СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Решение занимательных задач по химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет естественно - научную направленность, она предназначена для дополнительного изучения химии и ориентирована на учащихся 8-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Решение занимательных задач по химии"»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1

в с. Атманов Угол





Утверждаю Рассмотрено на заседании

Директор школы: педагогического совета

___________Савинкина Н.В. протокол № _1__от

Приказ № 374 от 01.09.2015г. «31 » августа 2015_ г









Программа

дополнительного образования

Решение занимательных задач по химии»

ДЛЯ 8 – 9 КЛАССА























Пояснительная записка

Цель программы – развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.

Задачи программы.

Образовательные:

1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;

2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;

3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.

Воспитательные:

1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;

2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;

3) содействие в профориентации школьников.

Развивающие:

1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;

2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;

3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;

4) развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.

Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы для достижения поставленной цели.

Нормативные правовые документы.

Рабочая программа дополнительного образования по химии на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в соответствии с:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

закон Тамбовской области от 01.10.2013 №321-З «Об образовании в Тамбовской области»;

закон Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
  2. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  3. Устав ОУ.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа

Предлагаемая программа имеет естественно - научную направленность, она предназначена для дополнительного изучения химии, как на базовом, так и на профильном уровне.

Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и, что особенно важно, практических задач по химии.

Программа ориентирована на учащихся 8–9-х классов. Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 1 ч в неделю, в год 35 ч, срок реализации программы – 1 год. В программе представлены задачи занимательного характера, что позволяет заинтересовать учащихся предметом.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы

Необходимость появления данного курса возникла в связи с тем, что для многих учащихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии.

Для успешного усвоения методов решения задач по химии времени в объеме образовательного стандарта недостаточно, и учащиеся нуждаются в прохождении дополнительного систематического курса. Кроме того, изменяются стандарты образования по химии, уменьшается количество требуемых типов задач, но при поступлении в некоторые вузы это не учитывается.

Количество часов, выделенных в школьном курсе на практические работы, недостаточно для полного усвоения предмета. С помощью программы школьник приобретет и закрепит экспериментальные навыки в работе с веществами, выполняя практические задания различного уровня сложности.

Определение места и роли учебного курса.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место. Это один из важнейших приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного осмысления и применения приобретенных знаний.

Программа «Решение задач по химии» имеет профессиональную направленность. Ученику, избравшему химическую специальность, она поможет овладеть в совершенстве необходимыми приемами умственной деятельности, развить творческое мышление. Для тех, кто сможет овладеть содержанием данной программы, решение задач не будет вызывать особых трудностей. Процесс решения станет увлекательным и будет приносить удовлетворение.

Информация о количестве учебных часов:

Реализация программы предполагает проведение дополнительных занятий: 1 ч в неделю, в год 35 ч, срок реализации программы – 1 год. С учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей данная программа может адаптироваться, например: 2 ч в неделю, срок реализации 2 года.

Виды деятельности:

Индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок; самостоятельная работа; соревнование; зачет; межпредметные занятия; практические занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа; конкурсы по защите составленных учащимися задач, конкурс проектов, участие в конкурсах исследовательских работ.

Методическое обеспечение программы

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение; работа с книгой; беседа; демонстрационный показ; упражнения; практическая работа; решение типовых задач; методы – частично-поисковый, исследовательский, лабораторный, индивидуального обучения; составление разного типа задач и комплектование их в альбом для использования на уроках химии; составление химических кроссвордов; приготовление растворов веществ определенной концентрации для использования их на практических работах по химии.

Оборудование: компьютеры, технические средства обучения (ТСО); наборы химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа; химическое оборудование и химическая посуда, диски «Живая химия».

Дидактический материал: карточки; пособия с разными типами задач и тестами; пособия для проведения практических работ.

Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения: конкурсы по решению и составлению задач; семинары; экспериментальная и практическая работа; участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах; смотр знаний, исследовательские работы и т.д.

Требования к уровню освоения содержания программы:

После прохождения программы школьники должны:

• по т е м е “Растворы”:

1) иметь представление о растворе и его составных частях;

2) знать

– основные виды концентраций растворов (процентная и молярная);

– способы перехода от одного вида концентраций к другому;

– основные отрасли производства, где применяются расчеты на растворы;

- количество вещества, молярная масса, молярная концентрация растворов;

3) уметь

– производить расчеты на определение процентной и молярной концентраций раствора;

– переводить молярную концентрацию в процентную и наоборот;

- вычислять: массовую долю вещества в растворе, раствор, растворимость

• по т е м е “Основные понятия и законы химии”:

1) знать

– основные законы и понятия химии (атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, количество вещества, массовая доля химического элемента в веществе, нормальные условия);

– закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, число Авогадро;

2) уметь производить расчеты с использованием основных законов и понятий;

• по т е м е “Газообразные вещества”:

1) иметь представление об особенностях строения газообразных веществ;

2) уметь

– производить расчеты на определение относительной плотности газообразного вещества, вычисление через нее относительной молекулярной массы газообразного вещества;

– вычислять массу газообразного вещества по его объему и объем по известной массе при нормальных условиях с использованием молярного объема газов;

– определять молекулярные формулы веществ по массовым долям химических элементов и относительной плотности газов.

Кроме вышеперечисленного школьники должны научиться составлять задачи по данным темам, что способствует повышению уровня ответственности ученика, самооценки и статуса ребенка за счет















Содержание программы.

Вводное занятие. Знакомство с программой, структурой и задачами обучения курса. Определение режима занятий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с химическими веществами и в кабинете химии.

Т е м а «Общие требования к решению задач по химии». Способы решения задач. Атомная и молекулярная массы.

Т е м а «Растворы». Основные принципы оформления задач по химии. Методика решения задач на вычисления массовой доли, растворенного вещества в растворе. Виды концентраций: процентная и молярная. Переход от одного вида концентрации к другому.

П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь: решение задач по данной теме; приготовление растворов с заданной концентрацией.

Тема «Углеводы».

Установление молекулярной форму­лы углевода фруктозы.

П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь: решение задачи. Почему китайцы не едят хлеба с маслом?

Т е м а «Основные понятия и законы химии». Методика решения задач на: нахождение относительной молекулярной массы, вычисление отношений масс элементов в веществе, определение массовой доли химического элемента в веществе, нахождение количества вещества по его массе и наоборот, выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении, расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему.

П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь: решение типовых задач на данную тему; оформление задач; обсуждение рациональных способов решения.

Обсуждение алгоритма составления задач на данную тему; составление задач; участие в олимпиаде по химии; индивидуальные консультации. Задачи: 1. Почему японцы живут долго? 2. Почему в Индии собирают мочу коров? 3. Почему индейцы племени куна не болеют?4. Почему вьетнамцы едят землю? 5. Почему в Японии рыба фугу считается деликатесом?

Т е м а «Газообразные вещества». Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы. Молярный объем газов. Нормальные условия. Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях; вычисление объема газообразного вещества по его количеству; определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа. Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.

П р а к т и ч е с к а я  ч а с т ь: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач. Составление задач по темам 1-го года обучения и их защита. Конкурсы «Озадачь друга», «Исправь ошибку у соседа».

Решение занимательных задач. Почему нанайцы редко болеют дисбактериозом? Почему на Руси в квашеную ка­пусту добавляли клюкву? Почему в Китае больных зобом издавна лечат золой морских губок? Почему на кактусовых планта­циях мексиканцы разводят насекомых?

Итоговое занятие. Обобщение материала. Обсуждение и подведение итогов конкурсов.







































приложение к рабочей программе

календарно-тематический план

Классы 8 – 9 кл.

Учитель Шиндяпина Нина Ивановна

Количество часов:

всего 35 часов; в неделю – 1 час


урока

Тема урока

Общее кол-во часов

Количество

часов по теме

  1. Дата проведения

планируемая

  1. фактическая

1

Вводное занятие

1

1



2

Общие требования к решению задач по химии

2

1



3

Способы решения задач. Атомная и молекулярная массы.


1




Растворы

8




4

Основные принципы оформления задач по химии


1



5

Методика решения задач на вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе


1



6

Виды концентраций: процентная и молярная. Переход от одного вида концентрации к другому.


3



7

Практическое занятие


3




Основные понятия и законы химии

10




8

Методика решения задач на нахождение относительной молекулярной массы,


1



9

Методика решения задач на вычисление отношений масс элементов в веществе


1



10

Методика решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе


1



11

Методика решения задач на нахождение количества вещества по его массе и наоборот


1



12

Методика решения задач на выведение простейшей формулы вещества по массовым долям элементов в соединении


1



13

Расчет числа структурных единиц по массе, количеству вещества или объему.


1



14

Практическое занятие


4




Газообразные вещества

11




15

Методика решения задач на определение относительной плотности газа и нахождение по ней относительной молекулярной массы


1



16

Методика решения задач на молярный объем газов. Нормальные условия.


1



17

Принципы решения задач на: определение массы газообразного вещества по его объему, при нормальных условиях


1



18

Вычисление объема газообразного вещества по его количеству


1



19

Определение формулы вещества по массовым долям элементов и относительной плотности газа.


1



20

Практическое занятие: нахождение и обсуждение рациональных способов решения задач.


3



21

Составление задач по темам 1-го года обучения и их защита.


2



22

Конкурсы “Озадачь друга”, “Исправь ошибку у соседа”.


1




Решение занимательных задач.

2

2




Итоговое занятие.

1




23

Обобщение материала. Обсуждение и подведение итогов конкурсов.


1




ИТОГО

35




Литература для педагогов

1. Абкин Г.Л. Задачи по химии для средней школы: Пособие для учителей.-М.: Просвещение,1980.

2. Адамович Т.П. Сборник олимпиадных задач по химии.- Минск: Народная

асвета,1980.

3. Акофф Р. Искусство решений проблемы.-М.:Мир,1982

4. Богоявленский Д.Б. Пути к творчеству.- М.:Знание,1981

5. Ерыгин Д.П. Методика решения задач по химии.- М.: Просвещение,1989.

6. Компьютерные программы по химии(тесты).7. Конкурсный экзамен по

химии. Под редакцией Кузменко Н.Е. в 6 ч. М.: изд-во МГУ,1992.

8. Красноярский А.В. Задачи по химии. В 2 –х ч. М.: «Эолант»,1997.

9. Кузьменко Н.Е. Химия: Для школьников ст. Кл. и поступающих в вузы:

Учебное пособие. М.:;Дрофа,1995.

10. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. М.: Школа—пресс,1996.

11. Лидин Р.А. Химия для абитуриентов. От средней школы к вузу.

М.:Химия.1994.

12. Мовсумзаде Э.М. Химия в вопросах и ответах с использованием ЭВМ.

13. Польские химические олимпиады. Пер. с польск. Под ред. С.С. Чуранова .

М.: Мир,1980.

14.Семенов И.Н. Задачи повышенной сложности по химии. Изд. ЛГУ,1991.

15. Сорокин В.В. Злотников Э.Г. Химия в тестах. СПб.: Химия,1996.

16. Суровцева Р.П. Савицкий С.Н. Задания по химии для самостоятельных

работ учащихся. М.: Просвещение,2000.

17. Химические олимпиады в школе. Сост. С.Н.Перчаткин м.: НПО

Образование,1997.

18. Хомченко Г.Н. Задачи по химии для поступающих в вузы. М.: Высшая

школа,1993.

19. Штремплер Г.И. Методика решения задач по химии. М.:

Просвещение,1998.

Литература для учащихся.

1. Ерыгин Д.П.,Грабовский А.К. Задачи и примеры по химии

межпредметным содержиние(спецпредметы): Учебное пособие для

СПТУ.М.: высшая школа,1989.

2. Конкурсный экзамен по химии. Руководство для абитуриентов. Под общ.

ред. проф. Моск. Ун-та Н.Е. Кузьменко. В 6 ч. М.:Изд-во МГУ,1992.

3. Кузьменко А.В.,Еремин В.В.,Попков В.А. Химия: Для школьников ст. кл. и

поступающих в вузы: Учебное пособие. М.: «Дрофа»,1995.

4. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии: Руководство для

самостоятельной подготовки к экзамену / Серия «ШАНС».М.: «Школа

пресс»,1996.

5. Лидин Р.А.,Молочко В.А. Химия для абитуриентов

6. Михилев Л.А., Асет Н.Ф., Федотова М.И. Задачи и упражнения по

неорганической химии. Учеб. Пособие для техникумов. СПб.: Химия 1995.

7. Потапов В.М., Татаринчик С.Н.,Аверина А.В. Задачи и упражнения по

органической химии. «Просвещение»,1979.

8. Потапов В.М., Чертков И.Н. Проверь свои знания по органической химии:

Пособие для учащихся.»Просвещение»,1979.

9. Пузаков С.А.,Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы:

Программы. Образцы экзаменационных билетов.

Вопросы,упражнения,задачи. М.:Высшая школа,1997.

10. Семенов И.Н. Задачи по химии повышенной сложности(для

абитуриентов). В 4-х выпусках. Л.:Изд-во ЛГУ,1991.

11. Сорокин В.В.,Золотников Э.Г. Химия в тестах: Пособие для школьников

и абитуриентов. СПб.:Химия,1996.

12. Суровцева Р.П.,Савицкий С.Н., Иванова Р.Г. Задания по химии для

самостоятельной работы учащихся: Пособие для учителей.

М.:»Просвещение»,1981.

13. Хомченко Г.П.,Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы: Учебное посоие. М.:Высш. Школа,1993.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!