей, карандаш, бумага белая |
6 | Орнамент. Задача: знакомство с особенностями построения орнамента. Создать: 1. Ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка. 2. Заполнить пространство листа орнаментом, использовать рапорт со сдвигом. 3. Решить орнамент в круге. Цель: освоение закономерностей орнаментальных построений | Формат А3 Эскиз 1 Оригинал 1 | Маркер черный, карандаш, линейка, циркуль |
Второй год обучения |
7 | Цветоведение. Задача: знакомство с цветоведением. Выполнение упражнения: 1. На однотонную гармонию (ахроматическую). 2. На контрастную гармонию 3. На родственно-контрастную гармонию. 4. На родственную гармонию | Формат 15 х 12см 6-8 упражнений | Гуашь цветная, кисти, бумага, карандаш |
8 | Знак. Задача: ознакомление с принципами абстрагирования. Создать поэтапно знаковое изображение животного. Реальное изображение Стилизация, упрощение через пластику линий Подчеркнуть характер образа Решить фирменный знак Цель: развитие ассоциативного мышления | Формат 15 х 15см 6-8 упражнений | Гуашь цветная, кисти, тушь, перо, бумага, черный маркер |
9 | Фактура. Задача: расширение графических навыков. Передать в рисунке: Фактуру дерева коры Фактуру льда Фактуру травы, листьев, земли, камней и др. Цель: развитие образного мышления | Формат 15 х 15см 6-8 упражнений | Гелиевые ручки, перо, бумага, черный маркер, тушь |
10 | Пейзаж с фактурами Задача: выполнение самостоятельной работы. Применить в решении черно-белые или цветные фактуры формат А3 | Формат А3 | Гелиевые ручки, перо, бумага, черный маркер, тушь |
Третий год обучения |
11 | Витраж. Симетрия и асимметрия. Знакомство с особенностью витража. Выполнить эскиз витража «Птицы, цветы, ветки». Цель: освоение композиционных приемов (симметрия и асимметрия) Выполняется на выбор учащегося один вариант. | Формат А3 | Цветная бумага, ножницы, клей карандаш, гуашь |
12 | Клаузуры Задача: освоение языка аналогий. Создать композицию из предметов, отображающих деятельность: Театра Цирка Изобразительного искусства Спорта Использовать ассоциативный ряд например: театр – сцена, занавес, маски, куклы, контрасты, свет, музыка и т.д. Цель: развитие образного мышления. | Формат 20х30 | Белая бумага, цветная гуашь, кисти, карандаш |
13 | Стилизованный натюрморт. Задача: знакомство с особенностями декоративных композиций. Выполнить тематический натюрморт из предполагаемых предметов ( на выбор учащегося). Цель: Развитие ассоциативного мышления | Формат А3 | Цветная бумага ножницы клей |
14 | Фотоколлаж Задача: освоение приемов коллажа. Создать фотоколлаж (реклама, плакат). Цель: расширение палитры навыков и умений | Формат А3 | Белая бумага, цветная гуашь, кисти, карандаш |
Четвертый год обучения |
15 | Буква – шрифт. Задача: знакомство с особенностями шрифтового решения. Буква – образ. Одна буква компонуется в композиции как живой сюжетный рисунок. (2-3 варианта). Цель: развитие образного мышления | Формат 20х30 | Бумага, тушь, черный маркер, карандаш, линейка, калька, шрифтовые таблицы |
16 | Образная азбука Задача: выполнение шрифтовой композиции Выполнить композицию из 7 - 10ти букв рисунков (буквы человечки, буквы – звери, буквы – предметы и т.д. на выбор учащегося). Цель: развитие фантазии шрифтовой композиции. | Формат А3 | Бумага, тушь, черный маркер, карандаш, линейка, калька, шрифтовые таблицы |
17 | Макет книги Задача: знакомство с макетированием книги. На основе разработанной модульной сетки решить макет детской книжки - гармошки (книжки-картинки). Обложка, 4-6 иллюстраций. Цель: освоение принципа типографической композиции (единый стиль) | Макет 1 Формат страницы 70 – 50 мм | Белая бумага, цветная гуашь, кисти, карандаш, ножницы |