Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Заведующая методическим отделом Заместитель директора по УВР Директор ЦВР
Калиничева Т.Ю./________/ Волкова В.П. /________/ Кузнецова Т.А./______/
Протокол №_______ «________»____________20_____г Приказ № _______
от «_____»_______20_____г от «_____»_____20___г.
Программа дополнительного образования
культурно – досугового объединения «Позитив»
объединение: художественно-эстетическое
педагог дополнительного образования
Галкина Екатерина Викторовна
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-17 лет
г. Белорецк
2016 год.
Пояснительная записка
Дополнительное образование — явление, ставшее настолько знакомым для большинства родителей и детей, что уже почти невозможно представить ребенка, который, кроме школы, больше нигде не учится. Этот вид образования не рассчитан на то, чтобы дети овладевали некой специальностью. Не рассчитан он и на то, чтобы вытеснить, заменив, те программные предметы, которые дети изучают в школе. Данная программа способствует тому, чтобы к знаниям, получаемым в школе, прибавлялись еще и те, которые по каким-либо причинам не охвачены.
Программа «Позитив» по содержательной, тематической направленности является социально – педагогической, по функциональному предназначению досуговой, по форме организации массовой, по времени реализации краткосрочной.
Программа ориентированна на младший, средний и старший возраст обучающихся 6 – 17 лет.
Актуальность программы
Досуг – это свободное от занятий время. Правильная организация досуга играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка. Проблема занятости детей, организация досуга, способствующего развитию и воспитанию личности учащихся, была и остается актуальной. Развитие личности учащихся должно происходить как в учебно-познавательной деятельности, так и в свободном общении, в организации разнообразной деятельности детского коллектива, неразрывно связано с воспитанием. Этот процесс должен быть целенаправленным.
В этой связи данная программа весьма актуальна, поскольку потребность детей в общении со сверстниками в свободное от учёбы время играет немаловажную роль в их личностном развитии.
Педагогическая целесообразность программы
Досуговая деятельность в большей степени ориентирована на самоорганизацию воспитанников. Формирования гармонично развитой личности, в программу включены мероприятия по развитию творческих и аналитических способностей, абстрактного мышления, здравой критичности и самокритичности, определение культурных ориентиров воспитанников. Сочетание равноценных процессов, воздействующих не только на область знаний, но и в значительной мере на эмоциональное состояние детей. Это и обучение, и общение, и занятия любимым делом, и отдых, и развлечение, где воспитанник может реализовывать свои фантазии, идеи.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся, развитие творческих, интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
развить познавательный интерес воспитанников;
расширить область знаний воспитанников по экологии, этикету, изобразительному искусству;
обучить правилам хорошего тона, общения.
Развивающие:
развить настойчивость, самостоятельность;
развить навыки публичного выступления;
содействовать развитию всесторонне развитой личности;
развить познавательные процессы детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность;
воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ;
Программа рассчитана на 4 часа обучения в неделю. Предназначена для обучения детей в возрасте от 6 – 17 лет.
В учебной группе занимается 10-15 обучающихся.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы и темы занятий | теория | практика | Общее количество часов |
1. | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях Правила об этикете. Поведение человека. | 4 | - | 4 |
2. | Интеллектуальная игра «Моя республика». Подготовка к мероприятию. | 4 | 12 | 16 |
3. | Проведение мероприятия ко Дню Республики | - | 2 | 2 |
4. | Подготовка сценария, творческих номеров и сценок ко дню Матери. | 4 | 20 | 24 |
5. | Проведение праздника «День Матери» | - | 2 | 2 |
6. | Подготовка к новогодним мероприятиям. Составление сценария. Разучивание ролей. Постановка картины. Поиск реквизита | 2 | 14 | 16 |
7. | Проведение новогодних праздников | - | 4 | 4 |
8. | Рождественские посиделки | - | 2 | 2 |
9. | Подготовка мероприятия ко Дню Защитника отечества. Составление сценария. Подборка репертуара. Разучивание ролей и постановка картины. Поиск реквизита | 4 | 16 | 20 |
10. | Проведение праздника «Защитники наши» | - | 2 | 2 |
11. | Весенний праздник «8 Марта». Подготовка и проведение | 2 | 6 | 8 |
12. | «Экология и Мы». Составление сценария, к празднику Земли. Разучивание ролей и творческих номеров. Беседы. | 4 | 16 | 20 |
13. | Проведение мероприятия «Моя Земля» | - | 2 | 2 |
14. | Закрепление пройденного материала. Подготовка к открытому уроку. Подготовка творческих номеров ко дню защиты детей. | 2 | 20 | 22 |
10. | ИТОГО: | 26 | 118 | 144 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила поведения на занятиях Правила об этикете. Поведение человека. Основные понятия об этикете.
Выявить содержание представлений обучающихся о прекрасных сторонах в поведении человека: познакомить с понятиями
«эстетика поведения», «этикет» - своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей.
Практическая часть - проводится в форме беседы, обсуждения
Тема 2. Интеллектуальная игра «Моя республика». Подготовка к мероприятию.
Рассказать детям об истории Башкортостана. Воспитывать гражданина Башкортостана, активную гражданскую позицию. Знакомить с историей родного края, с народными традициями. Воспитывать любовь к родному краю. Воспитать уважение к национально-культурным традициям народов Башкортостана. Рассказать о гербе Башкортостана.
Практическая часть- составление сценария к мероприятию «моя Республика»
Тема 3. Подготовка сценария, творческих номеров и сценок ко дню Матери.
Рассказать детям о празднике День Матери. Рассказать о традициях и особенностях празднования. Воспитать любовь и уважение к маме.
Практическая часть- подготовка сценария, творческих номеров и сценок ко дню Матери.
Тема 4. Подготовка к новогодним мероприятиям. Составление сценария. Разучивание ролей. Постановка картины. Поиск реквизита.
Познакомить детей с праздником Нового Года. Рассказать о его особенностях проведения и традициях.
Практическая часть - подготовка к новогодним мероприятиям. Составление сценария. Разучивание ролей. Постановка картины. Поиск реквизита.
Тема 5. Рождественские посиделки.
Познакомить с рождеством и все, что с ним связано. Приобщить учащихся гимназии к видам прикладного искусства. Воспитание любви, бережного отношения и уважения к народным традициям; Развитие познавательной активности и интереса к народному творчеству и традициям. Развитие образного мышления, фантазии, художественного вкуса.
Практическая часть – конкурсная подготовка
Тема 6. Подготовка мероприятия ко Дню Защитника отечества. Составление сценария. Подборка репертуара. Разучивание ролей и постановка картины. Поиск реквизита.
Рассказать детям о празднике, о его особенностях и проведении. Формировать чувство патриотизма, любви к Родине; воспитывать у детей стремление стать сильными, отважными, ловкими; прививать уважение к людям, защищавшим свободу Родины.
Практическая часть- составление сценария. Подборка репертуара. Разучивание ролей и постановка картины. Поиск реквизита.
Тема 7. Весенний праздник «8 Марта». Подготовка и проведение.
Рассказать детям о празднике 8 марта. О его традициях и особенностях. Привить у детей любовь к маме, бабушке, сестре. Развить у детей артистические способности и речь. Научиться создавать праздничное настроение на сцене.
Практическая часть- составление сценария и концертных номеров
Тема 8. «Экология и Мы». Составление сценария к празднику Земли. Разучивание ролей и творческих номеров. Беседы.
Изучение сущности, предмета и задач экологии - науки о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Особенности экологии человека, животных, растений и микроорганизмов. Классификация экологических факторов. Анализ понятия экосистемы.
Практическая часть - составление сценария, разучивание ролей и творческих номеров.
Тема 9. Закрепление пройденного материала. Подготовка к открытому уроку. Подготовка творческих номеров ко Дню защиты детей.
Рассказать детям о празднике «День защиты детей».
Практическая часть - закрепить пройденный материал, составление сценария ко Дню защиты детей и творческих номеров.
Ожидаемые результаты обучения
Приобретают знания:
- простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
- норм морали и культурного поведения;
- общечеловеческих ценностей;
- элементарные меры охраны окружающей среды;
- основных средств общения, основ зрительской культуры;
- правил общей культуры, коммуникативной способности;
Умения:
- видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
- умение жить в коллективе;
- анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте,
- оценить правильность отношения человека к окружающему его миру;
- самостоятельно работать с различными источниками информации;
- принимать решения, самостоятельность мышления
- владение нормами морали и культурного поведения;
- умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
Навыки:
- приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
- здорового образа жизни: выполнение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, правильное питание, двигательный режим;
- приобретение навыков этикета, культуры поведения;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации данной программы главным в определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей является профилактика и коррекция негрубых психофизических недостатков у детей. В данный коллектив принимаются дети без специального отбора, поэтому необходимость коррекционной работы немаловажна для успешного дальнейшего обучения детей. Коррекционная направленность на начальном этапе позволит в дальнейшем основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий и индивидуального подхода.
Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на сцене, наглядные материалы.
Информационное обеспечение программы
Нормативно-правовая база:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 07.05.2013г.
Приказ Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Положение о программе дополнительного образования МБУ ДО ЦВР от 27.05.2016г
Устав МБУ ДО ЦР № 01-01 от 12.01.2016г.
Основная литература:
1.Васильева, А. История моды [Текст]: А. Васильева - М.: «Просвещение», 1999г. с 3-11
2.Дадашева, С. М. Любимые герои [Текст]: С. М. Дадашева // Читаем, учимся, играем, 1 (2004)с 54-56.
3. Жук, Л. И. Веселья час [Текст]: Л. И. Жук // Праздник в школе, 2008, с 33-48.
4.Жук, Л. И. Наши меньшие друзья [Текст]: Л. И. Жук // Праздник в школе, 2008, с 23-24, 35-36, 68-72, 84-89;
5. Жук, Л. И. Спешите делать добрые дела [Текст]: Л. И. Жук // Праздник в школе, 2004, с 92-97.