
Пояснительная записка
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа для творческого объединения "Экоша" составлена на основе методического пособия Л.М.Клариной «Экология и Экономика» и рассчитана на 2-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные группы детей .
Всего на учебный год - 68 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:
1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.
2. Дурные пристрастия.
3. Все для гурманов есть в природе.
4. Жизнь лесных дебрей;
5. Растения - гениальные инженеры природы.
6. Все о национальных парках.
Начиная с темы "Бомбы замедленного действия" на нашей планете", мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом.
В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а на втором году обучения - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.
При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм.
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Экоша", являются:
1 год обучения:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- знание основных экологических проблем населенных пунктов, форм и методов охраны окружающей среды.
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.
Содержание программы.
Первый год обучения
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".
3. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".
4. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
6. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
6. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
7. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
8. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
9. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.
10. Как построить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.
11. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
12. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
13. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
14. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".
15. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
16. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.
17. Основные источники загрязнения водоемов
Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
18. Уязвимое море.
Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.
19. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
20. Экология и генетика
Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
21. Бионика - наука о подражании живым существам
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
22. Агитзанятия "Секреты леса"
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.
23. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
24. Красная книга
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
25. Экологический марафон
Обобщающие занятия в конце учебного года. Вопросы и ответы.
26. Экология нашего поселка
Состояние окружающей среды п. Менделеево и Савино. Атмосферный воздух, земля. Растительный и животный мир. Чем каждый из нас может помочь родному городу?
Тематический план объединения ''Экоша"
Первый год обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
1. | Организационное занятие | 1 | - | 1 |
2. | Основы экологического образования | 1 | - | 1 |
3. | Природа - наш общий дом | 1 | - | 1 |
4. | Основные составляющие природы | | 1 | 1 |
5. | Пищевые связи | 1 | 1 | 2 |
6. | Мир полон хищников | 1 | 1 | 2 |
7. | Конкуренция и соперничество | 1 | 1 | 2 |
8. | Дружба в природе | 1 | 1 | 2 |
9. | Тайны живой природы | 1 | - | 1 |
10. | Как построить экосистему | 1 | 1 | 2 |
11. | Воздух, значение его чистоты для живых организмов | 2 | 4 | 6 |
12. | Царство почвы - уникальный мир природы | 1 | 2 | 3 |
13. | Вода - чудо природы | 2 | 2 | 4 |
14. | Вода и живые организмы | 1 | 1 | 2 |
15. | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" | | 2 | 2 |
16. | Пресные воды - наше богатство | 1 | 1 | 2 |
17. | Основные источники загрязнения водоемов | 2 | 4 | 6 |
18. | Уязвимое море | 1 | - | 1 |
19. | Экология в нашем доме | 1 | 3 | 4 |
20. | Экология и генетика | 1 | 2 | 2 |
21. | Бионика - наука о подражании живым существам | 2 | - | 2 |
22. | Агитзанятие "Секреты леса" | 1 | 1 | 2 |
23. | Растения лечат людей | 1 | 1 | 2 |
24. | Красная книга | 1 | 3 | 4 |
25. | Экологический марафон | 1 | - | 1 |
26. | Экология нашего поселка | 2 | 4 | 6 |
Итого: | 29 | 26 | 55 |
27. | Подготовка и проведение праздников | 3 | | |
28. | По страницам занимательной литературы | 6 | | |
29. | Викторины конкурсы, игры, беседы | 4 | | |
| | | | |
Всего: | 68часов |
Содержание программы.
Второй год обучения
1. Организационнное занятие
Техника безопасности. Ваши собственные экологические достижения. Что было сделано за летний период.
"Бомбы замедленного действия" на нашей планете
2. "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель.
Когда от глотка воды можно заболеть? Без воды нет жизни. Первые законы человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава" Земли. Как нефть попадает в море?
3. "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование.
Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы - крысы - чума. Молоко загрязнено мусором. Куда деть мусор? Сырье и энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".
4. "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе
Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые опасные яды. Свинцовое отравление. Там, где свинец падает с неба. Миллиарды за чистый воздух.
5. "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться
Шум вредит здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.
6. "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"
Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека, природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и аварии. Наша ежедневная доза яда. Заколдованный круг нарушений окружающей среды и развитие инфекционных болезней.
7. Пугающий призрак АЭС
Атомная бомба открыла новую эпоху. Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше?
8. Экология и экономика
Что охранять и как использовать? Привычная расточительность или нетрадиционная бережливость?
Дурные пристрастия
9. Животные - наркотики - человек. Растения-у6ийцы
Голуби и марихуана. Зачем кошке валерьянка. Мухомор - наркотик. Что плетет паук, приняв наркотик? Кто был первым наркоманом? Наркомания многолика. Красота и коварство цветков мака. Конопля - гашиш. Истоки наркомании. Иные "должности" наркотиков.
10. Передай в наследство трезвость
Медведи любят выпить. Пиво в жизни воробьев. Развязность захмелевших пескарей. Болезнь за свои же денежки. Вино родит вину. Зияющие перспективы. Наркоман в обнимку с пьяницей. Трезвому совестно - пьяному нет.
11. Владыка мира - никотин
Курильщиками не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Курильщик - сам себе могильщик. Жизни, истлевшие на кончике сигарет. Бунт в царстве никотина. Как воспитать волю.
12. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона
Как становятся "нюхачами". Давайте посмотрим как действуют токсические вещества на живой организм.
Урок феи Экологии. Проведение опыта: "Влияние паров ацетона на герань обыкновенную". Записи в дневник наблюдений. Выводы.
13 Мы говорим на уровне крокодилов
Чем человек отличается от животных? Поговорим о сквернословии. На кого мы становимся похожи?
Все для гурманов есть в природе
14. Кофе сердцу не помеха
Спасибо козе за кофе. Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
15. По великому чайному пути
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.
Урок феи Экологии. "Мы за чаем не скучаем" Чаепитие с родителями. Викторина о чае.
16. Растения - наш доктор Айболит
Из истории применения лекарственных растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных растений. Любое растение лечит?
17. Можно ли питаться сорняками
Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов – дополнительный резерв продуктов питания.
Урок феи Экологии. "Давайте их попробуем" (рецепты салатов из сорняков). Их приготовление и польза для здоровья.
Растения - гениальные инженеры природы
18.Растения - потребители отходов
Устранение отходов - проблема № 1. Водные растения-санитары.
19.. Растения-химики
Все началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.
20. Растения-архитекторы, строители, механики
Как был создан Хрустальный дворец. Гофрированный лист. Вьющиеся и лазящие канаты. Свайные постройки в природе.
21. Растения-математики
С точностью до одной тысячной. Золотое сечение, Математически точно, геометрически правильно.
22. Растения-путешественники.
Через реки, озёра, моря. Мирные стрелки. Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения-эмигранты.
23. Растение-мастера гидравлики
Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки, вакуумные насосы и электpoстатика. Растительный организм и морские глубины.
24. Растения-физики
Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.
25. Как растения передают информацию
Сигнальные флажки, светофоры, запахи и тепло. Совершенные компьютеры.
26. Paстения - биологические часы
Цветочные часы. Полуночные свидания бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.
27. Совершенство приспособления у растений
Объединение интересов - симбиоз. Маскировка - основа процветание. Горящие кактусы. Пионеры безжизненных пространств.
Слышно и видно, как растет трава. Растения гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости и сыр. Свет в полном мраке.
Все о национальных парках
28. Все о национальных парках
Первые национальные парки России. Статус национальных парков. Парки отдыха. Достопримечательные памятники природы. Заповедники. Заказники. Отдых на любой вкус. По водным дорогам. Следопыты природы. Памятники природы в Новгородской области и в г.Старая Русса.
29. Обустройство парков
Доктор - лес. Сервис парка. Лесные постройки. Площадки для отдыха детей. Зоны развлечений для взрослых. Лесная мебель. Житейские удобства.
Ландшафт. Хозяйственна пригодность. Зеленое строительство. Критерии красоты. Охрана парков. Какой парк лучше. Лесоохранные рубки. Искусство строить лес.
Тематический план объединения "Экоша"
Второй год обучения
№ | Тема | Теория | Практ. | Всего часов |
1. | Организационное занятие | 1 | - | 1 |
"Бомбы замедленного действия" на нашей планете |
2. | "Бомба замедленного действия" - вода. Её гибель - наша гибель. | 2 | 1 | 1 |
3. | "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное использование. | 1 | 2 | 3 |
4. | "Бомба замедленного действия" - воздух. Изменения в глобальном масштабе. | 2 | - | 2 |
5. | "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться. | 2 | 2 | 4 |
6. | "Бомба замедленного действия" - химикаты "Яд - "приданое" цивилизации". | 1 | 2 | 3 |
7. | Пугающий призрак АЭС. | 1 | - | 1 |
8. | Экология и экономика. | 1 | 2 | 3 |
Дурные пристрастия |
9. | Животные - наркотики - человек. Растения-убийцы. | 1 | - | 1 |
10. | Передай в наследство трезвость. | 2 | - | 2 |
11. | "Владыка мира" - никотин. | 1 | 1 | 2 |
12. | Лучше вдыхать аромат розы, чем пары ацетона. | 1 | 1 | 2 |
13. | Мы говорим на уровне крокодилов. | 1 | | 1 |
| | | |
Все для гурманов есть в природе |
14. | Кофе сердцу не помеха. | 1 | | 1 |
15. | По великому чайному пути. | 1 | 1 | 2 |
16. | Растения - наш доктор Айболит. | 2 | 2 | 4 |
17. | Можно ли питаться сорняками? | 1 | 1 | 2 |
Растения - гениальные инженеры природы |
18. | Растения-потребители отходов. | 1 | - | 1 |
19. | Растения-химики. | 2 | - | 2 |
20. | Растения- архитекторы, строители, механики. | 2 | - | 2 |
21. | Растения-математики. | 2 | - | 2 |
22. | Растения-путешественники. | 2 | - | 2 |
23. | Растения-мастера гидравлики. | 1 | - | 1 |
24. | Растения-физики. | 2 | - | 2 |
25. | Как растение передают информацию. | 1 | - | 2 |
26. | Растения-биологические часы. | 2 | 2 | 4 |
27. | Совершенство приспособления у растений. | 2 | 2 | 4 |
28. |
29. | Все о национальных парках. | 2 | - | 2 |
30 | Обустройство парков | 1 | 3 | 4 |
Итого | 42 | 22 | 64 |
39 | Подготовка и проведение праздников | 4 | | |
Всего | 68 часа |
Список рекомендуемой литературы
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.
Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994
Журнал "Муравейник ".