СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования старшей и подготовительной логопедической группы «Развивай-ка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по — созданию условий для овладения детьми речевыми средствами, способствующими усвоению математических умений и навыков в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования старшей и подготовительной логопедической группы «Развивай-ка»»

0


Пояснительная записка

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей дошкольников – одна из актуальных методических проблем дошкольной педагогики. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24.12.2013г. качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.  

Современный этап развития системы образования, а также новые достижения в области педагогики и психологии ставят в ряд основных проблему повышения эффективности процесса обучения и становления ребенка как активного его участника. В этой связи важное значение приобретают вопросы формирования математических знаний у детей с нарушением речи. Дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по — созданию условий для овладения детьми речевыми средствами, способствующими усвоению математических умений и навыков в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы: создать условия для овладения детьми речевыми средствами, способствующими усвоению математических умений и навыков.

Задачи программы: разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений и коррекции нарушений счетной деятельности у дошкольников. 

Коррекционно - образовательные задачи:

Стимулировать экспрессивную речь ребенка, актуализировать потенциальные речевые возможности, формировать положительную мотивацию речевого общения, речевую активность.

Расширять и уточнять словарный запас, необходимый для формирования математических знаний, умений, навыков, математических понятий.

Коррекционно-развивающие:

Развивать представления об антонимии, синонимии.

Формировать понятийный компонент значения слов.

Дифференцировать речевые обозначения временных, пространственных отношений с помощью предлогов и наречий, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций и сложноподчиненных предложений.

Выявлять предрасположенность к возникновению дискалькулии у детей с нарушениями речи.

Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать эмоционально – положительный настрой к математическим играм.

Программа разработана с учётом следующих источников:

1. Концепция развития математического образования РФ (24.12.2013г.).

2. Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 187с.

3.Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи. ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 624с.

4. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»» под редакцией Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева.

5. ФГОС дошкольного образования.

Математические представления у детей с нарушениями речи отличаются своеобразием. Дети с нарушениями речи имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания.

Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.  Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь, которая, включаясь в структуру формирования и развития функций счета, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой — как организатор деятельности счета. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий. Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную (речевую) организацию практического задания.

 Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи часто пользуются приемом бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно (рассеяно). Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношения к себе и другим предметам.

Характеризуя восприятие времени дошкольниками этой категории, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Однако, дети с нарушениями речи не могут строить связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, оценивать время с разных сторон. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).

Программа дополнительного образования «Развивай-ка» носит комплексный характер, позволяющий развивать у детей не только математические представления, но и универсальные способности — рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Включение в работу всех анализаторов — зрительного, слухового, двигательного, развитие их слаженной деятельности — обязатель­ное условие успешности ОД. Особый акцент при этом делается на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формирование и актуализацию математического словаря. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в логопедической работе задач.

В связи с тем, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, то у ребенка с нарушениями речи при отсутствии коррекционно-развивающих мероприятий замедляется темп интеллектуального развития. Отмечаются нарушения зрительного и слухового восприятия и внимания, зрительной и слуховой памяти, трудности в формировании логических операций, проблемы в развитии зрительно-пространственного восприятия. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкийузкий», «толстыйтонкий». Проявляют сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Для дошкольников с нарушениями речи характерны копирование рисунка справа налево, зеркальное письмо, неточное расположение фигуры либо её деталей в пространстве. У дошкольников с речевыми нарушениями затруднены формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении, формирование счетных навыков, понимание последовательности счета, поэтому работа по развитию математических представлений у этих детей с использованием рекомендаций программ, созданных для детей массовых детских садов, часто практически невозможна.

Учитываются следующие важные факторы, влияющие на содержание математического развития детей:

• личностно-развивающую направленность ОД;

•обеспечение ситуации успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей;

• развитие тех структур мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия;

• соответствие осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям детей, ориентированным на зону их ближайшего развития;

• особенности общего и речевого развития дошкольников с ОНР (З. А. Михайлова).

На ОД применяются различные способы познания: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам, сравнение, экспериментирование. Логопедическая  работа основывается на комплексном подходе. Такой подход предполагает интеграцию счетной деятельности во взаимосвязи с коррекционно-логопедической работой по различным направлениям: развитие и коррекция речи, игровая деятельность, конструктивная, учебная и др.

В основе ОД по математическому развитию, как и по другим направлениям работы, в соответствии с «Программой коррекционно-развивающей работы» лежит лексический принцип, что позволяет всем спе­циалистам работать над накоплением и актуализацией словаря дошкольников.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

Программа «Развивай-ка» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.). ОД проводится один раз в 2 недели, с 1 октября по 1 июня, исключая периоды каникул (первая половина января и первая половина мая). Продолжительность занятия — 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной. Для освоения программы дополнительного образования ОД проводится по подгруппам 10-12 детей.

Начало реализации программы ‒ 2017г.

Окончание реализации программы ‒ 2019г.

1 этап ‒ подготовительный (начало уч. г.) Сентябрьдиагностика;

2 этап ‒ основной (уч. г.)

Октябрь – открытая образовательная деятельность для педагогического коллектива;

Декабрь – открытая образовательная деятельность для родителей старшей и подготовительной группы;

Февраль мастер-класс для родителей «Математический каламбур»;

3 этап ‒ подведение итогов (конец уч. г.)

Майоткрытая ОД для родителей старшей и подготовительной группы»;

Работа консультативного пункта для родителей;

Май диагностика.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам, демонстративные опыты; учебно-игровая деятельность; беседы о связи математики и разных видов искусства; самостоятельная исследовательская деятельность.

Каждая ОД состоит из восьми — десяти этапов. Содержательных заданий на одной ОД не должно быть много, но при этом должна стимулироваться разнообразная деятельность ребенка по исследованию изучаемого понятия и его связей с другими понятиями.

При подготовке к каждой из ОД огромную роль играет предварительная работа. Так, проводить знакомство с цифрами не на занятиях, а при подготовке к ним, в совместной и игровой деятельности, на индивидуальных занятиях на протяжении всего учебного года. В совместной деятельности и на индивидуальных занятиях успешнее проходит и формирование временных представлений, а на ОД они только закрепляются.

Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовой ресурс: согласование с администрацией детского сада.

Мотивационный ресурс: повышение родительской компетенции в вопросах нарушения речи детей дошкольного возраста.

Кадровый ресурс: педагоги.

Материально- технический ресурс: Оснащение развивающей предметно-пространственной среды. Рекомендации для родителей.

Информационный ресурс: подбор методической и познавательной литературы по теме из интернета и периодической печати.

Новизна программы заключается в том, что определены возможности и перспективы логопедического воздействия на формирование предпосылок счетной деятельности и основные направления, содержание и приемы логопедической работы по профилактике коррекции нарушений счетной деятельности у дошкольников. 

Ожидаемые конечные результаты

В конечной цели программы у детей выработан интерес к самому процессу познания математики, что дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Умеют переносить усвоенный опыт в новые жизненные ситуации. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей с нарушениями речи. Выпуск методического материала с речевыми играми математического содержания. Публикации в интернет ресурсах.

Практическая значимость программы

Состоит в том, что создана диагностическая методика для изучения вербальных и невербальных психических функций, обеспечивающих овладение счетными операциями дошкольниками, разработаны направления, содержание и приемы логопедической работы, способствующие совершенствованию обучения, воспитания и формирования речевой и познавательной деятельности детей. Это способствует более успешной их подготовке к овладению программой школьного обучения, предупреждению школьной дезадаптации, а в целом — решению задач социальной адаптации детей с речевой недостаточностью.




































I год обучения старшая группа

Задачи:

1 квартал

1.Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания, в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями.

2.Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше, меньше, поровну.

2 квартал

1.Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме; развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей.

2.Развивать словарный запас детей, вводя в их лексические обороты слова много — мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько, столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед – назад, вверх – вниз, справа – слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и качественному признакам (форма, цвет, величина).

3.Развивать лексико – грамматический строй речи детей: учить образовывать множественное число существительных (гриб – грибы); согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным в роде (красный дом, красная лента, красное платье); в числе (большой кубик – большие кубики); добиваться активного овладения детьми грамматическими формами единственного и множественного числа разных частей речи.

3 квартал

1.Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей. Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами. Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник.

2.Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную моторику (пальчиковая гимнастика).


II год обучения подготовительная к школе группа

Задачи:

1 квартал

1.Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) на один; больше (меньше), чем…; высокий – низкий и т.д.; овал, прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей, связную речь.

2.Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей: образование множественного числа существительного (гриб – грибы); согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина – нет одной машины, один мяч – нет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число.

3.Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения. Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три); сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы предметов по размеру; распознавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала), их зрительно – двигательную координацию.

4.Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления. Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

2 квартал

1.Знакомить детей с арифметически выражениями, продолжать учить их оформлять результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом, находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах десяти; предыдущее число – последующее число, …по счету; многоугольник; названия дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус, равно.

2.Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и самая широкая и т. п. Развивать активный и пассивный словарь детей. Продолжать развивать лексико – грамматический строй речи: учить согласовывать порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса).

3.Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление звука, различать детей по голосу и т.д.

4.Учить детей использовать количественный порядковый счет в пределах десяти (в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового ряда и заканчивать любым числом; сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти).

3 квартал

1.Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи; делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные части, понимать отношения между целым и частью; разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую; узнавать в предметах форму геометрических фигур.

2.Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги.

3.Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 9, математические знаки; распознавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их.

4.Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т. п.). Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Образовательная область


Познавательное развитие





Диагностическая карта программы дополнительного образования «Развивай-ка»

для детей 57 лет

1

Развитие умения словесно обозначать математические понятия (развитие лексико-грамматического строя языка)

 «Найди нужную фигуру по схеме с кодом отрицания «не», «Скажи наоборот» (употребление слов – антонимов)«Узнай и назови времена года» (зима, лето, весна, осень)«Нелепицы» (по временам года)«Времена суток» (назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

2

Знание математической терминологии

«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета)«Глаголы, стройся!» (уточнение понимания глаголов, их употребление)«Поручения» (с использованием математической терминологии).

3

Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти 

«Послушай и назови лишнее слово»«Выложи коврик из геометрических фигур или цифр» (по памяти)«Выполни движения» (по рисунку – схеме)«Послушай и повтори цифры в обратном порядке»«Что изменилось?» (действия с геометрическими фигурами и цифрами)«Дырявый ковер» («ставим заплатки» из цифр или геометрических фигур), «Назови число от указанного числа в прямом и обратном порядке»«Назови пропущенное число среди названных чисел»«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета), «Запомни и повтори», «Копилка» (определение на слух количества звуков)

4

Различие формы величины, восприятие цвета, количественные представления

 «Чем похожи, чем различаются две фигуры»«Разложи по коробкам» (геометрические фигуры разного цвета и размера). «Соедини картинки с одинаковым количеством предметов».

5.

Развитие зрительно-пространственного восприятия 


«Назови, что где находится» (на картине, на схеме)«Сделай зарядку» (с использованием схем упражнений)«Наша квартира»«Цыплята в домике».




6.

Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма

«Нарисуй нужное количество геометрических фигур»«Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру»«Хлопай, как я»«Хлопай так, как на рисунке».

7.

Развитие логических операций


Серия упражнений на числовом материале (закрепление порядкового значения числа)«Раскрась числа разным цветом»«Определи кто и какой по счету в очереди»«На какой жердочке птичка».

8.

Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака

Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых можно кататься»«Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое»«Покажи, что может летать»; «Поручения» (с использованием математических понятий).

9.

Развитие аналитико-синтетической деятельности

«Четвертый – лишний» (цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы)«Чем похожи и чем различаются цифры?».

10.

Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.


«Найди цифру среди других графических знаков (букв)»«Напиши цифру» (перевод слухового образа в графический)«Чем похожи и чем различаются цифры». Напиши соседей числа. Различение правильно написанных цифр при зеркальном расположении элементов. «Нарисуй нужное количество цифр и назови их»

11.

Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

Работа в тетрадях в крупную клетку по словесной инструкции.


12.

Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике

Обводка и штриховка цифр, математических знаков. Лепка, аппликация и вырезание цифр.

13.

Развитие зрительного и слухового гнозиса




«Воспроизведи ряд геометрических фигур, цифр»«Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение – увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например, сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7)«Воспроизведи ритм»«Повтори ряд цифр в обратном порядке».

14.

Развитие пространственного восприятия

Ориентировка и называние правой и левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование цифр.

15.

Развитие умения выполнять математические операции

«Как может получиться число…»«Веселые человечки»«Составь задачу и реши ее» (по наглядной ситуации, по картине, по модели)

16.

Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.


«Понимание текста со скрытым смыслом»«Чем отличается задача от рассказа?»«Какой месяц лишний?». Игры во времена года. «Вчера, сегодня, завтра». Развитие аналитико-синтетической деятельности. Графический диктант в тетрадях в клетку.

17.

Правильное использование речи при описании действий, которые осуществляют дети при манипуляции с конкретными предметами в процессе математической деятельности


18.

Коррекция нарушений понимания и употребление сложных логико-грамматических конструкций и сложноподчиненных предложений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Образовательная область «Познавательное развитие»

Группа ______________ Дата _____________

Ф.и. ребенка

Возраст

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Личностное развитие воспитанника


























































































































































































































































































































































































































































Оценочные критерии выполнения заданий:

1 Не приступает к выполнению задания, не понимает его.

2Приступает к выполнению задания, не задумываясь над правильностью выполнения задания.

3Приступает к выполнению задания, но производит только первую часть инструкции, затем последовательность выполнения задания нарушается, действия не направлены на получение результата, допускает дветри ошибки.

4Приступает к выполнению задания, но выполняет задание только после словесного объяснения хода его выполнения.

5Задание выполняет правильно и самостоятельно, владеет математическим словарём в объёме данного задания и может применять его в практической деятельности.



















Календарно – тематический план работы программы дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями речи «Развивай-ка»

Старшая группа

Месяц

Неделя

Название, цель

Используемая литература

Сентябрь



Определить уровень математических представлений у детей

Выявление трудностей у детей ‒диагностика

Октябрь

«Домашние животные»

Образовательные задачи: Формировать навык количественного и порядкового счета в пределах 10.  

 Закреплять количественные и порядковые числительные, «Сколько всего?», «Который по счету?»

Совершенствовать навык сравнения множеств, умение узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник)

Формировать умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже), навыка ориентировки на плоскости.

Формировать представления о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельности, зрительное и слуховое восприятие и внимание, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, навык сотрудничества в игровой и учебной деятельности.


Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР»


Приложение 1




«Золотая осень»

Образовательные задачи. Формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах десяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?». Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Формировать представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части. Совершенствовать умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения; навыков ориентировки на плоскости. Формировать навык сравнения предметов по высоте на глаз; умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем порядке в пределах десяти. Совершенствование умения выполнять задание, руководствуясь образцом.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительные операций, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, осязания, тонкой моторики, умения воспроизводить изображения по памяти.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, навык сотрудничества в игровой и учебной деятельности.


Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР»

Приложение 2


Ноябрь

«Поздняя осень»

Образовательные задачи. Формировать навык счёта в пределах десяти. Закреплять в речи количественные числительные, ответы на вопрос «Сколько всего?» Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Знакомить с составом числа («два», «три»). Соотносить числа и цифры. Ознакомить с цифрами «1», «2», «3», «4». Подготавливать к формированию представлений об арифметических действиях. Совершенствовать умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник), конструктивные навыки. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (ширине, длине) способами наложения и приложения, умения пользоваться сравнительными прилагательными (шире, уже, длиннее, короче), представления о времени (времён года). Совершенствовать конструктивные навыки, навыки ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, координацию речи с движением, тонкую моторику, речевой слух.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества.

Приложение 3



«Декоративно-прикладное искусство»

Образовательные задачи. Формировать навык количественного счёта в пределах десяти. Закреплять в речи количественные числительные. Ответы на вопрос «Сколько всего?» Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Подготавливать к формированию представлений об арифметических действиях. Знакомить с нулём как цифрой, обозначающей отсутствие предметов, подлежащих счёту. Знакомить с составом чисел («два», «три», «четыре»). Соотносить числа и цифры. Совершенствовать умения узнавать и различать объёмные геометрические фигуры (шар, куб. цилиндр), навык ориентировки на плоскости и в пространстве. Формировать временные представления (части суток).

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, конструктивные способности, творческое воображение, умение работать по заданной схеме, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, навык сотрудничества.

Приложение 4

Декабрь

«Наша родинаРоссия»

Образовательные задачи. Закреплять навык количественного и порядкового счёта в пределах десяти. Закреплять в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?» Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Закреплять навык отсчитывания заданного количества предметов из большего количества. Подготавливать к формированию представлений об арифметических действиях. Знакомить с количественной моделью натурального ряда чисел. Закреплять знания о нуле. Совершенствовать навык определения объёма с помощью условной мерки, умения узнавать и различать объёмные геометрические фигуры, выполнять сооружения по данной схеме, представления о времени. Актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, навык сотрудничества.






«Новогодние чудеса»

Образовательные задачи. Закреплять навык счёта в пределах десяти. Закреплять в речи количественные числительные, ответ на вопрос «Сколько всего?» Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Подготавливать к формированию представлений об арифметических действиях. Закреплять знания о нуле как цифре, обозначающей отсутствие предметов. Совершенствовать умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов, умения определять форму предметов. Формировать понятие четырёхугольник. Знакомить с новой объёмной геометрической фигурой – конусом. Закреплять представления о времени. Актуализировать наречия вчера, сегодня, завтра, раньше, позже. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, творческое воображение. Конструктивные навыки, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, навык сотрудничества.


Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 303


Приложение 6

Январь

«Неделя творчества»

Образовательные задачи. Закреплять навык количественного счёта в пределах десяти. Совершенствовать навык уравнивания множеств. Подготавливать к формированию представлений об арифметических действиях. Актуализировать наречия поровну. Закреплять навык отсчитывания заданного количества предметов из большего количества. Знакомить с составом числа «шесть». Закреплять представления о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части, умения называть часть. Упражнять в соотнесении числа и цифры. Формировать навык ориентировки в пространстве. Развивать конструктивные навыки. Совершенствовать навык работы по заданной схеме.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение выполнять задания педагога сообща.


Приложение 7



«Зимние забавы, зимние виды спорта» Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного счёта в пределах десяти. Закреплять навык счёта парами. Совершенствовать умение сравнивать рядом стоящие числа с использованием зрительной опоры. Закреплять представления о времени (дни недели). Формировать умения дифференцировать форму геометрических фигур на ощупь. Совершенствовать конструктивные навыки.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную операцию и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества.

Приложение 8

Февраль

«Мир животных»

Образовательные задачи. Объединять части в целое множество. Устанавливать зависимость между множеством и его частью. Подготавливать к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Совершенствовать умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствовать конструктивные навыки, умения раскладывать предметы по высоте в убывающем порядке, измерять высоту различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закреплять в речи сравнительные формы прилагательных: выше, ниже, самый низкий, самый высокий. Совершенствовать навык ориентировки по плану. Закреплять временные представления.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, произвольность, активность, навык сотрудничества.

Приложение 9



«Защитники Отечества»

Образовательные задачи. Совершенствовать навык порядкового и количественного счёта в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотносить числа и цифры. Знакомить с количественной моделью натурального ряда чисел. Совершенствовать умения сравнивать рядом стоящие числа (зрительной опорой). Закреплять знания о составе числа («пять», «шесть»). Формировать навык сравнения предметов по величине (высоте, ширине) и раскладывать их в порядке возрастания. Совершенствовать конструктивные навыки, умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Закреплять временные представления.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать универсальные способности, умение решать проблемные ситуации, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать коммуникативность, навык сотрудничества, самооценки, инициативности, самостоятельности.

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр.353

Приложение 10

Март

«Женский праздник»

Образовательные задачи. Объединять части в целое множество. Устанавливать зависимость между множеством и его частью. Подготавливать к пониманию сущности арифметического действия сложения. Закреплять умения и навык отсчитывания и присчитывания по одному в пределах десяти. Совершенствовать навык порядкового счёта. Формировать понимание значения порядковых числительных и вопроса «Который по счёту?» Знакомить с количественным составом числа из единиц. Совершенствовать умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур. Сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствовать умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закреплять в речи сравнительные формы прилагательных длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Совершенствовать умение делить целое на части. Формировать представления о том, что часть меньше целого.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельности, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, произвольность, навык сотрудничества.

Приложение 11



«Весна пришла!»

Образовательные задачи. 

Знакомить с операцией удаления части из множества. Подготавливать к усвоению сущности арифметического действия вычитания. Совершенствовать умение измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закреплять в речи сравнительные формы прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Совершенствовать умение выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Закреплять временные представления (времена года).

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельности, творческое воображение, речевой слух, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 362

Приложение 12

Апрель

. «Космические просторы»

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного и порядкового счёта в пределах десяти. Объединять части в целое множество. Устанавливать зависимость между множеством и его частью. Подготавливать к пониманию сущности арифметического действия сложения. Совершенствовать умения делить целое на части. Совершенствовать умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствовать навык ориентировки геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, речевой слух, творческое воображение, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, произвольность, навык сотрудничества.

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 403

Приложение 13



«Дорожная азбука» Образовательные задачи. Закреплять навык счёта в пределах десяти. Совершенствовать навык сравнения и уравнивания множеств. Подготавливать к формированию преставлений об арифметических действиях. Актуализировать наречие поровну. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости. Формировать умение определять объём с помощью условной мерки. Знакомить с составом числа «шесть».

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, речевой слух, навык конструирования, творческого воображения, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, навык сотрудничества.

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 312

Приложение 14

Май

«Опыты и эксперименты»

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного и порядкового счёта в пределах десяти. Формировать навык отсчитывания предметов и счёта на слух. Объединять части в целое множество. Устанавливать зависимость между множеством и его частью. Подготавливать к пониманию сущности арифметического действия сложения. Формировать умения сравнивать рядом стоящие числа с опорой на сравнение конкретных групп предметов. Совершенствовать умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закреплять в речи сравнительные формы прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Совершенствовать умения делить целое на части, навык измерения объёма жидкости с помощью условной мерки. Закреплять представления о временах года.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание, память, речевой слух, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, произвольность, навык сотрудничества.

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 425

Приложение 15



«Лето. Цветы»

Образовательные задачи. Совершенствовать представления о натуральном ряде чисел. Объединять части в целого множество. Устанавливать зависимость между множеством и его частью. Подготавливать к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Совершенствовать умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Развивать зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, конструктивные навыки. Совершенствовать навык ориентировки по плану.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание, речевой слух, координацию речи с движением, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, произвольность, навык сотрудничества.

Н. В. Нищева.

«Развитие математических

представлений

у дошкольников с ОНР», стр. 434

Приложение 16

Диагностика

Календарно - тематический план работы программы дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями речи «Развивай-ка»

Подготовительная группа

Месяц

Неделя

Название, цель

Используемая литература

Сентябрь



Определить уровень математических представлений у детей

Выявление трудностей у детей диагностика

Октябрь

Правила Дорожного Движения

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного счета в пределах десяти, навык счета на слух, навык соотнесения числа и цифр. Закреплять знания о составе числа (числа «семь», «восемь», «девять»). Формировать умения узнавать контур цифры не только визуально, но и тактильно. Совершенствовать навык распознавания геометрических фигур.

Совершенствовать навык ориентировки на плоскости. Совершенствовать временные представления (формировать умения называть месяцы осени).

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание, восприятие, зрительно-моторную координацию.

Воспитательные задачи. Воспитывать самостоятельность, навык сотрудничества, взаимопонимания.

Приложение 17



Человек. Части тела

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного и порядкового счета в пределах десяти. Формировать умения сравнивать множества способом установления взаимно однозначного соответствия. Формировать умения составлять математические выражения с математическими знаками «» и «», умения составлять условие и ставить вопрос задачи, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Формировать сериацию, как необходимый фактор понимания структуры числа. Упражнять в сравнении людей по росту (по высоте). Формировать умения сравнивать и классифицировать предметы одновременно по трем признакам. Совершенствовать навык распознавания геометрических фигур. Закреплять в речи названий геометрических фигур: круг, овал.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, тактильные ощущения, тонкую моторику.

Воспитательные задачи. Формировать мотивационную готовность к школьному обучению, воспитывать мотивацию достижения успеха, активность, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества.

Приложение 18

Ноябрь

Перелётные птицы

Образовательные задачи.

Совершенствовать навык порядкового счета в пределах десяти. Развивать представления о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формировать умения считать двойками. Формировать умение составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользуясь математическими знаками. Совершенствовать временных представлений (части суток). Совершенствовать навык ориентировки на плоскости и в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать математическое мышление, зрительное внимание и восприятие, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать положительное отношение к образовательной деятельности, навык сотрудничества, активности, самостоятельности.

Приложение19

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст. у дошкольников с ОНР», стр.81





Наша столица Москва

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного счета в пределах десяти. Устанавливать взаимно однозначные соответствия. Закреплять представления о связях и отношениях между стоящими рядом числами. Формировать умения называть числа в ряду в обратном порядке. Закреплять умения увеличивать или уменьшать число на один. Закреплять представления о многоугольнике. Формировать умения составлять план - карту. Совершенствовать умения ориентироваться на плоскости. Закреплять умения использовать условную мерку для измерения массы жидких тел, для измерения высоты тел.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать математическое мышление, творческое воображение, зрительное восприятие и внимание, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи.  Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Приложение 20

Декабрь

Зима

Образовательные задачи. Совершенствовать навык счета двойками. Формировать умение составлять условие и ставить вопрос задачи. Совершенствовать умение решать задачу, навык конструирования построек из объемных геометрических фигур по схеме и описанию. Формировать навык ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Приложение21

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст.

у дошкольников с ОНР», стр.158




Новый год. Зимние забавы

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного и порядкового счета в пределах десяти, умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами, умение соотносить число и количество предметов. Совершенствовать умение классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков, представления о многоугольнике, умения измерять и сравнивать длину предметов с помощью линейки. Формировать представления о сантиметре как единице измерения длины предмета. Совершенствовать временные представления (дни недели). Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, речевой слух, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Приложение22

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст. у дошкольников с ОНР», стр.200


Январь

Дикие животные

Образовательные задачи. Развивать навык порядкового счета. Совершенствовать навык распознавания геометрических фигур. Формировать умения делить квадрат на разные части. Закреплять представления о том, что часть меньшего целого. Знакомить с проекциями конструкции из геометрических форм. Формировать умения измерять высоту предметов с помощью линейки, представления о сантиметре как единице измерения высоты предмета. Совершенствовать навык ориентировки в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать проективное мышление, зрительное восприятие и внимание, конструктивные навыки, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать навык сотрудничества в игровой деятельности, самостоятельность, активность, инициативность.

Приложение 23

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст. у дошкольников с ОНР», стр.208



Животные Севера

Образовательные задачи. Закреплять навык количественного счёта в пределах десяти. Совершенствовать навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготавливать к формированию представлений об арифметических действиях. Актуализировать наречие поровну. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости. Формировать умения определять объём с помощью условной мерки.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия в игровой и образовательной деятельности, самостоятельность, активность.

Приложение24

Февраль

Транспорт

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного и порядкового счета в пределах десяти, счета двойками, составления и решения задач, распознания геометрических фигур, умения измерять и сравнивать длину предметов, умения сравнивать предметы по размеру в целом и располагать их в последовательности от самого маленького до самого большого, навыка ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия в игровой и образовательной деятельности, самостоятельность, активность.

Приложение25

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст. у дошкольников с ОНР», стр.215




Защитники Отечества

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного счета в пределах десяти. Формировать умения соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действия. Совершенствовать навык распознавания геометрических фигур. Закреплять в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, четырехугольник. Совершенствовать навык сооружения постройки из плоскостных фигур по заданной схеме. Совершенствовать умение делить круг на четыре части. Совершенствовать умение измерять и сравнивать длину и ширину предметов с помощью условной мерки. Совершенствовать умение измерять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Совершенствовать навык ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи.  Развивать речевую и мыслительную деятельность, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Воспитательные задачи.

Формировать навык сотрудничества, самостоятельность, активность.

Приложение 25

Март

Мамин праздник

Образовательные задачи. Совершенствовать умение продолжать заданный узор, решать примеры. Закреплять умение измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине. Совершенствовать умение пользоваться чашечными весами, сравнивать вес предметов при взвешивании на чашечных весах, временных представлений (времени года, части суток). Формировать навык определения времени по часам, элементарных представлений об изменении температуры воздуха.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух, мелкую моторику, графомоторные навыки.

Воспитательные задачи. Воспитывать положительного отношения к образовательной деятельности, формировать самостоятельность, активность, инициативность.

Приложение 27

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст. у дошкольников с ОНР», стр.308




Весна

Образовательные задачи. Совершенствовать умения продолжать заданный узор, решать примеры. Закреплять умения измерять с помощью условной мерки и сравнивать предметы по длине. Совершенствовать умения пользоваться чашечными весами, сравнивать вес предметов при взвешивании на чашечных весах, временных представлений (времени года, части суток). Формировать навык определения времени по часам, элементарные представления об изменении температуры воздуха.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, речевой слух, мелкую моторику, графомоторные навыки.

Воспитательные задачи.

Формировать самостоятельность, активность.

Приложение 28

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст. у дошкольников с ОНР», стр.312


Апрель

Космос

Образовательные задачи. Совершенствовать умения составлять условие и ставить вопрос к задаче, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=». Закреплять представления о сравнимости и относительности величины. Совершенствовать умения измерять длину предмета с помощью условной мерки и линейки. Формировать представления о метре как мере длины. Совершенствовать навык ориентировки в пространстве. Формировать представления о метре как мере длины, представлений о термометре.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, координацию речи с движением, речевой слух, тонкую моторику.

Воспитательные задачи.  Формировать самостоятельность, активность, инициативность.

Приложение 29



Насекомые

Образовательные задачи. Совершенствовать навык количественного и порядкового счета в пределах первого десятка, навык счета на слух, умения решать задачу, пользоваться математическими знаками «-» и «=», навык работы по заданной схеме, конструктивные навыки, временных представлений, умение определять время по часам, графомоторные навыки. Развивать навык ориентировки на листе бумаги в клетку.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать зрительное восприятие и внимание, мыслительную и речевую деятельность, пальцевую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение, навык счета на слух.

Воспитательные задачи. Развивать активность, инициативность, навык сотрудничества, взаимодействия.

Приложение 30

Май

Труд людей весной

Образовательные задачи. Совершенствовать навык порядкового и количественного счета в пределах десяти. Формировать умение подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Совершенствовать навык ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку, навык ориентировки во времени, умение определять время по часам.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное воспитание, внимание и память, зрительный гнозис и конструктивный праксис, графомоторные навыки, пальцевую моторику.

Воспитательные задачи. Воспитывать навык сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Приложение 31



Скоро в школу

Образовательные задачи. Совершенствовать вычислительные навыки, умение устанавливать взаимно однозначные соответствия, умение измерять длину предметов условными мерками и линейкой, временные представления (времена года, месяцы).

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать мыслительную и речевую деятельность, проективное видение, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навык сотрудничества, взаимопонимания.

Приложение 32

Н.В. Нищева «Развитие матем.  предст.

у дошкольников с ОНР», стр.443

Диагностика







ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция развития математического образования РФ (24.12.2013г.)

  2. ФГОС дошкольного образования

  3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях / Л. Б. Беряева, С. Ю. Кондратьева ‒ СПб.: КАРО, 2007. ‒ 288с.

  4. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). ‒СПб.: Изд. РГПУ им. Герцена. 2002.

  5. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трёх до семи / З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 176с.

  6. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников / З. А. Михайлова ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 128с.

  7. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математикаэто интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика. Освоение математических представлений / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 208с.

  8. Моргачёва И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений / И. Н. Моргачёва ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. ‒ 212с.

  9. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 187с.

  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 624с.

  11. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 4-5 и 5-6 лет) ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 448с.

  12. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет) ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 456с.

  13. Нищева Н. В. Играйка 13. Соображайка. Игры для развития мыслительной и речевой деятельности, математических представленией у старших дошкольников ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 156с.

  14. Новикова В. П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 37 лет / В П. Новикова, Л.И Тихонова «Мозаика синтез», 2015.  72 с.

  15. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать: книга для работы взрослых с детьми / Р. Г. Чуракова; под ред. О. А. Захаровой. ‒ М. : Академкнига / Учебник, 2015. ‒ 96с.