СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для внеурочной деятельности.Графический дизайн.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность( кружковая работа с детьми).Программа проект-  Графический дизайн.

Просмотр содержимого документа
«Программа для внеурочной деятельности.Графический дизайн.»


Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности. Художественное творчество.

«Графический дизайн.»

Программа составлена по новым стандартам. Авторы программы: Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. Москва «Просвещение» 2011 и проекту программы по графическому дизайну для детских школ искусств и студий.

Цель: примерной внеурочной программы художественного творчества школьников – дизайн, основные принципы композиции, дизайн основы организации пространства.

Задачи внеурочной программы:

  • Расширение общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, развитие у школьников художественного вкуса.

  • Формирование дизайнерских способностей у учащихся.

  • Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими учащимися.

Формы и режим занятий: информационные беседы, лекции, художественно – образовательные события – акт художественного творчества, выносимый на публичное рассмотрение с образовательными целями.

Основная идея примерной программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно – нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества.

Знания и умения по окончании первого класса

Знания:

  • Основные законы построения композиции;

  • Знакомство с особенностями условного языка дизайна;

  • Законы построения орнамента.

Умения:

  • Выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, цветной гуашью, маркером, фломастером;

  • Научиться работать с цветной бумагой, кальками;

  • Выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуру.



Знания и умения по окончании второго класса

Знания:

  • Основные законы цветоведения;

  • Основные принципы стилизации и формообразования;

Умения:

  • Выполнять упражнения в заданных цветовых гармониях;

  • Создавать поэтапно знаковые изображения животного;

  • Изображать различные фактуры предметного мира;

  • Расширение графических навыков.


Знания и умения по окончании третьего класса


Знания:

  • Освоение композиционных приемов, симметрия, асимметрия;

  • Освоение языка аналогий;

  • Особенности построения декоративных композиций.

Умения:

  • Использовать колорит и гармонию цветовых оттенков в композиции;

  • Выстраивать ассоциативный ряд в композиции;

  • Освоить приемы техники коллажа.


Знания и умения по окончании третьего класса


Знания:

  • Знакомство с разнообразием шрифтов, шрифтовых гарнитур;

  • Знакомство с макетированием книги.

Умения:

  • Выполнять шрифтовую композицию;

  • Освоить принципы типографической композиции ;

  • Добиваться художественно-образной выразительности композиции.


Задачи обучения.

  1. Знакомство с языком дизайна.

  2. Освоение основных композиционных приемов:

а) выявление центра

б) статика

в) динамика

  1. Развитие образного мышления.

  2. Знакомство с курсом «Цветоведение»

  3. Последовательная работа над этапами преобразования предметов:

а) реальное изображение

б) стилизация

в) ассоциативность

г) абстракция

д) знаковость

  1. Освоение правил построения композиций

а) ритмы цветовые

б) ритмы линейные

в) ритмы тональные

  1. Знакомство с типографическими особенностями прикладной композиции.

  2. Развитие навыков в работе с графическими приемами в композиции. Срок реализации программы составляет 272 часа, по 68 часов ежегодно.

Во время первого года обучения учащиеся знакомятся с особенностями условного языка дизайна.

На втором году обучения вводятся понятия «знаковость».

На третьем году обучения происходит освоение ритмов композиции.

В четвертом классе вводятся шрифтовые композиции.

Упражнения выполняются в формате А4, контрольные задания в формате А3, А2. Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных школьникам материалов.

Основной формой проведения является урок смешанного типа (лекция совмещается с практической работой).


Методические рекомендации


Основные дидактические приемы

Краткосрочные упражнения начинаются с более простых и постепенно усложняются.

Орнаменты помогают освоить способы организации плоскости, подойти к решению задач по освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «фон». В растительных орнаментах учащиеся сталкиваются с понятиями «декоративность», «стилизация».

В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность в композиции.

Во время первого года обучения необходимо научиться работать с цветной бумагой, кальками, выполнять подготовительные эскизы карандашом, цветной гуашью, черной тушью, пером, фломастерами.

На протяжении 1-2 года обучения учащиеся изображают различные фактуры предметного мира (дерево, камень, трава, лед и т.д.).



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА
«ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»


Первый год


Наименование темы

Колич-во часов

1

Художественный образ. Стилизация. Силуэт

15

2

Тон. Цвет – как средство выражения художественного образа

8

3

Организация плоскости. Фронтальная композиция. Центр композиции

15

4

Статика. Уравновешенность композиции

6

5

Динамика

6

6

Контрольное задание. Орнамент

18


Итого:

68


Второй год


Наименование темы

Колич-во часов

7

Цветоведение

21

8

Знак

15

9

Фактура

9

10

Контрольное задание. Пейзаж с фактурами.

23


Итого:

68


Третий год


Наименование темы

Колич-во часов

11

Витраж. Симметрия и асимметрия.

15

12

Клаузуры

15

13

Стилизованный натюрморт

18

14

Контрольное задание. Фотоколлаж.

20


Итого:

68



Четвертый год


Наименование темы

Колич-во часов

15

Буква - шрифт

23

16

Образная азбука

15

17

Контрольное задание. Макет книги. Модульная сетка.

30


Итого:

68



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Наименование темы. Толкование

Вариант исполнения заданий

Применяемые материалы

Первый год обучения

1

Стилизация. Силуэт.

Задача: знакомство с приемами стилизации. Реальное изображение цветка с листьями упростить до силуэтного изображения. Выполнить:

  1. Графическую зарисовку растений.

  2. Упражнение на «трансформацию» формы

  3. Линейный рисунок

  4. Силуэтный рисунок

Цель: освоение языка прикладной графики.


Формат 12 х 15см

6-8 упражнений

Открытки с изображением цветов, карандаш, черный маркер

2

Тон, цвет – как средства выражения художественного образа.

Задача: Формально – образное выражение эмоциональных состояний и свойств предметов.

Выполнить ряд упражнений, построенных на:

  1. Цветовых ассоциациях от состояний природы (хмурое утро, солнечный день, жара, иней)

  2. Словесных образах (счастливое детство, одиночество, ярмарка)

Формат 12 х 15см

6-8 упражнений

Гуашь цветная, кисти, бумага, карандаш.

3

Организация плоскости. Центр композиции. Задача: знакомство с выявлением центра композиции.

Создать композицию из кругов, квадратов, треугольников различных величин. Центр композиции: самый большой элемент, самый активный по цвету, самый светлый, самый сложный по конфигурации, одинокий, группа элементов, плоскость.

Формат 15 х 15см

6-8 упражнений

Цветная бумага, ножницы, линейка, клей, карандаш, бумага белая

4

Статика. Уравновешенность композиции. Задача: единство центра и всей композиции. Выполнить композицию из отрезков цветной бумаги различной ширины и длины.

  1. Подчеркнуть вертикали

  2. Подчеркнуть горизонтали

  3. Из вертикальных и горизонтальных полос создать уравновешенную композицию используя круг, треугольник, квадрат.

Формат 15 х 15см

3-4 упражнения

Цветная и белая бумага, ножницы, линейка, клей, карандаш

5

Динамика.

Задачи: выполнить ряд упражнений с различными вариантами ритмического построения.

  1. Передать направление движения

  2. Передать состояние неустойчивости формы

  3. Передать состояние хаоса

Формат 15 х 15см

6-8 упражнений

Цветная бумага, ножницы, линейка, клей, карандаш, бумага белая

6

Орнамент. Задача: знакомство с особенностями построения орнамента. Создать: 1. Ленточный орнамент из силуэтного изображения цветка.

2. Заполнить пространство листа орнаментом, использовать рапорт со сдвигом.

3. Решить орнамент в круге.

Цель: освоение закономерностей орнаментальных построений

Формат А3

Эскиз 1

Оригинал 1

Маркер черный, карандаш, линейка, циркуль

Второй год обучения

7

Цветоведение.

Задача: знакомство с цветоведением. Выполнение упражнения: 1. На однотонную гармонию (ахроматическую).

2. На контрастную гармонию

3. На родственно-контрастную гармонию.

4. На родственную гармонию

Формат 15 х 12см

6-8 упражнений

Гуашь цветная, кисти, бумага, карандаш

8

Знак.

Задача: ознакомление с принципами абстрагирования. Создать поэтапно знаковое изображение животного.

  1. Реальное изображение

  2. Стилизация, упрощение через пластику линий

  3. Подчеркнуть характер образа

  4. Решить фирменный знак

Цель: развитие ассоциативного мышления

Формат 15 х 15см

6-8 упражнений

Гуашь цветная, кисти, тушь, перо, бумага, черный маркер

9

Фактура.

Задача: расширение графических навыков. Передать в рисунке:

  1. Фактуру дерева коры

  2. Фактуру льда

  3. Фактуру травы, листьев, земли, камней и др.

Цель: развитие образного мышления

Формат 15 х 15см

6-8 упражнений

Гелиевые ручки, перо, бумага, черный маркер, тушь

10

Пейзаж с фактурами

Задача: выполнение самостоятельной работы.

Применить в решении черно-белые или цветные фактуры формат А3

Формат А3

Гелиевые ручки, перо, бумага, черный маркер, тушь

Третий год обучения

11

Витраж. Симетрия и асимметрия.

Знакомство с особенностью витража. Выполнить эскиз витража «Птицы, цветы, ветки». Цель: освоение композиционных приемов (симметрия и асимметрия) Выполняется на выбор учащегося один вариант.

Формат А3

Цветная бумага, ножницы, клей карандаш, гуашь

12

Клаузуры

Задача: освоение языка аналогий. Создать композицию из предметов, отображающих деятельность:

  1. Театра

  2. Цирка

  3. Изобразительного искусства

  4. Спорта

Использовать ассоциативный ряд например: театр – сцена, занавес, маски, куклы, контрасты, свет, музыка и т.д.

Цель: развитие образного мышления.

Формат 20х30

Белая бумага, цветная гуашь, кисти, карандаш

13

Стилизованный натюрморт.

Задача: знакомство с особенностями декоративных композиций.

Выполнить тематический натюрморт из предполагаемых предметов ( на выбор учащегося).

Цель: Развитие ассоциативного мышления

Формат А3

Цветная бумага ножницы клей

14

Фотоколлаж

Задача: освоение приемов коллажа. Создать фотоколлаж (реклама, плакат).

Цель: расширение палитры навыков и умений

Формат А3

Белая бумага, цветная гуашь, кисти, карандаш

Четвертый год обучения

15

Буква – шрифт.

Задача: знакомство с особенностями шрифтового решения. Буква – образ. Одна буква компонуется в композиции как живой сюжетный рисунок. (2-3 варианта). Цель: развитие образного мышления

Формат 20х30

Бумага, тушь, черный маркер, карандаш, линейка, калька, шрифтовые таблицы

16

Образная азбука

Задача: выполнение шрифтовой композиции

Выполнить композицию из 7 - 10ти букв рисунков (буквы человечки, буквы – звери, буквы – предметы и т.д. на выбор учащегося).

Цель: развитие фантазии шрифтовой композиции.

Формат А3

Бумага, тушь, черный маркер, карандаш, линейка, калька, шрифтовые таблицы

17

Макет книги

Задача: знакомство с макетированием книги. На основе разработанной модульной сетки решить макет детской книжки - гармошки (книжки-картинки). Обложка, 4-6 иллюстраций.

Цель: освоение принципа типографической композиции (единый стиль)

Макет 1

Формат страницы 70 – 50 мм

Белая бумага, цветная гуашь, кисти, карандаш, ножницы