Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1
в с. Атманов Угол
Утверждаю Рассмотрено на заседании
Директор школы: педагогического совета
___________Савинкина Н.В. протокол № _1__от
Приказ № 374 от 01.09.2015г. «31 » августа 2015_ г
Программа
дополнительного образования
“Решение занимательных задач по химии»
ДЛЯ 8 – 9 КЛАССА
Пояснительная записка
Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы.
Образовательные:
1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3) содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
4) развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.
Нормативные правовые документы.
Рабочая программа дополнительного образования по химии на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
закон Тамбовской области от 01.10.2013 №321-З «Об образовании в Тамбовской области»;
закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Устав ОУ.
Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа
Предлагаемая программа имеет естественно - научную направленность, она предназначена для дополнительного изучения химии, как на базовом, так и на профильном уровне.
Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии.
Программа ориентирована на учащихся 8–9-х классов. Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 1 ч в неделю, в год 35 ч, срок реализации программы – 1 год. В программе представлены задачи занимательного характера, что позволяет заинтересовать учащихся предметом.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы
Необходимость появления данного курса возникла в связи с тем, что для многих учащихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии.
Для успешного усвоения методов решения задач по химии времени в объеме образовательного стандарта недостаточно, и учащиеся нуждаются в прохождении дополнительного систематического курса. Кроме того, изменяются стандарты образования по химии, уменьшается количество требуемых типов задач, но при поступлении в некоторые вузы это не учитывается.
Количество часов, выделенных в школьном курсе на практические работы, недостаточно для полного усвоения предмета. С помощью программы школьник приобретет и закрепит экспериментальные навыки в работе с веществами, выполняя практические задания различного уровня сложности.
Определение места и роли учебного курса.
Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний.
Программа «Решение задач по химии» имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и будет приносить удовлетворение.
Информация о количестве учебных часов:
Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 1 ч в неделю, в год 35 ч, срок реализации программы – 1 год. С учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей данная программа может адаптироваться, например: 2 ч в неделю, срок реализации 2 года.
Виды деятельности:
Индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок; самостоятельная работа; соревнование; зачет; межпредметные занятия; практические занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных учащимися задач, конкурс проектов, участие в конкурсах исследовательских работ.
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение; работа с книгой; беседа; демонстрационный показ; упражнения; практическая работа; решение типовых задач; методы – частично-поисковый, исследовательский, лабораторный, индивидуального обучения; составление разного типа задач и комплектование их в альбом для использования на уроках химии; составление химических кроссвордов; приготовление растворов веществ определенной концентрации для использования их на практических работах по химии.
• Оборудование: компьютеры, технические средства обучения (ТСО); наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда, диски «Живая химия».
• Дидактический материал: карточки; пособия с разными типами задач и тестами; пособия для проведения практических работ.
• Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения: конкурсы по решению и составлению задач; семинары; экспериментальная и практическая работа; участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний, исследовательские работы и т.д.
Требования к уровню освоения содержания программы:
После прохождения программы школьники должны:
• по т е м е “Растворы”:
1) иметь представление о растворе и его составных частях;
2) знать
– основные виды концентраций растворов (процентная и молярная);
– способы перехода от одного вида концентраций к другому;
– основные отрасли производства, где применяются расчеты на растворы;
- количество вещества, молярная масса, молярная концентрация растворов;
3) уметь
– производить расчеты на определение процентной и молярной концентраций раствора;
– переводить молярную концентрацию в процентную и наоборот;
- вычислять: массовую долю вещества в растворе, раствор, растворимость
• по т е м е “Основные понятия и законы химии”:
1) знать
– основные законы и понятия химии (атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, массовая доля химического элемента в веществе, нормальные условия);
– закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, число Авогадро;
2) уметь производить расчеты с использованием основных законов и понятий;
• по т е м е “Газообразные вещества”:
1) иметь представление об особенностях строения газообразных веществ;
2) уметь
– производить расчеты на определение относительной плотности газообразного вещества, вычисление через нее относительной молекулярной массы газообразного вещества;
– вычислять массу газообразного вещества по его объему и объем по известной массе при нормальных условиях с использованием молярного объема газов;
– определять молекулярные формулы веществ по массовым долям химических элементов и относительной плотности газов.
Кроме вышеперечисленного школьники должны научиться составлять задачи по данным темам, что способствует повышению уровня ответственности ученика, самооценки и статуса ребенка за счет
Содержание программы.
Вводное занятие. Знакомство с программой, структурой и задачами обучения курса. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами и в кабинете химии.
Т е м а «Общие требования к решению задач по химии». Способы решения задач. Атомная и молекулярная массы.
Т е м а «Растворы». Основные принципы оформления задач по химии. Методика решения задач на вычисления массовой доли, растворенного вещества в растворе. Виды концентраций: процентная и молярная. Переход от одного вида концентрации к другому.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задач по данной теме; приготовление растворов с заданной концентрацией.
Тема «Углеводы».
Установление молекулярной формулы углевода фруктозы.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение задачи. Почему китайцы не едят хлеба с маслом?
Т е м а «Основные понятия и законы химии». Методика решения задач на: нахождение относительной молекулярной массы, вычисление отношений масс элементов в веществе, определение массовой доли химического элемента в веществе, нахождение количества вещества по его массе и наоборот, выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении, расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: решение типовых задач на данную тему; оформление задач; обсуждение рациональных способов решения.
Обсуждение алгоритма составления задач на данную тему; составление задач; участие в олимпиаде по химии; индивидуальные консультации. Задачи: 1. Почему японцы живут долго? 2. Почему в Индии собирают мочу коров? 3. Почему индейцы племени куна не болеют?4. Почему вьетнамцы едят землю? 5. Почему в Японии рыба фугу считается деликатесом?
Т е м а «Газообразные вещества». Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы. Молярный объем газов. Нормальные условия. Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях; вычисление объема газообразного вещества по его количеству; определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа. Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач. Составление задач по темам 1-го года обучения и их защита. Конкурсы «Озадачь друга», «Исправь ошибку у соседа».
Решение занимательных задач. Почему нанайцы редко болеют дисбактериозом? Почему на Руси в квашеную капусту добавляли клюкву? Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок? Почему на кактусовых плантациях мексиканцы разводят насекомых?
Итоговое занятие. Обобщение материала. Обсуждение и подведение итогов конкурсов.
приложение к рабочей программе
календарно-тематический план
Классы 8 – 9 кл.
Учитель Шиндяпина Нина Ивановна
Количество часов:
всего 35 часов; в неделю – 1 час
№ урока | Тема урока | Общее кол-во часов | Количество часов по теме | - Дата проведения
|
планируемая | - фактическая
|
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | |
2 | Общие требования к решению задач по химии | 2 | 1 | | |
3 | Способы решения задач. Атомная и молекулярная массы. | | 1 | | |
| Растворы | 8 | | | |
4 | Основные принципы оформления задач по химии | | 1 | | |
5 | Методика решения задач на вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе | | 1 | | |
6 | Виды концентраций: процентная и молярная. Переход от одного вида концентрации к другому. | | 3 | | |
7 | Практическое занятие | | 3 | | |
| Основные понятия и законы химии | 10 | | | |
8 | Методика решения задач на нахождение относительной молекулярной массы, | | 1 | | |
9 | Методика решения задач на вычисление отношений масс элементов в веществе | | 1 | | |
10 | Методика решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе | | 1 | | |
11 | Методика решения задач на нахождение количества вещества по его массе и наоборот | | 1 | | |
12 | Методика решения задач на выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении | | 1 | | |
13 | Расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему. | | 1 | | |
14 | Практическое занятие | | 4 | | |
| Газообразные вещества | 11 | | | |
15 | Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы | | 1 | | |
16 | Методика решения задач на молярный объем газов. Нормальные условия. | | 1 | | |
17 | Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях | | 1 | | |
18 | Вычисление объема газообразного вещества по его количеству | | 1 | | |
19 | Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа. | | 1 | | |
20 | Практическое занятие: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач. | | 3 | | |
21 | Составление задач по темам 1-го года обучения и их защита. | | 2 | | |
22 | Конкурсы “Озадачь друга”, “Исправь ошибку у соседа”. | | 1 | | |
| Решение занимательных задач. | 2 | 2 | | |
| Итоговое занятие. | 1 | | | |
23 | Обобщение материала. Обсуждение и подведение итогов конкурсов. | | 1 | | |
| ИТОГО | 35 | | | |
Литература для педагогов
1. Абкин Г.Л. Задачи по химии для средней школы: Пособие для учителей.-М.: Просвещение,1980.
2. Адамович Т.П. Сборник олимпиадных задач по химии.- Минск: Народная
асвета,1980.
3. Акофф Р. Искусство решений проблемы.-М.:Мир,1982
4. Богоявленский Д.Б. Пути к творчеству.- М.:Знание,1981
5. Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии.- М.: Просвещение,1989.
6. Компьютерные программы по химии(тесты).7. Конкурсный экзамен по
химии. Под редакцией Кузменко Н.Е. в 6 ч. М.: изд-во МГУ,1992.
8. Красноярский А.В. Задачи по химии. В 2 –х ч. М.: «Эолант»,1997.
9. Кузьменко Н.Е. Химия: Для школьников ст. Кл. и поступающих в вузы:
Учебное пособие. М.:;Дрофа,1995.
10. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа—пресс,1996.
11. Лидин Р.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу.
М.:Химия.1994.
12. Мовсумзаде Э.М. Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ.
13. Польские химические олимпиады. Пер. с польск. Под ред. С.С. Чуранова .
М.: Мир,1980.
14.Семенов И.Н. Задачи повышенной сложности по химии. Изд. ЛГУ,1991.
15. Сорокин В.В. Злотников Э.Г. Химия в тестах. СПб.: Химия,1996.
16. Суровцева Р.П. Савицкий С.Н. Задания по химии для самостоятельных
работ учащихся. М.: Просвещение,2000.
17. Химические олимпиады в школе. Сост. С.Н.Перчаткин м.: НПО
Образование,1997.
18. Хомченко Г.Н. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая
школа,1993.
19. Штремплер Г.И. Методика решения задач по химии. М.:
Просвещение,1998.
Литература для учащихся.
1. Ерыгин Д.П.,Грабовский А.К. Задачи и примеры по химии
межпредметным содержиние(спецпредметы): Учебное пособие для
СПТУ.М.: высшая школа,1989.
2. Конкурсный экзамен по химии. Руководство для абитуриентов. Под общ.
ред. проф. Моск. Ун-та Н.Е. Кузьменко. В 6 ч. М.:Изд-во МГУ,1992.
3. Кузьменко А.В.,Еремин В.В.,Попков В.А. Химия: Для школьников ст. кл. и
поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: «Дрофа»,1995.
4. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии: Руководство для
самостоятельной подготовки к экзамену / Серия «ШАНС».М.: «Школа
пресс»,1996.
5. Лидин Р.А.,Молочко В.А. Химия для абитуриентов
6. Михилев Л.А., Асет Н.Ф., Федотова М.И. Задачи и упражнения по
неорганической химии. Учеб. Пособие для техникумов. СПб.: Химия 1995.
7. Потапов В.М., Татаринчик С.Н.,Аверина А.В. Задачи и упражнения по
органической химии. «Просвещение»,1979.
8. Потапов В.М., Чертков И.Н. Проверь свои знания по органической химии:
Пособие для учащихся.»Просвещение»,1979.
9. Пузаков С.А.,Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы:
Программы. Образцы экзаменационных билетов.
Вопросы,упражнения,задачи. М.:Высшая школа,1997.
10. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности(для
абитуриентов). В 4-х выпусках. Л.:Изд-во ЛГУ,1991.
11. Сорокин В.В.,Золотников Э.Г. Химия в тестах: Пособие для школьников
и абитуриентов. СПб.:Химия,1996.
12. Суровцева Р.П.,Савицкий С.Н., Иванова Р.Г. Задания по химии для
самостоятельной работы учащихся: Пособие для учителей.
М.:»Просвещение»,1981.
13. Хомченко Г.П.,Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебное посоие. М.:Высш. Школа,1993.