РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК
(художественно-эстетическая направленность)
«Вдохновение»
| Составитель: Додонова И.И. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории |
2015 г.
Пояснительная записка
В основе концепции литературно - драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства: театральная деятельность и литература.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки отрывков из сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Цели и задачи:
1. Развивать творческие возможности детей.
2. Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.
3. Развивать у детей навыки действовать на сцене логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.
4. Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние.
5. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
6. Воспитывать культуру речи, приобретать навыки дикции, мимики и пластики.
7. Воспитывать в детях нравственные качества: добро, милосердие, внимание к людям, родной земле.
8. Воспитывать наблюдательность, внимание, воображение.
Организация деятельности литературно драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных гостиных, где будут читаться стихи и проза как известных авторов, так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценировка сценок из жизни школы и постановка пьесок для свободного просмотра, проведение литературных вечеров.
Дети должны знать и уметь:
знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок;
знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть;
читать выразительно стихи, басни;
уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений;
уметь работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене, уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя.
Содержание программы
Программа кружка ориентирована на учащихся 5 классов. и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций. Программа имеет два направления – литературное и театральное мастерство. В рамках первого на базе кружка будут организованы литературные вечера, в рамках второго планируются театральные постановки. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
№№ | Название темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности. Актерское мастерство | 1 |
2. | Беседа о театральном искусстве. Искусство декламации. Выразительность чтения. Дикция. Орфоэпия | 2 |
3. | Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука | 6 |
4. | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | 2 |
5. | Виды театров, их сходства и различие. | 6 |
6. | Роль и задачи театра во время Великой Отечественной войны | 1 |
7. | Логика чтения. Логические паузы | 10 |
8. | Репетиции спектаклей и подготовка к школьным праздникам | 10 |
9. | Литературно - музыкальная композиция | 10 |
10. | Участие в школьных мероприятиях | 20 |
11. | Итоговое занятие. Обсуждение работы кружка | 1 |
| Итого: | 70 |
Календарно - тематическое планирование работы кружка
№ | Дата | Тема теоретического занятия | Практика |
план | факт |
1 | | | Вводное занятие. Ознакомление с правилами техники безопасности | Простейшие упражнения и игры. |
2-3 | | | «Что такое театр?» | Простейшие упражнения и игры. |
4-5 | | | Слово и современная сцена | Подготовка к выступлению на сборе ( прием в октябрята) |
6-7 | | | Игры, упражнения, этюды | Подготовка к общешкольному мероприятию «День Учителя» |
8-9 | | | «Учитель! Перед именем твоим…» | Репетиция сценок к празднику |
10-11 | | | Действие как главное выразительное средство актерского искусства | Чтение в лицах стихов А. Барто, О. Высотской, разучивание скороговорок |
12-13 | | | Искусство декламации. Дикция. Орфоэпия | Работа над этюдами |
14-15 | | | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок |
16-17 | | | «Загляните в мамины глаза» | Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери» |
18-19 | | | «Загляните в мамины глаза» | Подготовка к общешкольному мероприятию «День матери» |
20-21 | | | «Загляните в мамины глаза» Литературно – музыкальная композиция | Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Дню Матери |
22-23 | | | Работа над текстом. Чтение по ролям. Упражнения | Совместная подборка сценок к Новому году. |
24-25 | | | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок |
26-27 | | | «Новогодние приключения» | Подбор сценок, распределение ролей к Новому году |
28-29 | | | «Новогодние приключения» | Обсуждение образов, подбор костюмов |
30-31 | | | «Новогодние приключения» | Репетиция. |
32-33 | | | «Новогодние приключения» | Выступление на общешкольном мероприятии, посвященном Новому году |
34-35 | | | Рождество Христово | Рождественские посиделки. Разучивание колядок |
36-37 | | | Коляда пришла! | Рождественские посиделки. |
38-39 | | | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину |
40-41 | | | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Подготовка к литературно – музыкальной композиции, посвященной памяти А.С.Пушкину |
42-43 | | | «Он памятник воздвиг себе нерукотворный…» | Выступление. Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти А.С.Пушкину |
44-45 | | | «Женский день Восьмое марта» | Подготовка к Восьмому марта. Подбор стихов, сценок |
46-47 | | | «Женский день Восьмое марта» | Репетиция к празднику |
48-49 | | | «Женский день Восьмое марта» | Выступление на празднике |
50-51 | | | Искусство декламации. Выразительность чтения. | Чтение материала: басен, стихов, сценок |
52-53 | | | Общение. Взаимодействие. Этюды | Подготовка к празднику «День Победы»». Подборка материалов для выступления, распределение ролей. |
54-55 | | | «День Победы! Как он был от нас далек…» | Репетиция. Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Победы |
56-57 | | | «День Победы! Как он был от нас далек…» | Выступление на митинге, посвященном Дню Победы |
58-60 | | | Словесное действие. Упражнения | Разучивание стихов и басен |
61-62 | | | «Школьные годы чудесные» | Репетиция минипостановок для «Последнего звонка» |
63-64 | | | «Школьные годы чудесные» | Репетиция минипостановок для «Последнего звонка» |
65-69 | | | «Школьные годы чудесные» | Участие в празднике Последнего звонка |
70 | | | Заключительное занятие. Подведение итогов работы | Обсуждение работы кружка |
Список литературы для учащихся
Богуславская Н. Е., Кунина Н. А. Веселый этикет. - Екатеринбург, 1997.
Градова К.В. Театральный костюм. - М.,1987.
Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М., 1997.
Мерцалова М.Н. Костюмы разных времён и народов. - М., 1981.
Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.
Список литературы для педагогов
1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.
2. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.
3. Градова К.В. Театральный костюм. - М.,1987.
4. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984.
5. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
6.. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
7. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.