СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологического краеведения». Представленная программа туристско–краеведческой направленности разработана на основании программ «Экологическое воспитание младших школьников», Егоренков Л.И.  «Юный эклог», С.Н.Николаевой; «Экологическое развитие детей младшего школьного возраста», Маханева М.Д.

Актуальность программы заключается в  использовании  природы, как ведущего педагогического средства. Экологические  проблемы  района и поселка актуальны сегодня, как никогда. Просто необходимо введение в учебный процесс эколого-краеведческого подхода для воспитания в подрастающем поколении, чувства бережного отношения к природе.

Новизна программы состоит в том, что учащиеся учатся на деле применять теоретические знания на практике, наблюдая за экологическим состоянием парковых зон и территорий. Также они имеют возможность приобщать своих сверстников и «нести» приобретенные экологические знания во взрослую жизнь, в свою семью. В ходе изучения программы происходит непроизвольно воспитание не только в экологическом направлении, но и оздоровительном, духовно – нравственном, патриотическом.

Отличительная особенность программы.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этот процессе воспитания принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколог – биологической деятельности обучающихся младшего школьного возраста с позиции комплексного познания и изучения всего мира с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося: педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя: личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей.

Адресат программы.

Программа рассчитана  на возраст детей  7 – 14 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»


Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологического краеведения». Представленная программа туристско–краеведческой направленности разработана на основании программ «Экологическое воспитание младших школьников», Егоренков Л.И. «Юный эклог», С.Н.Николаевой; «Экологическое развитие детей младшего школьного возраста», Маханева М.Д.

Актуальность программы заключается в использовании природы, как ведущего педагогического средства. Экологические проблемы района и поселка актуальны сегодня, как никогда. Просто необходимо введение в учебный процесс эколого-краеведческого подхода для воспитания в подрастающем поколении, чувства бережного отношения к природе.

Новизна программы состоит в том, что учащиеся учатся на деле применять теоретические знания на практике, наблюдая за экологическим состоянием парковых зон и территорий. Также они имеют возможность приобщать своих сверстников и «нести» приобретенные экологические знания во взрослую жизнь, в свою семью. В ходе изучения программы происходит непроизвольно воспитание не только в экологическом направлении, но и оздоровительном, духовно – нравственном, патриотическом.

Отличительная особенность программы.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей, вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этот процессе воспитания принадлежит главная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколог – биологической деятельности обучающихся младшего школьного возраста с позиции комплексного познания и изучения всего мира с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося: педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя: личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей.

Адресат программы.

Программа рассчитана на возраст детей 7 – 14 лет.

Объем программы.

Первый год - 52 часа 1 час в неделю. Во второй год - 312 часов 2 раза в неделю по 3 часа. В третий и четвертый год обучения - 312 часов 2 раза в неделю по 3 часа.

Срок освоения программы. 4 года обучения.

Режим занятий.

Предполагаемый состав группы в первый год обучения - 15 детей; во второй год – 12 детей; третий и четвертый год обучения - 8 детей.

Занятие в объединении проводятся: первый год 1 раз в неделю по одному академическому часу. Во второй год - 2 раза в неделю по 3 часа. В третий и четвертый год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа.

Формы организации образовательного процесса.

Лекции, практическая работа, экскурсии, поход ПВД, работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой, КВН, аналитическая и эвристическая беседа и так далее. Занятия проводятся со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Реализация программы помогает организовать деятельность учащихся, чтобы они лучше изучили свой родной край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, формирует у обучающихся интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства. Участниками реализации программы являются учащиеся начальных и старших классов, программа рассчитана на четыре года обучения.

Цель – формировать экологическую культуру.

Задачи:

1) формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

2) расширение и углубление представления о взаимосвязях в природе и месте человека в них;

3) воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.

4) вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;

5) формирование навыков экологически грамотного, нравственного – поведения в природе.

Планируемые результаты.

Личностные:

1)осознать взаимосвязь человека с окружающей средой и ответственности человека за состояние природы;

2)  формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Экологическое краеведение»; представления о взаимосвязи природоохранного и безопасного поведения и красоты природы России и родного края;

3) осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

4) этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

5) целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Метапредметные:

1)овладевать практико-ориентированными знаниями о человеке и окружающей среды;

2) искать и использовать информацию, необходимую для осмысления причинно-следственных связей в окружающем мире;  

3) умение распределять общий объём работы;

4) использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками;

Предметные: 

1) осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

2) определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

3) осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

4) различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

5) проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

6) классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

7) обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

8) приводить примеры растений и животных из Красной книги России.

Условия реализации программы.

наличие помещения для учебных занятий, отвечающего правилам Сан ПиНа; регулярное посещение занятий; * наличие учебно–методической базы. Использование наглядных пособий, ТСО, компьютерная работа, способствует лучшему изучению материала и позволяет разнообразить формы и методы занятий. Поэтому занятия в кружке должны быть обеспечены оборудованием, раздаточным материалом (карточки с тематическими кроссвордами, таблицы круговорота веществ, набор дисков, гербарий); * наличие материальной базы: на занятиях предусмотрено использование видеомагнитофона, диапроектора, компьютера, магнитофона; взаимодействие с учреждениями и организациями эколого–биологического направления.


Формы диагностики и подведения итогов реализации программы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).

4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.

5. Тестирование, зачетмини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во время туристического похода».

7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

8. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Тульский край – земля родная».

9. Очно-заочные викторины «Мой Тульский край». Темы викторин: «Тула древняя», «Поле русской славы», «Чтобы помнили» о событиях в ВОВ 1941-1945 гг., «Наш лучший край – муниципальное образование Киреевский район».

10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

11. Организация и проведение экскурсий: экскурсионный маршрут по муниципальному образованию Киреевский район, экскурсия «Казачество Тульского края».









Учебно - тематический план 1 года обучения.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

всего

теория

практика



1. Введение в курс.

1.1

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Техника безопасности.

1

1

-


Тест

входная

2. Время года. Взаимосвязь живой и неживой природы.

2.1

Что такое осень? Что такое листопад?

1

1

-





Беседа

Экскурсия

Лекции

Праздники

Рабочие листы заданиями

№ 1,2,3,4,5,6,9,16,18,23, 29.

Занимательная экология

Автор: Е.А.Щербанёва

2.2

Осень. Сад и огород. Рассматривание овощей и фруктов.

1

1

_

2.3

Этнографический праздник « Дары осени».

2

1

1

2.4

Живая и неживая природа.

1

1

-

2.5

Осень. Как звери в лесу готовятся к зиме.

1

1

-

2.6

Маленькой елочке холодно зимой. Экскурсия

1


1


-

2.8

Весна. Март.

2

1

1

2.9

В гости к весне.

2

1

1



12

9

3

3. Экология.

3.1

Что такое экология.

1

1

-



Беседы

Экскурсия

Акции


Презентация « Памятники природы»

3.2

Какую пользу и вред приносит человек природе?

2

-

2

3.3


Экологическая сказка

2

-

2

3.4

Памятники природы Увинского района.

2

1

1



7

2

5

4. Растительный мир.

4.1

Деревья, кустарники, травы.

1

1

-



Экскурсии

Наблюдения в природе




4.2

Какие бывают растения?

1

1

-

4.3

Лиственные и хвойные растения.

1

1

-

4.4

Этажи леса.

2

1

1

4.5

Что где растет?

2

2

-



7

6

1

5. Животный мир

5.1


Зимующие птицы. « Помоги зимующим птицам».

1


0.5


0,5




Конкурс рисунков



Конкурс рисунков

5.3

Домашние животные и дикие.

2

-

2

5.4

Рыбы

2

1

1



5

1,5

3,5

6. Мая малая родина. Летние задание.

6.1

История поселка Ува.

2

1

1



6.2

Первые улицы поселка.

2

1

1

6.3

Экскурсия по поселку Ува

4

1

3

6.4

Река Ува

2

1

1

6.5

Летние домашние задание.

11

2

9



20

6

14

ИТОГО за период обучения:

52

30

22





Учебно - тематический план 2 года обучения.


№ п/п



Наименование тем и разделов


Количество часов


Форма контроля

всего

теория

практика


1. Введение в курс.


1.1

Вводное занятие. Цели и задачи 2 года обучения.

2

2

-


1.2

Техника безопасности. 1-2 полугодие.

2

2

-



4

4


2. Время года. Взаимосвязь живой и неживой природы.

2.1

Времена года






Осень

10

5

5


Зима

12

4

8


Весна

12

5

7

2.2

Основные факторы неживой природы.

2

1

1

2.3

Живое и неживое.

2

1

1








38

16

22

3. Экология.

3.1

Природоохранительная деятельность.

20

2

18

Промежуточная аттестация

3.2

Земля – наш космический дом.

4

-

4

3.3

Земля – планета Солнечной системы.

2

1

1

3.4

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

8

2

6

3.5

Гидросфера. Вода. Свойства воды.

10

2

8

3.6

Почему воду нужно беречь?

6

2

4

3.7

Литосфера. Живое в почве. Защитим почву.

10

4

6

3.8

Природные зоны нашей страны.

12

6

6

3.9

Природные сообщества.

12

4

8

3.10

Сеть питания и экологическая пирамида.

2

-

2

3.11

Экологический проект « Мое дерево».

20

2

18



106

25

81

4. Растительный мир.

4.1

Экскурсия в музей природы.

4

2

2


4.2

Поход экскурсия « Тропа здоровья».

10

2

8


4.3

Лесная растительность.

2

-

2

4.4

Деревья наших лесов.

2

-

2

4.5

Поле чудес « Деревья»

4

2

2

4.6

Грибы. Съедобные и несъедобные.

6

3

3



28

9

19

5. Животный мир.

5.1

Животный мир. Общие понятия.

2

1

1


5.2

Поход экскурсия « Следы животных».

10

2

8

5.3

Мир кошек и собак.

2

1

1

5.4

Млекопитающие животные.

2

-

2

5.5

Земноводные

2

-

2

5.6

В мире животных. ( Викторина)

2

-

2



20

4

16

6. Мой родниковый край Удмуртия.

6.1

Государственная символика Удмуртии.

2

1

1

6.2

Географическое положение Удмуртии.

2

2

-

6.3

Край удмуртский

8

4

4

6.4

Почвы Удмуртии.

2

1

1

6.5

Полезные ископаемые Удмуртии.

2

1

1

6.6

Воды и реки Удмуртии.

2

2

-

6.7

Присоединение Удмуртии к России.

4

2

2

6.8

Города Удмуртии.

8

4

4

6.9

Население

2

-

2

6.10

Удмуртия в годы ВОВ.

4

2

2

6.11

История города Ижевска.

4

2

2



40

21

19

7.Мастерская « У старика Лесоведа»

7.1

Сбор природного материала. Экскурсии в лес, на луг

16

2

14


Итоговая аттестация

7.2

Композиция « Птицы – наши друзья»

2

-

2

7.3


Творческий день. Изготовление сказочных птиц.

6

3

3

7.4


Выставка для родителей и учащихся начальных классов « Сказки леса».

6

3

3



30

8

22

8. Наблюдение в природе и летние домашние задание.

8.1

Наблюдения в природе. Исследовательская деятельность.

24

2

22


8.2

Летние домашние задания

22

_

22



46

2

44

ИТОГО за период обучения:

312

89

223


























Учебно - тематический план 3 года обучения.


№ п/п



Наименование тем и разделов



Количество часов

Форма контроля



Всего

Теория

Практика



Подведение итогов летнего домашнего задания.

13

1

12



1. Основы туристской подготовки

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма.

4

2

2

Промежуточная аттестация


1.2.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

12

6

6


1.3

Питание в походе

8

4

4


1.4.

Программа « Зеленая школа Увинского района»

12

6

6


1.5

Походы.

24

2

22




60

20

40


2. Краеведение


2.1

Географическое положение, природные условия и ресурсы края

14

2

12



2.2.

История и культура края

24

4

20



2.3

Туристские возможности края

6

2

4


2.4

Краеведческие объекты родного края

20

4

16


2.5

Растительный мир

14

2

12


2.6

Животный мир

14

2

12


2.7

Рельеф и полезные ископаемые

4

2

2


2.8

Погода и климат

10

2

8




106

20

86


3. Топография и ориентирование


3.1

Топографическая и спортивная карты

14

2

12


3.2

Ориентирование

12

2

10




26

4

22


4. Организация экологической работы. Наблюдения за природой


4.1

Наша планета – Земля

10

2

8

Итоговая аттестация


4.2

Биосфера

3

1

2


4.3

Изучение отдельных компонентов природного комплекса

19

1

18


4.4

Наблюдения в природе

27

1

26


4.5

Туризм и охрана природы

21

1

20



4.6

Основы исследовательской работы и задания на лето.

27

1

26





107

7

98


ИТОГО за период обучения:

312

52

260











Учебно – тематический план 4 го года обучения



№ п/п



Наименование тем и разделов


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Подведение итогов летнего полевого сезона

12

2

10

2. Туристская подготовка

2.1

Личное и групповое снаряжение

10

-

10

2.2

Туристский быт, привалы и ночлеги

6

2

4

2.3

Питание в туристском походе

8

2

6

2.4

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

18

2

16

2.5

Организация и проведение туристского похода, путешествия

14

-

14


56

6

50

3. Топография и ориентирование

3.1

Топографическая и спортивная карты

12

2

10

3.2

Спортивное ориентирование

14

2

12


26

4

22

4. Обеспечение безопасности

4.4

Первая доврачебная помощь

8

-

8

4.5

Транспортировка пострадавшего.

6

-

6


14


14

5. Краеведение

5.1

Общегеографическая характеристика края

10

2

8

5.2

Туристские возможности края

19

1

18


29

3

28

6. Основы экологии. Организация экологической работы

6.1

Природа – целостная взаимосвязанная динамическая система

9

1

8

6.2

Среда и ее факторы

10

2

8

6.3

Лес как пример растительного сообщества

20

2

18

6.4

Практическая экологическая деятельность

30

2

28

6.5

Подготовка лекторской группы

26

2

24

6.6

Наблюдения в природе

24

2

22

6.7

Природный комплекс и его компоненты

6

2

4

6.8

Почвы области (края). Охрана почв

10

4

6

6.9

Охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность

20

2

18



155

19

136

7. Летние занятия

7.1

Фенологические наблюдения

20

2

18

Итого за период обучения:

312

34

278













Содержание программы 1 года обучения.


1. Введение в курс.

1.1 Вводное занятие.

Знакомство с объединением с целями и задачами объединения.

Практические занятия. Анкетирование членов кружка. Психологические игры на тему « Давай познакомимся»

1.2 Техника безопасности.

Проведение инструктажа по технике безопасности в кабинете в походе и на экскурсиях.


2. Время года. Взаимосвязь живой и неживой природы.

2.1 Осень.

Систематизировать знания детей об осени. Закрепить знания о признаках осени в живой и неживой природе.

Практические занятия. Сбор природных материалов. Экскурсия в лес

2.2 Что такое листопад? Что такое осень?

Беседа об изменениях в мире растений (листья опадают, трава желтеет).

Практические занятия. Экскурсия в парк Подвижная игра « Листопад» Научить детей находить в природе признаки осени: желтеют листья и травы, пасмурно, холодно. Практика. Введение дневника наблюдений.

    1. Этнографический праздник « Дары осени»

Научить детей узнавать овощи, фрукты, грибы по их внешнему виду, вкусу и на ощупь. Познакомить детей с условным обозначением.

Практические занятия. Показ спектакля «Фрукты и овощи на празднике».

2.4 Живая и неживая природа.

Научить различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности. Объяснение различий между объектами живой и неживой природы. Придумывание условных знаков для обозначения живой и неживой природы.

Практические занятия. Игра «Живое – неживое», «Рассели по домам». Экскурсия в парк.

2.5 Осень. Как звери в лесу готовятся к зиме.

Расширить представления детей о приспособлении животных к природным условиям с наступлением зимы; путём наблюдений и решением логических задач подвести к выводу об особенности жизни белки её к зиме.

Практические занятия. Описать медведя, белку, ежа по плану.

2.6 Маленькой елочке холодно зимой.

Познакомить детей с изменениями в жизни растений зимой. Уточнить зависимость состояния растений на улице от погоды.

Практические занятия. Рисование на тему: « Зимняя гостья». Изготовление плаката « Зеленая елочка – живая иголочка» (коллективная работа детей).

2.7 Весна. Март.

Вызвать у детей интерес к беседе о весенних изменениях в природе. Чтение « письма с Далекого Севера», в котором детей просят рассказать о природе весной. Беседа о весенних изменениях в неживой природе:

- Как изменился цвет неба по сравнению с зимой?

- Как изменилась продолжительность дня и ночи? Разгадывание кроссворда « Насекомые весной».

Практические занятия. Наблюдение за погодой и сравнение ее с погодой зимой (таяние снега, щебетание птиц и другое.). Наблюдение за перелетными птицами.

2.8. В гости к весне.

Уточнить знания детей о первых признаках весны. На прогулке во время кратковременных наблюдений педагог обращает внимание детей на капель, проталинки, потепление, лужи и т.д.

Практические занятия. Наблюдение за распускающимися ветками в воде. Загадывание загадок о весне.


3. Экология.


3.1 Что такое экология.

Знакомство с проблемой экологического кризиса на Земле, понятиями « окружающая среда», « экология»

Практические занятия. Рисование плакатов « Природа в опасности» Экологические игры.

3.2 Какую пользу и вред приносит человек природе?

Составляется схема что приносит человек природе и что он берет у природы.

Практические занятия. Подвижная игра « Ручеек» Экскурсия на промышленные предприятия.

3.3 Экологическая сказка.

Что такое экологические сказки. Обсуждение сказки Составление плана действий. Практические занятия. Показ спектакля для обучающихся.

3.4 Памятники природы Увинского района.

Практические занятия. Изучение памятников природы Увинского района ( Чудо – сосна, липа седая старушка ( д. Башмур), серебряные родники (с. Удугучин), торфяные болота (с.Нылга).

4. Растительный мир


4.1 Деревья, кустарники, травы.

Познакомить обучающихся с многообразием хвойных растений, учить сравнивать не только лиственные и хвойные деревья, но также и хвойные деревья с лиственными, научить по хвое определять породу дерева.

Расширить знания обучающихся о деревьях, кустарниках и травах. Беседа об особенностях лиственных и хвойных растений. Выделить характерные особенности некоторых деревьев и кустарников. Рассказ о дубе и его связи с животными.

Практические занятия. Составление паспорта по деревьям, кустарникам

4.2 Какие бывают растения?

Ядовитые, культурные, декоративные.

Практические занятия. Работа с гербарием, рисование растений.

4.3 Лиственные и хвойные растения.

Познакомить обучающихся с многообразием хвойных растений, учить сравнивать не только лиственные и хвойные деревья, но также и хвойные деревья с лиственными, научить по хвое определять породу дерева.

Практические занятия. Составление паспорта по деревьям, кустарникам.

4.3 Этажи леса.

Знакомство с ярусами леса, представителями растительного и животного мира каждого яруса.

Практические занятия. Рисование знаков – символов. Подвижная игра « Этажи леса». « Рассели животных по этажам».

4.5 Что где растет?

Растения разных мест обитания, их приспособления к жизни в этих условиях.

Практические занятия. Работа с гербарием и с определителем.


5. Животный мир.


5.1 Зимующие птицы. Помоги зимующим птицам.

Практические занятия. Акция Рассказ о трудностях, которые переживают птицы зимой, о необходимости подкормки их в это время.

5.3 Домашние и дикие животные.

Познакомить детей с классификацией животных ( дикие и домашние). Закрепить умение сравнивать и находить различия. Развить у детей интерес к живой природе.

Практические занятия. Игры « Накорми животных», « Где чей дом?».

5.4 Рыбы

Формировать умения определять виды рыб. Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках своего края. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства. Охрана рыбных хозяйств.

Практика. Экскурсия на пруд.


6. Мая малая родина.

6.1 История поселка Ува.

Как назывался раньше поселок. Год основания поселка. Лесоучасток.

Практические занятия. Работа с литературой.

6.2 Первые улицы поселка.

Ул. Школьная (Центральная) административные здания, школа, военкомат.

Ул. Станционная вокзал, железнодорожные линии.

Практические занятия. Экскурсия по первым улицам поселка.

6.3 Экскурсия по поселку Ува.

Практические занятия. Экскурсия по музею. Рассказ экскурсовода про поселок Ува.

    1. Река Ува

Как раньше называлась речка. Для какой цели предприятия поселка используют реку Ува. Практика на реку Ува.

6.5 Летние домашние задания.

Что следует изучать в природе? Выберите любую интересную для вас тему о любых растениях (декоративных, дикорастущих, комнатных; об одном растении или группе растений) или любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным растением или животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации. Рекомендуется использовать свои фотографии растений и животных. Можно использовать рекомендации к заданиям на лето из учебников. Вместо наблюдений можно выполнить любую творческую работу, тема которой связана с природой, растениями или животными.




Содержание программы 2 года обучения.


  1. Введение в курс.

1.1 Вводное занятие.

Знакомство с основными задачами изучения второго года обучения. Подчеркнуть необходимость и важность экологических и краеведческих знаний и умений. Беседа о лете. Заинтересовать разнообразием живых существ, их обычностью и в то же время уникальностью (после рассказов о них и их детального рассмотрения).

Практика. Экскурсия в лес. Сбор природного материала для изготовления поделок в разделе Мастерская « У старика Лесоведа».

1.2 Техника безопасности. 1-2 полугодие.

Проведение инструктажа по технике безопасности в кабинете в походе и на экскурсиях.


  1. Время года. Взаимосвязь живой и неживой природы.

2.1 Времена года.

Сезонные изменения в природе. Знакомство с последовательность смены времен года. Уточнить знания о характерных признаках каждого сезона.

Осень.

Практика. Экскурсия в лес. Рисование круговой диаграммы. Загадки « волшебного круга». Кратковременные наблюдения за осенними явлениями в неживой природе. Наблюдать признаки осени: пожелтение и покраснение листьев деревьев и кустарников, созревание семян и плодов. Развивать умение заполнять календарь погоды, понимать символику значков, рассказывать по ним о явлениях природы.

Зима.

Практика. Зимняя экскурсия в природу. Наблюдать особенности природы зимой: снежный покров, отсутствие травы и листьев на деревьях, кустарниках, отсутствие насекомых. Научить различать деревья по коре, веткам, семенам. Развивать наблюдательность – учить определять следы на снегу. Развивать эстетические чувства – умение замечать красоту зимнего пейзажа.

Весна

Уточнить знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности охраны здоровья весной. Развивать наблюдательность, умение правильно отражать погодные явления в речи, фиксировать их значками в календаре.

Практика. Наблюдение за неживой природой (небо голубое, день становится длиннее, солнце выше над землей и т.д.) Наблюдения за изменениями в живой природе. Введение календаря погодных изменений в природе весной. Наблюдение за перелетными птицами.

2.2 Основные факторы неживой природы.

Научить выделять факторы неживой природы, влияющие на растения и животных. Познакомить со знаками – символами, обозначающими свет, тепло, почву, воду.

Практика. Игра « Рассели по домам». Чтение сказки « Как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили: кто из них главнее?». Беседа по прочитанной сказке по вопросам. Демонстрация опыта, показывающего, как вода влияет на жизнедеятельность растений пустыни. Определение признаков живой природы, используя дидактическое пособие « Ромашка». Составление модулей.

2.3 Живое и неживое.

Уточнить знания детей о неживой и живой природе. На отдельных примерах вспомнить и показать связь между неживой и живой природой. Беседа о живой и неживой природе.

Практика. Игра « Живое – неживое».


3. Экология.

3.1 Природоохранительная деятельность.

Различные мероприятия по охране окружающей среды. Практика. Уборка мусора, очистка от листьев.

3.2 Земля – наш космический дом.

Сформировать представление о Солнце как звезде нашей системы: роли Солнца для всего живого на Земле; о движении планет и других небесных тел вокруг Солнца.

Практика. Беседа о роли Солнца для всего живого на Земле. Подвижная игра « Солнечная система». Лепка модели « Солнечная система».

3.3 Земля – планета Солнечной системы.

Выявить и закрепить знания о Земле – планете Солнечной системы, о роли Солнца для жизни на Земле. Программированный опрос по теме: « Земля – планета Солнечной системы». Беседа по вопросам.

Практика. Рисование « Строение Солнечной системы».

3.4 Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Дать понятие « атмосфера» (воздушная оболочка Земли). Познакомить со свойствами воздуха (бесцветный, прозрачный). Исследовательская работа по постановке опытов. Рассказ о наличии в воздухе азота. Выявление источников загрязнения воздуха в ходе беседы. Беседа о роли школьников в защите воздуха от загрязнения.

Практика. Определение свойств воздуха через опыты. Проведение опыта, доказывающего наличие в воздухе кислорода. Рисование плакатов « Защитим атмосферу».

3.5 Гидросфера. Вода. Свойства воды.

Дать понятие о гидросфере как водной оболочке нашей Земли. Познакомить со свойствами воды. Вода находится в трех состояниях. Распределение воды на Земле. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды. Круговорот воды в природе. Определение источников загрязнения воды по схеме загрязнение речки.

Практика. Рисование круговой диаграммы. Работа по определению свойств воды. Опыт со снегом. Опыт « Три состояния воды». Сочинение « Путешествие капельки». Рисование плаката « Защитим гидросферу».


3.6 Почему воду нужно беречь?

Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Практика. Проведение и подготовка к круглому столу.

3.7 Литосфера. Живое в почве. Защитим почву.

Закрепить знания о почве как верхнем плодородном слое Земли. Состав и типы почв. Плодородие почв. Почва – живая и неживая. Рассказ о почве.

Практика. Демонстрация опытов по определению состава почвы. Определение в почве останков растений, животных путем рассматривания почвы под лупой. Организация выставки плакатов « Защитим почву?». Подбор литературы о загрязнении и охране почв. Посадка деревьев.

3.8 Природные зоны нашей страны.

Дать общее представление о зональных изменениях природы на территории нашей страны, о причинах этого явления. Познакомить с последовательностью природных зон. Знакомство с картой природных зон с последующей беседой по вопросам. Арктика – ледяная зона. Природа в тундре. Тундра и человек. В зоне степей. В пустыне. У черного моря.

Практика. Описание животного и растительного мира с использованием рисунков пейзажа, таблиц, гербариев, художественной литературы. Самостоятельная работа: описание положения зон на карте и условий жизни в ней. Работа по группам. Работа с картой. Отчет о проделанной работе. Самостоятельная работа по составлению цепей питания в природных зонах.

3.9 Природные сообщества.

Познакомить с понятием природное сообщество. Показать на примерах, как организмы леса тесно связаны между собой. Видовое разнообразие животного и растительного мира. Лес – природное сообщество. Луг – природное сообщество. Беседа о значении луга для человека. Беседа о значении водоемов. Искусственные сообщества.

Практика. Практическая работа по знакомству с разнообразием видового состава растительного мира природных сообществ. Составление динамических моделей цепей питания, которые сложились в природных сообществах. Рисование природных сообществ.

3.10 Сеть питания и экологическая пирамида.

На примере экологических связей в дубовом лесу познакомить с понятиями: « сеть питания, экологическая пирамида. Выделение « прямых» и « косвенных» экологических связей.

Практика. Построение пирамиды. Изготовление и рисование разнообразных « экологических пирамид».

3.11 Экологический проект «Мое дерево».

Цели и задачи проекта. Проводятся беседы, дискуссии. Определяется объект исследований. Исследование проводится в течение года.

Практика. Задания «Знакомство с деревом. Изучение кроны, листьев. Изучение плодов, семян». Изучение животных, связанных с деревом. Изучение снега. Рисование дерева в разное время года.


4. Растительный мир.

4.1 Экскурсия в музей природы.

Практика в краеведческий музей в отдел растительный мир Увинского района.

4.2 « Тропа здоровья».

Практика. Поход – экскурсия на тропу здоровья в Санаторий – Ува. . Рассказ ребятам о мифических персонажей удмуртских сказок.

4.3 Лесная растительность.

Какие растения произрастают в лесу. Что такое лес. Практика работа с литературой.

4.4 Деревья наших лесов.

Какие типы лесов присутствуют у нас в лесу. Смешанный, хвойные, лиственные.

Практика. Экскурсия в лес определить тип леса и его растительность.

    1. Поле чудес « Деревья»

Практика. Закрепление изученного материала с помощью игры «Поле чудес».

    1. Грибы. Съедобные и несъедобные.

Строение гриба. Роль грибов в природе. Съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.

Практика. Упражнение по распознаванию грибов. Рисование съедобных и несъедобных грибов. Оформление выставки «Грибное царство».


5. Животный мир.

5.1 Животный мир. Общие понятия.

Общие понятия: рыбы, птицы, звери, насекомые. Звери, обитающие на территории района.

Практика. Разгадывание кроссворда. Рисование животных.

5.2 Поход экскурсия «Следы животных».

Практика. Экскурсия проводится зимой в лесу. Изучаем животных в лесу по следам на снегу.

5.3 Мир кошек и собак.

Разнообразие пород кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Практика сбор литературы про кошек и собак.

5.4 Млекопитающие животные.

Что такое понятие «Млекопитающие». Животные относящиеся к млекопитающим. Практика чтение литературы.

5.5 Земноводные

Знакомство с жизнью лягушек. Какую пользу приносят для природы. Практика работа с дополнительной литературой.

5.6 В мире животных.

Практика Закрепление изученного материала в виде викторины.


6. Мой родниковый край Удмуртия.

6.1 Государственная символика Удмуртии

Рассказ, когда обосновалась республика. Герб и флаг Удмуртии. Рассказ о гербе Удмуртии. Автор гимна Удмуртии.

Практика. Работа с литературой.

6.2 Географическое положение Удмуртии.

Место расположения Удмуртии на карте. С кем граничит Удмуртия. Практика. Работа с картой.

6.3 Край удмуртский.

Сколько районов в Удмуртии. Родниковый край.

6.4 Почвы Удмуртии.

Состав почвы. Типы почв. Практика работа с литературой.

6.5 Полезные ископаемые Удмуртии.

Объяснение понятие « полезные ископаемые». Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте. Беседа о полезных ископаемых.

Практика. Практическая работа по описанию полезных ископаемых. Сообщение детей: Использование известняка. Мел- разновидность известняка.

6.6 Воды и реки Удмуртии.

Подземные воды. Реки Удмуртии ( Кама, Вала, Ува, Чепца). Практика работа с литературой.

    1. Присоединение Удмуртии к России.

История присоединения Удмуртии к России.

Практика. Работа с литературой.

6.8 Города Удмуртии.

Глазов, Можга, Ижевск, Камбарка, Сарапул, Воткинск. Какие промышленные предприятия

Практика. Работа с картой и дидактическим материалом.

6.9 Население

Число населений в городе, Удмуртии. Какие национальности проживают в Удмуртии.

6.10 Удмуртия в годы ВОВ.

Рассказ о годах войны в Удмуртии. Рассказ о известных военных личностей. Калашников. Пислегин и т.д.

Практика. Работа с литературой и в архиве.

6.12 История города Ижевска.

Когда возник. Что производили в Ижевске. Столица Удмуртии.


7.Мастерская «У старика Лесоведа»

7.1 Сбор природного материала. Экскурсии в лес, на луг.

Практика Сбор природного материала. Экскурсии в лес, на луг

7.2 Композиция « Птицы – наши друзья»

Практика. Работа с шишками, желудями, перья, мох. Выставка поделок. Стихотворение о птицах.

7.3 Творческий день. Изготовление сказочных птиц.

Какие бывают сказочные птицы. Изготовление птиц из природного материала.

7.4 Выставка для родителей и учащихся начальных классов «Сказки леса».

Итоговое занятие в форме презентации.


8. Наблюдение в природе и летние домашние задание.


8.1 Наблюдения в природе. Исследовательская деятельность.

Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.

Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.

1. Наблюдения детей за явлениями и объектами природы во время прогулок, экскурсий, походов и т.д., использовать результаты этих наблюдений на уроках.

2. Наблюдения за объектами живой природы

3. Наблюдения многообразий растений

4. Наблюдения за повадками домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых.

5. Наблюдения изменений в жизни деревьев; исследования спилов.

6. Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным зон.

8.2 Летние домашние задания.

Что следует изучать в природе? Выберите любую интересную для вас тему о любых растениях (декоративных, дикорастущих, комнатных; об одном растении или группе растений) или любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным растением или животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации. Рекомендуется использовать свои фотографии растений и животных. Можно использовать рекомендации к заданиям на лето из учебников. Вместо наблюдений можно выполнить любую творческую работу, тема которой связана с природой, растениями или животными.










Содержание программы 3-й год обучения


1. Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.

Краеведение, туристско-краеведческое движение «Отечество», основные его направления.

Практические задания.

Анкетирование членов кружка. Психологические игры на тему «Давай познакомимся».

1.2. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).

Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры.

Типы костров. Правила разведения костра.

Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт)

Организация ночлегов в помещении.

Игры в пути и на привале. Туристская песня.

Нормы поведения туристов в населенных пунктах.

Практические занятия

Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра).

Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом.

Игры в пути и на привале.

Разучивание и исполнение туристских песен.

1.3. Питание в походе

Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-2 дневного похода

Закупка, фасовка и упаковка продуктов

Приготовление пищи на костре.

1.4 Программа Зеленые школы России

Создание благоприятных условий для формирования у детей стойких убеждений и активной жизненной позиции в вопросах улучшения окружающей среды.

На сегодняшней день в системе дополнительного образования практически отсутствуют федеральные программы, прививающие детям экологические ценности.

Практические занятия

Занятия проходят по тематическим месяцам:

Октябрь. Месяц энергосбережения. Конкурс рисунков.

Ноябрь. Месяц вторичной переработки и раздельного сбора отходов.

Декабрь. Птицы в поселке.

Январь. Акция « Покормите птиц зимой».

1.5 Походы.

Права и обязанности участников похода.

Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.

Определение цели и района похода. Подбор литературы и картографического материала. Составление плана подготовки похода.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник.

Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформление собранного материала. Написание отчета.

Практические занятия

Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу

Работа с собранным материалом, его определение, систематика, оформление. Подготовка и чтение докладов по итогам похода.

2. Краеведение

2.1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края

Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, растительный и животный мир края.

Практические занятия

«Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини докладов о природе родного края.

2.2. История и культура края

Сведения о прошлом своего населенного пункта. Памятники истории и культуры.

Практические занятия

Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.

Творческие мастерские. Подготовка мини докладов по истории, культуре родного края.

2.3. Туристские возможности края

Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Практические занятия

Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.


3. Топография и ориентирование

3.1. Топографическая и спортивная карты.

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и за рамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы.

Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.

Практические занятия

Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте.

Упражнения на запоминание условных знаков.

3.2. Ориентирование.

Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.

Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.

Практические занятия.

Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.


4 Основы экологии. Организация экологической работы.

4.1. Наша планета – Земля.

Наше место во Вселенной. Развитие понятий о Солнечной системе: Птолемей (геоцентрическая система мира), Дж. Бруно, Н.Коперник, Г.Галилей (гелиоцентрическая система мира). Теория Канта Лапласа, О.Ю.Шмидта.

Строение Солнечной системы. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Эволюция. Геохронология. Земля как единое целое.

Практические занятия.

Наблюдения за звездным небом.

Экологические игры.

Творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной»

4.2 Биосфера.

Понятие о биосфере. Биосфера – «живая» оболочка Земли. Границы биосферы.

Практические занятия.

Экологические игры.

4.3. Изучение отдельных компонентов природного комплекса.

Рельеф, почва, растения, животные Природные комплексы леса, луга, поля, водоема. Экология – наука о взаимосвязях в природе. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Типы взаимоотношений живых организмов.

Практические занятия.

Изучение почвенного среза.

Изучение растений леса, луга, поля, водоема по фотографиям и гербариям.

Изучение типов взаимоотношений организмов.

Экскурсии в различные природные комплексы (по выбору) и по изучению различных форм рельефа,

4.4. Наблюдения в природе.

Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.

Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины). Гербаризация растений.

Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.

Краеведческие наблюдения. Встречи, беседы с местным населением.

Практические занятия.

Наблюдения за признаками изменения погоды в природе.

Определение скорости течения реки, ее ширины и глубины.

Сбор, засушивание растений и оформление гербария.

Сбор коллекции насекомых и правила ее оформления.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по экологической тропе.

4 .5. Туризм и охрана природы

Закон об охране природы. Участие туристов в охране и преобразовании природы. Виды природоохранной деятельности школьников.

Практические занятия

Участие в экологических акциях («Уберем мусор», «Чистый родник», «Чистый двор» и т.д.).

Изготовление и развешивание кормушек, искусственных гнездовий для птиц.

4.6. Основы исследовательской работы

Понятие исследовательской работы. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой (справочниками, словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.

Практические занятия

Выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы, подбор литературы, правила оформления исследовательской работы.

Исследовательская деятельность в природе.










4-й год обучения


1. Подведение итогов летнего полевого сезона

Практические занятия

Обработка собранного материала. Оформление гербария, составление коллекций. Отчет о проделанной работе. Оформление индивидуальных исследовательских работ.

Участие в школьной научно-практической конференции.


2. Туристская подготовка


2.1. Усовершенствование и изготовление туристского снаряжения

Практические занятия

Знакомство с различными конструкциями и изготовление самодельных палаток, спальных мешков и др. элементов снаряжения. Применение современных материалов для изготовления снаряжения.

2.2. Подготовка к походу, экспедиции

Практические занятия

Выбор района путешествия. Изучение возможности использования забросок. Изучение сложных участков маршрута и составление плана их преодоления. Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.

Разработка маршрута похода. Составление плана-графика исследовательской работы.

Подготовка туристского снаряжения. Подготовка специального исследовательского оборудования.

Изучение краеведческой и специальной литературы.

Оформление маршрутной документации.

Составление сметы расходов, меню, списка продуктов. Закупка и расфасовка продуктов.

2.3. Подведение итогов похода, путешествия

Практические занятия

Сушка и ремонт туристского инвентаря и снаряжения.

Подготовка отчета о походе, экспедиции.

Обработка собранного материала, составление коллекций, оформление гербария.

Проведение отчетного вечера, конференции, подготовка газеты, выставки по итогам похода, экспедиции.

2.4. Физическая подготовка

Подвижные игры на воздухе, в спортивном зале, лыжная подготовка, плавание.

2.5. Туристские слеты и соревнования

Практические занятия

Подготовка и участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, туристскому многоборью, туристском слете. Знакомство с положением и условиями соревнований. Отработка спортивных навыков согласно условиям. Подготовка конкурсной программы.


3. Топография и ориентирование

3.1. Топографическая съемка

Топографическая съемка местности простыми приборами (азимутальная и маршрутная).

Практические занятия

Вычерчивание плана, схемы местности.

3.2. Ориентирование в сложных условиях

Особенности движения в ночное время. Снаряжение для прохождения маршрута в темноте (фонари, батарейки, компас, планшет для карты). Правила работы с фонарем. Обеспечение безопасности при ночном передвижении.

Особенности ночного ориентирования (ориентиры, отсчет расстояния).

Движение группы. Направляющий и замыкающий. Перекличка.

Практические занятия

Поиск и установка контрольных пунктов в разное время суток и в различных условиях.

Отработка движения в ночное время. Ночное ориентирование.


4. Обеспечение безопасности


4.1. Безопасность в походе, экспедиции, при проведении исследовательских работ

Действия в экстремальных ситуациях (отсутствие воды, продуктов питания, теплой одежды). Способы добывания воды, пищи, огня.

Субъективные и объективные опасности. Меры по исключению субъективных (плохая подготовка, недисциплинированность, неточный картографический материал, пренебрежение страховкой и др.) и преодолению объективных (технически сложные участки, резкое изменение погоды, ядовитые животные, стихийные бедствия и др.) опасностей.

Практические занятия

Отработка способов добывания огня и воды.

Изготовление одежды и снаряжения из подручных материалов.

Изготовление укрытий.

4.2. Первая доврачебная помощь

Измерение температуры, пульса, артериального давления. Общая оценка состояния организма. Согревающие и охлаждающие процедуры, их применение. Определение видов травм (переломов, вывихов, растяжений, кровотечений и др.) и оказание первой доврачебной помощи.

Действия группы при несчастном случае. Отработка приемов транспортировки пострадавшего.


5. Краеведение

Население края, его национальный состав. Культура края. Народные праздники, обряды, обычаи. Народные промыслы.

Практические занятия

Воспроизведение народных праздников, обрядов.

Творческие мастерские (плетение, вышивка, работа с берестой, глиной и др.).


6. Основы экологии. Организация экологической работы


6.1. Экологическая культура

Понятие экологической культуры. Методы формирования экологической культуры. Значение овладения основами экологии, пропагандистская деятельность.

Практические занятия

Участие в природоохранных мероприятиях, организации экологических праздников.

Разработка экологической тропы и участие в организации ее работы.

6.2. Подготовка лекторской группы

Практические занятия

Разработка и проведение экологических бесед, игр для младших школьников.

Участие в разработке и проведении массовых экологических мероприятий.

6.3. Исследовательская деятельность

Практические занятия

Работа над индивидуальными исследовательскими проектами. Участие в научно-практических конференциях.


Условия реализации программы.




Форма аттестации и контроля. После первого года обучения – мини- сочинение; 2 год обучения – тестирование; 3 год обучения – итоговый поход. 4 год обучения – практическое задание.

Учащиеся приобретают начальное экологическое образование, навыки организации внеклассной туристско-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы. Одновременно они продолжают формирование собственных туристско-краеведческих и экологических знаний, умений, навыков.




1. Формы занятий:

  • теоретические;

  • практические;

  • самостоятельная работа.


2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

  • Показательные – рассказ, лекция, обсуждение, беседа»;

  • Диалогические – сообщающая беседа, игры;

  • Эвристические – самостоятельная работа, работа с книгой;

  • Исследовательские – учебная дискуссия;

  • Интерактивное – игровое проектирование, деловые игры.


3. Формы подведения итогов:

  • игра на учебной экологической тропе;

  • выставки работ;

  • участие в городских мероприятиях (экологические конференции, конкурсы, природоохранные акции): «Лес в творчестве юных», «Путешествие в страну Див», «Скворечник».





























СПИСОК литературЫ


Для педагога:

1.

Алексеев В.А., 300 вопросов и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997

2.

Анашкина Е.Н., 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997

3.

Бобров Р., Всё о национальных парках. – М.: Молодая гвардия, 1987

4.

Виленский Е.Р., Растение раскрывает свои тайны. – М,: Колос, 1964

5.

Губарева И.В., Программа «Юный эколог». – В.Новгоро.: РЦРО, 2001.-16 с.

6.

Ефремов Ю.К., Природа моей страны – М,: Мысль, 1985

7.

Ленькова А., Оскальпированная земля. – М,: Прогресс, 1971

8.

Литинецкий И.Е., На пути к бионике. – М,: Просвещение, 1972

9.

Рик Моррис, Тайны живой природы. – М,: Росмэн, 1996

10.

Родионова И.А., Глобальные проблемы человечества. – М., 1995

11.

Сорокоумова Е.А.,Уроки Экологии в начальной школе. – АО «Мэрил», 1994

12.

Тарабанина Т.И., И учеба и игра: природоведении е. – Ярославль: Академия развития, 1997

13.

Цветкова И.В., Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

14.

Экология России. Хрестоматия – М., 1995

Для обучающихся:


1.

Акимушкина И., Причуды природы., Ч.1,2. – М.: Юный натуралист, 1992

2.

Багрова Л.А., Я познаю мир. – М.,: АСТ, 1997

3.

Любимцев В.В., Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? – М.,: Дрофа, 1995

4.

Рянжин С.В., Экологический букварь. – С-Петербург, 1994

5.

Бухвалов В.А, Богданова Л.В, Купер Л.З., Экологическая экспертиза.- М.: Варяг,1995.-191 с.

6.

Журнал «Муравейник»

7.

Журнал «Юный натуралист»

8.

Глобальная сеть Интернет.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!