СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по художественно-творческой деятельности среднего возраста «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят  обучающимся приобщиться  к  интересному  делу, которое  обогатит их, уведет  в  мир  прекрасного,  заполнит  интересным  творческим  трудом.  Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям.  

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по художественно-творческой деятельности среднего возраста «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»



принята

решением педагогического

совета МАОУ СОШ с. Бердюжье

протокол №1 от 30.09. 2016 г.

Директор школы ____________________

Филиппова Е. В.

Утверждено на МО классных руководителей


Руководитель МО: Кислова Е.И. ____________




Программа

дополнительного образования

по художественно-творческой деятельности

среднего возраста

«Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву».









Автор программы: учитель технологии МАОУ СОШ с. Бердюжье

Пошитый Сергей Валентинович

Название программы: «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву»

Сроки реализации программы: 1 год

Программа рассчитана на детей в возрасте: 12-15 лет

Кружок работает 1 раз в неделю по 40 минут,

всего 28 занятий за учебный год.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 14человек.






2016 год

с. Бердюжье



1.Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву» относится к художественно-эстетической направленности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Декоративно-прикладное творчество и основы резьбы по дереву». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.

Цель, задачи.

Целью обучения по программе «Декоративно-прикладное творчес­тво и основы резьбы по дереву» является: овладение теоретическими и практическими навыками работ резьбы по дереву, обработки и конструирования изделий из древесины, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей у детей, обеспечение их потребности в практической деятельности.

Задачи:

1. Творческое развитие личности.

2. Возрождение интереса к русским народным промыслам.

3. Коррекция здоровья школьников.

4. Формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для
изготовления предметов быта, декорированных резьбой.

5. Общетрудовая подготовка и воспитание сознательного отношения к труду.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Реализация указанных задач обеспечивается их направлен­ностью на практическую деятельность ребенка. Своеобразие состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание занятий, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, ком­муникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности.

Программа предполагает возможность подготовки учащихся к осознанному выбору профессии «резчик по дереву».Содержание теоретического обучения знакомит учащихся с на­родными художественными промыслами, основами композиции, материа­ловедением для художественных работ, с технологией художествен­ной обработки дерева и отделкой изделий из древесины. Учащиеся знакомятся со специальной литературой и иллюстративным материа­лом по резьбе, с творчеством известных мастеров. Теоретическое и практическое обучение проводится одновремен­но при некотором опережающем изучении теоретического материала.

Программа интегрируется с разделом "Обработка древесины"
образовательной области "Технология".

Межпредметные связи: черчение, ИЗО, физика, экономика, историческое краеведение.


Программа кружка построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • общедоступность и поэтапность в достижении целей;

  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;

  • дифференциация и индивидуализация заданий;

  • успешность деятельности учащихся и общественно-полезной значимости

  • деятельности учащихся;

  • сотрудничество взрослых и детей:

  • творческая заинтересованность и активность детей;

  • последовательность в приобретении знаний, умений и навыков.


Ожидаемые результаты.

Учащиеся узнают:

- характеристики основных пород дерева, применяемых для художественной обработки;

- инструменты, приспособления и оборудование, применяемые
для выполнения различных видов резьбы;

- основы построения композиции при декоративном оформлении
изделий;

- технологический процесс изготовления изделий и способы
их декоративного оформления;

- материалы, применяемые для декоративной отделки изделий;

- правила безопасности труда и пожарной безопасности;

- основы ручной и механической деревообработки в рамках об­разовательной области "Технология";

- реальное соотношение потребительской стоимости изделия,
декорированного резьбой, и его себестоимости.

Учащиеся научатся:

- проектировать форму изделия, выполнять чертежи или эскизы;

- подбирать композицию для конкретного изделия, соотносить
пропорцию рисунка с размером изделия, правильно и симметрично
размещать рисунок (строить композицию);

- правильно подобрать материал, рационально разметить и обработать заготовку;

- владеть приемами шлифовки древесины;

- затачивать и править режущий инструмент;

- рационально и безопасно пользоваться инструментом;

- владеть двумя видами резьбы;

- эстетично производить отделку изделия;

- владеть приемами столярной и токарной (СТД-120М) обработки древесины.



2.Учебно-тематический план.

Тема

Содержание программы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1. Вводное занятие (1 час)


Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.


- Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

- Решение организационных вопросов.

- Правила внутреннего распорядка.


2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час)


- Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

- Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

- Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.


- Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.


3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)


- Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

- Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькиро­вание рисунка, приемы калькирования.

- Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и кор­рекция резьбы.


- Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (прово­дится под индивидуальным контролем учителя).


4. Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).


- Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Ви­ды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произ­ведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформле­ния. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение эле­ментов композиции. Комбинирование различных видов композиции. За­коны пропорции, симметрии и ассимметрии.


- Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

- Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).



5.Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)


- Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

- Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

- Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

- Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

- Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

- Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

- Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

- Техника лакирования токарного изделия.


Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

- Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).






3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Вводное занятие (1 час)

Понятие о декоративно-прикладном творчестве (образная версия). Резьба по дереву – традиционный вид русского прикладного творчества. Значение резьбы в патриотическом и эстетическом воспитании. Резьба в современном быту.

Контурная резьба по тонированному фону, ее место в декоративно-прикладном творчестве.

Практические работы:

- Знакомство с образцами изделий, декорированных резьбой, иллюстративным материалом.

- Решение организационных вопросов.

- Правила внутреннего распорядка.



2. Инструменты и материалы для контурной резьбы (1 час)

- Эстетические возможности контурной резьбы по тону.

- Материал, используемый для контурной резьбы, качество материала. Подготовка материала к тонированию, глубокая шлифовка, приемы шлифовки по этапам, характеристика шлифовальной бумаги. Средства тонирования, приемы тонирования. Грунтование, его назначение, приемы грунтования.

- Инструмент для контурной резьбы. Приемы ручной заточки и правки инструмента, материалы и приспособления для правки. Приемы резания уголковым штихелем (контур) и желобковым штихелем (выборка фона). Хранение инструмента.

- Правила безопасности труда при шлифовании древесины, при работе с лакокрасочными материалами, при резании древесины штихелями.

Практические работы:

- Выбор и подготовка заготовки: шлифование, тонирование, нанесение тренировочного рисунка, грунтование. Приемы резания контрольных линий. Постановка руки резчика. Выборка фона.



3. Техника контурной резьбы по тону (10 часов)

- Базовые навыки резьбы по тону. Отработка приемов работы штихелями при резании контура с учетом направления волокна заготовки и выборки фона с учетом рельефных линий рисунка. Способы исправления дефектов.

- Основы декорирования изделия контурной резьбой. Калькиро­вание рисунка, приемы калькирования.

- Правила контурной резьбы по тону. Контроль качества и кор­рекция резьбы.

Практические работы:

- Выполнение несложных работ, отработка приемов резьбы (прово­дится под индивидуальным контролем учителя).

4. . Композиция в контурной резьбе по тону (10 часов).

- Художественное значение рисунка на изделии (композиции). Ви­ды композиции: орнаментальная, флористическая, анималистическая, стилизованная и др. Композиция как средство выражения идеи произ­ведения. Соотношение формы изделия и его декорированного оформле­ния. Принципы размещения композиции на изделии. Соподчинение эле­ментов композиции. Комбинирование различных видов композиции. За­коны пропорции, симметрии и ассимметрии.

Практические работы:

- Построение композиции по образцам (по выбору ученика). Перенос композиции на изделие (калькирование, копирование) или самостоятельное выполнение рисунка.

- Контроль качества переноса, исправление (дополнение). Выполнение сложного рисунка (по выбору ученика).

5. Токарное изделие, декорированное резьбой (12 часов)

- Токарный станок по дереву (СТД-120М: устройство и назначение, управление. Кинетическая схема.

- Токарные резцы (для дерева). Установка и проверка качества установки резцов.

- Материал для точения. Подготовка и установка заготовки. Приемы управления станком. Правила техники безопасности.

Черновое точение.

- Наружное (цилиндрическое и фасонное) точение.

- Проект орнамента для токарного изделия (развертка)

- Горизонтальная и вертикальная разметка изделия.

- Приспособления для горизонтальной (стойка) и вертикальной (градусная сетка и угольник) разметки. Построение орнамента на токарном изделии.

- Техника лакирования токарного изделия.

Практические работы:

- Подготовка станка к работе. Проверка резцов. Закрепление заготовки.

- Построение чертежа (эскиза) токарного изделия. Изготовление, разметка и декорирование токарного изделия (толкушка, скалка, подсвечник, карандашница и т.п.).



Годовой календарный учебный график.

п/п

Содержание занятия

Часы

Дата

1

Организационное занятие. Правила внутреннего распорядка. План работы. Оснащение для работы. Понятие о контурной резьбе по тонированному фону.

1


2

Инструменты для контурной резьбы по тону. Постановка руки резчика (упражнения). Т.Б. при работе резцами.

1


3

Резание «волны» (упражнения).

1


4

Резание замкнутого контура.

1


5

Приемы выборки фона.

1


6

Технология контурной резьбы по тону.

1


7

Понятие о разметке заготовки (нанесение рисунка).

1


8

Растительный орнамент (флористический).

1


9

Способы коррекции ошибок.

1


10

Отделка готового изделия. Т.Б. при лакировании изделия.

1


11

Понятие о калькировании.

1


12

Приемы и порядок разметки под кальку.

1


13

Применение и роль грунтования (лак НЦ). Т.Б. при работе с нитролаком.

1


14

Отработка техники резания.

1


15

Послойное лакирование.

1


22

Проектирование изделия (разделочная доска).

1


16

Соотношение рисунка и формы изделия.

1


17

Приемы привязки орнамента к изделию.

1


18

Резание контура.

2


19

Выборка фона.

1


20

Коррекция рисунка. Отделка изделия.

1


21

СТД-120М: устройство и назначение. Виды изделий.

1


22

Материал для токарной обработки. Резцы. Подготовка станка к работе.

1


23

Приемы точения цилиндра. Правила Т.Б.

1


24

Фасонное точение. Проектирование токарного изделия.

2


25

Требования к форме и качеству токарного изделия. Шлифовка.

2


26

Элементы и приемы деталировки токарного изделия.

2


27

Приемы отделки токарного изделия.

2


28

Обобщение по курсу. Обзорное занятие. Задание на лето.

1



Итого:

34 часа




4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя:

-Формы контроля:

- Наблюдение;

- Собеседование;

-Тестирование

-Творческие выставки готовых изделий в кружке, общешкольного уровня;

-Участие в творческих конкурсах, выставках муниципального, регионального уровней.

-Участие в школьных, районных, областных олимпиадах

-Участие в проектной деятельности;

- участие в предметной неделе эстетического и трудового воспитания.

-Критерии отслеживания усвоения программы:

Освоение программы осуществляется с учётом способностей и уровня заинтересованности учащегося. После освоения базового уровня ученик может выбрать направление специализации по одному из последующих разделов либо совершенствоваться по направлениям базового уровня.

Переход к следующему разделу определяется не количеством отработанных часов, а достижением соответствующего уровня (технически и художественно правильная реализация базовых приемов резьбы).Изучение нового материала закрепляется через выполнение практических работ.

-Условия реализации программы:

Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий. Оборудование:(Токарные станки по дереву; сверлильные станки; злектро – рубанок; электро - дрель; электро - лобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электро – выжигатель.)

Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.

Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.

Дидактические материалы: плакаты по темам – пиление, сверление, разметка, строгание, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.

-Воспитательная работа:

При организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности)

Приёмы: беседа, объяснение, рассказ, сообщение, показ действий.

Репродуктивный метод обучения.

(для формирования знаний, умений, навыков)

Приёмы: опрос, задания по образцу.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) методы:

(для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу)

Активно используется личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать условия для раскрытия и развития субъектных возможностей каждого ученика, через представленный ему разнообразный и различной сложности дидактический материал.

Рекомендуется проводить экскурсии в краеведческие музеи для ознакомления с народными художественными промыслами края; организовывать встречи с местными мастерами-резчиками.

5. Список литератуты:

  1. «Народное искусство Тверской земли» Калмыкова Л.В., Тверь – 1995 г.

  2. «Звери и птицы славянской мифологии в декоративно – прикладном искусстве» Тверское училище – колледж культуры, Тверь – 1998 г.

  3. «Резчик по дереву» Афанасьев А.Ф., Москва, «Московский рабочий» - 1988 г.

  4. «Обработка древесины в школьных мастерских» Я.В. Ривх, Москва, «Просвещение» - 1984 г.

  5. «Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д. Ильяев, Москва, «Экология» - 1996 г.

  6. «Домовая резьба» В.Г. Буриков, В.Н. Власов, Москва, «Нива России» - 1994 г.

  7. «Волшебный мир дерева» Г. Федотов, Москва, «Просвещение» - 1987 г.

  8. «Мозаика и резьба по дереву» Матвеева Г.А., Москва, «Высшая школа» - 1989 г.

  9. «Биоэнергостимулятор универсальный «ВИТА-1» (БИОН-01)» В.В. Григорчук, Е.Л. Мачерет.

  10. «Рефлексопрофилактика утомления» В.А.Захарченко, В.В. Григорчук.